Краска для разметки дорог: виды, свойства и требования

Грунтовки

Применение лакокрасочных материалов довольно широкое и разнообразное. Современные технологии химической промышленности позволяют внедрять их всё в новые и новые всевозможные области, отрасли и производства. Разработка передовых видов средств, использующихся для покрытия поверхностей, носит специализированный характер. То есть определенное назначение краски требует наличия у нее необходимых для этого свойств. Это увеличивает эффективность продукции, позволяя сократить потребляемые объемы на одном и том же участке в результате повышения качественного уровня материалов и их долговечности.

Дорожная разметка в России

Таким образом, происходит экономия денежных средств. А это очень важный показатель, особенно если использование лакокрасочной продукции имеет место в делах государственного назначения, ведь траты покрываются за счет выделений из бюджета.

Есть такое выражение в России, что две основные проблемы, с которыми происходит столкновение всеми и повсеместно, — это дураки и дороги. Сделаем акцент на последнем. Состояние дорожного полотна на всей его протяженности оставляет желать лучшего. Есть, конечно, отдельные куски трасс, которые соответствуют все установленным показателям и не вызывают нареканий. Но в целом положение не очень.

Это связано с наличием ям, неровностей, неверных либо отсутствующих в некоторых местах разметочных полос движения, по которым следует ориентироваться автомобилистам. Это приводит к частым авариям при участии пешеходов, водителей легковых и грузовых машин. Как итог – причинение вреда здоровью и жизни людей (легкая, средняя, тяжелая степень тяжести), нанесение материального ущерба имуществу собственников, застопоривание движения транспортного потока и многие другие негативные последствия.

Одним из способов частичного решения имеющейся проблемы, касающейся разметки, может стать использование высококачественных материалов лакокрасочной промышленности для нанесения опознавательных элементов на асфальтированную поверхность. Это становится возможным благодаря созданию средств, предназначение которых — исключительное выполнение этой задачи.

А теперь подробнее рассмотрим каждый из вопросов: о разметке дорожного полотна, ЛКМ для ее нанесения (характеристика отдельно каждого вида), способах, которыми можно осуществить этот процесс, техническом сопровождении, условиях, изменяющих состояние краски, имеющейся на асфабльтовой поверхности.

«Дорожная разметка»: основные положения

Разметка дороги есть маркировка, выполненная определенным способом и наносящаяся на дорожное полотно. Её основная функция – информирование передвигающихся лиц с целью упрощения их перемещения на опасном участке пути.

Это понятие довольно часто встречается в Правилах дорожного движения. Там же предлагается разделение ее на два вида и характеристика каждого. Существует горизонтальная и вертикальная разметка в зависимости от того, на какую поверхность (горизонтальную или вертикальную) наносится лакокрасочное покрытие.

Процесс нанесения регулируется рядом правовых актов. Среди них различные ГОСТы и ведомственные положения о строительстве. Например, ГОСТ Р 51256-99.

Качественный уровень нарисованных полос движения определяется и показателями лакокрасочной продукции, ее основными чертами, воздействием, которое оказывается различными факторами непосредственно в процессе ее эксплуатации, тоже.

Краска для нанесения дорожной разметки

Вещества для асфальтовых поверхностей условно делят на две категории:

  1. Используемые в большинстве случаев. Среди них специализированные краски, характеризующиеся особой устойчивостью, группа пластиков. Большая роль отводится именно краскам и термопластикам.
  2. Применяемые в отдельных ситуациях. Это брусчатка (из клинкера или керамики), крошка (из фарфора), бетон (из цемента, асфальта или полимера), кнопки (из металла) и отдельные блоки.

ЛКМ для дорожного полотна – это многокомпонентные смеси. В их составе от 4 и более составляющих: пигменты, полимеры, добавки, наполнители. Самый важный элемент, определяющий качество разметки, её долговечность, — это полимер.

Качественный показатель нарисованных линий зависит также от технологии нанесения краски. Бывает два способа: холодный и горячий. Некоторые красочные материалы могут наноситься только определенным образом. Первый метод позволяет не обновлять покрытие до двух лет. Второй часто применяется на дорожных объектах с повышенным скоростным режимом (трассах и автострадах). Есть еще одна довольно распространенная группа продуктов, обеспечивающих светоотражение.

Холодный способ и соответствующие ему ЛКМ

Таким способом наносится три группы лакокрасочных покрытий:

  1. Краски, в составе которых есть растворители органического типа;
  2. Водно-дисперсионные;
  3. Холодный пластик.

Первый тип материалов представлен, в основном, водостойкими красочными продуктами. Раньше использовалась эмаль ЭП-5155, но по своим свойствам проигрывала зарубежным образцам. Был учтен опыт других государств, наши разработки и на свет появилась краска нового типа – ВМД (водостойкая маркировочная дорожная).

Второй вид отличается повышенным уровнем экологической безопасности, что выделяет его на фоне других «собратьев». Однако и здесь есть свои недостатки: длительный срок высыхания поверхности, низкий показатель долговечности в период эксплуатации дорожного полотна.

Холодный пластик заметно повышает последний упомянутый факт, продлевая срок службы до двух, а в некоторых случаях – трех лет. Для сравнения: обычно горизонтальная разметка требует нового нанесения уже по истечению года. Этот вид появился в России довольно-таки недавно.

Группу эмалей, наносимых холодным способом, составляют помимо ранее упомянутого номера:

  • 5155,
  • АК-505,
  • АС-554,
  • ЭП-5327.

Горячий тип нанесения материалов

По некоторым аспектам этот способ эффективнее предыдущего.

К его достоинствам можно отнести:

  1. Увеличенный срок службы покрытия, нанесенного горячим методом. Это связано с заметным утолщением слоя материала, используемого для разметки.
  2. Менее затрачиваемое по времени производство благодаря полностью механизированному процессу.

Но есть и довольно ощутимые слабые места, даже можно сказать, сложности. В первую очередь, это вопрос цены. Горячее производство дороже холодного в несколько раз. Во-вторых, необходим постоянный контроль температурного режима в автомобильных ёмкостях с лакокрасочными материалами. В-третьих, нужна специальная техника, которая предназначена именно для этого.

Несложно догадаться, что основной материал, предназначенный для такого типа нанесения, — термопластик («термо» значит тепло, жар).

В качестве примера этого вида продуктов можно привести термопластики:

  • «Мегопласт»,
  • «Технопласт»,
  • ТПК,
  • ТПК-Н,
  • тестура М-1, М-2.

Техника для нанесения маркировки

Когда речь идет о нанесении дорожной разметки на большие площади, стоит отдать предпочтение механизированному способу. Существует целый ряд специальных машин, предназначенных для этого. Благодаря их использованию повышается уровень качества, а также правильности оформления линий.

Маркировочная автомобильная техника должна включать в себя следующие элементы:

  • технологические узлы;
  • датчики контроля температурного режима;
  • приборы для нанесения различных по размеру линий и распыления других компонентов;
  • распылительные форсунки;
  • регулировщик давления в ёмкости с материалами.

Россия такое оборудование обычно закупает у заграничных поставщиков, которые уделяют вопросам разработки специализированной техники для нанесения дорожной разметки более пристальное внимание.

Факторы воздействия на дорожное полотно

На протяжении всего срока службы на линии разметки влияет ряд факторов, определяющий, насколько покрытие износостойкое. Множество исследований было произведено в целях их выявления. Было установлено, что летний сезон характеризуется меньшим износом слоя краски, чем зимний. Это связано с температурным режимом и резкими передами в холодное время года.

Итак, от чего же зависит, как долго не сойдут информационные линии с дороги?

  1. Степенью изменения структуры самого лакокрасочного материала;
  2. Степенью изменения структуры асфальтового или бетонного покрытия;
  3. Взаимодействием наносимого вещества с тем, которое подвергается окраске;
  4. Влияние температурного режима;
  5. Загруженность дороги автомобилями (средняя проходимость);
  6. Другое.

Главным элементом в составе лакокрасочных материалов является полимер, так как он выполняет связующую, соединяющую функцию.

Выводы

Как мы видим, рынок специализированных материалов лакокрасочной промышленности, предназначенных для нанесения дорожной разметки, очень широк. Есть как отечественные разработки (например, краска ВМД), так и импортные.

Ситуация на дорогах во многом зависит от правильно организованного пространства проезжей части. Эффективность разметочного процесса зависит от применения того или иного материала (в приоритете краски узкой направленности – только для дорог), способа его нанесения (холодный или горячий), техники, используемой при дорожных работах и не только.

Новые разработки в химической отрасли России позволят в дальнейшем поднять качественный уровень покрытий, увеличить степень сцепления с дорожным полотном. Главное направление, которому стоит уделить пристальное внимание, — повышения срока службы лакокрасочных материалов дорожного назначения с целью экономии денежных средств государства. Это также может способствовать выходу на более высокий уровень рынка в данной сфере, появлению положительной тенденции в объемах продаж лакокрасочных материалов.

Технические требования к материалам для дорожной разметки

Таблица 1. Координаты цветности высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должны соответствовать таким значениям.
Цвет Обозначение координат цветности Координаты угловых точек цветовых областей
1 2 3 4
Белый 0,355 0,355 0,305 0,305 0,285 0,325 0,335 0,375
Желтый 0,443 0,399 0,545 0,455 0,465 0,535 0,389 0,431
Оранжевый 0,506 0,404 0,570 0,429 0,610 0,390 0,585 0,375
Черный 0,260 0,310 0,345 0,395 0,385 0,355 0,300 0,270
Синий 0,070 0,200 0,208 0,272 0,225 0,228 0,115 0,083
Примечание – координаты цветности не нормируются для красного цвета.

Таблица 2.Коэффициент яркости высушенной пленки красок (эмалей),отвердевших термопластиков и холодных пластиков должен соответствовать таким значениям.
Цвет Класс разметочного материала Коэффициент яркости bv, %, не менее
Белый В7 В6 80 70
Желтый В4 В3 50 40
Оранжевый В3 В2 40 30
Черный В0 Не нормируется
Синий В0 Не нормируется
Красный В0 Не нормируется

Таблица 3. Плотность материалов для дорожной разметки должна соответствовать таким значениям.
Материал Плотность, г/см 3 , не менее
Краска (эмаль) 1,5
Термопластик 1,9
Холодный пластик 1,8
Спрей-пластик 1,7

Таблица 4. Условная вязкость красок (эмалей) должна соответствовать значениям,с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала Условная вязкость, с
УВ2 УВ1 От 120 до 180 включительно Не менее 80

Таблица 5. Степень перетира красок (эмалей) должна соответствовать значениям, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала Степень перетира, мкм
СП2 СП1 Менее 50 От 50 до 70 включительно

Таблица 6. Массовая доля нелетучих веществ красок (эмалей) должна соответствовать значениям, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее
НВ2 НВ1 75 70

Таблица 7. Время высыхания (отверждения) материалов для дорожной разметки до степени 3 должно соответствовать значениям, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала Время высыхания до степени 3,
ВВ3 ВВ2 ВВ1 Менее 5 Менее 15 Не более 30
материалы по теме

Дорожным рабочим необходимы курсы правописания

Если ваша работа включает такой элемент, как нанесение надписей на дорожное покрытие, вам следует быть очень осторожным, когда в рамках проекта это необходимо делать в непосредственной близости от школы.

Дождь смыл невысохшую дорожную краску

Жители города Сент-Чарльз, штат Миссури, задаются вопросом, почему дорожные рабочие решили нанести разметку в тот день, когда погодные условия были нестабильные.

Дорожают материалы премиум-сегмента

Мировой лидер по производству пигментного диоксида титана предприятие Cristal Global, расположенное в Саудовской Аравии, заявил о повышении цен. В начале этого месяца отпускная стоимость ультрадисперсной двуокиси возросла на 150 долларов США за тонну. Такой скачок цены вызван тем, что предприятие собирается наращивать разработку и производство новых линеек материалов. Приоритетными являются материалы, которые имеют высокие экологичные и эксплуатационные свойства.

Популярные краски для дорожной разметки

Дорожная разметка придумана, чтобы обеспечивать безопасность транспортного движения и расширять пропускную способность автомобильной дороги.

Чтобы маркировка как можно дольше не стиралась, наносить её нужно специальной краской. Она подбирается с учётом климатических особенностей региона и состояния дорожного полотна.

Зачем разметка должна светиться

Еще далеко не все дороги размечены светящейся маркировкой. Сейчас ее можно встретить на автобанах, трассах с интенсивным движением.

  1. Светящаяся краска отражает свет автомобильных фар, помогает предотвратить дорожно-транспортные происшествия.
  2. Благодаря разметке водитель лучше ориентируется на дороге вечером и ночью.
  3. Светоотражающая краска помогает распознать запрещающие и разрешающие знаки в сумерках или глубокой ночью.

Требования к дорожным краскам

Нанесение разметки проводится в тёплое время года. Оно должно соответствовать ГОСТ Р51256. Дорожные краски для разметки асфальта должны не только отражать свет, но и обладать другими техническими характеристиками.

  • Краска должна быть быстросохнущая. Часто уже через 5 мин. после нанесения при t=+20°С она застывает.
  • Расход краски должен быть небольшим.
  • Влагостойкость.
  • Устойчивость к перепаду t°C.
  • Высокая стойкость к износу, механическим повреждениям.
  • Состав должен удобно наноситься, чаще с помощью краскопульта и уложенного на асфальте трафарета. Благодаря такой технологии нанесение проходит быстро, с минимальным расходом светоотражающей краски (СОК).
  • Краска не должна нарушать качество сцепки автомобильных шин с проезжей частью.

Красящий состав должен быть яркого цвета, чтобы ночью, в плохих погодных условиях разметка была видна невооружённым глазом.

Особенности выбора эмали для разметки

Состав лакокрасочного материала для нанесения разметки будет определять условия его использования.

  • Климатические особенности региона.
  • Интенсивность движения. На магистралях для маркировки нужны износостойкие материалы. Подойдут двухкомпонентные составы.
  • физико-химические особенности асфальтного покрытия.

Акриловые

Акриловая краска выпускается в концентрированном состоянии, поэтому её нужно разбавить водой до нужной густоты. Она проста в применении, может продаваться в готовом виде, в форме аэрозоля.

Краски на основе акрила наносятся любым способом, зачастую используется метод аэрозольного напыления. Такие составы можно наносить не только на асфальт, но и на нефтебитумное и бетонное дорожное покрытие.

Работать с водно-дисперсионными составами нужно в тёплую и сухую погоду, поскольку в случае намокания сразу после нанесения краситель может быть смыт с дорожного полотна.

Полиакриловая смесь застывает через полчаса после покраски.

Алкидные

Алкидные красители имеют каучуково-резиновую основу. Они появились относительно недавно. Имеют высокие адгезионные свойства и повышенную износоустойчивость. Хорошо проявляют себя на скоростных автобанах. Расход на 1м2 может отличаться для разных видов покрытий. Аэрозольным методом эта краска наноситься не может.

Другие эмали, в которые подмешивается светоотражающий порошок, можно использовать на малооживленных трассах и там, где уже была нарисована дорожная маркировка.

Применение на оживлённых трассах не рекомендуется, поскольку распределение светящихся частиц в них неравномерное.

Двухкомпонентные

Это инновационные эмали. Их производство осуществляется по современным технологиям. В состав не входит растворитель, а концентрация отражающего пигмента значительно выше, чем у прочих составов.

Такие краски имеют высокую прочность, адгезионные характеристики. Нанесённая разметка не повреждается даже снегоуборочной техникой. Двухкомпонентные эмали могут использовать на любых типах покрытия.

Для их нанесения можно использовать как классические аэрозоли, так и сложную рисовальную спецтехнику. Расход смеси не превышает 0,5 кг на м2. Можно наносить аэродромную разметку.

Технологии нанесения

Нанесение дорожной разметки делается двумя методами, выбор которых зависит от агрегатного состояния наносимой краски.

  1. Холодное состояние. Эта технология нанесения применяется при работе с эмалями или красителями на основе природных растворителей, холодными пластиками, водно-дисперсными красящими составами. Методом наносится маркировка на участках с больши́м износом поверхности, например, на пешеходных переходах. Срок эксплуатации маркировки составляет порядка двух лет. При большей загруженности трафика используется горячий метод нанесения краски.
  2. Горячим способом наносят термопластики и термопластические жёлтые ленты, приклеивающиеся к дорожному покрытию газовой горелкой. Работа ведётся при температуре окружающей среды от +5 до +35°С.

Дорожная эмаль АК-511

Это дорожная краска, которой размечают улицы и проезжую часть. Её используют в умеренно-континентальных климатических условиях. В состав красителя входят пигменты и наполнители, сочетающиеся с модифицирующими присадками. Состав АК-511 соответствует ГОСТ Р52575-2006, которым регламентируется применение для покраски дорожного полотна общего пользования.

Это быстросохнущая смесь, отличающаяся хорошей светоустойчивостью и повышенным коэффициентом яркости. Разметка видна при любом освещении. Как и другие акриловые эмали АК-511 обладает хорошими адгезионными свойствами, высокой стойкостью к износу, воздействию влажных и химических сред.

Для повышения светоотражающего результата в эмаль могут добавляться стеклошарики, возвращающие свет. Наносить необходимо на очищенную, сухую поверхность. В эмаль можно доливать разбавитель.

Чтобы дополнительно увеличить отражаемость разметки, поверх маркировки наносят лакокрасочное покрытие. Такая технология имеет ряд преимуществ:

  • покрытие соответствует ГОСТ Р52575-2006;
  • маркировка более устойчива перед внешним воздействием;
  • быстрый метод нанесения;
  • улучшаются функциональные качества маркировки на дороге.

При толщине наносимого слоя в 2,5 мм на 1 м2 расходуется 3,5-4 кг краски.

Эмаль Технониколь АК

Это однокомпонентный лакокрасочный состав, который можно наносить на дорогу холодным методом. Его основа – высокодисперсные пигменты, наполнители.

Краска для дорожной разметки «Технониколь» не требует разведения, продаётся в готовом виде. Ею можно наносить горизонтальную маркировку на асфальтобетонном и бетонном покрытии. Производители предлагают несколько модификаций эмали. Каждая из них предназначена для своего типа дорог: для федеральных автострад, региональных или межрегиональных трасс, прочих дорог, тротуаров и паркингов. В зависимости от модификации и типа основания, на которое наносится, Технониколь АК имеет расход 0,4-0,7 кг/м2.

Эмаль Линия

Краситель белого цвета, которым наносятся линии безопасности на асфальтном и бетонном полотне. Коэффициент яркости эмали составляет 80% из-за входящих в состав световозвращающих шариков. Эмаль для разметки дорог и аэродромов Линия выпускается также в жёлтом, красном или чёрном тоне.

Она имеет ряд особенностей:

  • ею можно покрасить маркировку на дорогах любого назначения;
  • высокая яркость состава делает видимой разметку даже в тумане;
  • эмаль можно наносить различными разметочными механизмами, пневматическими аэрозольными аппаратами, баллончиками в виде аэрозоля;
  • имеет сильные адгезионные свойства, для чёткого рисунка достаточно небольшого объёма красящего средства;
  • быстросохнущий состав;
  • её можно колеровать, что удобно для нанесения разноцветной разметки на небольших участках дороги;
  • устойчива к влиянию окружающей среды, не выцветает;
  • эмаль имеет широкий диапазон температур, в котором она может храниться до применения.

«Линия», в отличие от других красок, недорогая и долго служит.

Краска Indecoat-511

Краска для нанесения разметки Indecoat-511 состоит из пигментов, наполнителей и добавок. Нанесённая ею маркировка может эксплуатироваться при низких температурах до -40°С, и в очень жарких условиях при +60°С.

Производится из импортного сырья по инновационным технологиям. Это обеспечивает высокую устойчивость покраски к износу и её белизну. Наносить маркировку этим красителем можно на бетоне и цементе.

В базовом исполнении эмаль 511 имеет белую расцветку, но можно купить жёлтые, оранжевые, красные и чёрные колоры. Расход на однослойное нанесение составляет 0,3-0,4 кг на м2. Можно наносить валиком вручную или спецтехникой.

Повысить интенсивность светоотражения этой эмали можно путём добавления отражающих взвесей.

Холодный пластик

Благодаря инновационным технологиям для разметки автомобильных дорог можно использовать не только асфальтную краску, но и холодный пластик. Он более износоустойчивый и дольше эксплуатируется даже в самых суровых климатических условиях. Срок годности полос и знаков составляет 2 года, а пластика намного дольше.

Отечественные производители для изготовления холодного пластика используют импортное сырьё, поэтому он получается качественным, но более дешёвым, чем зарубежные аналоги. Его нужно наносить слоем в 2 мм. Расход пластика будет 3,5-4 кг/м2.

Максидур

Это пластик белого цвета, который затвердевает на поверхности дороги через полчаса после нанесения. Чтобы маркировка была лучше видна в тумане и ночью, в состав перед нанесением вносят светоотражающие шарики и разводят его до однородной консистенции.

Технопласт

Проводится нанесение толстослойной разметки парковки, стоп-линий, шумовых линий, пешеходных переходов, стрелок направления движения и т.д. Это износоустойчивый материал, который можно дополнять шариками, отражающими цвет, и менять его цвет, путём добавления колора.

Термопластичные краски

Наносить разметку можно не только эмалями и холодным пластиком, но и термопластическими материалами. Они увеличивают толщину наносимого слоя и продлевают срок службы маркировки. Из-за высокой цены их используют только на тех участках, где высокая интенсивность изнашивания. Наносить термопластик можно только механическим способом. Расход материала на 1 м2 от 3-5 до 8-10 кг.

Маркер

Термопластик жёлтого цвета, в основе которого нефтеполимерные смолы, пластификаторы, синтетический каучук и минеральные наполнители. «Маркер» – дорожная эмаль, которой наносится горизонтальная разметка на трассах с интенсивным и загруженным движением.

Мегопласт-Премиум

Термопластиком можно наносить осевые линии, стоп-линии и стрелки на дорогах. Это износоустойчивый краситель, который можно использовать в местах с резким перепадом температур. Наносится термопластик на сухое покрытие только машинным методом.

Краска Дорожка

Отличается высокой устойчивостью к износу и прочностью. Её можно использовать на трассах с оживлённым движением и на аэродромах.

Разметочная краска Дорожка имеет преимущества:

  • может наноситься вручную и спецтехникой;
  • экономичная;
  • устойчива к износу;
  • прочная;
  • выдерживает большие механические перегрузки, не повреждается даже снегоуборочной техникой;
  • устойчива к УФ-излучению;
  • невосприимчива к воздействию химикатов, применяемых для устранения гололёда;
  • доступная цена.

Чтобы разметка долго служила, нужно обращать внимание на характеристики краски и возможности её эксплуатации.

Разновидности красок для нанесения дорожных разметок

Разметка на асфальте наносится разными материалами: краски с повышенной износостойкостью, термопластики, ленты термопластичные, холодный пластик, пластик в виде спрея, крошка фарфора, колерованный асфальтобетон, блоки, плиты для разметок и другие средства. Но краска для дорожной разметки занимает лидирующую позицию в этом списке.

Состав маркировочной краски

КМ для разметки отличаются между собой по составу, который определяет методику их нанесения, влияет на срок сохранения технологических характеристик. В составе маркировочной краски:

  • в среднем 4-6 составляющих компонентов;
  • колер-вещество;
  • наполнители;
  • пластификаторы;
  • полимерные элементы;
  • добавки;
  • специальные растворители.

В отдельности каждый элемент в составе выполняет свою функцию. Но усиление устойчивости разметки, ее срок эксплуатации зависит от полимерного связующего вещества.

Краска для нанесения дорожной разметки соответствует европейскому стандарту в вопросе «Экологических требований». Так остаток сухого вещества КМ – не меньше 75 %. Придерживаясь этих же требований, выдержан выброс в атмосферу растворителей и летучих органических веществ. На качество красителя такие ограничения не влияют.

Полезное видео по теме:

Классификация маркировочного материала

Все разметочные материалы разделены на две группы:

  1. При обычной температуре воздуха наносятся КМ в холодном состоянии. Эта группа объединяет: КМ и эмали на органических растворителях, красители водно-дисперсионного состава, пластики холодные.
  2. Если воздух прогрелся до 5-35 о С используются расплавы, их температура нагрева 180-220 о С, и наносятся горячим способом. Эта группа включает материалы: термопластик, пластик в виде спрея, термопластичные ленты (их нагревают газовыми горелками).

Эмалированными материалами и красителями маркируются разметки по вертикали и горизонтали. От состава и эксплуатационной нагрузки зависит их срок эксплуатации. Они легкие и безопасные в работе. Это их главное преимущество.

Большей устойчивостью к износу обладает разметка, маркированная холодным пластиком. Она сохраняет свои технические характеристики более 2 лет. Ими покрывают места разметки пешеходных переходов.

Материалы, которые наносятся горячим методом, используются на участках с интенсивным движением транспорта.

Какими качествами должна обладать разметочная краска

Вопрос свойств красителя для маркировки дорог разделяется на два пункта: свойства ЛКМ для разметки (они изучаются работниками дорожной службы) и свойства маркировочного покрытия (показатели, интересующие пользователей разметки – водителей и пешеходов).

Специалистов ДРСУ интересует в КМ:

  • Вязкость. Востребованы материалы с показателем до 120с. Краситель наносится вручную (кисточкой, валиком) или разбавленный до нужной консистенции – спецтехникой.
  • Скорость высыхания. Чем быстрее высыхает материал, тем больше производительность окрасочных работ, меньше загруженности и остановок движения транспорта на трассе. ЛКМ на основе акриловых сополимеров высыхают за 15 минут.
  • Размер частиц пигмента в КМ или степень перетира. Краситель с высоким показателем быстрее засоряет фильтры разметочной машины. Стандарт перетира – 50-70 мкм. Если работы ведутся валиком или кисточкой, то на цифру не смотрят.
  • Объем КМ, который уходит на покрытие единицы площади асфальтированной дороги – показатель укрывистости. Выше цифра укрывистости – увеличение расхода КМ. Учитывая, что плотность дорожной краски 1,4-1,6 гр./м 3 , то «тяжелые» красители будут иметь высокую укрывистость. Например, разметочный КМ АК-511 обладает укрывистотью до 200гр./м 2 , а эмалированный материал ПФ-115 – до 100 гр./м 2 .
  • Свойство «стабильность при хранении» не нормировано ГОСТом. Поскольку дорожная разметочная краска закупается дорожной службой в больших объемах, а расходуется постепенно на протяжении 12 месяцев, то важно, чтобы материал сохранял свои качество весь период хранения. Отсутствие твердого осадка свидетельствует о качестве КМ для разметки на асфальте.
  • Отсутствие частиц мусора или сорность материала. Присутствие в составе мусора приводит к быстрому засорению фильтров разметочной техники. Стоимость их высокая. Возрастают трудовые затраты на фильтрацию красителя и чистку этих фильтров.

Интересное видео по теме:

«Потребителей» дорожной разметки (водителей и пешеходов) интересуют свойства конечного покрытия:

  • Маркировка имеет коэффициент яркости и координаты цвета. Добавление в состав СМШ способствует улучшению видимости краски на асфальте ночью и в непогоду.
  • Износостойкость. Показатель пропорционален твердости покрытия, которая зависит от типа пленкообразователя. Например, для акрила свойственна высокая твердость и износостойкость. Усиливают прочность введенные в состав СМШ. Они армируют маркированное покрытие.
  • Устойчивость к атмосферным факторам (УФ-лучи солнца, осадки, колебания температур). Дорожный краситель не должен пропадать с асфальта весной вместе с таянием снега. Разметка, нанесенная качественным материалом, сохраняет свои качества не менее 6 месяцев. Уровень стойкости зависит от адгезии КМ и асфальта, от типа пленкообразователя, от долевого участия пигментов в составе, от правильности нанесения маркировки. Даже суперкачественная дорожная краска на неподготовленной поверхности не будет держаться и отскочит, если осталась пыль или асфальт влажный.

Нанесение светоотражающего материала

Дорожная разметка для водителя должна быть видимой в любое время суток и при любой погоде. Это поможет избежать большое количество ДТП.

Для этих целей при маркировке асфальта используются современные световозвращающие ЛКМ. Востребован материал – СМШ, светоотражающие стеклянные микрошарики.

Самостоятельно он не наносится, а наносится в тандеме с разметочной краской. Повышается видимость маркировки дороги ночью и в дождь. Действие стеклянных микрошариков описывается как:

  • переломление ими света от фар;
  • отражения яркого потока под углом;
  • направление светового потока в глаза водителя.

Максимальным светоотражающим эффектом обладают прозрачные шарики.

Наносится СМШ тремя способами:

  1. Микрошарики становятся составляющими элементами краски для разметки. Их доля – от 10 до 20 %.
  2. Дорожная краска посыпается сверху СМШ: от 200 до 300 гр. материала на м 2 .
  3. Тандем двух способов соединения с КМ.

Нюансы использования дорожного материала

Есть три правила, которые помогут в работе с дорожным красителем:

  • КМ, который уже долго времени хранится перед использованием тщательно перемешивается. Проводится фильтрование, чтобы куски плотного осадка не забивали фильтры разметочной техники.
  • Производители используют для фасовки барабаны по 60 кг, ведра по 30 кг. Для нанесения разметки техникой приобретаются барабаны, для ручного нанесения – ведра.
  • Дорожная краска быстросохнущая. Если нанесен большой слой, разметка высохнет сверху, а внутри будет мягкий ЛКМ. В итоге маркировка будет растоптана машинами.

Предложения от отечественных производителей, новые разработки

  • Еще совсем недавно эмаль марки ЭП-5155 была единственной разметочной краской отечественного производства. Хотя предложения по КМ увеличилось, но эмаль по-прежнему наносится на асфальт. Отмечаются ее минусы: высокая доля растворителей – 60%; в составе есть полимеры, которые не добавляют материалу светостойкости, прочности; как последствие низкая износостойкость, быстрое истирание.

Большинство других КМ отечественного производства не соответствовали требованиям по экологической безопасности. Проблема была в большом количестве растворителей. НП-501, НП-520, КО-174, НЦ-132 – это краски советских времен. На сегодняшний день СоюздорНИИ разработал новый маркировочный краситель, который не уступает аналогам из-за рубежа.

  • Новая дорожная краска от российского производителя – водостойкая маркировочная дорожная (ВМД). В составе связующее вещество – акриловые сополимеры отечественного производства. Органических растворителей в составе минимум. Акриловые полимеры добавили дорожному КМ стойкости к износу в 2-10 раз. Рабочая вязкость не изменилась – от 40-80 с. Наносится белоснежный маркировочный КМ.

КМ приобретает светоотражающее качество после ввода в состав СМШ (размер 70-160 мкм) перед его нанесением на асфальт или наносятся сверху разметки.

  • Прошли испытания и не уступают по качеству австралийским, немецким, французским, чешским аналогам новые отечественные красители «Арктика», «Спектрлайн», «Техноколор». Они испытывались на магистралях Волга и Крым, Россия под контролем Росавтодорома.
  • Отличительная особенность красителя водно-дисперсионного состава в его экологической безопасности. Из-за того, что растворителем выступает вода, КМ хранится при температуре выше 0 о С.

Свое быстрое развитие получила Краска Аквафлекс Д1467на водной основе благодаря ряду ее технологических характеристик. Материал: экономичный, его расход – 300-400 гр./м 2 ; высокая скорость высыхания; хорошая видимость разметки в ночное время и в непогоду благодаря хорошей адгезии со СМШ. КМ относится к универсальным. Часто используется для обновления существующей разметки. Ложится на многие другие материалы, используемые при маркировке дорог (сочетается с другими красителями, холодным пластиком, термопластиком).

Характеристики лакокрасочного состава для дорожного покрытия АК-511

Как и чем правильно окрашивать асфальт: выбор смесей

Разновидности красок для окрашивания бордюра

Плюсы и минусы силикатных красок для фасада

Краска для бетонного пола в гараже: чем покрасить лучше всего

Особенности краски для разметки на дорогах

Правильная разметка помогает увеличить пропускную способность автомагистрали и снизить количество аварий. Интенсивность движения сказывается на состоянии краски, нанесенной на дорожное покрытие.

Эмаль для разметки дорог должна соответствовать требованиям, установленным ГОСТом Р 51256 в последней редакции. Это позволит продлить срок службы нанесенных обозначений, сократить расходы на приобретение краски, оплату труда рабочих и техники.

Выбор краски для разметки полностью лежит на “плечах” управляющей компании, главное, чтобы был подобран состав соответствующий ГОСТ Р 51256.

  1. Требования, предъявляемые к краскам для дорог
  2. Зачем разметка светится
  3. Особенности выбора красителя
  4. На основе акрила
  5. На основе алкидных смол
  6. Другие варианты
  7. Двухкомпонентные
  8. Популярные красители

Требования, предъявляемые к краскам для дорог

Красящие составы можно наносить ручным и автоматизированным способами – кистью, валиком, безвоздушным или пневматическим распылением. Окрашивание дорожного полотна разрешено проводить в теплое время года при температуре воздуха +5…+35°С.

Используемые эмали должны обладать следующими свойствами:

  • быстрое высыхание (не дольше 15-30 минут);
  • экономный расход;
  • хорошая укрывистость;
  • стойкость к воздействию воды, снега, грязи, холода, перепадов температуры окружающей среды, нейтральных солей, щелочей, кислот, горюче-смазочных материалов и других химических средств;
  • высокая износостойкость.

Для нанесения разметки лучше всего подходят краски, которые не снижают сцепления шин с автомагистралью.

Зачем разметка светится

Разметочные линии, стрелки, пиктограммы и надписи должны быть яркими, хорошо различимыми в любое время дня и ночи при любых погодных условиях. Чтобы придать разметке светоотражающие свойства, используют стеклянные шарики диаметром от 100 до 600 мкм (0,1-0,6 мм).

Стеклошарики вводят в состав эмали непосредственно перед нанесением маркировки или распределяют по поверхности линий в течение 5 секунд с момента распыления красящего состава.

Стеклянные микросферы выполняют несколько функций одновременно:

  1. Отражают свет автомобильных фар, тем самым помогая водителям четко видеть разметку и в тумане, и в темное время суток.
  2. Повышают износостойкость маркировки, продлевают срок ее эксплуатации.
  3. Усиливают сцепление колес с поверхностью полотна.

Стеклошарики обязательно используют на участках повышенной аварийности и на неосвещенных отрезках дороги. При нанесении световозвращающей разметки расход стеклянных микросфер должен составлять не менее 200-250 г на 1 кв. м.

Особенности выбора красителя

Эмали для нанесения разметочных линий отличаются химической формулой и техническими характеристиками.

Краска, используемая для нанесения разметки на дорогах и пешеходных переходах, должна быть подобрана согласно температурному режиму в городе.

При выборе краски для каждого региона следует учитывать несколько факторов:

  • климат и погодные условия;
  • интенсивность автомобильного движения;
  • физико-химические свойства дорожного покрытия, магистральных конструкций и сооружений;
  • необходимость нанесения цветной маркировки (желтой, красной, оранжевой, черной).

Для дорожной разметки используют одно- или двухкомпонентные смеси, краски на основе акрила или алкидных смол. Все материалы имеют сложный состав, в котором присутствуют красящие пигменты, пленкообразователи и другие добавки. Большинство эмалей выпускается в базовом белом цвете, но есть и в другом цветовом исполнении.

На основе акрила

Лакокрасочные материалы на основе полиакрилатов выпускаются в форме концентрированной суспензии, которую перед применением можно развести водой или специальными растворителями. Существуют также краски в аэрозольных баллончиках – они готовы к применению без какой-либо предварительной подготовки, легко наносятся и экономно расходуются.

Акриловыми красками можно окрашивать бетонные, асфальтовые и нефтебитумные покрытия. Работы нужно проводить только в сухую погоду: пока свежая разметка полностью не высохнет, она легко смывается дождевой водой.

На основе алкидных смол

Каучук-резиновые компоненты, входящие в состав алкидных эмалей, обеспечивают хорошую адгезию дорожной маркировки с любым типом поверхности и высокую износостойкость. Краски этой группы лучше других подходят для скоростных автомагистралей с интенсивным движением.

Однако материалы на основе алкидных смол нельзя наносить аэрозольным способом, что не всегда удобно в условиях постоянного движения большого количества транспортных средств.

Эмаль АК-511 используется для нанесения разметки на аэродромах, стоянках, а также дорогах общего пользования и федеральных трассах.

Другие варианты

Для обозначения разметочных линий могут применяться флуоресцентные или светящиеся эмали. Они представляют собой суспензию, состоящую из люминофорных пигментов, раствора акриловых смол, функциональных добавок и наполнителей. Светящиеся краски можно наносить на проезжие части дорог, аэродромы и другие покрытия из асфальтобитумных и цементных смесей.

Двухкомпонентные

Краски обладают отличной адгезией, высокой износостойкостью, долговечностью, экономным расходом. Двухкомпонентными составами можно окрашивать любые виды дорожных покрытий и конструкций, используя при этом разные способы ручного или автоматизированного рисования.

После высыхания материал образует прочную пленку, которой не страшны колеса самосвалов, тракторные гусеницы, ковши и отбрасыватели снегоуборочной техники. При необходимости создания светоотражающей маркировки в двухкомпонентные краски можно добавлять стеклошарики или кварцевый песок.

Популярные красители

Дорожные службы чаще всего используют продукцию отечественных производителей. Она отличается доступной ценой, а по качеству не уступает импортным аналогам.

Востребованные марки красок, используемые для нанесения дорожной разметки:

Проверенные временем краски для дорог от фирмы Краско и Линия.

  1. Дорожка. Обладает высокой степенью стойкости к ультрафиолетовому излучению, истиранию, различным химикатам. Используется для окрашивания дорожных элементов из бетона, асфальта и асфальтобетона. Адаптирована для российских регионов с суровым климатом и неблагоприятными погодными условиями. Для маркировки краской Дорожка могут применяться малярные кисти, валики, пульверизаторы и специальные разметочные машины.
  2. Грида АК-Дор. Представляет собой смесь акрилового сополимера, органических растворителей, наполнителей и пигментов. Выпускается в нескольких цветах – белом, желтом, синем, красном, зеленом и черном. Линии и надписи, выполненные краской Грида АК-Дор, способны переносить температурные колебания -40…+60°С. Материал подходит для окрашивания строительных и дорожных конструкций из асфальта, бетона, цементно-песчаных смесей, натурального и обожженного камня.
  3. Эмаль АК-511. Полностью отвечает требованиям ГОСТа, является оптимальным вариантом для обозначения линий на оживленных участках дороги, стоянках, парковках и аэродромах. Может применяться на бетонных и асфальтных поверхностях. Выпускается в белом цвете, но при необходимости в состав эмали добавляются красящие пигменты разных оттенков.
  4. Линия М. Используется для разметки асфальтобетонных и цементобетонных дорог с интенсивным движением, автостоянок и аэродромов. Комплектуется световозвращающими стеклошариками, поэтому обеспечивает отличную видимость маркировки при любом освещении. Выпускается в разном цветовом исполнении.

Дорожные службы используют и другие краски импортного и российского производства:

  • АК-501;
  • АК-503;
  • АК-539;
  • АК-12;
  • АС-5307;
  • АС-554 (флуоресцентная);
  • АК Кронос;
  • ЭП-5327;
  • Forbo 809;
  • Traffic;
  • Acmelight Road (светящаяся).

Все эмали для разметки дорог отличаются составом, техническими характеристиками, фасовкой, сферой применения. Их нужно наносить на отремонтированное, сухое покрытие, предварительно очищенное от пыли, мусора и грязи. Перед началом работ следует ознакомиться с рекомендациями производителя по применению и хранению лакокрасочных материалов.

Краски для дорожной разметки

Цены на краски для дорожной разметки представлены


Испытание краски АК-511 Магистраль проводила компания «Магма 1»

1. Характеристики красок для дорожной разметки в соответствии с ГОСТ52575-2006, реализуемые нашей компанией.

Нормативный документ, по которому она выпускается

Соответствие координат x и y области угловых точек цветовых областей дорожной разметки

Коэффициент яркости дорожной разметки, %, не менее

Устойчивость к статическому воздействию агрессивных сред, ч, не менее

— воды при (20+2) 0С

— насыщенному раствору NaCl при (0+2) 0С

— 3% раствору NaCl

Условная вязкость по ВЗ-246, сопло 6 мм, при (20+2) 0С, с

Плотность краски, г/см3

Массовая доля нелетучих веществ, %

Время высыхания до степени 3 при (20+2) 0С, мин., не более

Степень перетира, мкм, не более (менее)

Адгезия пленки, баллы, не более

Гарантийный срок хранения краски, мес.

Укрывисость не высушенной пленки, г/м2, не более

2. Влияние ГОСТ Р 51256-99 на параметры красок для дорожной разметки.

Для большинства людей, мчащихся по российским дорогам, дорожная разметка — это их безопасность, это предупреждение о приближающейся угрозе, к сожалению, не всегда своевременное. Для компаний, производящих разметочные материалы, дорожную краску или наносящих дорожные полосы — это бизнес и возможность получить прибыль. Таким образом, водитель заинтересован в том, чтобы дорожное покрытие информировало его о направлении движения в любое время суток, при тумане и дожде, летом и зимой, а изготовитель краски и дорожные службы пытаются сэкономить дорогостоящее сырье (диоксид титана, пленкообразующее ), уменьшить толщину слоя покрытия и расход стеклошариков на дороге. бизнес старается минимизировать те издержки, которые непосредственно обеспечивают долговечность покрытия на дороге, его яркость и светоотражающие свойства. Противоречия между потребителями дорожной разметки и ее производителями регламентирует ГОСТ Р 51256–99.

ГОСТ предписывает производителям красок для дорожной разметки обеспечить разметочные покрытия важными для восприятия глазом человека оптическими характеристиками:

  • даны границы координат цветности, за которые не могут выходить характеристики реальных дорожных покрытий (x и y) для всех цветов (белого, желтого, оранжевого и черного), используемых для разметки дорог;
  • указаны минимальные коэффициенты яркости дорожной разметки для дорог всех категорий (от магистральных дорог I категории до местных проездов IV категории) при использовании в качестве покрытия дороги асфальтобетона или цементобетона;
  • разработаны нормы для коэффициентов световозвращения дорожной разметочной краски для условий темного времени суток при сухом и мокром покрытии, в условиях дождя.

Некоторые физико-химические свойства покрытий разработчики ГОСТа обязывают оценивать в лабораторных условиях на покрытиях в исходном состоянии:

  • солестойкость покрытия при температуре (20+2) 0 С не должна быть менее 48 часов;
  • время высыхания ЛК-покрытия до степени 3 при температуре (20+5) 0 С и относительной влажности воздуха (65+10) % не должно превышать 30 минут;
  • коэффициент сцепления (автомобильных шин) с разметкой не должен выходить за границу в 25% от величины сцепления с шин с основным дорожным полотном.

В ГОСТ Р 51256-99 представлены методики и оборудование, с помощью которого необходимо проводить испытания дорожной разметки.

Однако авторам ГОСТа не удалось в полной мере заставить производителей дорожной краски поставлять на рынок долговечные материалы. В документе указано, что разметка, выполненная лакокрасочными материалами, должна обладать функциональной долговечностью не менее 6 месяцев. Функциональная долговечность трактуется, как износ покрытия на величину не более 50% от исходной площади дорожной разметки.

Как измерить площадь разрушения? При какой интенсивности движения определять износостойкость? Все эти вопросы остались за рамками ГОСТа.

По вопросу долговечности могу Вам рассказать историю из личного опыта. В 2003 году в конкурсе РОСАВТОДОРА на право поставлять краску для дорожной разметки федеральных трасс приняли участие около 40 российских производителей и импортеров. В начале лета на Симферопольскую трассу были нанесены 80 линий перпендикулярных направлению движения транспорта, по две на каждого конкурсанта. Через 6 месяцев ни один из участников конкурса не смог похвастаться присутствием на дороге 50% разметочного покрытия. Этот пример не говорит о том, что в конкурсе принимали участие недобросовестные производители ЛКМ, а скорее указывает на стремление разработчиков выдать желаемое за действительное и создает лазейку для коррупции.

В целом публикация ГОСТ Р 51256–99 положительно повлияла на рынок красок для дорожной разметки, направив внимание производителей краски на принципиальные вопросы с точки зрения безопасности движения.

3. Дорожная краска: технологические параметры, важные для компаний занимающихся нанесением линий дорожной разметки.

При нанесении дорожной разметочной краски у компаний, занимающихся этим бизнесом, могут возникнуть сложности с качеством красок, используемых для окраски.

, очень важный параметр краски — массовая доля нелетучих веществ. Он характеризует количество материала остающегося в покрытии после нанесения, а не выброшенного на ветер в виде растворителей, кстати, загрязняющих атмосферу.

Другой очень важной характеристикой краски является время ее высыхания до степени 3, время высыхания покрытия до такого состояния, когда по нему можно ездить, не пачкая резину и дорожное полотно.

Степень перетира сухих компонентов важна для обеспечения прохождения краски через форсунки маркировочных машин. Стандартным для дорожной краски перетиром считается 70 мкм, однако некоторые импортные маркировочные машины способны наносить покрытие в том случае, если максимальный размер частиц пигментов и наполнителей не превышает 25–30 мкм.

По косвенным параметрам краски, декларируемым ее производителями в технических условиях, можно приблизительно оценить долговечность покрытия. На жизнеспособность покрытия влияют:

  • водопоглощение покрытия. Чем оно ниже, тем краска лучше;
  • прочность к истиранию кварцевым песком;
  • твердость покрытия. Однако, предыдущий параметр более информативен с точки зрения долговечности покрытия;
  • устойчивость к агрессивным средам. К стандартным испытаниям относятся тесты на дистиллированную воду и 3% водный раствор хлорида натрия. Некоторые производители дополнительно испытывают свои покрытия в 10% растворе гидроксида натрия, моделируя среду цементобетонного полотна, а бывают и тесты на устойчивость к насыщенному раствору хлорида натрия, когда дорожное покрытие обильно засыпано снегом и солью;
  • адгезия покрытия к асфальтобетону, цементобетону;
  • эластичность покрытия.

Немаловажным характеристиками для нанесения покрытия также являются укрывистость краски для разметки дорог и ее устойчивость к осаждению (седиментационная устойчивость).

Краска для дорожной разметки в своем составе зачастую имеет стекло натриевое. Натриевое стекло представляет собой жидкую субстанцию, отличающуюся рядом характеристик:

  • экологическая чистота натриевого стекла. Протяженность дорог в масштабах страны очень велика, соответственно велик и объем расходуемой для разметки дорог краски, поэтому краска дорожная обязательно должна быть экологичной;
  • натриевое стекло является густой жидкостью, обладающей склеивающим и отвержающим эффектом, повышающим сцепление с дорожным покрытием и износостойкость краски для разметки дорог;
  • взаимодействие натриевого стекла с рядом минеральных веществ, также входящих в состав дорожных красок, приводит к образованию прочных структур, что увеличивает стойкость краски и позволяет использовать ее в разных климатических условиях;
  • за счет повышенной огнеупорности натриевое стекло снижает пожароопасность лакокрасочных продуктов;
  • обладает антисептическими свойствами, поэтому использование натриевого стекла в составе дорожных красок предотвращает плесневые налеты, размножение грибков и прочих микроорганизмов.
  • ряд совокупных свойств натриевого стекла предохраняет дорожную разметочную краску от размывания под действием дождей и от разрушения в демисезонные периоды, когда дорожное покрытие подвергается резким перепадам температур в сочетании с воздействием влаги и льда.

Натриевое стекло — лишь один из компонентов дорожной краски, призванный повысить качество и эксплуатационные характеристики дорожной разметки.

Но в итоге главным критерием истины красок для разметки дорог является практика.

4. Использование стеклянных микрошариков в качестве световозвращающего материала.

Обязательным требованием при изготовлении разметки автодорог, за исключением дорог IV категории, является ее изготовление с помощью световозвращающих материалов. Световозвращающие свойства покрытию придают стеклянные микрошарики, которыми посыпают свеженанесенную дорожную разметку. Пока покрытие не застыло, упавшие на него стеклянные сферы погружаются в слой краски примерно на 3/5 своего диаметра. После отверждения краски, ЛК-покрытие должно прочно удерживать микрошарики на своей поверхности. В противном случае не будет выполняться требование ГОСТ Р 51256-99 о сохранении световозвращающих свойств разметки из лакокрасочного материала в течение 3 месяцев. Стеклянные микросферы в покрытии – это множество вогнутых зеркал. Лучи света от фар автомобиля, попадая на дорожную разметку, частично отражаются от внутренних поверхностей сфер и возвращаются в сторону водителя (Рис.1). Чем больше разница в световых потоках от асфальта и разметки, тем виднее разметка водителю.

Величина светового потока, возвращающегося в сторону водителя, будет зависеть от мутности стеклянных сфер (наличия в стеклошарике рассеивающих вкраплений), кривизны поверхности микрошариков, глубины их погружения в дорожную разметку и коэффициента отражения света на границе раздела «стекло — лакокрасочное покрытие».

Рисунок 1. Варианты отражения светового потока от фар автомобиля на дороге

1 — стеклянный микрошарик;

2 — поверхность дорожного полотна;

3 — слой дорожной разметки на дорожном полотне;

4 — возможные направления отражения лучей света.

Дорожное покрытие с микрошариками, как Вы понимаете, это оптический комплекс, характеристики которого зависят не только от свойств ЛК-покрытия, но и характеристик микросфер. Требования к качеству микросфер представлены в таблице №1.

Таблица №1 Технические требования к стеклянным микросферам для дорожного покрытия.

Прозрачные, не слипающиеся между собой, по форме близкие к сферическим частицы. Количество газовых включений в частицах – не более 5%

Количество осколков, %, не более

Количество частиц несферической формы, %, не более

Количество основной фракции, %, не менее

Минимальный размер сфер, мкм

Максимальный размер сфер, мкм

Коэффициент преломления стекла

Гидрофильность/гидрофобность поверхности микросфер

5. ГОСТ Р 52575-2006 и ГОСТ Р 52576-2006— современные требования к дорожной разметке.

В 2006 году были опубликованы российские ГОСТы, которые внесли большую определенность в требованиях к характеристикам красок (эмалей) для дорожной разметки. В ГОСТе Р 52575-2006 дано определение краски (эмали) для дорожной разметки автомобильных дорог и класса разметочного материала по нормируемым параметрам. Понятие «класс» показывает допустимые границы соответствия ЛК-материала требованиям ГОСТ и преимущества или недостатки той или другой краски. В ГОСТ Р 52576-2006 описаны методики оценки свойств краски для дорожной разметки.

Требования к координатам цветности в ГОСТ Р 52575 полностью скопированы из ГОСТ Р 51256-99.

По коэффициенту яркости (bv) краски (эмали) поделены на два класса: один с bvот 70- до 79 % для ЛК-материала белого цвета, а другой с коэффициентом яркости более 80 %.

По плотности краски разделены на три класса: более 1,6 г/см 3 , в диапазоне 1,4 – 1,6 г/см 3 и более 1,6.

В ГОСТ введены три класса красок по характеристике вязкость по ВЗ-246, сопло 4мм : с вязкостью более 200 с, от 120 до 200 с и менее 120 с.

По степени перетира краски для дорожной разметки поделены на те, которые имеют фракционный состав менее 50 мкм и другие, со степенью перетира от 50 до 100 мкм.

Важнейшим технологическим параметром разметочного материала является время высыхания до степени 3. По нему краски разделены на 4-е класса: 45-60/ 31-44/ 15-30/ менее 15 минут.

По адгезии покрытия к стеклу краски поделили на материалы с адгезией в баллах: 1/ 2/ 3.

Для красок и эмалей, предназначенных для разметки дорог с цементобетонным покрытием, предъявляются требования по стойкости отвержденного покрытия в течение 48 часов к насыщенному и 3-х % водному раствору хлорида натрия при температуре (0+2) 0 С, а также, по устойчивости в течение того же времени при температуре (20+2) 0 С к статическому воздействию воды и 10 % водного раствора гидроксида натрия.

Из ГОСТ Р 52575 исключены требования по коэффициенту отражения дорожной разметки в темное время суток на мокром и сухом покрытии и по коэффициенту трения. Логика этого решения понятна. Указанные параметры зависят от свойств ЛК-покрытия только частично. Не менее важно в данном случае качество стеклошариков, используемых в покрытии.