Краска АК-511 для разметки дорог: состав, технические характеристики и порядок нанесения

Клей

Краска АК-511 предназначена для нанесения разметки на дороге, что требуется по правилам дорожного движения, и помогает обеспечить безопасность водителей. В использовании краски есть свои особенности, которые нужно учесть при работе.

Назначение краски

Эмаль для разметки дороги АК-511 производится согласно ГОСТ Р 52575-2006 и применяется для нанесения линий безопасности на автомобильных дорогах общего пользования. Эмаль предназначена для тех трасс, где наблюдается интенсивное и умеренное движение, она отлично подходит для следующих покрытий:

  • цементобетонные,
  • асфальтобетонные.

Горизонтальная дорожная разметка, выполненная с использованием краски, широко применяется и на территориях возле складов, стоянок, парковок, аэродромов. Материал черного цвета используется не для разметки дорог, а для демаркировки старой разметки (закрашивает ее). Чтобы обеспечить маркировке световозвращающие свойства, в эмаль вводят добавки – специальные стеклошарики. По ГОСТу, допустимо нанесение средства на проезжей части дорог 1–4 категории.

Состав и свойства материала

В составе разметочной эмали присутствуют различные пигменты, наполнители, разведенные на акриловом сополимере с добавлением модифицирующих добавок. Свойства материала указаны в сертификате соответствия и другой технической документации. Вот основные из них:

  • высокий коэффициент яркости,
  • обеспечение отличной видимости для водителей в темное и светлое время суток,
  • быстрое высыхание – всего за 15–30 минут,
  • хорошее сцепление с поверхностью,
  • высокая износостойкость и укрывистость,
  • отсутствие повреждений при резких сменах температур.

Важно! Нанесенная на дорогу разметка будет служить долго – она стойкая к воздействию воды, грязи, ГСМ и прочей химии, солей.

При добавлении стеклошариков разметка хорошо видна даже в плохую погоду. Это позволяет снизить аварийность на дороге.

Характеристики средства

Технические характеристики отражают основные параметры краски АК-511, которые следует изучить перед ее использованием:

  • создаваемое покрытие – гладкое, ровное, с однородной текстурой, без посторонних включений,
  • вязкость по данным прибора вискозиметр ВЗ-246 при температуре +20 градусов – 80–160 с,
  • доля сухого остатка – 75%,
  • адгезия покрытия – 1 б,
  • время полного высыхания эмали при температуре +20 градусов – 30 минут,
  • коэффициент яркости – 70%,
  • плотность материала – 1,4 г/кв. см,
  • степень перетира – 70 мкм,
  • светостойкость покрытия – 8 ч,
  • стойкость к действию воды – 72 часа, к действию раствора натрия хлорида – 72 часа, к действию бензина – 20 минут.

Цветовые решения

Краска АК-511 белая, согласно ГОСТ она не должна иметь посторонних оттенков, является матовой. Также выпускается эмаль АК-511 Спринтер, в которую добавляются цветные пигменты. Цвета краски – желтый, оранжевый, черный, красный.

Подготовка к работе

Работать с эмалью следует только в сухую погоду. Покрытие максимально очищают от грязи, пыли. Температура воздуха +5…+30 градусов, влажность воздуха не превышает 85%.

Краску перед нанесением хорошо вымешивают, пока осадок полностью не исчезнет. Для устранения пузырьков после перемешивания оставляют материал еще на 10 минут. Для разбавления можно использовать различные растворители. Чем разбавить, указано в инструкции по применению – можно применять толуол, Р-4, ацетон, этилацетат, бутилацетат. Количество растворителя от общей массы материала не превышает 15%. Если в работе перерыв, средство нужно плотно закрыть, а перед работой еще раз вымешать.

Способы нанесения

Наносить средство можно валиком, кистью, распылителем. Расстояние от сопла распылителя до поверхности – 20–30 см. Режим работы выбирается в зависимости от марки устройства. Обычно хватает 1–2 слоев краски. Расход составляет 400–600 г/кв. м. Стеклошарики подмешивают к краске из расчета 300 г/кв. м покрытия.

На мокрое дорожное покрытие нанесение не допускается, также нельзя разбавлять материал водой, бензином, керосином. Промывают оборудование толуолом. Пользоваться дорогой водители смогут через 15–30 минут после нанесения эмали, в зависимости от температуры воздуха (чем она выше, тем быстрее сохнет покрытие).

Хранение и безопасность

Срок хранения средства – 6 месяцев. Хранить его следует в плотно закупоренной посуде, защищая от воды, прямых лучей солнца. Температура хранения – в пределах –30…+40 градусов.

Меры безопасности таковы:

  • краска токсична из-за присутствия растворителей в составе, класс опасности – 3, ПДК в воздухе рабочей зоны – до 150/50 мг/куб. м,
  • работники должны пользоваться перчатками или наносить на кожу рук защитные пасты,
  • органы дыхания обязательно защищать респираторами или противогазами,
  • следует строго соблюдать меры противопожарной безопасности – не курить, исключить попадание искр,
  • при возгорании тушить песком, асбестовыми одеялами, пеной, водой.

Материал производится ООО «Химпром-М». Также в продаже можно встретить краску от производителя НПК «КраскаВо». Эмаль выпускается в таре по 20, 27, 55 литров.

Характеристики лакокрасочного состава для дорожного покрытия АК-511

Среди красителей выделяются узкопрофильного использования материалы. К ним относится краска АК-511. Она наносится на асфальтированную дорогу. Отсюда название – дорожная. Ею наносится разметка на автомагистралях, на полигонах, где проводятся учебные вождения будущих водителей, на взлетных полосах аэродромов. От интенсивности движения на дороге зависит частота обновления разметки.

Хорошо видимые полосы белого цвета – это результат сцепления КМ с дорожным покрытием (с асфальтом и бетоном). Светоотражающие шарики иногда добавляются в состав дорожной краски. Она разработана для использования на широте умеренного континентального климата.

Состав дорожного КМ

К дорожным краскам предъявляются требования, которые отражаются в пунктах ГОСТа Р 52575-2006. Краска для разметки дорог АК-511 полностью им соответствует. Составляющие эмали: тандем раствора сополимера с мелкими твердыми частицами колера и наполнителей. Ксиол, толуол – растворители, которые применяются к красителю.

Полуматовая краска АК-511, используемая для нанесения разметок, относится к однокомпонентной категории КМ.

  • гладкая;
  • взглядом комки не видны;
  • с блеском.

На дорожном покрытии высохшая краска становится блестящей однородной пленкой. Разметка наносится белая, желтая, красная, оранжевая, черная. Цвет зависит от ее назначения.

Производителями эмаль выпускается в 25-литровых ведрах и контейнерах. Выдержанные условия хранения, которые диктуются производителем, и правильная транспортировка – это залог того, что краска АК-511, характеристика ее, будет соответствовать государственным нормативам. Во время перевозки емкости с краской нельзя допустить ее разгерметизации, нарушать в хранилище температурный режим и отходить от нормы влажности.

В таблице отражены технические характеристики краски для разметок на дорогах АК-511

При нанесении одного слоя норма расхода, гр./м 2 300-400
Калибр частиц, мкм 70
При температуре 18-22 о С, влажности 60-70 % время высыхания, мин. 20
Показатель прочности соединения с поверхностью нанесения, в баллах 1
Светоустойчивость, час больше 8
Противостояние статистическому воздействию, мин 20 – бензину; 72 – воды при температурном режиме 18-22 о С; 72 – 3-% водного раствора хлорида натрия при температуре воздуха -2оС до +2оС
Стойкость к истиранию, гр./мкм 600
Яркость цвета, % 80-100
Плотность, гр./см 3 больше 1,6

Рекомендуем видео по теме:

Условия нанесения краски

Краска для дорожной разметки АК-511 наносится при температуре воздушных масс 5-35 о С, при влажности воздуха меньше 85%. Перед нанесением подготавливается дорожное покрытие. Его просушивают, очищают от песка, от грязи и пятен жира, масла.

Краска проверяется на вязкость. КМ тщательно размешивается. Если материал густой консистенции, то применяется растворитель категории «Р-5А». Добавка в виде кварцевого песка с зерном 0,3 мм повысит красителю износостойкость. При этом доля добавки от массы краски должна составлять 5-10 %.

Наносится дорожная разметка специализированным оборудованием – безвоздушным распылителем. Применяются ручные распылители, валики и кисточки.

Светоотражающие гранулы повышают характеристику отражения света покрытия. Наносятся они максимум через 10 секунд сверху эмали.

Если разметка на дорожное покрытие наносится с соблюдением всех инструкций, то все эксплуатационные показатели, которые провозглашает производитель, будут гарантированы им. Но если же условия нарушаются, то срок использования красителя так же уменьшается. Например, нельзя наносить дорожную разметку при условиях повышенной влажности или на мокрый асфальт.

Описание КМ после нанесения

Эмаль как дорожная разметка характеризуется важными свойствами:

  • сочетание колеров краски делает ее заметной на дороге на протяжении 24 часов, независимо от погодных условий – это характеризует яркость КМ;
  • специальными гранулами увеличивается заметность красителя – показатель его светоотражения;
  • от прочности нанесения или от показателя сцепления эмали с дорожным покрытием зависит быстрота и легкость окрашивания;
  • характер покрытия дороги и степень ее нагрузки сохраняет или уменьшает срок использования разметки. Мелкий кварц песком, добавленный в состав краски АК-511 увеличивает ее износостойкость;
  • качественный КМ устойчив к смыванию. Он противостоит воздействию жидкости, бензина. Не смывается солью, хлоридом и гидроксидом натрия, которые используются для очистки дорожного покрытия;
  • устойчивость к колебаниям температур и к погодным капризам, к механическим ударам, к нагрузкам от большегрузного транспорта – важные свойства красителя;
  • находясь под постоянным воздействием лучей солнца нанесенная разметка должна сохранять прочность, не трескаться, не терять яркость – это характеризует ее устойчивость к УФ-лучам солнца;
  • если КМ наносится по инструкции, то скорость высыхания будет стандартной (до 20 минут при температуре 20 о С);
  • краситель, подобранный правильной консистенции, наносится легко и любым доступным инструментом – характеризуется степень удобства работы с материалом;
  • добавление реагентов в состав может увеличить функциональность краски, при этом растворитель не всегда нужен.

Требования по хранению КМ

Закрытая тара хранится:

  • в местах, где нет солнечных лучей;
  • вдали от приборов отопления;
  • от даты изготовления не больше 6 месяцев.

Остатки дорожного красителя оставляются в банке, которая плотно закрывается. Ставится тара подальше от источника тепла и света, в сухом месте, где постоянная температура воздуха. В качестве растворителя применяются средства, разрешенные производителем.

Меры предосторожности при работе с краской

Соблюдение мер безопасности при работе с эмалью для дорожной разметки поможет избежать травм:

  • краситель не открывается и не наносится вблизи огня или быстрозагорающихся веществ;
  • работы проводятся в спецкостюме, на руки одеваются перчатки, для защиты от паров используется респиратор;
  • если на участок кожи попали капли материала, то нужно обязательно его промыть водой;
  • вода, бензин и керосин категорически не применяются как разбавители эмали и как промывка инструмента.

Дорожная краска АК-511 сочетает в себе низкую цену и высокие показатели эксплуатации. К ее плюсам относится: легкость в нанесении, широкий выбор эмали. На экономичность расходования оказывают влияние: способ нанесения материала, подготовленность покрытия и его ровность, правильно подобранная консистенция. Если работник дорожной службы ознакомлены и выполняют правила покраски, то разметка прослужит долго.

Разновидности красок для нанесения дорожных разметок

Как и чем правильно окрашивать асфальт: выбор смесей

Свойства и условия применения краски марки МА-15

Технология нанесения силиконовой краски

Разновидности красок для окрашивания бордюра

Эмаль для дорожной разметки: АК 511 – инструкция по нанесению

Эмали АК 511 дорожники отдают предпочтение, когда речь идет о необходимости нанести дорожную разметку. Хотя у этой краски существуют во многом идентичные конкуренты, по ряду технических свойств краска АК 511 все-таки выигрывает, оставаясь абсолютным фаворитом. Однако к применению любого продукта есть требования, соблюдение которых – гарантия хорошего результата. Какие нюансы существуют в нанесении материала, и что стоит учесть при организации дорожных работ, чтобы новенькая разметка не только прослужила весь обозначенный производителем срок, но и помогла сэкономить на расходных материалах в дальнейшем – в инструкции «ЗНАКИ 154».

Дорожная эмаль АК 511: в чем отличие

Технически структура эмали АК 511 почти не отличается от свойств аналогичных продуктов. В основе – смесь акрила, пигментов и наполнителей, к которой при необходимости добавляют в виде растворителя ксилол или толуол.

Одно из главных отличий АК 511 – высокий коэффициент яркости. Свежее покрытие сохраняет его до 12 месяцев в зависимости от интенсивности движения на дороге. Чтобы дополнительно повысить стойкость разметки, к краске примешивают 5-10% кварцевого песка с зернистостью не более 0,3 мм, создают равномерную консистенцию и наносят на подготовленную поверхность.

Эффективный способ не только продлить «жизнь» разметке, но и добавить покрытию светоотражающих свойств – использовать стеклошарики. Свечение делает «зебры», разделительные линии, обозначения запрета стоянки боле заметными для водителей и, таким образом, снижает аварийность на автомобильных дорогах.

К числу преимуществ дорожной эмали АК 511 также относят:

прочность нанесения – состав эмали обеспечивает надежное сцепление ее компонентов с окрашиваемой поверхностью;

устойчивость к воздействию УФ-лучей, воды, бензина, химических веществ, в том числе соли;

термостойкость – устойчива к колебаниям температур;

долговечность – выдерживает большие нагрузки от тяжеловесных транспортных средств;

технологичность — может наноситься без разбавления различными методами.

Красная, желтая, белая эмаль АК 511: особенности применения

Краска, используемая в создании дорожной разметки, эволюционирует по своему составу и техническим свойствам с начала прошлого века. Что касается цвета — как основные оттенки для разметки исторически использовались желтый и белый. Они лучше всего контрастируют с серым асфальтовым покрытием.

Стандартный цвет эмали АК 511 – белый. Однако в зависимости от назначения производят краску желтого, красного, оранжевого, черного цвета.

Белая разметка – основная для российских дорог, поэтому белая дорожная эмаль АК 511 – универсальна и подходит для нанесения большинства постоянных обозначений на дорожном покрытии. Она достаточно контрастная, чтобы быть заметной при любых погодных условиях.

Желтая эмаль АК 511 подходит для нанесения разметки у остановок, обозначения территорий с ограничением стоянок или, напротив, разрешенной парковкой. Также краску используют для улучшения видимости «зебр», создавая чередующиеся полосы желтого и белого цвета при оборудовании пешеходных переходов.

Яркие цвета эмали АК-511 – оранжевый, красный — используют для выделения границ территорий, выезд за которые запрещен. Наносят разметку оранжевым и красным цветом также для ограничения скорости в местах проведения строительных и ремонтных работ, для цветного дублирования дорожных знаков на асфальтовом покрытии. В последнее время красный и желтый цвет во многих странах стали чаще использовать для нанесения фонов пешеходных переходов.

Как правильно наносить

Важный нюанс, который стоит учитывать при нанесении краски для дорожной разметки АК 511: чтобы покрытие долго не выцветало, нужно тщательно соблюсти все технические требования. В первую очередь, подготовить поверхность асфальта или бетона. На асфальте не должно быть следов влаги, песка, жира (масляных пятен). Также предпочтительнее выполнять разметку в теплую, сухую погоду.

В работе допустимо использовать все доступные инструменты – специальную технику, ручные распылители, кисточки и валики. Чтобы усилить яркость покрытия одновременно с нанесением краски (через 5-10 секунд) окрашенную поверхность посыпают стеклошариками. Можно сделать это вручную или автоматически с помощью разметочных машин.

Оптимально, если стеклошарики будут погружены в краску наполовину. Так достигается нужный эффект от преломления и отражения света. В случае, если шарики будут погружены в краску менее, чем на 50%, они легко могут выбиваться под колесами транспорта.

Высыхание эмали при нормативных условиях (температура + 5-35 градусов, влажность – до 85%) происходит максимально быстро. Подходящая температура воздуха во время нанесения + 18-22 градуса. Время высыхания в этом случае не превышает 20 минут.

Дорожная краска АК-511

Дорожная краска АК-511 относится к материалам узкопрофильного использования. Применяется для нанесения разметки на асфальтированном дорожном покрытии с примесью бетона и цемента для автомобильных магистралей, стоянках и взлетно-посадочных полос. Для придания светоотражающего эффекта поверх краски наносятся стеклошарики размера до 600 мкм.

Описание краски

Характеристики краски АК-511 полностью соответствует требованиям к материалам, используемым для нанесения дорожных разметок, содержащихся в ГОСТ Р 52575-2006. Текстура эмали представляет собой смесь раствора сополимера акрила и твердых мелких частиц пигментов и наполнителей. В качестве растворителя к краске применяют ксиол или толуол.

Эмаль АК-511 относят к категории однокомпонентных полуматовых красок. По текстуре краска гладкая, без видимых комков, блестящая. После нанесения пленка краски сохраняет блеск и однородность поверхности. В зависимости от назначения разметки ассортимент краски представлен белым, желтым, красным, оранжевым и черным цветами.

Эмаль поставляется в крупной таре (ведра и контейнеры объемом от 25 л). Хранение и транспортировка должна соответствовать государственным нормативам и требованиям изготовителя. Возможна колеровка по индивидуальному заказу. Не допускаются механические повреждения тары во время перевозок, нарушение температурного режима и норм влажности помещения.

Фото краски для дорожной разметки АК-511

Технические характеристики дорожной краски АК-511

  • Норма расхода при однослойном покрытии – 300-400 гр/м2.
  • Размер частиц – менее 70 мкм.
  • Условное время высыхания при температуре от +18 до +22 °С и влажности воздуха от 60 до 70 % — 20 мин.
  • Прочность сцепления с поверхностью нанесения – 1 балл.
  • Светостойкость покрытия – свыше 8 ч.
  • Устойчивость к статическому воздействию: бензина – 20 мин; воды при температуре от +18 до +22 °С – 72 мин; трехпроцентного водного раствора хлорида натрия при температуре от -2 до +2 °С – 72 мин.
  • Устойчивость к стиранию – свыше 600 гр/мкм.
  • Яркость – 80-100%.
  • Плотность – свыше 1,6 гр/см3.

Рекомендации по применению

Перед нанесением краски необходимо убедиться, что температура воздуха находится в диапазоне от +5°С до +35°С и относительная влажность воздуха менее 85%. Дорожное покрытие необходимо подготовить – просушить и очистить от песка, мусора, масляных и жировых пятен. Непосредственно перед использованием краску следует размешать, при обнаружении излишней вязкости можно разбавить растворителем категории «Р-5А» до требуемой консистенции. Также для повышения износостойкости возможно добавить в краску кварцевый песок (размер зерен — 0,3мм), в соотношении от 5 до 10 % от массы краски.

Краска пригодна для нанесения всеми доступными средствами: специализированное оборудование для нанесения дорожной разметки безвоздушным распылением, ручные распылители, кисточки и валики. Для повышения характеристик отражения света сразу после нанесения краски (через 5 – 10 секунд) сверху добавляют светоотражающие гранулы.

Производитель гарантирует соблюдение заявленных эксплуатационных характеристик только при соблюдении инструкции по нанесению. В случае нанесения краски при высокой влажности или на мокрую неподготовленную поверхность, срок использования может значительно уменьшиться.

Фото эмали АК-511

Характеристики краски после нанесения

Дорожная краска АК-511 обладает следующими свойствами:

  • Яркость – благодаря сочетанию красящих пигментов краска заметна на дороге в любое время суток вне зависимости от погодных условий. Светоотражение, повышающее заметность, возможно увеличить, добавив специальные гранулы.
  • Прочность нанесения – эмаль имеет высокие показатели сцепления с окрашиваемой поверхностью, благодаря чему наносится быстро и легко.
  • Износостойкость – краска не стирается в течение года после нанесения в зависимости от характера дорожного покрытия и степени нагрузки транспортными средствами. Срок использования возможно увеличить, добавив в раствор мелкий кварцевый песок.
  • Устойчивость к смыванию – краска не смывается при воздействии воды, бензина, соли и химических веществ, используемых для очистки дорог (хлорида и гидроксида натрия). Краска устойчива к перепадам температур, резкому изменению погоды, ударам и высоким нагрузкам от габаритных транспортных средств.
  • Устойчивость к ультрафиолетовому излучению – при прямом воздействии солнечных лучей краска не поблекнет и не потрескается.
  • Скорость высыхания – при соблюдении условий нанесения краска высыхает очень быстро (в течение 20 мин при средней температуре около 20 °С).
  • Удобство нанесения – вязкость и текучесть краски позволяют наносить всеми доступными средствами.
  • Функциональность – в некоторых случаях использовать растворитель нет необходимости. Возможно увеличить эксплуатационные свойства, добавив разрешенные реагенты.

Условия хранения

Не вскрытую банку следует хранить в темном месте вдали от нагревательных элементов в течение полугода с даты производства. После использования банку плотно закрыть крышкой, беречь от тепла, влаги, резких перепадов температуры и прямого попадания солнечных лучей. Разбавлять краску только веществами, допустимыми производителем.

Рекомендации по безопасности

При нанесении краски следует соблюдать меры предосторожности – не использовать вблизи открытого огня и легковоспламеняющихся веществ, работать в защитных костюмах, перчатках и респираторах. При попадании краски на кожу обильно промыть участок чистой водой. Запрещены разбавление эмали и промывка инструментов водой, бензином и керосином.

К преимуществам дорожной краски АК-511 можно отнести широкий ассортимент, удобство использования и высокие эксплуатационные характеристики при сравнительно низкой стоимости. Фактический расход краски зависит от техники и способа нанесения, ровности покрытия и вязкости консистенции. При нанесении дорожной разметки необходимо ознакомить работников дорожной службы с правилами покраски.

Технология нанесения материалов для дорожной разметки АК-511, АК-505, ЭП-5155

Для получения высококачественной, долговечной разметки необходимо соблюдение двух основных условий:

  • использование высококачественных материалов;
  • качественное выполнение работ по нанесению разметки.

Качественному нанесению дорожной разметки должны предшествовать два важных мероприятия: оценка уровня эксплуатационной нагрузки автомобильной дороги, на которой будет нанесена разметка и, как следствие, правильный выбор лакокрасочного материала.

Оценка уровня эксплуатационной нагрузки автомобильной дороги подразумевает учет влияния целой совокупности факторов на состояние дорожного полотна: интенсивности движения на данном участке, ширины проезжей части, типа и качества дорожного покрытия, назначения и места нанесения разметки, сезонных перепадов температур и др. Все эти факторы оцениваются в баллах и, исходя из суммы баллов, определяется уровень эксплуатационной нагрузки автодороги.

Ниже приведен пример подбора материала для дорожной разметки.

1. В первую очередь оценивается интенсивность движения трассы (Таблица 1):

Интенсивность движения, автомобилей/сутки

Баллы

от 6000 до 10000

от 10000 до 20000

В нашем примере принимаем интенсивность движения от 6000 до 10000 автомобилей в сутки, что соответствует 2 баллам.

2. Затем по Таблице 2 оценивается ширина проезжей части :

Ширина проезжей части, м

Ширина полосы движения, м

Баллы

Принимаем ширину проезжей части равной 6 – 7,5 метров, т.е. 1 балл.

3. Далее оцениваем назначение и место нанесения разметки (Таблица 3):

Вид наносимой разметки

Баллы

Разметка мест парковки

Разметка в местах спуска или подъема

Разделительные линии полос вне городской черты, линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется не постоянно

Линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется постоянно

Вид наносимой разметки – осевые линии, что соответствует 4 баллам.

4. В соответствии с Таблицей 4 оцениваем тип и качество дорожного покрытия:

Характеристика дорожного покрытия

Ровное асфальтобетонное дорожное покрытие без видимых разрушений с шероховатостью:

  • естественной
  • искусственной

Ровное цементобетонное дорожное покрытие без видимых разрушений с шероховатостью:

  • естественной
  • искусственной

Пусть покрытие будет асфальтобетонным с естественной шероховатостью – 0 баллов.

5. Оцениваем влияние сезонных факторов эксплуатации :

Сезонные факторы эксплуатации

Баллы

Использование противогололедных смесей

Использование механических средств уборки дорог

Переход температуры воздуха через 0° С

6. По Таблице 6 учитываем влияние прочих факторов:

Вид наносимой разметки

Разметка на пересечениях дорог в одном уровне

Разметка на кривых в плане и разворотах радиусом до 70 м

Разделительные линии полос в черте населенного пункта, проезд по которым осуществляется постоянно

Для упрощения задачи пренебрежем сезонными и прочими факторами эксплуатации. Тогда сумма баллов составляет:

Σ = 2 + 1 + 4 + 0 + 0 + 0 + 0 = 7.

7. Уровень эксплуатационной нагрузки на дорожном участке определяется с учетом полученной суммы баллов по приведенной ниже Таблице 7:

Сумма баллов

Уровень эксплуатационной нагрузки дорожного участка

8. Теперь, зная уровень эксплуатационной нагрузки на трассе, можно начать подбор оптимального лакокрасочного материала:

Маркировочный материал

Уровень эксплуатационной нагрузки участка дороги

Функциональная долговечность разметки, мес., не менее

Краска, эмаль

Спрейпластик

Холодный пластик

Т.е. для разметки нашего участка дороги необходимо использовать лакокрасочный материал или спрейпластик.

Более подробно с принципами подбора лакокрасочных материалов для дорожной разметки можно ознакомиться в [1, 2].

Вторым, не менее важным предварительным этапом является входной контроль разметочных материалов, который должен начинаться с проверки наличия необходимой нормативно-технической документации, сопровождающей материал: технических условий, технического паспорта на поставляемую партию материала, санитарно-эпидемиологического заключения и сертификата качества.

Входной контроль качества материала на соответствие требованиям нормативно-технической документации ( ГОСТ Р 51256-99 и технических условий на материал) проводит специализированная независимая лаборатория, имеющая соответствующую аккредитацию, необходимые методики, оборудование и специалистов.

По окончании подготовительных работ приступают непосредственно к нанесению дорожной разметки. Детально условия и технология нанесения разметки описаны в ряде методических документов [ 1, 2, 3, 4, 5 ].

Технология нанесения дорожной разметки состоит из нескольких стадий:

  1. Подготовка поверхности дорожного покрытия под покраску;
  2. Подготовка лакокрасочного материала для нанесения;
  3. Предварительная разметка дорожного покрытия;
  4. Нанесение подгрунтовки (при необходимости)
  5. Собственно нанесение дорожной разметки (в т.ч. стеклошариков);
  6. Замывка оборудования и инструментов.

Нанесение разметки начинается с подготовки поверхности дорожного покрытия: демаркировки (удаления) остатков старой, пришедшей в негодность разметки, выполнения ямочного или капитального ремонта покрытия, заливки трещин. Покрытие должно быть очищено, отмыто и высушено. Затем проводится контроль климатических условий на соответствие рекомендациям инструкции по применению материала. Рекомендуемые климатические условия нанесения разметки: температура воздуха и поверхности дороги от +5 до +35 °C и относительная влажность воздуха не выше 85%. Свежий асфальт, бетон необходимо выдержать при температуре не ниже 10 °C в течение 7 – 10 дней, а после дождя необходимо дать поверхности просохнуть. Крайне нежелательно наносить на дорожное полотно во время дождя.

Подгрунтовку, включая выбор материала и технологии, осуществляют в соответствии с рекомендациями производителя разметочного материала.

Далее проводят подготовку лакокрасочного материала, которая заключается в разбавлении его до рабочей вязкости и загрузке в емкость маркировочной машины. Эмаль ЭП-5155 разбавляют растворителем 646 (ГОСТ 18188), краски и эмали на основе органоразбавляемых акриловых сополимеров разбавляют до рабочей вязкости , как правило, толуолом, бутилацетатом (или их смесью в соотношении 1:1), либо растворителем Р-4 или ацетоном , воднодисперсионные разметочные материалы – водой. Степень разбавления эмалей для дорожной разметки до рабочей вязкости зависит от способа нанесения (маркировочная машина, кисть, валик), но обычно не превышает 10% от массы материала. Перед применением лакокрасочный материал необходимо тщательно перемешать. Более подробно мероприятия по подготовке лакокрасочных материалов описаны в соответствующих методических рекомендациях [6], а также в инструкциях по применению лакокрасочных материалов и эксплуатации соответствующих маркировочных машин.

Рост производства отечественных акриловых сополимеров обусловил появление лакокрасочных материалов с высоким сухим остатком (более 70%), при этом износостойкость краски возросла в 2-10 раз. Это такие материалы как АК-503, АК-505, АК-511, АК-513, АК-540, АК-585 и другие.

Разметку красками (эмалями) наносят с помощью специальных маркировочных машин путем пневматического или безвоздушного распыления в соответствии с регламентом и инструкцией по эксплуатации машины или вручную по трафарету краскораспылителем, кистью или валиком.

Для улучшения видимости разметки и создания эффекта световозвращения в краску вводят светоотражающие стеклошарики (микросферы).

Требования, предъявляемые к стеклошарикам, представлены ниже:

Наименование показателя

Технические требования

Прозрачные микросферы, содержащие не более 5% газовых включений и не слипшиеся друг с другом.

2. Содержание технологических остатков (осколков), %, не более

3. Содержание несферических частиц, %, не более

4. Содержание основных фракций, %, не менее

5. Минимальный размер, мкм

6. Максимальный размер, мкм

7. Коэффициент преломления

8. Плотность, г/см 3

9. Характер поверхности

Наиболее оптимальный размер стеклошариков 70 – 160 мкм, хотя допускается использование микросфер с диаметром от 100 до 600 мкм (СТО МШС-01-03 «Световозвращающие элементы (стеклошарики) для дорожной разметки»). Рекомендуемое количество использования стеклошариков 25 – 30% от массы лакокрасочного материала.

СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ СТЕКЛОШАРИКОВ В КРАСКУ

• введение внутрь лакокрасочного материала в количестве не более 30%;

• посыпание поверх свеженанесенной дорожной разметки в количестве 200 – 300 г/м 2 ;

• комбинирование вышеперечисленных способов.

Для достижения максимального эффекта световозвращения необходимо, чтобы стеклошарики были погружены в лакокрасочный материал наполовину. В этом случае достигается и хорошее удерживание микросфер материалом разметки, и достигается оптимальное преломление и отражение света. Если стеклошарики выступают из материала более чем на 50%, они легко «выбиваются» колесами автотранспорта. При погружении стеклошариков в материал разметки более чем наполовину, отражаемый светопоток резко снижается.

Сразу после окончания работ необходимо замыть оборудование и окрасочный инструмент. Замывка проводится, как правило, растворителем, используемым для разбавления эмали. После замывки оборудования и инструментов промывочный растворитель можно использовать по прямому назначению. Тем самым, с одной стороны, снижаются потери растворителя, а с другой – решается вопрос его утилизации.

В заключение остается только добавить, что все работы по разметке дорожных покрытий должны выполняться квалифицированным персоналом.

Видео на тему: