Чтобы окрашенная поверхность была привлекательной, долговечной и качественной, нужно не только правильно выбрать краску, но также немаловажное значение имеет инструмент, используемый для покраски. Опытные маляры используют специальные кисти для масляных красок, которые наилучшим образом подходят именно для этого лакокрасочного материала. Выбирая кисточку для масляного состава, важно учитывать некоторые нюансы и требования к этому инструменту.
Разновидности кисточек
Профессиональные специалисты, занимающиеся покраской, всегда имеют большой набор кистей, каждая из которых используется по назначению. Большие кисточки применяют для работы с жидкой краской, а также когда нужно покрасить большую площадь, к примеру, стены или пол. Маленькие, узкие и тонкие кисти применяют для окрашивания труднодоступных участков, например, стыков, углов, для подводки контуров, нанесения каких-либо рисунков, трафаретов, покраски небольших элементов, деталей и предметов.
Помимо того, что нужно правильно подбирать кисти, перед тем как приступать к покраске, важно проанализировать обрабатываемую поверхность. Если нужно окрасить пористую, рыхлую стену, то при нанесении масляной краски поверхность будет очень быстро поглощать лакокрасочный материал. Для экономии краски, а также для повышения качества окрашивания стен, потолка или пола, нужно перед окрашиванием нанести 1-2 слоя грунтовки или дешевой краски, которая станет основой для последующей покраски.
Кисти для масляных составов, имеющие небольшие размеры, требуют больших трудозатрат от специалиста, особенно когда нужно обработать обширные площади. Для того чтобы качественно, оперативно, с наименьшими трудозатратами покрасить масляной краской большие участки, лучше воспользоваться широкой, большой кистью. Выпускают разные виды кистей, отличающиеся по форме:
- флейцевые кисточки используются в ходе покраски разными видами лакокрасочных составов. Это прямые, узкие, классические кисти, имеющие прямоугольное основание. Волокна фиксируются металлическим флейцом, который надежно закрепляет щетину. Такие кисточки имеют плоскую, большую рукоятку, она удобно лежит в руке и дает возможность маляру проводить любые по сложности малярные работы. Этот вид кисти подходит для масляных и других видов красок, стоимость данного инструмента совсем небольшая, такие кисточки легко мыть. Изготавливаются они в большом ассортименте, шириной от 30 до 160 мм, выпускаются с разной длиной щетины;
- радиаторные кисти применяются для покраски труднодоступных участков, к примеру, внутренних частей радиаторов отопления, батарей. Радиаторные кисточки отличаются от флейцевых кистей более длинной ручкой с изогнутым кончиком. Чаще всего щетина на таком инструменте закрепляется металлическим флейцом;
- круглые кисточки имеют круглую основу фиксатора щетинок. Такие кисточки отлично подходят для окрашивания предметов или конструкций, имеющих овальные, круглые или изогнутые формы. Для покраски прямых поверхностей, а также контуров и примыканий, лучше воспользоваться другим инструментом, так как круглые кисточки не могут обеспечить идеально ровных, точных линий;
- овальные кисти очень удобны для покраски масляными составами разных уголков, трубопроводов, металлических профилей и прочих изделий, конструкций, имеющих длинные элементы. Такие кисти поглощают в себя сразу много краски, благодаря чему снижаются трудозатраты специалиста, упрощается обработка обширных участков.
Подбор кисточки
Чтобы понять, какие выбрать кисти, первым делом нужно проанализировать, с какими процессами и поверхностями придется столкнуться во время работы. Если нужно просто покрасить краской полы, то достаточно приобрести одну или две широких кисти, которые поглощают в себя большой объем краски и впоследствии равномерно ее наносят.
Если будут окрашиваться мелкие изделия или труднодоступные участки, объекты высокой точности, то нужно будет приобрести флейцевые кисточки разных форм и ширины. Вот некоторые советы специалистов, помогающие при выборе кисти для масляной краски:
- если будут обрабатываться неподготовленные основания, лучше приобрести недорогие кисточки, так как необработанная древесина, бетон или металл обязательно приведет к потере большого количества щетинок. И даже если приобрести дорогую, качественную кисть, то она будет быстро стираться, волокна древесины будут выдергивать из нее щетинки;
- необходимо покупать инструмент, который хорошо лежит в руке и имеет удобные размеры. Если во время работы с кистью возникают неудобства, лучше не использовать этот инструмент в последующем. Маляр-специалист за один день может окрашивать 30 квадратных метров поверхности и больше. За рабочую смену он может сделать несколько тысяч мазков и более. При работе неудобной кисточкой мастер будет уставать довольно быстро, уменьшится его работоспособность, начнут появляться растяжения, мозоли;
- во время выбора кисти важно проверить, качественно ли зафиксированы ее щетинки. Масляные составы обычно тягучие и густые, обычно ими обрабатываются сложные основания, например, металлические, бетонные или деревянные поверхности. Очень важно, чтобы щетинки не выпадали легко, были достаточно эластичными и не ломались;
- для обработки поверхностей очень жидкими красками желательно выбирать кисточки с посеченными кончиками щетинок. Благодаря этому, за один раз можно обрабатывать большую площадь, так как кисточка обладает повышенными свойствами впитывания красящей смеси;
- лучше не выбирать инструмент с длинной щетиной, так как работать им не очень удобно. Для малярных работ наилучшим вариантом станет короткая или средняя длина ворса;
- желательно выбирать инструмент со щетиной, имеющей вид конуса, то есть ворсинки у основания имеют большую толщину, чем у кончиков. Во время окрашивания щетинки начинают стираться с конца, их свойства не будут утрачиваться. Хорошая, качественная кисточка для краски может успешно эксплуатироваться несколько лет, если ее правильно мыть и подходящим образом за ней ухаживать.
Производят кисточки для масляных красок из синтетических и натуральных материалов. И та, и другая щетина подходит для данных лакокрасочных смесей, потому что в их составе нет агрессивных веществ, разрушающих искусственный ворс. Кисти из натуральной щетины стоят дешевле, уход за ними несложный, натуральные материалы долговечны и экологически чисты. Многие изготовители производят кисти с синтетическим ворсом, имеющим отличную износостойкость и длительный эксплуатационный период.
Уход за кистями, правила их подготовки
Правила подготовки и советы по уходу за кистями из искусственного и натурального ворса практически идентичные:
- прежде чем приступать к нанесению масляного состава, кисть нужно помыть. В качестве моющего средства используется либо обычный мыльный раствор, либо простая водопроводная вода. После приобретения кисточки в магазине лучше не начинать сразу ее использовать, желательно помыть ее щетину. Отмыть ворс нужно, например, от мусора, плесени, пыли, жира и других загрязнений. Для мытья инструмент ополаскивается в мыльной воде и высушивается. Благодаря такому мытью, кисть приобретает эластичность и лучше впитывает в себя масляную краску;
- если в работе используется густая краска, то макать щетину в состав нужно примерно на одну треть, а если краска жидкая, то ворс окунается на 2/3 своей длины;
- прежде чем приступать к нанесению краски, необходимо осмотреть кончик инструмента. Отдельные волоски не должны торчать в разные стороны, а если такая щетина есть, ее не нужно прижигать или срезать. Необходимо в течение пары минут потереть ворс о гладкую бетонную поверхность, благодаря этому щетина станет однородной и ровной;
- неправильно хранить долгое время кисточки в воде или Уайт-спирите, эти жидкости портят инструмент. Многие интересуются, как мыть кисти правильно? Чтобы отмыть и сохранить кисть, которая использовалась для нанесения масляной краски, первым делом ее нужно хорошо отмыть в растворителе, например в Уайт-спирите. Растворитель Уайт-спирит это отличный вариант, как смыть краску с кисточки. Отмыть лакокрасочный материал гораздо легче, пока он еще не высох на щетине. После очистки краски ворс нужно промыть мыльной теплой водой, затем вытереть, высушить, после чего замотать тряпкой, смоченной в растворителе, и плотно завернуть в целлофановый пакет;
- для мытья щетины лучше не использовать ацетон, бензин или керосин. Данные растворы портят ворсинки, поэтому гораздо лучше использовать Уайт-спирит.
Вывод
Благодаря правильному подбору кисти для нанесения масляной краски, можно значительно повысить качество лакокрасочного покрытия, а также сэкономить время и силы. Опытные мастера очень серьезно подходят к выбору инструмента и правильно за ним ухаживают, благодаря чему он служит в течение максимально длительного периода времени.
Как ухаживать за инструментами для масляной живописи
Сегодня мастер-класс я посвящаю тем, кто занимается масляной живописью. Я расскажу об инструментах и материалах для занятия масляной живописью, о том, как за ними ухаживать и содержать в чистоте.
Чтобы заниматься живописью маслом нужно:
1. Масляные краски.
4. Льняное масло, разбавитель №4(пинен).
9. Грунтованный холст.
Масляные краски хранятся в деревянном ящике/коробке. Чтобы выдавить краску я рекомендую начинать скручивать тюбик снизу, потому что краска начинает сохнуть именно снизу тюбика (если пайка не плотная). Там же может и раскрыться тюбик при давлении. К тому же при постоянном надавливании посередине металлические тюбики начинают лопаться, возникают трещины и оттуда вытекает краска. Когда вы закрываете тюбик крышечкой немного краски вылезает, потом засыхает и со временем образуются наслоения. Что я делаю? Я беру канцелярский нож и обрезаю наслоения по кругу. И тюбик снова чист!
Кисти требуют особенного ухода, если за ними правильно ухаживать, они будут служить долго! Что важно, когда у вас дорогие кисти. Кисти могут быть по форме круглые, плоские (появились в 1800 году), веерные (для выполнения плавных переходов одного цвета в другой).
Из чего сделаны: щетина — создает рельефные мазки, синтетика — более мягкая, плавные мазки, слитые. Для масляной живописи можно использовать ещё пони или колонок (дорогие). Хранятся в деревянном пенале или в подставке для кистей. При длительном не использовании лучше хранить в закрытом пенале, чтобы кисти не собирали в себя пыль.
После окончания занятием живописью излишки краски на кистях сначала нужно снять вытерев их о тряпочку.
После налить в баночку пинен и в нем промыть кисти,чтобы снять краску и масло. Особенно масло, иначе следующая стадия будет очень длительной.
Затем кисти нужно мыть в теплой воде с мылом. Чтобы пена уже не окрашивалась, а цвет ворса кистей вернулся к своему изначальному.
Мыть кисть нужно тщательно! Чтобы понять промыты ли волосы кисти, нужно их раскрыть, посмотреть и мыть дальше, чтобы всё основание было чистым. Если не вымывать основание волос кисти, там будет копиться масло и краска и волоски кисти уже не будут лежать ровно. Особенно это заметно у круглой кисти — кончик не будет собираться, она будет «пушиться».
После мокрые кисти плотно заворачиваем в салфетки, чтобы придать им форму, чтобы они высохли «волосок к волоску». Иначе будет не кисть, а веничек (смотрите фото).
И так нужно делать каждый день! Тогда кисти будут в том же состоянии, когда вы их приобрели в магазине. Ни в коем случае не оставлять до завтра, за ночь кисти могут засохнуть и тогда вы их либо выкинете, либо очистить и «спасти» их будет тяжело.
Палитра у меня деревянная. Кто-то пользуется одноразовыми из бумаги или пластиковой. Деревянную палитру надо очищать каждый день. При работе Вы смешиваете краски на палитре и пишите. Эти тонкие пятна, если оставить на следующий день, высохнут. Их не стереть потом, они будут копиться и наслаиваться. Убрать накопившиеся наслоения можно ножом, соскребая с палитры, но до этого лучше не доводить. Так можно и палитру в итоге испортить и выбросить. В книгах описаны иные способы: это либо подержать палитру с засохшей краской над огнем/свечой, либо на палитру положить тряпочку, промоченную в спирте. Я пробовала оба способа, у меня ничего не вышло.
Для сравнения: свежие пятна краски и уже высохшие (вот так лучше не делать, вытирать тряпочкой сразу после работы палитру)
Так же, если вы точно знаете, что завтра продолжите работу, выдавленные краски (не использованные) можно оставить. Но! Если оставили, и не продолжили, забросили, то потом уже будете соскребать высохшие краски ножом. Чтобы замедлить процесс высыхания выдавленных красок и чтобы палитра не пылилась, её можно убрать в коробку (как из-под пиццы), конечно,чтобы краски не соприкасались со стенками коробки.
Льняное масло я использую для разбавления, растворения красок. Пинен для мытья кистей и его я чуть-чуть добавляю в льняное масло, тогда оно не «плывет» по холсту подтеками и быстрее сохнет. Существуют и другие разбавители масляной живописи, которые художники используют: тройник, уайт-спирит, сафлоровое масло,маковое. Сиккативы для ускорения высыхания красок. Я не мудрствую, использую льняное масло и чуточку пинена.
Масленка у меня металлическая с пластиковой крышкой. Те красивые масленки, с узким горлышком оказалось трудно чистить. Поэтому у меня теперь простая масленка. Они бывают и полностью пластиковые. Масленку нужно протирать тряпочкой снаружи от масла пока оно не высохло и от краски.
После живописи,если масленка не пуста, можно оставить масло. Я рекомендую его вылить, если масло помутнело от красок. В следующий раз,когда Вы макнете в него чистую кисть, оно может загрязнить цвет краски, который вы положите на поверхность картины.
Защитный лак используется, чтобы сохранить живопись и защитить от таких повреждений как царапины, пыль, грязь. Он берет на себя воздействия и сохраняет сам красочный слой. Лак можно снять и нанести новый, живопись при этом сохранится. Я пользуюсь лаком аэрозолем. Его надо уметь наносить. Сложность в том, чтобы равномерно распределять. Где-то передержишь — будет лужа, в другом месте может вообще не блестеть. С практикой всё получится. Лак может быть и в жидком виде, и совершенно разных составов, и с разным эффектом — глянцевый, матовый.
Ретушный лак применяется для связывания слоев живописи. Писали сегодня, через день или пару вернулись к работе, поверхность картины высохла, его нанесли и продолжаете. Также он восстанавливает яркость красок при возникновении «пожухлости» цветовых пятен. Нанесли и верно видите соотношение тонов. Бывает на высохший слой наносите следующий, а он «скатывается», не ложится, после ретушного лака такого не будет.
Грунт я использую готовый из магазина. Можно и самостоятельно приготовить. Дополнительно грунтую покупной готовый холст, потому что у них грунтовка слабая, может быть с браком, тонкая, поэтому много в себя впитывает. Либо сама наношу мастихином 3-4 слоя грунта при самостоятельной натяжке холста на подрамник.
Тряпочки необходимы при занятии живописью и чтобы вытирать все инструменты. Лучше их заранее много приготовить.
Холсты разнообразны по выбору в магазине: на подрамнике, на картоне, льняные, хлопковые, мелкозернистые, крупнозернистые. Всё зависит от цели и художественного эффекта,который вы хотите достичь. Можно писать и на грунтованных картонах: учебные работы, эскизы, этюды, эксперименты.
Мольберт очень рекомендую, чтобы не запачкать всю мебель в комнате, где вы пишите или запачкать то, на что вы ставите холст.
Надеюсь, мой мастер-класс вам будет полезен и интересен!
Какие бывают кисти используемые для масляной живописи?
Существует несколько видов кистей для масляных красок. Основное отличие и требование к ним – повышенная жесткость, обусловленная спецификой работы с маслом.
Колонок
Кисть с ворсом из колонка считается лучшим выбором не только для масляной живописи, но и для рисования вообще. Высокое качество инструмента и длительный срок службы – это те свойства, которыми должна обладать каждая кисть.
Стоимость кистей из колонка наиболее высокая среди всех, однако все затраты оправдаются после первого же использования. Цена зависит от размера кисти, соответственно, чем она больше, тем стоимость выше. Инструмент изготовлен из натуральных материалов и ворса в том числе. Кисточки хорошо слушаются руки художника и оставляют четкие, гладкие мазки. Многие профессионалы в масляной живописи утверждают, что для портретистов кисть из колонка становится незаменимой вещью.
К сожалению, при всех своих достоинствах кисть из колонка подойдет не для всех полотен, так как, например, лен быстро сотрет ее ворсинки. Лучше всего использовать данный инструмент для рисования на картоне. Также кисточки не рекомендуется приобретать для объемных работ, так как они быстро сотрутся и выйдут из строя.
Щетина
Кисточка из щетины свиньи является наиболее экономичным вариантом, хоть и изготавливается из натурального ворса. Не все производители умеют делать кисточки качественно и контролировать правильность мазка. У щетинистых инструментов мазки получаются, в основном, грубыми.
Кисточка из свиной щетины является лучшей для начинающих художников, особенно, для их учебных творений большого формата. Для точных, маленьких по площади работ данная кисть не подойдет и может даже испортить результат. Зато при выполнении больших объемов работ инструмент становится незаменимым, тем более стоимость позволяет покупать их несколько.
В отличии от колонковой, щетинистая кисточка совершенно неприхотлива в уходе, но также имеет склонность к стиранию ворса о холст.
Синтетика
Такой вид кисточки целесообразно приобретать для работы на нетипичных поверхностях, например, ткани, стекле или дереве. В масляной живописи кисточка применяется для небольших работ или прорисовки деталей, но срок ее службы очень недолог. Она быстро становится слишком жесткой и бесформенной.
Стоимость инструмента варьирует между колонком и щетиной, но такую кисточку лучше использовать редко и для каких-либо специфических работ. Художники привыкли иметь дело с тремя основными видами синтетических кистей:
- маленькие инструменты, круглые и тоненькие (подходят для деталировки);
- плоские кисточки с широкой площадью;
- веерные (применяются для разглаживания образовавшихся бороздок).
Следует отметить, что начинающим художникам такие кисточки не подойдут, так как быстро испортятся и требуют навыков использования.
Выбор кистей для масляной живописи
В наборе начинающего художника должны быть разные инструменты. Если новичок желает работать масляными красками, он должен иметь при себе такие кисти:
- щетинистую кисть плоской формы (применяется для заполнения больших пробелов краской, для широких мазков и имеет номер 5);
- щетинистую кисть круглой формы (помогает создать примерный вид будущей картины, подходит для длинных мазков рельефного вида и носит номер восемь);
- щетинистую кисть плоской формы, короткую, имеющую округлое окончание (лучше всего подходит для деталировки, носит номер 2 и может заменяться синтетической кистью 4 номера или колонковыми инструментами от 1 до 4 номеров).
Это стандартный начальный набор кистей, который в зависимости от специфики и навыков художника будет пополняться и другими видами инструментария.
Изготовление кистей в домашних условиях
Такие кисточки подойдут тем художникам, которые рисуют картины красками из масла на больших холстах. Им важно оценивать общий вид будущего произведения, а не только уделять внимание деталям. Поэтому надставленная (или удлиненная) кисточка отлично подойдет в данном случае.
К ней придется некоторое время привыкать, но результат стоит того. Кроме того, такие инструменты можно сделать своими руками, не тратя лишние деньги. Для изготовления надставленной кисточки художнику понадобится старая испорченная кисть чуть большего объема чем та, которой он рисует.
Алгоритм создания надставленной кисти:
- с помощью ножа отрезается головка непригодной кисточки;
- ручка инструмента зажимается, а внутри просверливается отверстие;
- в образовавшееся отверстие нужно капнуть прочного клея и вставить туда кончик кисточки, которой художник рисует;
- после того, как клей высохнет, берутся плоскогубцы, и обойма непригодной кисточки сжимается так, чтобы она плотно обхватила новую;
- сверху для верности и увеличения прочности наматывается изолента.
Работать такими инструментами очень удобно после периода адаптации, так как художник получает больше свободы действий и лучше оценивает общий вид картины, замечая неточности и требующие корректировки детали.
Правильное очищение и уход за кисточками
Масляные краски значительно отличаются своими свойствами от акварельных или гуаши. После их использования кисти нужно тщательно очищать по особой технологии. Если оставить кисточку после работы с маслом в краске, то в дальнейшем ее будет проще выбросить, чем привести в рабочее состояние.
Особенности чистки кистей после масляных красок:
- для вытирания подходит только тряпка мягкой текстуры;
- пальцами нажимая на кисть можно удалить с нее излишки краски;
- для полоскания применяются специальные растворы (очищенный керосин, раствор терпентина);
- для обмывания подходит гелевое мыло (очищать кисть следует в теплой воде);
- пальцами нужно аккуратно, но тщательно удалить остатки краски, держа кисть под напором воды;
- после очищения инструмент приглаживается по ходу ворсин;
- сушка производится естественным путем, без использования тепловых приборов.
Чтобы кисточки не засохли, когда художник ненадолго отвлекается от картины, их можно опускать в обычную воду. Однако следует быть осторожными, так как инструменты, у которых обжимное кольцо не покрыто лаком, могут напитаться водой и деформироваться.
Продление срока эксплуатации кисточек
Если инструмент все же потерял свою форму можно попробовать ее восстановить. Проще всего попытаться вернуть форму, подержав кисть несколько минут в кипятке (90 градусов). Также можно использовать мыло, выровняв ворс, нанеся мыло на кисти и оставив сохнуть пару часов. После этого кисти обмываются. При бережном и правильном уходе кисти для масляной живописи могут служить несколько лет.
Художник, чтобы быть уверенным в том, что его кисти не станут причиной порчи картины, должен особое внимание уделять их качеству и характеристикам. А чтобы не менять их каждый месяц, он должен уметь правильно ухаживать за кистями и не забывать об особенностях эксплуатации каждого вида.
colormondays_ru
Кухня художника и все его радости
Кисточки — это очень деликатный рабочий инструмент, поэтому обращаться с ним нужно не менее бережно, чем с ювелирными украшениями, сами понимаете, цена хороших кисточек уже сравнялась с ценой сережек из драгметаллов. Но если отставить все шутки в сторону, то правильное хранение позволит прослужить кисти много лет, а неправильное угробит даже самые дорогие и качественные за пару недель.
Хранение.
— Если вы храните кисти в стаканчиках, то ставьте их ворсом вверх, если планируете сделать инсталляцию в виде гирлянды, то подвешивайте не «за жабры», а за «хвост», переворачивая кисть ворсом вниз.
— Очень хорошо, если после промывки вы будете высушивать кисть, обернув волосяной пучок бумагой или салфеткой. Салфетку можно оставить на ней для последующего хранения. Это предотвращает волосяной пучок от случайного распушивания.
— Удобно хранить кисти в специальных пеналах. Максимально удобным и износостойким является пенал на основе бамбуковой салфетки. Он прекрасно держит форму, легко скатывается в трубочку и не дает заминаться ворсу внутри тубы.
— Если вдруг по какой-то причине у вас появились кисти-аутсайдеры или вы создаете себе резервный фонд, то позаботьтесь о том, чтобы им не пришлось доживать свой век в доме престарелых. Обработайте натуральный ворс средствами от моли или хотя бы переложите его мандариново-апельсиновыми корками, капните лаванды или любого другого народного антимольного средства. Неприятненько, когда ты уверен, что в закромах родины лежит парочка кистей на черный день, а по факту оказывается палка, из которой торчит три шерстинки. Моль любит шерсть не только в шубах.
Уход.
Первое базовое непреложное правило — кисти нужно мыть! Всегда! Даже если вы поболтали ею в чистой воде после акварельного рисования, это не значит, что кисть чистая. Конечно, ничего криминального с ворсом беличьей кисти не случится, если ее не промыть под проточной водой с мылом, акварель — не масло и не акрил. Однако для вашего будущего шедевра подобная халатность может обернуться печальностью. На волосках кисти остается невымытый пигмент, который, встречаясь со свеженьким, дает весьма оригинальные цветовые сочетания. Если хотите всегда знать, что за цвет кладете на бумагу, мойте акварельные кисти с мылом под проточной водой. После мытья не ставьте кисти вертикально, сушите их на салфетке.
Кисти для масляной живописи требуют большего ухода. Процесс подготовки их к хранению достаточно трудоемкий, поэтому художники стараются максимально оптимизировать этот процесс.
— В первую очередь кисти очищаются от краски при помощи салфеток или тряпочек. Затем сразу весь пучок кистей погружают в подсолнечное масло и полощут его до вымывания краски. Далее намыливают кисти и уже смывают их под проточной водой. Вместо масла можно использовать специальные растворители.
— Если работа над картиной не закончена, то многие художники чистят кисти салфетками и погружают их в воду или растительное масло, чтобы краска не спекалась. Очень важно — ворс кистей не должен касаться дна стаканчика. Для этого берете палку потолще, ну или карандаш на худой конец, и вокруг него формируете пучок из кистей, закрепляя их резинкой так, чтобы дна касался только центральный стержень. Ну или используете специальные кистемойки.
Фото кликабельно. Кистемойка алюминиевая
— Часто встречается рекомендация мыть кисти в средстве для мытья посуды. Мы подобный эксперимент не проводили, но, судя по отзывам, кисти хорошо промываются и достаточно долго служат.
— А вот чего художники делать не рекомендуют, так это мыть кисти ацетоном — от него очень быстро истончается ворс, делается ломким и секущимся. Если вы пользуетесь для мытья кистей уайт-спиритом, старайтесь, чтобы он меньше попадал под патрон. Его состав вызывает размягчение клея, которым крепится ворс.
-Помните, что если вы удаляете краску с помощью керосина, то время нахождения в нем кисти не должно превышать 8 часов, контакт со скипидаром не больше 1 часа, в теплой воде около 50 градусов тоже не свыше 60 минут. При передержке клей в патроне также разрушается.
Кисти для работы с акрилом сохнут молниеносно, поэтому под рукой художника обязательно должен быть стакан с водой, куда он опускает инструмент. «Акриловые» кисти легко моются под проточной водой с мылом. Если уж кисти водой не отмываются, ну мало ли, задумались и забыли опустить в воду, тогда на помощь приходит «Мистер мускул»! Нет, серьезно, в средствах для очистки стекол содержится изопропиловый спирт, который помогает снять краску с ворса. Но в любом случае наибольшее внимание следует уделять основанию кисти, вымывая оттуда всю-всю краску. Краска в основании распушит всю кисточку и сделает ее непригодной к работе.
Для работы с акрилом можно использовать вот такое приспособление
Художники люди творческие, всякое может случиться, в том числе и усыхание краски на самом главном инструменте. Для таких серьезных случаев существует кисточковая реанимация. Держим подпорченный инструмент пару минут в горячей воде при температуре 80-90 градусов, а затем щедро намыливаем ворс и оставляем на несколько часов. После чего промываем теплой водой с мылом.
Рисуйте и радуйтесь жизни!
Как выбрать кисти для масляных красок
Все начинающие художники знают, что кисточка – это основной инструмент художника. Но не все соблюдают правила, отправляясь в магазин за покупкой. А ведь чтобы выбрать кисти для живописи маслом, нужно знать некоторые правила и уметь отличить хорошую кисточку от плохой. Как это сделать, читайте в моей статье.
Самые первые кисти появились задолго до живописи, в привычном для нас понимании. Три тысячи лет назад, в Древнем Китае, богатые и образованные люди изобрели приспособление для написания иероглифов. Но, в отличие от современных кисточек, ворс у них был совершенно иной – самые первые кисточки делали из шерсти лисы, кошки, или крысы.
Сегодня, человечество шагнуло далеко в перед, и чтобы понять, какие кисти нужны начинающим художникам для масляных красок, давайте остановимся на нескольких основных характеристиках – материал, форма и длина рукоятки. По этим трем критериям я советую вам выбирать себе первые кисти для живописи.
- Материал
- Белка
- Колонок
- Пони
- Щетина
- Синтетика
- Форма
- Длина рукоятки
- Размер
- Какие кисти нужны для масляной живописи: чек-лист
- Рекомендуемые производители
- Как проверить качество кисти в магазине
Материал
Все творческие люди, и, тем более художники, понимают насколько важно качество материалов. Качество кисточки напрямую зависит из какого материала она была изготовлена. Художники используют разные кисти для работы с маслом, остановимся на самых основных.
Белка
Мягкая кисть с черным ворсом, используется в акварельной живописи. Но вот для масляной живописи я бы не рекомендовала выбирать кисть из шерсти белки, так как едкие разбавители при очистке могут запросто испортить ее нежный и мягкий ворс, оставив всего несколько ворсинок на кисточке.
Колонок
Светлые, слегка рыжеватые, кисти из шерсти колонка так же имеют мягкий, но более жесткий ворс, по сравнению с белкой. Эта кисточка идеально подойдет для того, чтобы рисовать гуашью или акрилом.
Еще один вид кисточек из натурального ворса, но не такой популярный, в отличии от белки или колонка. Часто такие кисти покупают детям для уроков ИЗО в школе – ими не только можно рисовать, но еще и выполнять ряд декоративно-прикладных работ, например, в работе с клеем ПВА.
Щетина
Жестка, белая кисть из свиного ворса – отлично держит форму ворса, и даже со временем не так сильно стирается, как предыдущие кисти. Щетина – одни из лучших кистей для масла. Они достаточно хорошо держат густую масляную краску, а также, ими очень удобно накладывать объемные мазки, придавая интересную фактуру картине.
Синтетика
Пожалуй, один из самых универсальных вариантов – кисти из синтетического ворса. Такие кисти идеально подходят как для масляных красок, так и для акриловых, гуашевых, темперных красок.
Они имеют мягкий, достаточно упругий ворс, хорошо держат кончик, и спокойно переносят различные химические разбавители, лаки и прочие средства для масляной живописи.
Кроме того, искусственные кисти гораздо легче мыть, ворс не выпадает, да и стоят они дешевле натуральных белки и колонка.
Форма
Основная форма кистей, наиболее распространенная среди художников, это – круглая и плоская.
Сделать большой, размашистый мазок, или нарисовать самую тонкую линию – все это возможно сделать кисточкой круглой формы. Наносить масло такой кистью очень удобно, особенно, если вы хотите более детально проработать какой-то фрагмент на картине.
Плоская же кисть прекрасно подходит для заливки, покрытия краской больших участков на холсте. Широкую плоскую кисть из синтетического ворса, так же можно использовать при покрытии картины лаком. При чем необязательно покупать для этого дорогую, художественную кисть, достаточно будет простой дешевой кисти из строительного магазина.
Как вы уже догадались, на этом список форм кисточек не заканчивается, ведь художники люди изобретательные и придумали для себя кисти под разные случаи.
Например, кисти со скошенным кончиком помогут вам провести идеальную ровную линию, точно также, как и кисть-лайнер – очень тонкая вытянутая кисть, похожая на кисточку от подводки для глаз. Кисточка овальной формы, как нечто среднее между плоской и круглой – сочетает в себе сразу несколько качеств. А если вам нужно растушевать краску, берите веерную кисть.
Есть еще одна разновидность кистей – это кисть флейц. Плоская и широкая, кисть-флейц обычно изготавливается из щетины или синтетики, прекрасно подходит для объемных работ на больших холстах, а также, для покрытия лаком готовой работы.
Длина рукоятки
Как вы уже успели убедиться, кисти для рисования бывают абсолютно разных форм, видов и каждая имеет свое предназначение. Но меня часто спрашивают, что даже если кисточки имеют одинаковую форму и ворс, то они отличаются по длине своей ручки. Так в чем же разница, и какой длины начинающему художнику выбрать кисточку?
Во-первых, давайте, как и с ворсом определимся, из чего должна быть сделана ручка у кисточки? Хорошие кисти для работы маслом должны иметь деревянную рукоятку. Дерево, в отличие от пластика, более практичный материал, и опять же, оно не растворится и не испортится под действием химических растворителей.
Во-вторых, любому художнику, который пишет маслом или любыми другими красками, я бы посоветовала купить сразу несколько кисточек разного размера. Это нужно для того, чтобы понять, с какой кистью вам больше всего удобней и комфортней работать. Ведь проводя за мольбертом по несколько часов, а то и больше, вам будет трудно не устать, пусть и занимая любимым делом – масляной живописью.
Поэтому смело выбирайте короткую, среднюю и длинную кисточки и пробуйте наносить ими первые мазки на холсте.
Размер
Вы наверняка замечали, что на каждой кисточке, на ручке, обычно рядом с металлическим наконечником или с названием ворса, стоит какая-нибудь цифра. Именно эти цифры говорят вам о том, какого размера ваша кисточка.
Круглая кисть самого маленького размера, обычно самая тонкая, обозначатся № 00, а далее – по возрастающей. Сразу хочу отметить непрактичность такой кисточки. Она, как правило, состоит всего из нескольких ворсинок, поэтому очень быстро сотрется. Поэтому, если вы хотите тонкую кисточку, которая прослужит вам не один раз, а больше, выбирайте кисть под № 1. Разница между ними небольшая, зато вторая дольше сохранит свои свойства.
Обозначение размера плоских кистей идет от № 2 и всегда четными цифрами. Все дело в том, что, когда круглую кисть № 1 приплющивают и сжимают, она становится плоской кистью № 2. Двойка при сжатии становится № 4 и так далее. Поэтому, производители решили ввести такую систему обозначения, чтобы не запутаться самим и не вводить в заблуждение художников, особенно начинающих.
Важно отметить, что размер кистей обозначается в миллиметрах. Так, например, Круглая кисть № 3 будет размером 3 мм, а плоская широкая кисть флейц под № 20 – уже 2 см.
Какие кисти нужны для масляной живописи: чек-лист
Теперь, когда мы с вами рассмотрели кисти по нескольким основным критериям – форме, ворсу, размеру и длине, важно подвести итог, и сориентировать вас, а как же все-таки выбрать правильную кисть?
Чек-лист КАК ВЫБРАТЬ КИСТОЧКУ:
- Определитесь, какими красками вы будете писать. Для акварели подойдут кисти с натуральным, нежным ворсом, а для масла и акрила нужны кисти щетина или синтетика.
- По форме возьмите круглую и плоскую кисти, а также широкую, плоскую кисть флейц.
- Ручка может быть любой длины, главное, чтобы вам было удобно писать такой кисточкой. Тут, как и с формой, возьмите сразу несколько – длинную, короткую, среднюю.
Рекомендуемые производители
Как и в случае с красками, у кисточек для живописи и рисования тоже есть свой ТОП-производителей:
- Da Vinci – европейская марка кистей премиум-класса.
- Faber-Castell – старейшая компания по производству канцелярских принадлежностей.
- Pinax – еще один известный бренд, пришедший в Россию не так давно, но уже успевший себя зарекомендовать как производитель кистей отличного качества.
- Escoda – испанский бренд, достаточно дорогой среди прочих, так как каждая кисть у них создается вручную.
- Малевичъ – российский бренд недорогих и качественных кистей.
- Roubloff – хорошие, качественные кисти, продаются почти в каждом художественном магазине
Как проверить качество кисти в магазине
Придя в магазин за новой кисточкой, помните вот об этих важных правилах:
- Ворс не топорщится, волоски не выпадают и лежат один к одному.
- Основание должно быть крепко закреплено на ручке и ни в коем случае не болтаться.
- Патрон у кисти должен быть цельным, без сварочного шва.
- Деревянная ручка должна быть хорошо залакирована.
- Кисточка должна вам нравиться, быть красивой и вызывать удовольствие, ведь с ней вы проведете не один час и обязательно напишите свои лучшие работы!