Как сделать олифу в домашних условиях

Грунтовки

С давних пор для строительства зданий и сооружений люди используют древесину. Чтобы уберечь материал от разрушения, его покрывают защитным слоем. Что такое олифа и где ее используют, в сегодняшней статье.

История

Что такое олифа? Много лет назад ее называли «вареное масло» и добавляли в это средство, помимо растительного масла, янтарь и другие смолы. Сейчас вещества, приготовленные таким образом, называют лаками.

Пару веков назад термополимерной пропиткой, сделанной из льняного или конопляного масла, обрабатывали древесину для защиты ее от сырости, грибковой инфекции и размножения паразитов. Использовали олифу и художники в ходе создания картин и иконописи.

С начала ХХ века с появлением других, менее дорогих, но эффективных защитных средств, применение олифы натуральной ограничили покрытием деревянных элементов отделки в жилых помещениях и обработкой поверхностей перед дальнейшим окрашиванием.

Что такое олифа

Олифа представляет собой полимерное пленкообразующее вещество, созданное на основе алкидной смолы либо прошедшего термическую обработку растительного масла. Основным назначением олифы является обработка поверхностей из неокрашенного дерева, некоторых видов металла и бетона. Внешне масляная пропитка выглядит как почти прозрачная жидкость, цвет которой варьируется от едва заметного желтого до темного красного.

Преимущества и недостатки

Как и любое средство, олифа имеет достоинства и недостатки.

В списке достоинств:

  • Способность защищать деревянные поверхности от разрушения и воздействия паразитов;
  • Создание основы для краски;
  • Возможность придания определенного оттенка обрабатываемой поверхности;
  • Универсальность и простота использования.
  • Способность к выгоранию, что вызывает необходимость в повторной обработке поверхностей;
  • Специфический запах и токсичность олифы синтетической и оксоли;
  • Необходимость наносить некоторые составы для достижения хорошего результата не один раз;
  • Способность к возгоранию по причине присутствия в составе быстровоспламеняющихся элементов.

Все вышеперечисленные недостатки, как правило, присущи дешевым средствам невысокого качества.

Технические характеристики

Основные характеристики зависят от типа пропитки.

Олифа натуральная характеризуется:

  • Присутствием двух ингредиентов в составе – льняного или конопляного масла и сиккатива;
  • Прозрачностью пропитки и легким масляным ароматом;
  • Временем высыхания – в пределах одних суток;
  • Температурой сушки – 23 градуса.

Для оксоли и комбинированной пропитки характерно:

  • Добавление растворителей;
  • Прозрачность и специфический запах;
  • вВысыхание –1 сутки;
  • Температура сушки – 23 градуса.

Для синтетических составов:

  • Наличие в составе продуктов нефтепереработки;
  • Специфический аромат;
  • Темный цвет пропитки;
  • Продолжительный период высыхания.

Принцип действия

Благодаря присутствию полиненасыщенных жирных кислот, а именно линолевой и линоленовой, натуральные масла растительного происхождения имеют свойство загустевать под воздействием природных факторов. Тонкий слой масла высыхает (полимеризуется), образуя твердую прочную пленку.

Процесс естественного высыхания может продолжаться не одну неделю. Промышленники придумали, как его ускорить. Для этого растительное масло подвергают интенсивному нагреванию, в процессе чего добавляют сиккативы, то есть соединения определенных металлов. Воздействие высоких температур способствует распаду элементов, замедляющих процесс высыхания, а соли металлов помогают ускорить окисление. Это и есть ответ на вопрос: «Из чего делают олифу – состав, способный в продолжение определенного времени превращаться в твердую полимерную пленку?»

Сохнет масляная пропитка в продолжение 6–40 часов, это зависит от состава олифы и особенностей изготовления. Время высыхания большинства защитных составов составляет около суток. Чем больше в масле содержится глицеридов, тем быстрее оно высыхает. Лидерами в этом плане считаются конопляное масло и льняное, потом идет подсолнечное. Эти три вида чаще всего используют для производства защитных пропиток.

Где используется олифа

Олифа для чего применяется? Изначально она была создана для защиты строительного дерева от разрушения и паразитов. Помимо того, олифу, изготовленную из льняного масла либо другого растительного, используют в процессе:

  • Нанесения перед покраской на деревянные, а также металлические поверхности. Покрытие олифой полимерной способствует лучшему прилипанию лакокрасочных материалов, и, кроме того, за счет снижения проникновения в структуру дерева сокращает их расход;
  • Изготовления красящих составов. Для масляной краски чаще используют алкидный состав как менее дорогой ингредиент. Синтетическая пропитка в процессе изготовления краски не используется по причине низкого качества;
  • Разведения густотертых красок. Это помогает сделать их более эластичными и увеличить объем.

Виды олифы

Известно три вида олиф: масляные, алкидные и композиционные. Масляную делают путем нагревания масла и добавления в него соединений металлов.

Существует 3 вида масляной олифы:

  • Натуральная. Это почти прозрачная темная либо светлая (зависит от используемого сырья) маслянистая жидкость с легким ароматом основного ингредиента. В соответствии с ГОСТ 7931-76, этот вид олифы на 97% состоит из масла конопли либо льна. Оставшиеся 3% – это сиккативы. Высыхает олифа в продолжение суток. Состав олифы натуральной признан как безопасный, поэтому ее применяют для проолифливания деревянной отделки внутри зданий;
  • Оксоль. Согласно ГОСТ 190-78 в составе оксоли присутствует любой вид растительного масла (55%), растворитель (40%) и сиккатив (5%). При производстве оксоли допускается частичная замена масла (до 40%) нефтеполимерами. Олифа для краски комбинированная оксоль обладает специфическим запахом, что объясняется наличием в ней растворителя – уайт-спирита, живичного скипидара, нефраса;
  • Комбинированная. В целом такая олифа почти идентична оксоли и отличается лишь процентным содержанием веществ: масла там больше, а растворителя меньше.

Для производства алкидной пропитки используют алкидные смолы, сиккативы и растворители. Самой дешевой считается композиционная (или синтетическая) олифа. Что это такое? Она не содержит натуральных масел и смол. Вместо них используют синтетические заменители, как правило, это продукты нефтепереработки.

Синтетическая олифа имеет более темный цвет и специфический запах. Качество тоже не впечатляет – одни синтетические составы очень долго сохнут, другие, высыхая, образуют осыпающуюся стеклоподобную пленку, третьи не сохнут совсем, а на обработанные ими материалы не ложится краска. К синтетическим относят полидиеновую, этинолевую, синтоловую и сланцевую пропитки. Этот вид не подходит для работ внутри зданий.

Он предназначен для:

  • Проолифливания бетонированных покрытий;
  • Обновления и закрепления старых лакокрасочных покрытий;
  • Приготовления мастик;
  • Разбавления темных лакокрасочных изделий.

Сравнение натуральной олифы и оксоля

Сходство этих видов олифы натуральной заключается:

  • В составе (масло + сиккативы);
  • В области использования – проолифливание деревянных и металлических покрытий.

В чем разница между олифой оксоль и натуральной? Отличий несколько:

  • Масла в оксоли могут содержаться не только льняные или конопляные;
  • Оксоль может содержать нефтепродукты;
  • Олифа оксоль сохнет быстрее натуральной;
  • Запах у оксоли более резкий по причине содержания растворителей;
  • Разница в цене – оксоль стоит дешевле.

Применение и свойства олиф

Олифу используют для защиты или покрытия поверхностей материалов, подлежащих покраске. В процессе обработки наружных деревянных покрытий натуральные составы используются крайне редко. Да и зачем? Во-первых, применение такой олифы обходится достаточно дорого, а во-вторых, по степени устойчивости она существенно уступает более современным средствам. Для работы снаружи подойдет более устойчивая к разрушительному воздействию природных факторов алкидная олифа либо оксоль.

Отделку из дерева внутри помещения лучше обрабатывать натуральными средствами. Они почти не пахнут и не выделяют в окружающую среду токсины. Учитывая высокую стоимость натуральной олифы, ее иногда заменяют алкидной либо оксолью. После такой обработки помещение приходится проветривать в продолжение суток.

Композиционная пропитка не только неприятно пахнет, но еще и выделяет токсины. Возникает вопрос: «Для чего нужна подобного рода олифа?» Этот состав используют для обработки наружных деревянных покрытий или деревянных изделий в помещениях, которые не предназначены для жилья.

Способность подчеркивать структуру древесины и придавать ей определенный оттенок позволяет использовать масляные составы в качестве морилки. Для получения желаемого оттенка в олифу иногда добавляют колер. После такой обработки дополнительно красить поверхности не обязательно.

Полимерной пропиткой обрабатывают некоторые поверхности из металла, например, оцинкованную сталь. Она входит в состав грунтовки, используемой в процессе подготовки оштукатуренных стен к покраске или поклейке обоев. Масляные составы используют для изготовления шпатлевок, в составе которых они выступают в роли связующего элемента и делают средство более эластичным.

Как правильно использовать олифу

Процесс нанесения защитного средства не представляет особенной сложности. В первую очередь подготавливают саму олифу – ее старательно взбалтывают и для удобства использования переливают в другую посуду. Если средство затвердело, что иногда случается при нарушении герметичности упаковки, его разбавляют. Для этой цели используют натуральные растворители типа уайт-спирит. Если не получается растворить средство сразу, придется добавить в него растворитель, после чего оставить на ночь.

С помощью кисти нужного размера на подлежащую обработке поверхность наносят олифу. Если это дерево, средство старательно втирают в поры. При использовании дешевых защитных составов желаемый эффект можно получить не сразу. Придется делать несколько слоев.

Следующий слой наносится только после окончательного высыхания первого, то есть когда он перестанет прилипать к рукам.

Учитывая токсичность олифы и сложность ее смывания, для работы с ней рекомендуется иметь специальную рабочую одежду и респиратор. После работы некоторые предметы и руки могут оказаться запачканными. Возникает вопрос: «Чем отмыть олифу?» Практически любой состав можно смыть при помощи бензина либо растворителя. Проблемные участки протирают салфеткой, смоченной в одном или другом средстве, а через 10 мин смывают водой с моющим средством.

Расход

Оптимальный расход олифы на 1м2 по дереву составляет около 150 г. Это примерная норма, которая способна меняться в зависимости от структуры обрабатываемого материала и количества слоев. Так, например, для фанеры ее потребуется меньше, чем для деревянного бруса или вагонки. А для создания каждого следующего слоя – меньше, чем для предыдущего.

Если наносить средство кистью, расход будет меньше, чем если работать валиком.

Время высыхания олифы

Период высыхания варьируется от 7 часов до полутора суток. Большая часть пропиток, например, олифа льняная, полностью высыхает в продолжение одних суток. Синтетическая будет высыхать дольше. Если пропитка не сохнет несколько дней, это говорит о ее низком качестве. Обработанную таким образом поверхность покрасить не удастся. В таком случае ее лучше очистить и нанести новый состав. Во избежание подобных неприятностей при покупке защитной пропитки не помешает попросить сертификат.

Одним из недостатков масляных составов является способность высыхать до момента использования, то есть в таре. Поэтому иногда появляется необходимость разбавления. Для этого используют скипидар, уайт-спирит или касторовое масло.

Какой краской можно красить по олифе

Для покраски проолифленного материала важно выбрать нужную краску. Использование не подходящих лакокрасочных изделий способно привести к появлению на свежевыкрашенных поверхностях некрасивых пузырей с желтым смолообразным содержимым.

На олифу можно наносить краску:

  • Алкидную;
  • Масляную;
  • Акрилатно-масляную;
  • Нитроцеллюлозный лак (НЦ-132);
  • Пентафлевую эмаль (ПФ-115).

Как сделать олифу своими руками

При наличии подходящего помещения пропитку несложно сделать в домашних условиях. Из чего делается олифа? Для этой цели потребуются растительное масло, канифоль и марганец.

Из подсолнечного масла

Хорошую пропитку получают из масла льна. Если такой возможности нет, можно использовать подсолнечное.

В процессе приготовления:

  1. Делают основу.
  2. Наливают масло в металлическую емкость (не больше половины объема) и нагревают до 110–120 градусов. При такой температуре вода испаряется, и на поверхности масла появляется пена.
  3. Повышают температуру до 270 градусов и варят масло еще 4 часа.

Степень нагрева можно проверить с помощью голубиного пера, окунув его в кипящее масло. Если перо заворачивается, температура достаточно высокая.

Разогревают печь до 150 градусов и расплавляют подготовленную заранее канифоль, в которую потом добавляют марганец в соответствии с рекомендуемыми пропорциями (на 100 г канифоли 5 г марганца). Смесь выдерживают при температуре 200 градусов до состояния прозрачности. На это уходит примерно 3 часа.

В кипящее масло осторожно добавляют сиккатив, контролируя уровень пены. После ее полного опадания состав варят еще 10 мин, потом выносят в прохладное место для остывания.

Олифа – это полимерное средство, приготовленное на основе растительного масла или алкидных смол. Правильно выбранная пропитка поможет защитить деревянные или металлические поверхности от разрушения, улучшит их внешний вид и облегчит процесс дальнейшей покраски.

Видео: Натуральная олифа из льняного масла


Олифа натуральная технические характеристики

Натуральная олифа – уникальная возможность существенно сэкономить свои средства и собственными усилиями создать незаменимый в строительстве и интерьерном искусстве материал для защиты верхних слоев изделий от негативных механических воздействий извне. Если вы приверженец натуральных моделей, можете попробовать оливковую олифу, или составы на основе растительного натурального масла. Разница между ними незначительна – от оливкового масла появляется эффект затемнения изделия.

Технические характеристики и состав олифы натуральной

Основным предназначением состава является, конечно же, защита поверхностей от различного рода механических воздействий. Натуральная олифа предназначена, прежде всего, для поддержания экологических стандартов( гост 7931 76) покрытого олифой изделия.

Сегодня люди используют несколько видов состава: натуральный (все компоненты экологически безопасны), полунатуральный (в основу добавляется сиккатив для укрепления технических характеристик олифы) и синтетический (как правило, добавляется в лакокрасочные покрытия для увеличения объема краски и ее способности к адгезии).

Натуральная олифа может быть изготовлена из разных компонентов, то есть, в основе могут быть: оливковое, подсолнечное, конопляное масло. Одно из этих веществ варится, доводится до определенной температуры. Сиккативы добавляются в соответствии с требованиями производителя: 35% на 1 литр натурального масла. Это нужно для того, чтобы не было возгорания в доме.

ВАЖНО. При вливании натурального масла в емкость, наливайте состав на половину кастрюли, так как во время повышения температурного режима масса пениться, подымается, и, соответственно, может возникнуть пожар, либо вы можете получить серьезные ожоги.

Способы приготовления олифы своими руками

Приготовить олифу в домашних условиях вполне реально, ни в коем случае нельзя бояться и думать, что у вас ничего не выйдет. Внимательно изучив инструкцию по применению, можно вполне убедиться в том, что олифа, сделанная своими руками – это альтернативное натуральное средство, которое стоит гораздо дешевле, нежели в магазинах.

Исходными материалами для изготовления данного рода смеси являются: подсолнечное и льняное масло.

Олифа из льняного масла

Чтобы из льняного состава получилась необходимая смесь, не обойтись без:

  • перчаток;
  • перекиси марганца;
  • кастрюли;
  • льняного масла;
  • канифоли;
  • респираторов;
  • нагревательного прибора (электроплиты).

Для того, чтобы приготовить олифу из льняного масла, необходимо изначально поставить емкость с содержимым на медленный огонь для того чтобы испарилась лишняя вода. Этот этап может длиться около получаса – часа. После того, как основа достаточно прогрелась, температуру нужно повысить до 250 градусов для того, чтобы избавиться от лишних компонентов в натуральном масле. В этот период будут выделяться темноватые хлопья.

Потом к основе при желании можно добавить сиккатив (на 1 литр натурального масла используется 35% сиккатива), варить смесь при этом не менее 3-х часов.

ВАЖНО. Состав полностью готов, если капнув его на какую-либо стеклянную поверхность, капля осталась прозрачной, и плавно начала расплываться по стеклу.

Олифа из подсолнечного масла

Подсолнечное масло наделяет олифу более светлыми тонами, нежели льняное масло. Поэтому если человек хочет, чтобы в его интерьере встречались теплые тона, нужно заняться производством собственными усилиями с помощью подсолнечного масла.

Прежде всего, во время работы в первую очередь необходимо отделить натуральное масло от воды, а также убрать лишние примеси и компоненты. Несмотря на то, что существует два способа изготовления состава: горячий и холодный, на первом этапе работ придется все-равно обратиться к термическому способу.

Способ термической обработки заключается в следующих этапах:

  1. Залить подсолнечное масло в железную или алюминиевую кастрюлю так, чтобы содержимое заполняло емкость приблизительно на 65%. Далее нужно разогреть на медленном огне.
  2. На этом этапе нужно следить, чтобы натуральный состав не сбежал, так как когда температура в кастрюле достигает 111 градусов, содержимое начинает пениться. В этот период выходит лишняя влага.
  3. Увеличить температуру нагревания до 180 градусов. Выдержать масло еще 4-5 ч.
  4. Как только жидкость, то есть вода, полностью испарится, необходимо еще раз прибавить огонь до 290 градусов и ждать выделения темноватых хлопьев.
  5. Снять с печки. Подождать, пока смесь полностью не остынет. Взять кусочек марли, сложить его в несколько слоев и процедить натуральный состав. Таким образом, процесс изготовления основы завершается. ВАЖНО. Чтобы понять, что температура в кипящей емкости достигла своего апогея, то есть, 290 градусов, можно использовать народные советы: взять гусиные перья (будет достаточно одного) и опустить их в сосуд. Если перышко начнет морщится и деформироваться, – значит, вы достигли своей цели.

Холодный способ несколько отличается от термического:

  1. Поставить в емкость натуральную смесь и нагреть его до 130 градусов, регулярно помешивая содержимое.
  2. Основу смешать с сиккативом (вещества должно 35 граммов на 1 литр натурального состава).
  3. Повышаем температуру до 250 градусов и варим в течении 4-х часов.

С помощью канифоли и марганцевой перекиси (соотношение: 20:1) получается натуральный сиккатив, который добавляется во все виды лакокрасочных покрытий. Приготовить такую смесь просто: канифоль расплавляется на медленном огне при температуре 250 градусов, затем снимается плиты. В конце нужно добавить 1 часть марганцевой перекиси.

Варка старой олифы

Варят старую олифу так же, как и новую: в нагревательном сосуде. Это может быть как газовая, так и электрическая плита. Чтобы смесь не пригорела и не пристала к дну металлического сосуда, ее необходимо регулярно помешивать. Придерживаться необходимо такого же температурного режима, как и вовремя варки натуральной олифы первый раз.

Старый состав можно легко разбавить растворителем для масляных красок с загустевшей массой. Натуральной средство преобразуется в жидкость. Рекомендуемая пропорция: 1:10.

ВАЖНО. При работе с кипящим маслом необходимо быть предельно осторожным, так как при попадании на тело могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем, вплоть до ожогов максимальной степени.

Рекомендации по работе с красками на основе олифы

Краски на основе состава обладают отличным эффектом сияния. То есть, изделие после покрытия такого лакокрасочного материала, радует окружающих своим сиянием и легким оттенком того масла, на основе которого было проведено смешивание. Однако при работе нужно обязательно надевать респиратор, так как краски остаются красками и запах их очень токсичен для человека. Помещение открыть на проветривание. Рекомендуется надеть очки для того, чтобы краска не попала в глаза.

Если краска попала на открытые участки кожи, – необходимо срочно промыть тело проточной водой. Следите за тем, чтобы не было пожара, так как краски – быстровоспламеняющиеся средства. Избавиться от запаха можно только хорошо проветрив помещение.

Меры предосторожности при работе с олифой

Чтобы полностью обезопасить себя во время работы, необходимо открыть все окна и двери для проветривания. Также советуется надеть респиратор и перчатки, средство ни в коем случае не должно попадать на открытые участки кожи. Прежде всего, олифа – масло, то есть, вещество пожароопасное. Поэтому во время работы ни в коем случае нельзя курить в помещении, а также использовать быстровоспламеняющиеся предметы.

Влажность и ультрафиолетовые лучи негативно воздействуют на состав, так как натуральный раствор начинает загустевать. Чтобы этого не произошло, необходимо плотно закрывать крышку на банке или на любой другой емкости. Если все-таки неприятная вещь произошла, и состав загустел, – есть выход. Хотя опять-таки- это дополнительное время и деньги: берется любой растворитель, который предназначен для масляных красок и разводится в соотношении 1 к 10.

Ни в коем случае нельзя располагать олифу рядом с проводкой и рядом с электрическими приборами. Придерживайтесь сроков хранения и правильности эксплуатации, здоровье важнее всего.

Как сделать льняную олифу?

Олифа (масло) часто используется при проведении отделочных работ как грунт или разбавитель краски. Если по каким-то причинам под рукой нет олифы фабричного производства, этот продукт можно изготовить своими руками в домашних условиях. Производится этот продукт из растительного жира, как правило, речь идет о льняном или подсолнечном масле.

Содержание статьи:
  • Олифа из льняного масла
  • Олифа из подсолнечного масла
  • Пропитывание олифой
  • Заменитель олифы

Олифа из льняного масла

Для изготовления льняную олифу понадобятся следующие приспособления:

  • металлическая посуда (таз, ковш, тарелка, кастрюля и т.п.);
  • нагревательное устройство (керосинка, газовая или электроплита);
  • канифоль;
  • марганцевая перекись;
  • респиратор и перчатки.

Заливаем масло в сосуд и греем на медленном огне. По достижении 110 градусов масло начнет выделять воду — это будет заметно на глаз. Далее начинается процесс испарения воды. При этом нужно следить, чтобы температура жидкости не переходила черту в 160 градусов. Масло должно вывариваться в течение 4 часов.

Обратите внимание! Олифа — пожароопасное вещество, поэтому не нужно наливать слишком много масла в емкость. Достаточно заполнить половину сосуда.

После испарения воды и образования пены можно добавлять сиккатив исходя из следующей пропорции: 30-40 граммов вещества на литр масла. При добавлении сиккатива происходит обильное пенообразование, поэтому работу нужно выполнять с особой осторожностью, добавляя вещество постепенно.

Когда сиккатив добавлен, увеличиваем температуру до 200 градусов и продолжаем варить смесь в течение 3 часов. Готовность состава проверяется так: капля вещества размещается на стекле, и, если она прозрачна, раствор готов. Далее состав охлаждается при комнатной температуре.

Сиккатив представляет собой вспомогательное вещество, влияющее на скорость высыхания олифы. Данный компонент входит в состав масляных красок, где он отвечает за это же свойство.

Для изготовления сиккатива нужно перемешать канифоль с марганцевой перекисью исходя из соотношения 20 к 1. Вначале 20 частей канифоли доводим до состояния плавления при температуре 150 градусов выше нуля, а затем добавляем 1 часть перекиси марганца.

Олифа из подсолнечного масла

Состав из подсолнечного масла будет так же надежно защищать поверхность, как и произведенный из льняного масла. Единственное отличие — цвет продукта будет более светлым, что можно использовать, например, в интересах дизайнерского оформления помещения.

Приготовить олифу можно двумя способами — горячим и холодным. Горячее приготовление позволяет получить особо прочные покрытия на обрабатываемой поверхности.

Какой бы способ приготовления состава ни был выбран, масло все равно нужно обработать термическим способом. При изготовлении олифы нужно добиться удаления из состава воды, а также окисления всевозможных примесей.

Инструкция по термической обработке подсолнечного масла:

  1. Заливаем масло в металлическую емкость. Масло должно заполнять посуду не более чем на 50-60%. Ставим емкость на слабый огонь.
  2. После достижения маслом температуры 110 градусов начинается обильное пеновыделение и испарение воды.
  3. Увеличиваем температуру до 170 градусов и выдерживаем масло на огне еще 3-5 часов.
  4. После полного испарения воды поднимаем температуру до 250-280 градусов. В этот момент из масла станут выделяться темноватые хлопья.
  5. Даем маслу остыть при комнатной температуре, а затем процеживаем его через марлю. Процесс приготовления основы для олифы завершен.

Совет №1: определить, нагрелось ли масло до температуры 250-280 градусов, можно с помощью гусиного пера. Если края перышка закручиваются или деформируются, значит, нужная температура достигнута.

Совет №2: для снижения пенообразования рекомендуется добавить в металлическую емкость чуть-чуть готовой олифы комнатной температуры.

Рецепт приготовления состава холодным способом:

  1. Разогреваем приготовленную основу до 120-150 градусов. При этом основу нужно постоянно перемешивать.
  2. Как только достигнута нужная температура, добавляем сиккатив — его доля в масляном растворе должна составлять 5-8%. Для большей безопасности работы рекомендуется вначале перемешать сиккатив с таким же количеством масла, и лишь затем добавлять смесь в основу. Если все же пена выделяется очень интенсивно, снижаем темп добавления сиккатива и усиленно перемешиваем массу.
  3. После объединения всех компонентов снимаем емкость с огня и охлаждаем олифу при комнатной температуре.

Рецепт приготовления состава горячим способом:

  1. Разогреваем основу до 170 градусов и добавляем сиккатив из расчета 1,5-2,5% от объема основы.
  2. До того как добавить сиккатив, смешиваем его с обезвоженным подсолнечным маслом в равных количествах.
  3. Как только снизилось пенообразование, начинаем доводить температуру нагрева до 280 градусов. При этом регулярно размешиваем состав на протяжении всего процесса варки (примерно 4 часа).

Пропитывание олифой

Способы пропитывания деревянного изделия:

  1. Обработка дерева горячим раствором. Пропитывание осуществляется в водной бане. Это способ хорош для обработки небольших по площади деталей. Кладем деревянное изделие в посуду с горячей олифой на 4-8 часов. Затем в течение 4-6 дней дожидаемся полного высыхания поверхности. Обратите внимание: если смешать с олифой свинцовый сурик (3-4% от общего объема), качество пропитывания значительно повысится, а поверхность высохнет всего за 2-3 дня.
  2. Обработка раствором масла и керосина. Объединяем компоненты в соотношении 1 к 1. Допустимо использование как холодных ингредиентов, так и подогретых. Однако температура раствора скажется на скорости пропитывания: горячей олифой нужно обрабатывать поверхность всего 3 часа, а вот в случае, если состав холодный, понадобится 1-2 дня.
  3. Обработка раствором масла, парафина и скипидара. Для приготовления раствора понадобится 40% олифы, 8% скипидара и 52% парафина. Вначале растворяем парафин с помощью скипидара в водяной бане. Затем добавляем олифу и тщательно размешиваем состав. Наносим горячий раствор на древесину. Период высыхания составит от 2 до 3 суток.
  4. Обработка раствором масла и воска. Раствор готовится исходя из следующих пропорций: 85% олифы, 15% воска. Воск измельчаем и погружаем в горячую смесь. Срок высыхания поверхности составит в пределах 2-3 суток.

Олифование — ответственная работа, которая не заканчивается после обработки поверхности олифой. До того как продолжить манипуляции с древесиной, нужно дождаться полного высыхания покрытия. Показатель скорости высыхания зависит от нескольких обстоятельств, в числе которых: использованные компоненты раствора, количество сиккатива, тип древесины и другие факторы.

Быстрее всего сохнет олифа с сиккативами на основе полиметаллов. А вот монометаллические сиккативы не способствуют быстрому высыханию. Например, поверхность, обработанная олифой со свинцовым сиккативом, высохнет за 20 часов.

Если свинец поменять на марганец, время высыхания сократится до 12 часов. Еще лучший показатель высыхаемости достигается при объединении свинца и марганца в полиметаллический сиккатив. В этом случае поверхность высохнет за 7-8 часов.

Немалое влияние на скорость высыхания оказывает влажность и температурные показатели воздуха. Олифа с сиккативом из кобальта высохнет в 1,5 раза быстрее при повышении температуры воздуха до 25 градусов.

В таких же условиях раствор с марганцевым сиккативом высыхает в 4 раза быстрее. Оптимальная влажность воздуха для высушивания поверхности — 65-70%.

Заменитель олифы

Этот вариант для тех случаев, когда нет возможности не только приобрести заводскую олифу, но и сделать ее самостоятельно в домашних условиях.

  • казеин — 50%;
  • гашеная известь — 25%;
  • скипидар — 12,5%;
  • мыльный раствор — 7,5%.

Скипидар добавляем после тщательного размешивания других компонентов. Далее разбавляем смесь водой до тех пор, пока раствор не станет похож на густую олифу. Чтобы избежать появления осадка, добавляем в состав немного нашатыря.

Поверхность, обработанная казеиновым раствором, сохнет быстрее, чем в случае с олифой. Состав можно добавлять в масляные краски для улучшения их прочностных и водоотталкивающих характеристик.

Олифа и масла в декоративной отделке

Качественное растительное масло для внутренних работ позволяет делать декоративную отделку некоторых поверхностей более фактурной и насыщенной по цветовой гамме. При выборе масла для внутренней отделки следует обращать внимание на его состав и способ производства. Никакие продукты нефтеперегонки в жилых помещениях, офисных здания и торговых центрах для чистовой отделки не используются. Они в процессе всей свой последующей «жизни» будут активно выделять в окружающий воздух токсичные для человека вещества. Поэтому, при выборе масла для наружных и внутренних работ нужно внимательно изучать инструкцию к средству и рекомендации производителя по применению.

Некоторые советы, в том числе и по способу приготовления олифы своими руками можно найти в предлагаемой статье.

Какие масла и олифа подходят для дерева

Большая часть красок разводится на масле, которое бывает минерального, растительного и животного происхождения. К минеральным маслам относятся нефть, горный воск и др.

В малярном деле употребляются масло и олифу для дерева исключительно растительного происхождения, добываемые из семян различных растений и главным образом льняного семени. О том, какие подходят – можно узнать дальше в статье.

Растительные масла бывают очень разнообразны по своему составу и имеются в продаже в твердом (японский воск), густом (кокосовое масло) и в жидком состоянии (льняное масло).

Все растительные масла на воздухе, при продолжительном стоянии, окисляются, густеют и горкнут.

Жидкие и мажущие масла имеют свойство тягучести, затвердевают и способны образовать красивую эластичную, похожую на каучук массу.

Кроме того, растительные масла можно подразделить на высыхающие и не высыхающие. К первым относятся: льняное, ореховое, конопляное, маковое, подсолнечное и др.

Ко вторым: деревянное, оливковое, миндальное, рапсовое, сурепное, горчичное, буковое, касторовое и др.

Масло льняное добывается прессованием льняного семени. При холодном прессовании получается лучший сорт масла приятного запаха и светло-желтого цвета, что дает возможным употреблять его в пищу.

На маслобойных заводах, однако, холодное прессование считается невыгодным вследствие сравнительно малого выхода масла и заменяется горячим прессованием, причем полученный продукт будет более темного цвета с сильным запахом. Такое масло неочищенное идет почти исключительно для приготовления олифы (вареного масла).

Что касается качества масла, то оно зависит от способа приготовления и качества семени, из которого оно приготовлено.

Так как льняное масло представляет продукт довольно ценный, то его часто подмешивают различными примесями, портящими его качество. Наиболее часто встречающейся примесью льняного масла является минеральное масло. Такая олифа обыкновенно сохнет плохо и дает отлип. Если на нее смотреть на просвет, то получится синеватый оттенок, что, однако, не всегда бывает заметно, ибо в последнее время как подмесь стали употреблять хорошо очищенное минеральное масло (бесцветное).

Из всех растительных масел льняное масло имеет самое широкое распространение в малярном деле, представляя лучший продукт для приготовления льняной олифы.

Масло конопляное получается из семян конопли также посредством прессования. Лучший сорт конопляного масла идет в пищу; другие же, низшие сорта темного цвета идут для приготовления олифы. Такая олифа густая, темного цвета, уступает по качеству и прочности льняной олифе.

Масло маковое получается из семян мака прессованием при обыкновенной температуре, или же при нагревании. В первом случае масло будет иметь светлый цвет, приятный вкус и потому такое масло обыкновенно употребляется в пищу. Во втором — темный цвет и горьковатый вкус вследствие обилия примесей делают такое масло пригодным только для технического употребления, как например, при составлении дорогих красящих веществ. Для обыкновенных малярных работ такое масло редко употребляется.

Масло подсолнечное добывается из семян подсолнечника, растущего почти повсеместно в России и засеваемого особенно много в Малороссии, южных губерниях и на Кавказе. Цвет масла золотисто-желтый, в свежем виде имеет приятный вкус и запах и охотно употребляется в пищу. Подсолнечное масло главным образом идет для приготовления светлой олифы, для разведения белых и светлых красок. Сохнет много медленнее льняного. При неумелом приготовлении такая олифа дает отлип и приобретает красный оттенок.

Приготовление олифы из подсолнечного масла в домашних условиях

Высыхание растительных масел основано на способности этих масел поглощать из воздуха кислород, что в сырых маслах, однако, происходит очень медленно. Для ускорения этого процесса масло подвергают высокой температуре вместе с веществами, богатыми кислородом, которые частью сами растворяются, частью уступают свой кислород маслу. С этою целью применяется свинцовый сурик, зильберглет, перекись марганца и другие.

При варке для приготовления олифы из подсолнечного масла в домашних условиях надо не забывать, что избыток окислов, или так называемая сушка, вредно отзывается на прочности олифы и приготовленных на ней красок.

Наиболее прочный слой дает масло сырое, и только ради ускорения работы и связанной с этим экономии времени прибегают к ускорению высыхания искусственным образом.

Варка масла в небольших количествах домашним способом довольно трудна и требует много навыка, ибо малейший недосмотр может испортить всю работу. Если масло переварено, то оно будет плохо сохнуть и даст отлип, тогда как недоваренное будет иметь свои, не менее существенные недостатки.

Для приготовления олифы может быть пригодно всякое чистое, без посторонних примесей, скоровысыхающее растительное масло. Лучшим маслом в этом отношении надо считать старое льняное масло, именно такое, в котором от времени и долгого стояния успели осесть нечистоты, слизистые вещества и отделиться вода. Такое осаждение, или очистка масла, в некоторой степени может быть ускорено, если масло поставлено в теплое место при доступе воздуха. Олифа из льняного масла обладает хорошими адгезивными и укрывными свойствами.

Качественная олифа своими руками из подсолнечного масла

При варке олифы своими руками из подсолнечного масла домашним путем поступают так: берут чугунный котел такою емкостью, чтобы в нем поместилось требуемое количество масла, и устанавливают на кирпичной подставке, по возможности дальше от строений и жилых помещений, всего лучше на открытом воздухе.

Качественное масло наливают не менее как на 4,5-9 см вершка ниже верхнего края котла для того, чтоб во время кипения оно не могло вылиться через край и вспыхнуть.

Под котлом разводят не особенно сильный огонь и, не накрывая котла крышкою, дают кипеть маслу не менее 2 часов, по прошествии которых всыпают понемногу свинцового сурика и зильберглета, считая на 16 кг масла 400 г зильберглета и 100 г свинцового сурика, при постоянном вымешивании деревянным веслом. Маслу дают кипеть 1-1,5 часа, и затем огонь из-под котла надо погасить и дать маслу постепенно охладиться. После полного охлаждения следует осторожно слить масло с образовавшегося на дне котла осадка, последний может быть употреблен на приготовление замазки для простых работ.

Сколько времени нужно варить олифу из подсолнечного масла, с точностью нельзя определить, так как здесь приходится сообразоваться с качеством масла. Обыкновенно придерживаются следующего практического способа для того, чтобы узнать, достаточно ли сварено масло или нет: опускают конец гусиного пера в кипящее масло, и если при этом перо свернется в трубочку, то это может служить признаком, что масло достаточно сварилось, иначе перо не согнется.

По другому способу испытание олифы из растительного масла производят так: растирают каплю масла на ладони руки, если при этом проба пенится, то масло готово, если же она только сгустится — масло недоварено.

Во время варки олифы весьма возможны случаи воспламенения масла. Тогда котел необходимо немедленно накрыть металлической крышкой, но отнюдь не заливать горящее масло водою, что может быть причиною опасного взрыва. Перед тем, как сделать олифу из подсолнечного масла, нужно изучить все технологии и правила безопасности.

Надо вообще заметить, что варки олифы домашним способом следует избегать, качество полученного продукта оказывается не всегда удовлетворительным. Вот почему нет никакого расчета готовить его дома, а лучше приобретать олифу готовой. Покупая масло от солидных фирм, специально занимающихся варкою в крупных размерах, в специально приготовленных для того аппаратах и приборах, можно вполне гарантированно получить однородный продукт хорошего качества, что особенно необходимо при производстве малярных работ.

В некоторых случаях можно сделать олифу из масла холодным путем, прибавляя к сырому маслу от 3 до 5% малярного сиккатива.

Цементин – более дешевый продукт

Дороговизна малярной олифы побудила изыскать средства для замены ее более дешевым продуктом.

После многочисленных опытов, основанных на изучении свойств масел, а также и препаратов, предлагаемых за границей, удалось приготовить состав под названием цементин, достоинство которого вполне определилось в течение последних десятилетий.

Цементин представляет жидкость консистенции обыкновенной малярной олифы, светло-палевого цвета, что делает его удобным для грунтовки под разные цвета масляной и клеевой краски по дереву, кирпичу, цементу, штукатурке, а также в виде самостоятельной краски для недорогих хозяйственных окрасок. Особенно он рекомендуется для грунтовки свежего (нового) дерева, как например, фасадов, крыш, заборов и других деревянных сооружений.

При употреблении на 16 кг цементина прибавляют 4 л горячей воды, старательно размешивая и грунтуя обыкновенно щетинною кистью. Если во время работы цементин несколько сгустится, то можно прибавить еще немного воды. Разбавленный цементин надо обязательно употребить за раз, не оставляя на другой день.

При дешевых работах обыкновенно бывает совершенно достаточно однократной окраски масляной краской, чтобы получить ровную и блестящую поверхность.

Два рецепта самодельного масло-воска для пропитки древесины

Здравствуйте, уважаемые читатели и самоделкины!
Наверняка многие из Вас изготавливают различные изделия из натуральной древесины, и прекрасно знают, что залогом их долгой службы является не только грамотная предварительная сушка материала, но и качественная финишная обработка поверхности различными маслами, пропитками, или лаками.

В данной статье, автор YouTube канала «Rag ‘n’ Bone Brown» расскажет Вам, про достаточно простой способ изготовления в домашних условиях масляного воска для финишной пропитки древесины, и изделий из нее.

Дело в том, что это поистине замечательное финишное покрытие, не только защищающее древесину от влаги, но и заглаживающее все неровности и шероховатости поверхности и придающее дереву неповторимый, едва заметный глянец.

Материалы.
— Натуральный пчелиный воск
— Льняное масло
— Минеральное масло
— Уайт-спирит
— Банки с винтовой крышкой
— Ветошь.





Новаторство же автора заключается в том, что он решает соединить воедино масло и воск и тем самым ускорить процесс финишной обработки дерева. Помимо этого, автор намерен приготовить смесь двух типов: одну для кухонных досок и деревянной пищевой посуды, а другую — для прочих изделий из дерева. Первая смесь будет составлена из безопасных компонентов, которые при контакте с пищевыми продуктами окажутся безвредными для человека. Тогда как требования, предъявляемые к ингредиентам смеси второго типа, не будут столь же высоки.

Итак, мастеру потребуются следующие ингредиенты:
Первое — это пчелиный воск. Его функция — загустить и отвердить состав. При нанесении на деревянную поверхность воск придаст последней долговечность, гладкость и приятный блеск.









При этом важно перемешивать все ингредиенты тщательно и быстро, поскольку как только горячий воск соприкоснётся с холодными ингредиентами и стенками банки, он начнёт немедленно загустевать.

Для размешивания можно использовать вот такую деревянную палочку, достаточно длинную, чтобы достать ею до дна. Теперь можно закручивать крышки.










Благодарю автора за два простых рецепта пропитки для древесины! Также похожий рецепт предлагал Владимир Натынчик в одной из статей. Однако он имеет небольшие отличия в составе, и способе его приготовления. Вместо льняного масла Владимир использовал масло шиповника, так как оно практически не имеет запаха.

После нанесения густых пропиток из масло-воска на поверхность древесины, рекомендуется прогреть ее обычным бытовым феном. Это будет способствовать более глубокому проникновению средства в толщу материала.



Всем хорошего настроения, удачи, и интересных идей!

Авторское видео можно найти здесь.