Конец года, но новые предприятия все открываются и открываются. В декабре открыто 8 крупных производств, с инвестициями более 1 млрд рублей. Радует, что среди запущенных производств несколько машиностроительных предприятий и производств электроники.
© Фото из открытых источников
Госкорпорация Ростех открыла на самарском предприятии «Кузнецов» Объединенной двигателестроительной корпорации центр компетенции по производству зубчатых колес для коробок приводов — связующего элемента между двигателем и другими агрегатами. Комплекс будет выпускать 100 тыс. единиц продукции в год на новом оборудовании, повысившем эффективность производства более чем на 30%.
Общая сумма финансирования проекта составила порядка 2,5 млрд рублей
© gov39.ru
В Озёрске Калининградской области 27 декабря заработал завод «Балткат» по производству медной катанки.
Проект «Балтката» является резидентом Особой экономической зоны Калининградской области. Государственную поддержку получило производство, которое позволит отказаться от ввозимой из Евросоюза медной катанки.
Годовая производственная мощность нового предприятия составляет пять тысяч тонн медной катанки диаметром 8 мм, которую в дальнейшем используют для изготовления изолированных проводов различных сечений.
Сейчас на производстве занято более 25 человек.
Объем инвестиций в производство бескислородной медной катанки составляет 90 млн рублей
© phototass1.cdnvideo.ru
ПАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина» — промышленное предприятие, которое производит военную технику. Входит в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
В рамках госпрограммы по диверсификации производства на предприятие созданы новые подразделения: термический участок кузнечно-термического цеха и производственно-технологический комплекс по разработке и изготовлению высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Оба объекта были введены в эксплуатацию в декабре нынешнего года.
© itechnopark.ru
23 декабря в технопарке «Саров» Нижегородской области стартовал совместный проект АО «Завод энергетического оборудования Энергопоток» и АО «Технопарк-Технология» — запуск нового цеха по производству запорной арматуры для АЭС.
© Фото из открытых источников
На Мурашинском фанерном заводе, расположенном в Кировской области, открылась вторая линия производства широкоформатной фанеры.
Запуск второй линии позволил вдвое увеличить объёмы производства широкоформатной березовой фанеры — с 60 до 120 тысяч кубометров в год. Инвестиции в проект второй очереди завода составили более 1 млрд рублей.
© Фото из открытых источников
ООО «ОБО Беттерманн Производство» завершило строительство второй очереди завод на территории производственно-логистического центра в ОЭЗ «Липецк».
На данный момент компания осуществляет пуско-наладку линии продольной резки; запуск собственного роспуска рулонного металлопроката запланирован на начало следующего года. Проектная мощность линии — до 25 тыс. тонн в год.
На липецкой площадке ОБО Беттерманн производятся кабеленесущие конструкции, системы молниезащиты и крепежные материалы для российских потребителей.
Инвестци составили 3,4 млрд рублей.
© Фото из открытых источников
В Хабаровском крае запустили новые цеха на деревоперерабатывающем комплексе «Леспром ДВ». На заводе появился цех по производству лущеного шпона, котельная и сушильные камеры, в которых одновременно можно обрабатывать до 1200 кубов древесины.
«Наше предприятие для района имени Лазо имеет очень многое, потому что лесозаготовка, то есть начало нашей работы в лесничествах, а продукция лесозаготовки, то есть кругляк, поступает сюда, где непосредственно созданы более 200 рабочих мест
В проект инвестировано около 2 млрд рублей.
В Череповце запущено производство сульфата аммония
© Фото из открытых источников
Строительство производства сульфата аммония, который служит сырьем для минеральных удобрений, завершено в Череповце Вологодской области на производственной площадке компании «Фосагро». Первую продукцию планируется получить весной 2020 года.
Общий объем инвестиций составил более 2,4 млрд рублей.
© Фото из открытых источников
На заводе «Радуга» во Владикавказе открыли цех поверхностного монтажа. В ходе проведенных переговоров с концерном ГО «Алмаз-Антей» было принято решение о расширении номенклатуры выпускаемых на предприятии изделий.
В новом цехе будет проводиться поверхностный монтаж — технология изготовления электронных изделий на печатных платах, а также связанные с данной технологией методы конструирования печатных узлов. Создано 20 рабочих мест для молодых специалистов.
Печатные платы завода «Радуга» применяют на метеостанциях и радиолокационных станциях аэропортов. В военной продукции их устанавливают в переносных зенитно-ракетных комплексах, С-400 и «Панцирь».
© Фото из открытых источников
Группа компаний «Реал-Инвест» 19 декабря официально открыла в рабочем поселке Гидроторф (Балахнинский район, Нижегородская область, собственная промплощадка группы) завод по утилизации дымогарных газов и производству двуокиси углерод.
Инвестиции в строительство завода составили порядка 426 млн рублей
© Фото из открытых источников
Новый производственный цех завода «Сатурн» запущен в Краснодаре.
Основными потребителями продукции станут отечественные и зарубежные авиастроительные и авиаремонтные предприятия, ведомства и коммерческие организации, эксплуатирующие авиационную технику.
ПАО «Сатурн» — разработчик и производитель солнечных и аккумуляторных батарей для космических аппаратов, контрольно-измерительной аппаратуры и комплектных автономных фотоэлектрических систем энергоснабжения. Изделия «Сатурна» используются на всех типах околоземных орбит и в условиях дальнего космоса. За годы существования предприятие оснастило солнечными и аккумуляторными батареями более 1200 спутников.
В 2018 году «Сатурну» был одобрен льготный заем по программе софинансирования «Проекты развития» в объеме 100 млн рублей
© Фото из открытых источников
АО «Транснефть — Сибирь» ввело в эксплуатацию новый производственный комплекс на базе Тюменского ремонтно-механического завода (ТРМЗ) в г. Тюмени.
Производственный комплекс ТРМЗ обеспечит организации системы «Транснефть» продукцией машиностроения, нестандартными металлоконструкциями, комплектующими для ремонта и обслуживания нефтеперекачивающего оборудования, резервуарных парков и линейной части трубопроводов.
Объем инвестиций составляет порядка 3 млрд рублей.
Дополнительно создано 200 рабочих мест.
© lipetskmedia.ru
13 декабря в селе Сенцово Липецкого района запущено предприятие по производству продукции для бытовой электротехники, автомобилей и строительной индустрии. На первом этапе здесь будут производить резиновые уплотнители для холодильников и стиральных машин. В последствии наладят производственную линию уплотнителей для металлических дверей.
Объём инвестиций в проект итальянской компании Ilpea составил сумму в 600 млн рублей.
На предприятии уже сейчас трудится около 100 человек.
© Фото из открытых источников
Швейная компания «Приоритет» открыло производство в Сердобске Пензенской области.
Компания является резидентом территории опережающего социально-экономического развития. Кожгалантерейные товары — чемоданы, дамские сумки и другие изделия из кожи, изготавливаемые на базе ООО «Приоритет», реализуются в России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Модельный ряд насчитывает более 2 тысяч наименований, дизайн изделий разрабатывается местными технологами.
На предприятии уже создано 20 рабочих мест. К 2022 году планируется открыть еще 180 новых вакансий.
© sun1-27.userapi.com
На Челябинском цинковом заводе (предприятие металлургического комплекса УГМК) состоялась церемония открытия кислородной станции производительностью 10 тысяч кубометров в час.
Стоимость объекта составила 1,7 млрд рублей.
© Фото из открытых источников
Улан-Удэнский авиазавод начал тестовые работы в окрасочно-сушильной камере нового окрасочного корпуса.
АО «Вагоноремонтный завод» открыл новый цех в Башкирии
© Фото из открытых источников
10 декабря на площадке АО «Вагоноремонтный завод» в Стерлитамаке (Башкирия) состоялось открытие нового цеха по ремонту колёсных пар подвижного состава.
Теперь на заводе будут производить капитальный ремонт колёсных пар в объёме 70 000 единиц в год. Открытие нового цеха это не только увеличение производственной мощности вагоноремонтного завода, но и создание более 80 рабочих мест.
© belregion.ru
ООО «Технолайн-ЛКМ» открыло цех по производству полиэфирных смол мощностью 14 тыс. тонн в год в Шебекинском городском округе Белгородской области.
Цех будет производить в год 4 тыс. тонн сухих смол и 10 тыс. тонн жидких смол, которые предназначены для шинной промышленности, резинотехнических изделий, кабельной промышленности, для нефтяного бизнеса и геологоразведки. Сырьем послужат продукты лесохимической промышленности и производные пищевой промышленности, такие как глицерин.
© Фото из открытых источников
6 декабря дан старт работе нового предприятия в Арамили по производству изделий из кожи. В течение года на площадке «Урал кожи» будет создано около 80 рабочих мест, сотрудники предприятия будут шить сумки, кошельки, ремни, детские наборы, снаряжение для охотников, а также изделия для собак.
«Урал кожа» имеет собственную сырьевую базу — кожа для изделий производится на Камышловском кожевенном заводе, также у предприятия есть производственная площадка в Дегтярске.
© Фото из открытых источников
Госкорпорация Ростех открыла на базе рыбинского предприятия «ОДК-Сатурн» крупнейший в России центр по изготовлению лопаток турбин для авиационных, морских и промышленных двигателей. Новый литейный корпус площадью 15 тысяч квадратных метров построен с «нуля». В цехе установлены две производственные линии.
Инновационное производство позволит ежегодно выпускать компоненты для более чем 2 тысяч авиадвигателей — российских и зарубежных.
На площади 20 тыс. кв. м. установлены более 180 единиц современного высокотехнологичного оборудования, которое повысит производительность труда на 60%. Уже в 2020 году предприятие ОДК удвоит объемы производства — до 280 тысяч лопаток в год. К 2024 году производительность центра должна вырасти в семь раз — на его мощностях планируется выпускать около 900 тысяч единиц продукции, в том числе для зарубежных партнеров.
Объем инвестиций в проект превысил 3 млрд рублей.
Новый цех обеспечит рабочими местами 300 человек.
© stnmedia.ru
4 декабря в Нижнем Новгороде открылся завод по переработке вторичных полимеров «Фантастик Пластик». Предприятие является самым крупным по мощности переработки вторсырья в России
Завод будет заниматься переработкой пластиковых отходов в необходимые для промышленности продукты — флексы и гранулят.
Объём инвестиций в запуск завода составил 750 млн рублей.
На предприятии создано 115 рабочих мест
© gs-group.com
GS Group на 10% увеличил мощности производства электроники в Калининградской областию
В конце августа GS Group объявил о запуске на АО «НПО «ЦТС» (в составе инновационного кластера «Технополис GS», г. Гусев Калининградской обл.) еще одной производственной линии поверхностного монтажа электронных компонентов на плату. Теперь предприятие способно выпускать до 1 440 000 устройств в месяц с уменьшением минимальной партии до 500 единиц.
Инвестиции в расширение производства превысили 30 млн рублей.
© engels-city.ru
В 2019 году в Саратовской области ООО «Премиум Текстиль», которое осуществляет свою деятельность с 2016 года, реализовало инвестиционный проект по строительству нового производственного цеха, что позволило расширить базу фабрики с тысячи до трех тысяч квадратных метров.
Создано дополнительно до 100 новых рабочих мест.
Итого за декабрь 2019 года
23 новых производства
из них 8 производств с инвестициями более 1 млрд рублей (19 000 млн)
общий объем объявленных инвестиций около 21 млрд рублей
у 10 производств объем инвестиций не сообщается
Как США захватывают экономику России. На примере «Русала»
Российский алюминиевый гигант «Русал» инвестирует 200 млн долларов в строительство крупнейшего в США завода, который займётся прокатыванием российских алюминиевых слябов для американского автопрома. Ещё недавно подобное было сложно себе представить, однако теперь Вашингтон не только ставит под контроль эту отрасль в России, но и будет пользоваться её благами.
Если говорить о последних перипетиях в жизни крупнейшей в России алюминиевой компании «Русал», нужно иметь в виду, что она и ранее не была в полном смысле слова российской. Компания входит в офшорный холдинг En+, зарегистрированный на острове Джерси. Теперь же компания не принадлежит России совершенно, так как ключевые кандидатуры в совете директоров холдинга утверждаются Минфином США, а олигарх Олег Дерипаска почти полностью лишился в ней контроля по условиям сделки с Вашингтоном ради снятия санкций с компании.
Делами в En+ заправляет британский лорд Грегори Баркер, а ведь холдинг владеет также крупнейшими энергетическими активами в Сибири, компанией «Евросибэнерго». Теперь американскому совету директоров подконтрольны и они. Царьград ранее подробно рассказывал , как США реализовали план по изъятию «Русала» и других активов Дерипаски у России.
Российский Минфин, между тем, уже пытался «спасти» «Русал» и другие компании олигарха от санкций. Правительство то озвучивало амбициозные планы по поддержке алюминиевой отрасли страны, сделав приоритетной закупку алюминия у «Русала», то согласовывало предоставление преференций для «Группы ГАЗ» при госзакупках. Однако нередко при правильной постановке вопросов возникали проблемы: вывод из-под санкций «Русала», как и холдинга En+ вместе с входящими в него российскими энергетическими и автомобилестроительными активами, всякий раз означал тяжёлые удары по другим предприятиям и смежным отраслям. Никаких действенных шагов с апреля 2018 года, по сути, предпринято не было.
И вот мы получили то, что получили. «Русал» стал американской компанией и, что совершенно логично, начинает соответствующим образом себя вести.
Важнейшая инвестиция
15 апреля стало известно, что «Русал» готов совершить крупнейшую инвестицию в американскую экономику. Как написало деловое издание Wall Street Journal , компания выделит 200 млн долларов на строительство в США завода по переработке алюминиевых слябов — прокатки из них листов. Об этом также сообщила сама компания в заявлении , распространённом на Гонконгской бирже.
Российский алюминиевый гигант «Русал» планирует инвестировать 200 млн долларов в прокатный стан в штате Кентукки, который станет крупнейшим алюминиевым заводом, построенным в США почти за четыре десятилетия,
— пишет Wall Street Journal.
Проектом занимается стартап Braidy Industries Inc, вложивший в него 1,7 млрд долларов. Цель — обеспечить прокатным алюминием из России американскую автомобильную промышленность. Wall Street Journal отмечает, что открытие прокатного завода в США станет поворотным моментом. Введение Вашингтоном 10-процентных пошлин на импортный алюминий сказалось на стоимости сырья для производителей. Теперь же алюминиевые слябы из России могут быть превращены в тонкие листы для автопрома и других целей .
«После десятилетий стагнации продаж алюминиевого листа для банок и других основных продуктов прокатные компании в США стремятся к производству высококачественного листа для кузовов автомобилей. Автопроизводители всё чаще заменяют сталь на алюминий, потому что он легче. Рост пошлин повысил и стоимость алюминия иностранного производства, что привело к более высокой ценовой политике на рынке, где производственные мощности уже ограничены», — пишет газета.
«Русал» является вторым по величине в мире производителем необработанного алюминия. Как сообщила компания Braidy, компания будет поставлять на новый завод до 200 тыс. метрических тонн алюминия иностранного производства в год. В основном поставки пойдут с Тайшетского алюминиевого завода, который сейчас строится в Сибири.
«Мы считаем, что такого рода партнёрство мы могли бы воспроизвести по всему миру», — приводит издание заявление лорда Грегори Баркера.
В планах — заключение десятилетнего контракта на поставку алюминия для переработки в США. Такое соглашение сделало бы «Русал» крупнейшим поставщиком необработанного алюминия в США, где у компании нет своего производства. «Русалу» будет принадлежать 40% акций дочерней компании Braidy, эксплуатирующей комбинат. Сделка пока находится на рассмотрении и должна быть одобрена членами совета директоров в Braidy и En+.
Значение для США
Казалось бы, «российская» компания расширяет, таким образом, своё присутствие на зарубежном рынке. Тем более в условиях колоссального затоваривания собственных складов непроданным алюминием. Этому можно только радоваться? Нет. И дело тут в той добавленной стоимости, которую в США получит российский (на этот раз без кавычек) алюминий, и которой он не получит в России.
Вместо того чтобы строить заводы по переработке алюминия в нашей стране, такое предприятие появится в США. И добавленная стоимость будет именно там, будет развивать американскую экономику, а не российскую. Для США это тем важнее, чем к более серьёзным последствиям приведут повышенные пошлины на сталь и алюминий (25% и 10% соответственно), которые в 2018 году ввёл президент США Дональд Трамп.
Президент США Дональд Трамп. Фото: www.globallookpress.com
Он заявлял тогда, что постановка барьера для импорта стали и алюминия будет стимулировать создание в США новых предприятий вместо закупки уже переработанного алюминия за рубежом. Это привело к началу войны пошлин США с Европой, которая решила ответить на эти действия Вашингтона.
Последствия оказались не такими уж радужными — пошлины США привели к росту цен на внутреннем рынке. Необходимо было искать выход, и его нашли. Стоило захватить у России «Русал», чтобы получать алюминий напрямую и перерабатывать его уже в США. Wall Street Journal недаром так помпезно пишет об инвестиции «Русала» как о краеугольном камне снижения цен на алюминий для американских автопроизводителей. Учитывая потребности американской промышленности, включая потребности того же Boeing в российском алюминии, можно смело сказать, что эффект будет мультипликативным. Ниже стоимость сырья, ниже стоимость переработки и закупочные цены для потребителей в Америке.
Последний прокатный стан, построенный в США, был открыт в Логане (тот же штат Кентукки) аж в 1983 году. В планах стартапа Braidy — произвести в США алюминиевую революцию. Планируется закупить эффективное оборудование для производства листов из алюминия, чтобы затем сделать завод Braidy самым дешёвым производителем на рынке как минимум на пять лет.
Растущий спрос со стороны автомобильной промышленности неизбежно привлечёт другие компании для инвестирования в новое производство. Это может в конечном итоге привести к переизбытку и снизить цены на алюминиевые автопокрышки. Особенно если в ближайшие годы произойдёт спад автопроизводства или автомобильные компании столкнутся с давлением, чтобы машины были более экономичными за счёт уменьшения их веса. Словом, всё взаимосвязано.
В проекте участвует и штат Кентукки — он инвестировал 15 млн долларов и предложил ещё 15 в качестве стимулов экономического развития. Ожидается, что завод даст 1,5 тыс. рабочих мест, а постоянно на предприятии будут трудиться около 600 сотрудников. Завод может быть запущен уже в 2020 году.
А что у нас?
Первое и самое главное — всё вышеописанное возможно лишь благодаря «Русалу» и российскому (в отличие от юрисдикции компании) алюминию. Все «танцы с бубнами», которые предпринимало российское правительство, ни к чему не привели. Точнее, привели к тому, что судьбу «Русала» и российского алюминия теперь решают в Вашингтоне. Что же случилось, если смотреть на произошедшее не только через призму экономики?
«Русал» — хорошо структурированная компания с большими активами не только в России, но и по всему миру. Но её очень легко атаковать. Достаточно было запретить компаниям перевозить грузы для «Русала» под угрозой вторичных санкций, и всё начало рассыпаться. То есть американцы, на их взгляд, отработали очень успешно технологию, которую можно масштабировать на другие компании, на другие рынки, и не только российские,
— рассказал Царьграду президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев.
По его мнению, США развязали против России войну за доступ на глобальные рынки, которые Вашингтон считает своими. И переход «Русала» в американские руки стал следствием перераспределения этих рынков, в том числе между США и Великобританией. Вспомним Грегори Баркера, бывшего министра энергетики Великобритании, который пока ещё контролирует En+.
В совете директоров En+ раньше был один из Ротшильдов, а банк Ротшильдов, кстати, участвовал в отрешении «Русала» от России по так называемому «плану Баркера». Ротшильд в совете директоров не подружился с Дерипаской, оттого последнему и не повезло.
Олег Дерипаска. Фото: www.globallookpress.com
Россию начали давить превентивно. Речь идёт именно о том, чтобы в этот пресловутый слепой траст Минфина США забирать всё, что клиент готов отдать. И это у них может получиться, судя по заявлениям нашего министра финансов, который конструктивно взаимодействует с Западом, даже не обсуждая,
Первый вице-премьер и министр финансов России Антон Силуанов, действительно, ранее даже хвастался планом, который позволил вывести «Русал» из-под санкций. Он считает, что аналогично можно работать с «Группой ГАЗ» Дерипаски, а переговоры об этом с Минфином США уже идут.
В итоге мы видим то, что в самую пору назвать термином «вашингтонский заговор». Потому что в нём участвуют многие российские олигархи, которые не хотят терять свои компании и прибыль полностью, и поэтому, как Дерипаска, будут согласны отдать львиную долю контроля в руки Минфина США. Именно поэтому новый завод «Русала», который будет давать не алюминий, а его прокат, построят в США, а не в России.
Также происходящее можно смело назвать «ползучей оккупацией». Рейдерский захват «Русала» американцами носит прецедентный характер. По этой же схеме можно прибрать к рукам и другие крупные российские предприятия и банки. В целом эта «оккупация» означает, что Россия может превратиться в сырьевой придаток Запада, а всё производство и добавленная стоимость будут там. Сейчас же американцам начинает служить огромная и важнейшая отрасль российской промышленности — алюминиевая.
Более тысячи зарубежных компаний покинули Россию
Девальвация рубля стала бедствием для иностранного бизнеса
Ослабление рубля стало одной из причин закрытия автосборочных заводов в России. Фото Reuters
Ослабление рубля, а также другие негативные факторы привели к уходу с российского рынка более чем тысячи иностранных компаний за пять лет. Но есть и хорошие новости: иностранный бизнес не ушел весь, многие компании, наоборот, пытаются адаптироваться к экономическим тенденциям, некоторые из них рассматривают локализацию как способ снижения издержек. Правда, предприниматели уточняют: к обвалу рубля, который для России все же не редкость, приспособиться проще, чем к антироссийским санкциям и внутрироссийским реалиям ведения бизнеса.
За минувшие пять лет зарубежный бизнес заметно сократил свое присутствие на российском рынке: как показал опрос «НГ», проведенный среди представителей бизнеса, а также аналитиков, речь идет более чем о тысячи компаний.
«Но по большей части это не технологические европейские гиганты, которые как раз продолжают работать, а небольшие компании. Уход серьезных технологических брендов с нашего рынка скорее характерен для американских компаний, – пояснил аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. – Так, к примеру, в 2015 году из России ушла General Motors, закрыв здесь производство автомобилей марки Chevrolet и Opel. Но, кстати, Opel, который теперь принадлежит европейской группе PSA, опять намерен вернуться». По причинам, не связанным с девальвацией рубля, теперь уходят из России и другие автоконцерны.
«В 2014 году на российском рынке было зарегистрировано 6 тыс. компаний с немецким участием, сейчас их 4661», – сообщили в Российско-Германской внешнеторговой палате (РГ ВТП). Но крупные игроки никуда не ушли, немецкий бизнес по-прежнему придерживается российского рынка и считает его очень перспективным, добавил руководитель департамента коммуникаций РГ ВТП Алексей Кнельц.
Причин сокращения иностранного присутствия несколько, одна из них – девальвация рубля. По сравнению с началом 2014 года рубль сейчас слабее по отношению к доллару примерно в два раза, а к евро – в полтора. Помимо этого, естественно, сказываются санкции и несовершенства российского бизнес-климата.
«Проблему волатильности рубля нельзя рассматривать в отрыве от других факторов – в первую очередь слабой конъюнктуры российской экономики в целом, политики импортозамещения, а также политики санкций и контрсанкций», – пояснили в Российско-Германской внешнеторговой палате. Также мешают вести бизнес в России бюрократизм и коррупция.
Во Франко-российской торгово-промышленной палате (CCI France Russie) уточнили, что, если говорить о французском бизнесе, то «с обвалом рубля и вытекающим снижением потребительского спроса французские компании уже сталкивались на протяжении 20 лет работы в России». «А санкции – это совершенно новое явление, правила постоянно меняются, при этом они разные для компаний из разных стран: для компаний из США они одни, а для французских компаний могут обернуться очень серьезными проблемами – и это не из-за позиции французских властей», – утверждают в CCI France Russie.
Девальвация рубля – проблема, но теперь далеко не единственная и не самая болезненная. «Уход компаний – следствие высокого налогового давления и крайне слабой институциональной среды, – поясняет начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. – С одной стороны, повышенные налоги и неопределенность фискальной политики не дают предпринимателям планировать прибыль, да и в принципе крайне негативно сказываются на рентабельности бизнеса. С другой стороны, крайне слабая институциональная среда значительно повышает страновые риски от владения в России собственностью или занятия бизнесом. По этой причине многие бизнесмены предпочитают либо уходить в тень, либо – чаще всего сейчас – просто закрыть бизнес до лучших времен».
Хорошая же новость состоит в том, что Россию покинул не весь иностранный бизнес, оставшиеся предприниматели ищут способы адаптации к российским реалиям.
«Мы наблюдаем и обратный тренд, когда в условиях слабой конъюнктуры немецкие производители оборудования локализуют производства в России, чтобы выпускать продукты для российского рынка под лейблом Made in Russia, – обратил внимание Алексей Кнельц. – Среди них, например, производитель насосов Wilo, построивший завод в Ногинске, компания Claas, выпускающая комбайны и сельхозтехнику в Краснодаре, автопроизводитель Volkswagen, который давно строит автомобили в Калуге».
«Сейчас очень многие немецкие компании открывают новые производства в РФ, – продолжил Кнельц. – Mercedes-Benz открыл завод в Московской области в апреле. Производитель химпродуктов Henkel буквально неделю назад открыл новое предприятие по производству строительных смесей в Ленинградской области. А дочернее предприятие компании «КНАУФ» «Новый дом» построило первый модульный отель в России и успешно реализует программу инновационного, модульного домостроительства».
О расширении присутствия сообщает и Франко-российская торгово-промышленная палата. «К примеру, несколько месяцев назад крупная французская группа, производитель сыров Savencia, заложила первый камень в основание завода в башкирском Белебее, французский Sucden расширил присутствие в Липецкой области, французская Orpea строит реабилитационную клинику в Сколкове и пример для читателей, любящих футбол: первая официальная академия «Пари Сен-Жермен» открылась в Москве. Это примеры из разных сфер, которые не так известны, как крупные проекты французской Total», – перечислил гендиректор CCI France Russie Павел Шинский.
Новостные сводки дают и другие примеры. Ранее сообщалось, что итальянский автопроизводитель Iveco хочет расширить свое присутствие в России, предполагаемые вложения оценивались экспертами как минимум в 100 млн евро. Датский производитель насосного оборудования Grundfos объявил о решении инвестировать 35 млн евро в усиление своего присутствия в России.
Как говорят представители иностранного бизнеса, локализация производства действительно решает многие проблемы, однако далеко не для всех компаний она целесообразна.
«Локализация частично позволяет снизить кадровые издержки. Построить и запустить завод в России сейчас выгоднее, чем до 2014 года, – поясняет Алексей Кнельц. – Получив статус локального производителя, иностранная компания может принимать участие в госзакупках на равных условиях с российскими производителями». «Однозначно локализация помогает и в снижении издержек, и в доступе к госзаказу, и в более тесной работе с клиентами, сроках поставки, сервисном обслуживании», – говорит Шинский.
«Тем не менее нужно понимать, что локализация производства – то есть строительство целого предприятия – целесообразна только в условиях большого и перспективного рынка, чей потенциал просматривается на десятилетия вперед», – уточнил Кнельц.
«С моей точки зрения, локализация не приводит к удешевлению производства. Международные компании могут иметь один завод, который будет обеспечивать продукцией весь мир, и плодить заводы в этом смысле означало бы для них размывать эффективность собственного бизнеса. Кроме того, необходимо учитывать роль таможенных платежей. С точки зрения таможенной нагрузки импорт компонентов может приводить к подорожанию продукции», – обращает внимание директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров.
В то же время локализация помогает существенно сократить сроки поставки товара заказчику, добавляет он. «Если необходимая компонентная база находится в России, то товар можно будет производить под требования заказчика значительно быстрее, чем это было бы, если бы заказ отправлялся из-за границы», – говорит Захаров.
Однако, как замечают некоторые эксперты, вовсе не исключено, что воодушевляющие сообщения о новых или расширенных производствах скоро сменятся информацией об очередном бегстве иностранного бизнеса. Одной из причин этого может стать перевод хозяйственных споров в уголовную сферу.
UC Rusal поможет американской компании построить завод в США
Rusal выходит в США
UC Rusal, с которой Минфин США в январе 2019 года снял санкции, договорилась с американским производителем алюминиевых сплавов Braidy Industries о совместном строительстве завода по производству алюминиевого проката для автомобильной промышленности. Об этом говорится в сообщении российской компании, распространенном на Гонконгской бирже в понедельник.
По соглашению сторон UC Rusal получит 40% в проекте, объем инвестиций составит до $200 млн, говорится в сообщении российской компании. Braidy Industries сохранит 60%. Ранее Braidy, давно находящаяся в поиске инвесторов для проекта, в своих сообщениях на Нью-Йоркской бирже оценивала стоимость завода в $1,68 млрд.
Долг совместной компании будет финансироваться за счет кредитных организаций. После подписания договора о намерениях UC Rusal и Braidy планируют привлекать средства на финансовых рынках, сообщает российская компания.
UC Rusal планирует поставлять алюминий для нового прокатного завода в США с Тайшетского алюминиевого завода, строительство которого сейчас ведется в Сибири. Ежегодный объем поставок составит до 200 тыс. т, сообщил представитель Braidy газете The Wall Street Journal.
Десятилетнее соглашение сделало бы Braidy крупнейшим клиентом UC Rusal и обеспечило бы российской компании значительное присутствие на рынке алюминиевого проката в США, где у нее нет собственных заводов, указывает издание. В 2018 году на США пришлось 11% поставок алюминия UC Rusal, что в полтора раза меньше, чем было годом ранее. На досанкционные показатели поставок на американский рынок компания рассчитывает выйти к 2020 году, говорила в марте директор по финансам компании Александра Бурико.
Крупнейший за пределами Китая производитель алюминия UC Rusal оказался под санкциями США вместе с другими компаниями своего акционера Олега Дерипаски. В санкционный список их внесли в апреле 2018 года. Все то время, пока UC Rusal находилась под санкциями, Минфин США продлевал разрешение на проведение операций с компанией, а в декабре 2018 года согласился снять ограничения при выполнении нескольких условий. В их числе — снижение доли Дерипаски в компании до уровня ниже контрольного пакета, включение независимых директоров в совет директоров и строгий аудит работы. Эти требования были выполнены в конце января 2019 года, после чего Минфин снял санкции.
Экономия на пошлинах и спасение от безработицы
Планируется, что завод Braidy Atlas будет находиться в штате Кентукки и производить 500 тыс. горячего проката и 300 тыс. т готовой продукции холодного проката в год. UC Rusal подчеркивает, что он сможет выпускать самые широкие листы холодного проката в США. Продукция завода поможет сбалансировать ожидаемый дефицит в производстве прокатных листов для автомобильной промышленности на американском рынке, пояснила компания.
Braidy уже более года находится в поиске финансирования для этого предприятия, недавно компания запросила $800 млн для него по госпрограмме США. Запустить завод компания рассчитывает в 2020 году, следует из ее бизнес-плана, размещенного на бирже.
Инвестиции UC Rusal позволят Braidy получить еще $500 млн частных инвестиций и $1,2 млрд в виде займов на строительство и оборудование завода, сообщил WSJ генеральный директор Braidy Крейг Бушар. Сложности с кредитованием, а также задержка строительства могут привести к тому, что новый завод начнет поставки алюминия только в начале 2021 года.
В своих сообщениях Braidy подчеркивает, что подобных заводов в США не строили более 30 лет. Кроме того, как пишут американские СМИ, новый завод поможет трудоустроить людей, которые потеряют работу из-за закрытия находящегося неподалеку завода сталелитейной AK Steel. Для строительства завода потребуется 1,5 тыс. человек, а при его запуске работой будут обеспечены более 600 человек.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов считает, что инвестиции в США могут быть частью соглашения UC Rusal с американским Минфином. Завод нужен американцам для того, чтобы не ввозить импортную продукцию из Китая и Саудовской Аравии и спасти рабочие места в Кентукки. Худалов также заметил, что оценка стоимости проекта низкая: «Вероятно, на него придется потратить до $3 млрд».
Президент США Дональд Трамп в марте 2018 года ввел 25-процентные пошлины на ввоз стали и 10-процентные — на ввоз алюминия, чтобы поддержать американскую промышленность. Получается, для UC Rusal проект с Braidy — также возможность экономить на пошлинах, поставляя свой алюминий на будущий завод (в этом случае пошлины действовать не будут), отметил Худалов. По его оценке, экономия может составить около $90–100 млн в год. Таким образом, инвестиции могут окупиться примерно через семь лет.
Русские металлурги в США
Из российских металлургов инвестировать в США продолжают Evraz Романа Абрамовича и партнеров и НЛМК Владимира Лисина. Evraz в октябре прошлого года заявил, что вложит $480 млн в проект по выпуску стометровых железнодорожных рельсов в США (Evraz Pueblo, Колорадо, США). НЛМК планировала расширить металлургическое производство в Пенсильвании, вложив $80 млн, но приостановила проект после введения Трампом пошлин на ввоз стали. ТМК Дмитрия Пумпянского в марте, наоборот, заявила о своем уходе из Америки: она договорилась продать итальянской Tenaris свое американское подразделение IPSCO Tubulars Inc. за $1,209 млрд. Ранее ТМК хотела провести IPO американского подразделения, но отложила его после публикации «кремлевского доклада» в США. «Северсталь» Алексея Мордашова, первой начавшая скупку зарубежных активов еще в 2004 году, рассталась с американскими активами десять лет спустя — в 2014 году.
Развитие Русской Аляски: какую роль сыграла основанная 220 лет назад Российско-американская компания
220 лет назад была официально учреждена Российско-американская компания. Благодаря её деятельности Россия получала прибыль от коммерческих проектов в северной части Тихого океана, проводила научные исследования и отправляла кругосветные экспедиции.
Русские путешественники
Вопрос, когда именно русские впервые достигли побережья Аляски, до сих пор остаётся открытым. Первым официально подтверждённым посещением северо-западной части Америки стал визит на Аляску бота «Святой Гавриил» под командованием геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Фёдорова 21 августа 1732 года. Экипаж корабля проследовал вдоль северо-западного побережья Аляски и составил его первую карту.
Согласно некоторым данным, русские посещали Аляску и раньше. Во времена Ивана Грозного её берегов могли достичь новгородские мореплаватели, а в 1648 году — участники экспедиции Семёна Дежнёва.
Во второй половине XVIII века близ побережья Аляски на острове Уналашка возникло русское торговое поселение.
«Первая акционерная компания»
Видную роль в начале масштабного освоения Россией северо-западной части Америки сыграл купец и путешественник Григорий Шелихов. В 1783 году он создал совместное предприятие с семьёй купцов Голиковых и отправился с ними в морскую экспедицию к берегам Аляски. Они посетили Уналашку, а в 1784 году основали поселение на острове Кадьяк.
Помимо Шелихова и его компаньонов, в Северной Америке временно закрепились люди якутского купца Павла Лебедева-Ласточкина. Они добрались до залива Кука и основали Николаевский редут (в наши дни — город Кенай). Однако впоследствии лебедевцы не выдержали конкуренции с шелиховцами и покинули Аляску.
Основанное Шелиховым и Голиковыми предприятие называлось «Северо-восточная компания». После достижения первых успехов Шелихов вернулся в Россию с рядом предложений к властям: вывести его предприятие из юрисдикции камчатской и охотской администрации, отправить в Америку военных, священников и специалистов в разных отраслях, разрешить компании напрямую торговать с азиатскими странами, запретить иностранцам вести коммерческую деятельность на Аляске.
Комиссия о коммерции в 1788 году в докладе о плавании и торговле на Тихом океане ходатайствовала перед Екатериной II о предоставлении Шелихову и его компаньонам торгово-промышленной монополии. Однако императрица была против этой идеи и отвергла ходатайство. Но в 1796 году Екатерина II скончалась, и трон занял её сын Павел I — сторонник реализации российских проектов в далёких землях.
Дело Шелихова унаследовали его вдова и зять — высокопоставленный чиновник Николай Резанов, который был в хороших отношениях с новым императором.
В 1797 году Резанов стал обер-секретарём правительствующего Сената. В том же году его тёща, Наталья Шелихова, объединила свои капиталы с Голиковыми и иркутским купцом Николаем Мыльниковым. Тогда же Павел I издал указ, которым одобрил создание «Американской Голикова, Шелихова и Мыльникова компании». После некоторых финансовых трений компаньоны отправили проект нового предприятия в Санкт-Петербург.
В июле 1799 года на собрании Совета при высочайшем дворе были рассмотрены основные документы будущего предприятия. 19 июля указ о создании Российско-американской компании был подписан Павлом I и официально опубликован. Положения о работе компании учитывали опыт ранее существовавших в России торговых обществ и иностранных монополий, действовавших в Азии и Америке. Монопольные торгово-промысловые функции сочетались с казёнными: государство делегировало Российско-американской компании часть своих полномочий.
«Принято считать, что до 1822 года Российско-американская компания была единственной полноценной акционерной компанией в России», — пишет в статье «Особенности становления и развития акционерных компаний в России: дореволюционный и советский период» кандидат экономических наук Владимир Ключко.
Как рассказал в интервью RT главный научный сотрудник ИВИ РАН, профессор МГЛУ и РГУ им. С.А. Есенина, доктор исторических наук Александр Петров, Российско-американской компании принадлежало первенство сразу в нескольких областях.
«Это была первая в России акционерная монопольная компания, первая акционерная компания, пользовавшаяся высочайшим покровительством императора, первая акционерная компания в современном понимании — с ограниченной ответственностью», — отметил он.
Русская Америка
Первым правителем Русской Америки стал купец Александр Баранов, ранее управлявший делами крупнейшей компании Шелихова. Он основал на Ситке крепость Новоархангельск, сделав её административным центром русских владений.
Баранов руководил обороной колонии и расширением системы её торговых связей. По его указанию была основана русская колония в Калифорнии — Форт-Росс — и установлены коммерческие отношения с различными азиатско-тихоокеанскими территориями. Кроме того, правитель наладил в Русской Америке судостроение и добычу полезных ископаемых, построил медеплавильный завод и школу. Его память увековечена в топонимах на территории России и США.
Со временем управление Русской Америкой было передано российским офицерам. Большинство из них поддерживали в колонии порядок, а также защищали права русских поселенцев и местных жителей. Однако в коммерции они разбирались хуже купцов, поэтому экономическое развитие колонии шло не так быстро, как при Баранове. Впрочем, работа Российско-американской компании всё равно приносила значительные доходы.
«Деятельность Российско-американской компании была одной из наиболее прибыльных в России XIX века. Благодаря ей происходило комплексное развитие Дальневосточного региона, развивалась инфраструктура, активизировались торговые отношения между Россией и Китаем. С Аляски в Поднебесную везли меха, а оттуда — хлопок, шёлк и чай», — пояснил Петров.
Помимо коммерческой деятельности, Российско-американская компания активно содействовала научным и географическим исследованиям. При её поддержке с 1804 по 1840 годы было организовано 25 экспедиций, включая 15 кругосветных, в частности первое в истории России путешествие под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
Российско-американская компания предпринимала попытки по налаживанию дипломатических и экономических отношений между Россией и Японией, а также развивала Курильские острова. Сотрудник компании доктор Егор Шеффер вёл переговоры об установлении российского протектората над Гавайскими островами и построил на их территории три крепости. Однако в дальнейшем его проект отверг император Александр I.
«В мире насчитывается около 20 музеев, содержащих экспонаты, полученные из Русской Америки, в частности предметы быта и маски местного населения. С помощью Российско-американской компании исследовались атмосферные явления, флора и фауна», — рассказал Петров.
Конец эпохи
Как отметил Александр Петров, для российского руководства владения в Северной Америке имели огромное значение. Благодаря им Россия «подтвердила статус мировой державы, получила рычаг воздействия на другие страны и возможность противодействовать военным посягательствам», пояснил эксперт.
«Наличие владений в Америке позволило подтолкнуть к необходимым для России решениям Англию и Испанию в ходе Русско-турецкой войны. А во время Крымской войны руководство Российско-американской компании заключило соглашение о продолжении сотрудничества с британской Компанией Гудзонова залива, резко повысившее уровень защищённости России в Тихоокеанском регионе. Это был беспрецедентный случай в мировых масштабах», — отметил историк.
По словам Петрова, управленческая деятельность в Российско-американской компании была хорошо организована.
«В то время не было телефона и интернета. Тем не менее, несмотря на огромные расстояния, все важные решения принимались своевременно», — заявил эксперт.
Особого внимания, по словам Петрова, заслуживает политика Российско-американской компании в отношении коренного населения Северной Америки. Отдельные конфликты имели место, однако никто в России, в отличие от многих других мировых держав, не ставил задач по планомерному уничтожению местных жителей.
«Представители Российско-американской компании стремились к развитию дружеских отношений», — отметил он.
Несмотря на успехи компании, в 60-е годы XIX века ряд высокопоставленных чиновников ратовали за продажу США русских владений в Америке. Главным идеологом проекта передачи Аляски Штатам, по словам Петрова, стал великий князь Константин Николаевич, убедивший в целесообразности сделки Александра II.
Как пишет в статье «Кто и зачем продал Русскую Америку» декан факультета международных отношений МГИМО, доктор исторических наук Юрий Булатов, «излишняя самостоятельность Российско-американской компании и неопределённость в развитии российско-американских отношений особенно тревожила великого князя Константина Николаевича. На карту был поставлен его личный престиж. И морской министр принял решение разрубить этот гордиев узел одним махом. Он полагал, что добровольная уступка американцам Русской Америки позволит не только устранить гипотетическую угрозу военного конфликта с США, но и надолго стабилизировать обстановку в регионе».
28 декабря 1866 года руководство империи на особом заседании приняло решение о продаже североамериканских владений Соединённым Штатам. 30 марта 1877 года Русская Америка была передана США за $7,2 млн (более 9 млн царских рублей).
«Американцы получили право немедленно после ратификации договора вступить в права владения Русской Америкой, территорию которой они сразу начали осваивать и заселять, а российская сторона должна была терпеливо ждать более десяти месяцев, когда США соизволят оплатить сделку», — пишет Булатов.
Как отмечает доктор исторических наук, «все статьи договора были составлены однобоко — в пользу покупателя (США), а не продавца (России). Складывается впечатление, будто речь шла не о равноправном партнёрстве России и США, а о подписании мирового соглашения между побеждённым и победителем».
В свою очередь, доцент кафедры американских исследований СПбГУ, кандидат исторических наук Иван Цветков рассказал в беседе с RT, что власти империи не находили ресурсов для развития и обороны своих американских владений.
«Если бы на тот момент существовало свободное движение капитала и жителей страны для заселения Аляски, проект мог быть успешным», — подчеркнул эксперт.
Как отметил Александр Петров, «в последние годы учёные, задействованные в проекте «Историко-культурное наследие Русской Америки», при содействии Российского научного фонда вводят в научный оборот значительный объём документов о деятельности Российско-американской компании, полученных в различных странах мира.
«Опыт компании чрезвычайно актуален в контексте планирования будущей международной деятельности в Тихоокеанском регионе», — подытожил эксперт.