Краски по стеклу — виды и техника нанесения

Герметики

С помощью росписи стекла можно создать уникальные изделия, которые способны преобразить дизайн интерьера в жилом помещении и офисе.

Благодаря тому, что на рынке предоставлено множество материалов и специальных эскизов, такая процедура подвластна не только профессионалам, но и любителям.

Но перед тем как начинать роспись, следует тщательно подойти к выбору подходящей краски и узнать о техниках использования.

Чем росписать?

Роспись по стеклу является увлекательным занятием. Существует несколько видов красок, которые отличаются своим составом, областью применения, а также конечным результатом. К примеру, первое, на что обращается внимание – это то, или краска прозрачная или покрывная.

Чтобы создать красивый контур, который не будет давать краскам возможности смешиваться, существуют специальные контура. Если же планируется создание витража, требуется наличие красок, основой которых является сольвент. Данный вид красок характеризуется выраженным запахом, но как результат – чудесный витраж, способный пропускать свет.

Какой красить стеклообои?

Можно выделить три основных видов красок, предназначенных для покраски стеклообоев:

  1. Алкидные. С помощью такой основы поверхность становится защищающей от воздействия жидкости любого типа. Если покрыть обои алкидной краской, в дальнейшем их можно будет без проблем мыть любым моющем средством. Но, к сожалению, есть и некоторые недостатки. Она не способна пропускать воздух. Кроме этого, состав включает токсическое вещество, из-за этого аспекта ее запрещено использовать в детских комнатах, кухне.
  2. Водно-дисперсионные. Отличаются глянцевой и перламутровой фактурой. Экологичны и безопасны. Лучше всего приобретать латексный вид, она способна высохнуть всего за четыре часа.
  3. Акрил. Можно создать шелковистую или матовую поверхность. При использовании данного вида осуществляется возможность перекрашивания обоев несколько раз, что значительно снижает финансовые расходы на будущем ремонте. Также можно отметить возможность создания любого оттенка, так как основой является белый, который разбавляется красителями.

Наборы красок для стекла

Каждый потребитель может подобрать набор, исходя из своих предпочтений и необходимых материалов. На рынке есть варианты, которые включают специальные элементы для новичков – определенный вид красок, трафареты, эскизы. Также существуют и варианты для профессионалов, они включают более профессиональный набор, краски отличаются высоким качеством.

Если человек только начинает заниматься такой деятельностью, нет необходимости приобретать дорогие наборы.

Контуры для стекла

С помощью контуров для стекла осуществляется возможность создания четкого контура, который позволяет краскам не смешиваться.

Для того чтобы воспользоваться им, необходимо выдавать небольшое количество на пластиковую поверхность, после этого будет осуществляться равномерный выход материала из тюбика.

Контур должен получиться похожим на круглый вид проволоки со средней толщиной. Важно правильно держать тюбик в руке. Регулировка силы нажима должна осуществляться большим пальцем.

Для комфортного нанесения, рекомендуется опереться всей кистью и рукой до локтя на столе. Контур засыхает по истечению пяти минут, после этого уже ничего исправить нельзя.

Какие бывают?

Существует множество видов красочных материалов для стеклянной поверхности. Они отличаются целью применения и базой для изготовления.

Несмываемые

К таким краскам можно отнести:

  1. Акрил. Имеет водную основу, непрозрачные. Лучше всего при нанесении использовать широкую кисть, а при большой площади выбрать акрил в аэрозоле. Если все сделать по правильной технике, рисунок продержится долго, без потери цвета.
  2. Масляные. Непрозрачные. Предназначаются для использования на матовой поверхности. Перед тем, как наносить, требуется разбавление лаком – это делает материал устойчивым к воде и моющим средствам. К сожалению, повергаются влиянию высокой температуры.
  3. Силикатные. Термостойкое покрытие, которое напоминает акварельную красу. По окончанию нанесения рисунка, нужно закрепить результат в печи под температурой 700-800 градусов.

Декола

Одни из самых популярных и востребованных красок на сегодняшний день. Подходят как для стекла, так и фарфоровой, керамической, фаянсевой поверхностей. Отличаются отличной способностью к смешиванию, при этом всегда получается чистый оттенок.

Не поддается воздействию воды, не требуется закрепление при помощи высокой температуры.

Марабу

Данная краска имитирует витраж и свободную роспись стекла. Характеризуется прозрачной текстурой с глянцем. Основой является растворитель. Отличается быстросохнущим эффектом, устойчива к изменению погоды, не изменяет цвет и не выгорает при воздействии солнечных лучей.

Имеет однородную, эластичную структуру. При нанесении не растекается. Не смывается даже при использовании моющего средства, основой которого является спирт.

Витражные

Представлены в виде декоративного материала, который отличается стойкостью к истиранию, не боится воды и воздействия лучей солнца. С помощью такой краски можно украсить зеркальную поверхность, стеклянную вазу, посуду, фоторамку и др.

Перед использованием требуется нанесения контура, предотвращающего расползание красок. После того, как краска высыхает, она становиться прозрачной. Витражные краски создают игру света, так как отлично пропускают солнечные лучи.

Матирование стекол

Матирование предполагает использование специального состава, который снижает прозрачность поверхности. Стекло становиться шероховатым, менее гладким, что дает возможность создания интересных дизайнерских идей.

Существует несколько основных методов такой процедуры:

  1. Использование препаратов, содержащих кислоту.
  2. Обработка пескоструйным способом.
  3. Применение химический веществ, в том числе и специальных паст.

Красим в домашних условиях

Покраска стекла не отличается особой сложностью, главное придерживаться основных правил и рекомендаций. Для того чтобы конечный результат порадовал, следует выполнять такую последовательность:

  1. Для начала необходимо подготовить инструменты, необходимые для нанесения краски. Для этой процедуры подходят пульверизатор, кисти торцевого типа со щетиной валики поролоновые тампоны.
  2. Теперь нужно хорошо протереть стекло при помощи мыльного раствора, а после ополоснуть теплой, затем горячей проточной водой.
  3. Далее нужно обезжирить стекло, используя ацетон. Удаляем растворитель тряпкой.
  4. Участки, которые не планируется красить, нужно закрыть малярным скотчем.
  5. Колеруем готовую смесь или готовим собственноручно. Для удобства наливаем краску в отдельную тару.
  6. Теперь, используя выбранный инструмент, наносим краску на поверхность, стараемся сделать это максимально равномерно.
  7. После полного высыхания краски, снимаем малярный скотч. В случае необходимости можно покрыть дополнительным слоем.

Как очистить краску от стекла

Существует несколько способов:

  1. Самым простым и проверенным методом является замачивание места, а затем нужно соскоблить краску, используя канцелярский нож. Можно использовать уайт-спирит – для этого смачиваем ватный тампон и прикладываем к дефектному месту, после чего краска должна сама легко удалиться.
  2. Можно намазать место маслом и оставить на некоторое время, затем смыть смесью воды, соды и скипидара.
  3. Также возможно использование любого острого инструмента – ножа, бритв и т.д. Но тут важна максимальная аккуратность, иначе есть риск повреждения поверхности. Чтобы облегчить процедуру, можно смочить поверхность горячей жидкостью.
  4. Достаточно оригинальным, но не менее действенным методом является применение утюга и фольги. Для этого нужно покрыть стекло при помощи фольги и нагреть утюгом, приложив его на материал. Этот способ дает возможность удаления устаревших толстослойных пятен.
  5. Проще всего – приобрести специальное средство, которое можно найти в каждом строительном магазине.

Заключение

Каждая вид краски для стекла обладает своими характеристиками, поэтому при выборе требуется уделить максимальное внимание именно цели использования и желаемого результата.

Покраска стекла с эффектами капель:

Роспись по стеклу для начинающих

Витражная роспись (роспись по стеклу) – это изображение, выполненное специальными красками на гладкой стеклянной поверхности. Цветные витражи и лучи света, проходящие сквозь них – поистине великолепное зрелище. К счастью, для того, чтобы создать собственную витражную роспись, не нужно иметь какую-то специальную подготовку. Достаточно подобрать подходящий эскиз, взять основу, краски, ну а вдохновение придет само собой, стоит только получше узнать историю витражей, изучить особенности разных техник и вдохновится готовыми работами.

Содержание

  • История росписи по стеклу
  • Виды витражных красок и их особенности
  • Материалы и инструменты для росписи витражей
  • Техники витражной росписи
  • Роспись по стеклу пошагово
  • Полезные советы
  • Видео: примеры росписи по стеклу
  • Готовые наборы для начинающих
  • Примеры готовых работ

История росписи по стеклу

Витражная роспись начинает свою историю с 10 века, когда появилось листовое стекло. Цветная мозаика не передавала мелкие детали, поэтому появление этой техники стало большим событием. В Средние века витражная роспись применялась только в соборах. Солнечные лучи, проходя через цветное стекло, создали волшебные блики и таинственные полутени. В эпоху Возрождения изображения стали более объемными и сложными по композиции. К сожалению, в ходе религиозных войн многие витражи оказались разбитыми, заказывать новые было слишком дорого, поэтому их надолго заменили обычными стеклами.

В 18-19 веках витражная живопись пережила новый подъем. В это время стекло выпускалось большими ровными листами, поэтому для художников открывался огромный простор. Тем более, что теперь в их распоряжении была широкая палитра масляных и силикатных красок. Окна стали походить на картины с захватывающими библейскими и светскими сюжетами. В 1840-х гг. в России даже открылся Императорский стеклянный завод, который выпускал витражи.

В конце 19 – начале 20 века стеклянные композиции утратили свою популярность, поскольку не вписывались в модный в то время стиль модерн. Кроме того, настало время войн и революций, и хрупкие произведения были больше неактуальны.

Новая волна интереса к витражной живописи возникла во второй половине 20 века, когда появилась необходимость в восстановлении разрушенных старинных зданий и церквей. На помощь художникам пришли новые технологии. Стекла стали безопасными, а краски – более яркими, устойчивыми к выцветанию, перепадам температур, осадкам. Неудивительно, что витражная роспись снова обрела популярность не только среди профессиональных художников, но и просто среди творческих людей, любящих рисовать.

Виды витражных красок и их особенности

Яркость и долговечность витража напрямую зависит от характеристик красок, которыми он нарисован.

1. Акриловые краски на водной основе не имеют запаха, поэтому ими могут пользоваться даже дети и беременные женщины, а также люди, склонные к аллергии. Отлично подходят для небольших работ.

Плюсы:

  • Сохнут (перестают липнуть) в течение 3-4 часов, полностью высыхают за 24 часа. Потом роспись можно мыть водой.
  • Готовая роспись не боится пыли.
  • Для окончательного закрепления можно обжигать в обычной духовке. Это абсолютно безопасно, так как при этом испаряется только вода.
  • Отменно смешиваются друг с другом.
  • Если нужно что-то изменить, невысохшая краска легко смывается водой.

Минусы:

  • Не такие яркие, как краски на органической основе.
  • Без обжига или лакового покрытия на рисунке появляются царапины.
  • Из-за густой консистенции водные краски не подходят для больших заливок.
  • По мере высыхания могут слегка отходить от контура, поэтому у краев рисунка краску нужно класть более толстым слоем, чем в центре. Готовую работу следует перед сушкой проверить на наличие «дырок».

2. Основа сольвентных красок – смола, растворители, спирт, поэтому они имеют очень неприятный характерный запах, при росписи рекомендуется надевать респиратор, проветривать помещение. Сольвенты дают красивые глубокие цвета, создавая гладкое и прочное покрытие, устойчивое к перепаду температуры, конденсату, воде.

Плюсы:

  • Не требуется обжиг.
  • Яркая глянцевая поверхность красочного слоя.
  • Самостоятельно равномерно распределяется по поверхности.
  • Идеальный выбор для масштабных росписей – стен, дверей, окон, зеркал.

Минусы:

  • Нельзя нагревать ни при каких условиях.
  • Высыхание в течение 10 дней. В первые 2-3 дня нельзя касаться красочного слоя.
  • Бережная сушка. Работу следует высушивать в чистом помещении, поместив ее в чистую картонную коробку и накрыв тонкой дышащей тканью.

Кроме красок, для витражной живописи требуются еще и контуры для росписи по стеклу или керамике. Они не дают краске растечься, надежно разделяют цвета, незаменимы для прорисовки отдельных фрагментов и мелких деталей изображений. Чаще всего выпускаются золотого, черного, серебряного, медного цветов.

Материалы и инструменты для росписи витражей

Материалы для росписи

Перед тем, как начать творить, проверьте, все ли инструменты и материалы, вы приготовили. Вам потребуется:

  • Основа для росписи – специальное стекло, любой предмет из стекла или поверхность (зеркало, окно, дверь и т. д.). На стекле не должно быть сколов, налетов, радужных пятен.
  • Краски. Новичкам лучше всего взять краски, не требующие обжига, или же закрепить изображение с помощью лака.
  • Контуры. Желательно, что бы они были той же марки, что и витражные краски.
  • Кисти. Опытные художники советуют использовать тонкие для контуров и мелких деталей, более толстые – для заливки крупных фрагментов. Лучше взять искусственный ворс. Если у ваших красок есть специальные насадки, то можно обойтись без кистей вовсе.
  • Мастихин для растушевывания краски.
  • Прозрачный акриловый лак.
  • Трафарет и маркер для переноса рисунка.
  • Вода, спирт или другой растворитель, в зависимости от основы красок.
  • Спирт для обезжиривания поверхности.

Также вам понадобится палитра, ватные палочки и зубочистки, чтобы поправить детали изображения, тряпка для вытирания кисточек и насадок.

Работайте в хорошо проветриваемом помещении, где никто не мешает вам, нет яркого освещения. Стол и пол застелите укрывным материалом.

Где взять эскиз для витражной живописи? Трафарет представляет собой лист из пластика или картона, на котором сделаны прорези, соответствующие закрашенным частям изображения. Если рисунок сложный, то его прикрепляют с обратной стороны стекла и обводят по линиям тонким маркером.

Техники витражной росписи

Прежде чем приступать к работе, следует определиться с техникой, в которой вы собираетесь расписывать стекло.

  • Контурная техника позволяет сразу представить результат работы. Сначала нужно обвести все линии эскиза контуром. После его полного высыхания приступают к закрашиванию внутренних фрагментов. Готовый рисунок, благодаря своей нарочитой схематичности, очень напоминает настоящий витраж.
  • Бесконтурная техника более сложная. Она предполагает, что краски свободно растекаются по стеклу, смешиваясь друг с другом и создавая причудливые абстракции. Здесь требуется особое мастерство, глубокое знание свойств разных красок в зависимости от бренда, основы, степени разбавления, сочетаемости цветов.
  • Многослойная техника подразумевает нанесение краски в несколько слоев, причем качество смешивания цветов зависит от того, насколько сырыми были нижние мазки. Это позволяет добиться весьма реалистичных объемных изображений, передать тонкую игру света и тени. Для данной техники лучше всего подходят краски на водной основе.
  • Точечная роспись – это заполнение контуров и самих фрагментов множеством точек. Один и тот же эскиз можно использовать для создания разных рисунков, стоит только поменять плотность нанесения и размер точек.

Техники витражной живописи можно сочетать. Например, внутри контура одного из фрагментов можно использовать бесконтурную технику и после высыхания дополнить точками.

Роспись по стеклу пошагово

Контурная техника наиболее простая для начинающих, поэтому ей и посвящен мастер-класс. Теперь, когда все готово, можно приступать к созданию своего первого шедевра.

  1. Рабочую поверхность нужно обезжирить спиртом, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась.
  2. Приложите трафарет к стеклу (можно закрепить его кусочками бумажного скотча) и аккуратно обведите контуры маркером. Теперь осторожно снимите трафарет, чтобы не смазать линии. Не спешите. Также лист с изображением можно расположить за стеклом.
  3. По линиям нанесите контуры, двигаясь от центра к краям. Старайтесь, чтобы линия была сплошной и как можно более ровной по толщине. Сначала контуры могут быть неравномерные – это нормально. С опытом будет получаться всё лучше.
  4. Теперь контур должен как следует просохнуть, время сушки указано на упаковке. Если поспешите, то линии смажутся, и рисунок будет испорчен.
  5. Затем заполняйте краской каждый фрагмент. Двигайтесь от середины к краям. Цвета смешивайте только на палитре.
  6. К фону приступайте после того, как вы проработали все детали изображения. Теперь готовую роспись нужно высушить, защитив поверхность от попадания пыли. Время сушки, как мы уже указывали выше, зависит от основы краски. Если краска на водной основе, то для закрепления рисунка нужно изделие обжечь в духовке или покрыть бесцветным акриловым лаком.

Полезные советы

  • Если предмет, который вы расписываете, контактирует с пищей или питьем, то следите внимательно, чтобы рисунок находился строго на его внешней стороне, а края, соприкасающиеся с губами, были свободны от красочного слоя.
  • При обжиге водных красок нужно соблюдать важное правило: работа ставится в еще холодную духовку и достается из нее только после полного остывания. Время обжига составляет примерно 1 – 1,5 часа, температура около 160 градусов. Точные рекомендации производителя обычно размещены на флаконе с краской.
  • Следите, чтобы все линии контура были полностью замкнуты.
  • Убирать недочеты – пузырьки, избыток краски и т. д., нужно еще до высыхания. Излишки краски снимайте ватной палочкой или подгоняйте поближе к контурам. Пузырьки удобно прокалывать зубочисткой. Если контур смазался – ничего страшного, просто ототрите его от стекла и попробуйте снова.
  • Если краски загустели, то разводить их следует разбавителями этой же марки.

Видео: примеры росписи по стеклу

Более подробно познакомиться с техниками витражной росписи вы можете, посмотрев вот эти видео.

Готовые наборы для начинающих

Если вы не знаете, с чего начать свои первые шаги в витражной росписи, в каталоге вы найдете отличные наборы с витражными раскрасками. С их помощью вы не только «попробуете на вкус» витражи, но и создадите красивый и стильный предмет интерьера.

Готовый набор для росписи

В наборе есть все необходимое:

  • основа с готовым контуром;
  • витражные краски;
  • мастихин для растушевывания;
  • цветная схема;
  • стразы для украшения.

а также в комплекте некоторых наборов идет часовой механизм с подвесом и стрелками.

Удивительная роспись акрилом по стеклу для начинающих

Роспись по стеклу акриловыми красками – интересная техника для создания эксклюзивных украшений для дома своими руками. Оригинальные картины, нарисованные этим способом, идеально впишутся практически в любой интерьер, но особенно органично они смотрятся на кухне, оформленной в стиле Прованс.

Выбор принадлежностей

Решившись освоить эту удивительную технику, смело отправляйтесь в ближайший магазин принадлежностей для творчества. Продавец порекомендует вам всё необходимое для росписи стёкол в точном соответствии с идеей будущей картины и способом, которым вы будете творить.

В продаже имеются различные виды краски по стеклу для тарелок и бутылок, посуды и окон, стеклянных столешниц. Не все красители пригодны для того, чтобы ими расписывали предметы, контактирующие с пищей и моющими средствами. Для тренировок начинающего декоратора или проведения мастер-класса совершенно необязательно приобретать дорогие наборы, используемые в профессиональной живописи.

Чтобы научиться создавать интересные узоры и оригинальные композиции, можно использовать и бюджетные варианты – их эстетические качества не хуже. Кстати, если дети будут рисовать по стеклу акриловыми красками, то безопасность и гипоаллергенность материалов окажутся наиболее приоритетными критериями выбора.

Существует 2 основных разновидности красок для создания картин на стекле:

И те, и другие хороши по-своему. Упаковка обычно представляет из себя легко открывающиеся и закрывающиеся баночки, тюбики или баллончики. Также в профессиональные наборы добавляются компоненты, устраняющие неприятный запах. Помимо очевидного сходства, у акриловых и витражных красок имеются и ощутимые различия. Рассмотрим их подробнее.

Отличие между акриловыми и витражными красками

Акриловая краска для стекла является покрывной, т. е. создает непрозрачное покрытие, которое можно сделать как матовым, так и глянцевым. В ее состав входят пигменты (как натуральные, так и искусственные), а также вода и связующие вещества, благодаря которым возможно рисовать акриловыми красками на стекле даже новичку. Краска ложится ровно и считается почти нестираемой. Она водостойкая и устойчивая к воздействию прямых солнечных лучей.

В процессе рисования указанный выше вариант также хорош:

  • изображение не сползает со стекла при создании росписи;
  • цветовая палитра достаточно яркая и разнообразная;
  • можно добавлять блёстки.

Материалы абсолютно безопасны и подходят для совместного творчества с детьми. Однако не рекомендуется декорировать акрилом окна – картины будут препятствовать проникновению дневного света в помещение, что может увеличить расходы на электроэнергию и навредить зрению домочадцев.

Есть прозрачные краски, которые называются витражными. У них совершенно иной состав и используются они несколько иначе. Такие составы являются запекаемыми – их наносят на пленку с помощью трафаретов и оставляют на сутки. Когда краситель высыхает, изображение переносится на стекло.

Чтобы прочно зафиксировать рисунок, декорируемый предмет нужно нагреть до высокой температуры, вот почему он называется «запекаемым». Согласитесь, такой процесс достаточно сложен и небезопасен. Поэтому, к сожалению, для детей витражные краски не подходят. В то же время их эстетические качества ничем не уступают акрилу, а иногда и превосходят его.

На видео: роспись на стекле витражными красками.

Какую кисть выбрать?

Размер и форма

Если вы рассчитываете на небольшой объем работ, то и кисточку выбирайте небольшую. Ею будет легче выводить мелкие, тонкие узоры. Если же предстоит большая работа, то и кисти уже придется выбирать соответствующие — строительные.

Ропись стекла акриловыми красками — необычное занятие, дающее возможность выразить свой творческий порыв в интересной форме. Главный инструмент в данном деле — кисть, а потому к ее выбору необходимо подойти ответственно.

Если говорить о форме, то для рисования акриловыми красками по стеклу лучше использовать кисть с закругленными концами. По окончанию работы, когда дело дойдет до закрепления рисунка, используйте кисть с плоским ворсом.

Не забудьте про мастихин! Это специальная металлическая лопатка, необходимая для смешивания красок. С ее помощью вы добьетесь получения новых оттенков, которые не найти в обычной палитре цветов.

Натуральный или синтетический ворс?

В выборе материалов вы не ограничены. Современные магазины предоставляют огромный выбор кистей с различной щетиной, чтобы сделать роспись стекла. Есть только одна вещь, о которой следует помнить: при работе с лакокрасочными материалами на водной основе лучше выбрать кисть с натуральным ворсом.

Если использовать синтетику, то это может создать проблемы в работе и затормозить весь процесс. Можно рисовать и ей, конечно, но вряд ли это будет вам комфортно.

Роспись по стеклу: с чего начать?

Если вы решили попробовать себя в этом виде росписи, то стоит прислушаться к нашим рекомендациям. Они упростят работу, это принесет больше удовольствия от окончательного результата. В первую очередь нужно выбрать прозрачную посуду, оконное стекло либо керамику светлых тонов, без рисунка. Это принципиально, потому что рисунок, даже незначительный, будет отвлекать вас от работы.

Вначале творческого процесса лучше сделать эскиз задуманного рисунка на бумаге. Это упростит вам работу, а потом, с опытом, рука запомнит технику нанесения этого эскиза, и все начнет получаться куда быстрей.

Когда вы решите делать роспись акриловыми красками с более сложными рисунками, сначала нанесите понравившийся эскиз на бумагу. Нарисовав его несколько раз, вы намного уверенней и аккуратней нанесете его на стекло или керамику. Бывает сложно сразу делать переходы от тонкой линии к более жирной и обратно, а тренировка на бумаге поможет избежать неаккуратности непосредственно на изделии.

Для рисования цветов, даже простых, также желательно потренироваться на бумаге. Это только кажется, что лепестки цветов нарисовать просто. Когда вы начнете переходить к сложным вещам, попытайтесь в уже готовый орнамент вставлять цветы. Этот процесс очень увлекателен.

Важно и то, что рисование, при котором применяют краски для росписи по стеклу, керамической и стеклянной посуде, развивает фантазию и словно переносит мастера в его собственный мир. Оно успокаивает и помогает забыть о неурядицах. Мозг переключается на позитивные эмоции, переносит человека мысленно туда, где ему было хорошо. Когда работа закончена, и надо возвращаться к реальной жизни, решение сложных жизненных задач не кажутся невозможными.

Если вы все еще сомневаетесь, с чего вообще начать, то для этого в интернете можно найти огромное количество мастер-классов. Из них вы узнаете о том, как правильно держать кисть, они помогут определиться с первым рисунком. В этой статье вы также сможете ознакомиться с одним из таких видеоуроков.

Если вы рисуете по стеклу, и у вас не получилось вывести тонкий узор с первого раза — не отчаивайтесь! Опыт приходит не сразу. Не опускайте руки и попробуйте расписать стеклянное изделие совместно с членами семьи. Такое рисование принесет всем удовольствие, а воспоминания о проведенном совместном времени останутся на всю жизнь.

Техника росписи для начинающих

Техника подходит для начинающих. Для росписи посуды вам необходимы:

  • акриловые краски (можно взять только основные цвета и в процессе их смешивать);
  • акриловый лак;
  • кисти;
  • трафареты для росписи по стеклу или любые шаблоны;
  • ватные палочки и диски;
  • блёстки и другой мелкий декоративный материал (по желанию);
  • палитра;
  • жидкость для снятия лака (обязательно — с ацетоном в составе);
  • наждачная бумага (для снятия этикеток);
  • стеклянная емкость (можно взять бутылку).

  1. Наберите в емкость (таз, ванная, раковина) достаточное количество теплой воды, добавьте немного моющего средства.
  2. Замочите в воде стеклянную банку на 20-30 минут.
  3. Удалите с поверхности этикетки и выбросьте.
  4. Наберите небольшое количество жидкости для снятия лака и обработайте стеклянную поверхность.
  5. Приложите к стеклу контурную основу в виде цветов, аккуратно обведите. Не бойтесь ошибиться! Движения должны быть уверенными. При необходимости корректируйте в процессе расписанные участки, недостатки контура подравнивайте ватными палочками.
  6. Выберите произвольно несколько цветов и смешайте на палитре. Можно экспериментировать с оттенками рисунка на стекле.
  7. Раскрасьте нарисованный контур.
  8. Оставьте бутылку на 2-3 часа.
  9. Покройте изображение лаком. По желанию можете добавить сверху блестки.

Акриловые краски для стекла сохнут не меньше суток, так что не спешите сразу проверять результат ваших стараний. Дайте материалу хорошо высохнуть на вашем творении.

Как закрепить рисунки на стекле?

Когда вы закончили рисование на стекле, вашу работу следует закрепить. Один из лучших способов надолго сохранить вашу работу — использовать акриловый лак. Он имеет несколько особенностей:

  • лак огнестойкий и не издает такого резкого запаха, как другие лаки, с ним легко работать даже в небольшой комнате;
  • легкое нанесение, благодаря чему даже неопытный человек легко справится с этой задачей;
  • быстро сохнет, чем экономит время мастера;
  • разбавляется водой, что тоже немаловажно;
  • при нанесении не меняет изначальный цвет, соответственно, работы сохраняют первоначальный вид;
  • доступная стоимость (около 150 рублей за 50 мл);
  • экономичность — одну банку можно использовать много раз.

Мастер-классы по росписи на стекле (2 видео)


Витражная роспись, материалы и всё необходимое

Здравствуйте, дорогие пикабушники!

Этот, давно обещанный мною, пост посвящен витражной росписи и всем необходимым для этого материалам и инструментам. А чтобы было не совсем скучно, продемонстрирую некоторые свои работы, которые еще не постила, и параллельно расскажу как расписывала вот эту вазу в стиле Тиффани:

Напомню, витражная роспись — это имитация классического витража с помощью специальных красок. Также этот вид творчества иногда называют заливным витражом, а в промышленном масштабе существуют даже специальные станки по выполнению контуров и заливке краски. Но мы, конечно, рассмотрим ручной вариант.

Итак, чтобы заниматься витражной росписью необходимы краски двух видов: контуры по стеклу и непосредственно витражные краски. Все они в свою очередь бывают на водной основе (требуют обжиг) и на сольвентовой (не требуют обжига). Первые не токсичны и позволяют быстро высушить изделие в духовке — это однозначно плюсы. Вторые высыхают сами, хоть и дольше, и не требуют мороки с духовкой. Но такие витражные краски токсичны и имеют довольно резкий запах растворителя, поэтому желательно с ними работать в респираторе и хорошо проветриваемом помещении. Я пользуюсь красками на сольвентовой основе, мне так удобней и привычней.

Остановимся подробней на контурах.

Контуры по стеклу — это густые краски в тюбиках с тонкими носиками. Как понятно из названия, они необходимы для создания контуров, имитирующих пайку отельных стеклышек в классическом витраже, и необходимы для разделения красок разных цветов. На стекло они кладутся объемной колбаской. Также контуры по стеклу идеально подходят для точечной росписи, о которой я тоже писала ранее.

Многие начинающие мастера задаются вопросом, материалам какой фирмы отдать предпочтение. Признаюсь, для меня этот выбор тоже не был простым, так как у всех мастеров свои предпочтения и то, что нравится одним, может не понравиться мне. Но в итоге я перепробовала несколько вариантов и подобрала для себя оптимальные контуры. Расскажу о характеристиках контуров таких фирм: Decola, Таир, Pebeo, Lefranc&Bourgeois, Hobby Line.

Декола и Таир — это контуры отечественного производства, но они по своим свойствам очень отличаются. Деколовские довольно жидкие, на стекле немного растекаются и при высыхании оседают, что делает контур не очень выпуклым. Кроме того, идеальных линий получить практически невозможно, потому что в этих контурах постоянно попадаются пузырьки воздуха, что видно на фото (самая верхняя зеленая линия). Поэтому именно для витражной росписи я их не использую, а вот для точечной очень даже часто. К примеру вот эти бокалы я расписывала именно Деколовскими контурами:

Таировские контуры наоборот одни из самых густых. У них очень широкая цветовая гамма и качество на высоком уровне. Единственный минус для меня — это недостаточная сцепляемость с поверхностью в процессе нанесения. Это вызвано именно тем, что они густые. Напомню, что когда наносишь контур, его носик должен быть навесу и контур должен как бы тянуться и опадать на стекло. Так вот, когда тянешь линию Таиром, контур не опадает сразу, а как бы слишком долго тянется по воздуху за носиком. Из-за этого часто приходится держать носик тюбика вплотную к стеклу, а это усложняет нанесение ровных линий. Чуть дрогнула рука и всё, линия испорчена. Можно приноровиться, конечно, но меня это до сих пор иногда напрягает.

Контуры Pebeo, французского производства, в принципе меня пока устраивают. Конечно, с ними тоже иногда бывают казусы с теми же пузырьками, но в общем они одни из лучших. Хорошо тянутся, идеальная консистенция, плотные красивые цвета. Пожалуй у этих контуров два минуса — это не очень богатая цветовая гамма и относительно высокая цена.

Контуры Lefranc&Bourgeois долгое время были у меня единственными. Именно с них я и начинала. Тоже произведены во Франции, качество очень хорошее. По своим характеристикам они практически такие же как и Pebeo, но мне почему-то роднее и милее. Думаю, как раз из-за того, что были у меня первыми. Большинство моих работ выполнены именно Лефранками. Сейчас их многие ругают, что качество уже не то, но я стала искать им альтернативу по другой причине. В России их довольно сложно находить. Нужно заказывать заранее, потом долго ждать, еще и цены не стабильные. А ведь бывает так, что краска нужна срочно и приходится идти в художественный магазин и брать то, что есть.

И последняя марка — это Hobby Line C.Kreul. Ко мне он попал случайно, потому что мне был нужен именно голубой контур и никаких других марок в наличии не было. Именно такой контур для витражной росписи не подходит — носик слишком толстый, а сам контур жидковат, и если носик можно в принципе поменять, то линии всё равно расплываются. Потом оказалось, что есть еще другие контуры этой марки, но мне их попробовать пока не довелось. А так, я использовала этот контур тоже в точечной росписи, а именно в этих бокальчиках:

Теперь вернемся к вазе, процесс создания которой я обещала продемонстрировать.

Витражная роспись любого стеклянного изделия начинается с обработки стекла, а именно с тщательного его обезжиривания. Вторым этапом как раз и является нанесение контура. В этот раз я, как и обычно, использовала контур Lefranc&Bourgeois. Форма моей вазы очень усложняла работу. Приходилось делать и приклеивать бумажные трафареты и всё равно выходило не очень аккуратно.

Особенно я намучилась с параллельными кругами на самом узком участке вазы. Во-первых, само место не очень удобное, а во-вторых, они никак не хотели быть параллельными.

Были даже мысли плюнуть и забросить это дело, но потихоньку я всё же осилила контур. Не идеально, но на то это и ручная работа. Вот, что в итоге вышло:

Контуры высыхают быстрей, чем витражные краски. Схватываются за час-два, а полностью сохнут примерно за 12 часов-сутки.

Второй этап работы — это заливка витражной краски. Остановимся на красках подробней.

Витражные краски — это довольно жидкие прозрачные краски в баночках, которые позволяют создать качественную имитацию витража. Я использую в работе краски трёх фирм: Lefranc&Bourgeois, Pebeo, а также краски фирмы Marabu (производство Германия).

Лефранки меня всегда устраивали, единственный их минус — это большой объем и свойство постепенно загустевать. То есть, если рисую не очень часто, то есть вероятность, что будут засыхать в баночках. Но большая цветовая гамма, чудесные яркие оттенки, однородность и оптимальная консистенция конечно же перекрывает эти недостатки. К сожалению, их так же как и контуры этой фирмы, сложно найти в России.

Краски Pebeo и Marabu по своим свойствам очень похожи друг на друга. Они даже пахнут почти одинаково. По консистенции более жидкие, чем Лефранки, за счет этого в процессе заливки чаще образовываются пузырьки, которые нужно убирать кисточкий или иголкой. Но зато они в разы медленней загустевают в баночках. Цвета яркие и красивые. По объему Marabu самые маленькие, что лично для меня удобней всего. Стоимость их в принципе соизмерима, так как они все хорошего качества.

Все эти витражные краски славятся своей высокой прозрачностью и однородностью, что как раз и является показателем качества. На фото примеры красок: зеленая — Лефранк, голубая — Pebeo, желтая — Marabu

Витражные краски наносятся на стекло круглыми кистями, которые должны быть жесткими и желательно синтетическими. Во-первых, натуральные кисти мягче, а во-вторых, из них часто выпадают щетинки и портят покрытие. Я пользуюсь кистями трёх диаметров. Вот мои видавшие виды кисточки:

Свою вазу я в основном красила средней кистью. Устанавливала вазу горизонтально, заливала участки, которые оказывались сверху и ждала пока они подсыхали. Следила, чтобы краска не растекалась и не скапливалась в уголках участков. После схватывания краски немного поворачивала вазу вокруг ее оси и заливала соседние участки, которые после вращения оказывались самыми верхними. Краска схватывается примерно за час, перестает браться через 8-10 часов и высыхает полностью через пару суток. Поэтому процесс покраски был долгий и растянулся на несколько дней. Вот результат:

Последним и завершающим этапом работы является лакировка. Но нужна она только если изделие будет активно использоваться, часто мыться. К примеру, если это посуда или какая-нибудь стеклянная шкатулка, которую постоянно берут в руки. В случае с вазой этот этап не обязателен, так как она будет просто частью интерьера.

Я пользуюсь стекловидным лаком Maimeri Idea Decoupage и плоскими кистями разных размеров. Этот лак после высыхания становится абсолютно прозрачным, но не таким твердым как стекло, а эластичным, поэтому подходит и для кожи. При нанесении лака часто образуются мелкие пузырьки и это еще одна причина не использовать его без особой надобности.

Вот, пожалуй, и всё, что касается основных материалов и инструментов для росписи по стеклу. Конечно, есть еще масса дополнительных материалов — структурные пасты и гели, медиумы, краски с различными эффектами, глиттеры и прочее многообразие. Но с этим всем лучше знакомиться постепенно.

Какие бывают краски для стекла

От автора сайта :

Однажды передо мной, как технологом, была поставлена задача найти краски для покраски стекла и в целом отработать технологию покраски стекла.

Скажете, зачем это надо, ведь есть уже готовое покрашенное промышленным способом стекло, например, Лакобель. Дело в том, что количество цветов этого самого крашеного стекла ограничено, а цветов в каталогах красок много и в некоторых моделях кухонь требовалось покрасить стёкла в соответствии с заказным цветом фасадов кухни.

Или, ещё сложней, дизайнер вырисовывал определенный рисунок на стекле и этот рисунок накрывался уже фоновым слоем краски, как на фото ниже.

Рис. 1-2. Дизайнерские рисунки на стекле выполненные краской

Первое, что сделали, это нанесли полиуретановую краску, которой красили фасады, сразу на стекло, естественно, предварительно обезжиренное. Через несколько дней, после окончательного высыхания краски, она стала отслаиваться, даже тест на адгезию не понадобился. Это стало эталоном худшего варианта.

Следующий шаг. Поставщик краски предложил некую добавку в краску, которая увеличит адгезию краски к стеклу. Тест показал, что стало немного лучше, но продавать это нельзя, нарвёшься на рекламации.

Далее, нашёл поставщика красок стекла из Москвы, который мешал нужные цвета по каталогу. Адгезия этой краски оказалось отличной, но стал расти цветовой ассортимент предлагаемых рисунков, а временное плечо заказа краски и доставки в наш город было что-то в районе пары недель, поэтому пришлось отказаться и от этого.

И окончательный вариант, который стал базовым, это использование праймера для стекла Acriglass TX 1327 E от Verinlegno (Италия). На высохший праймер наносили уже ту же краску, что и на фасады.

Были некоторые негативные моменты при нанесении дизайнерского рисунка, там ведь используются несколько цветов краски. Если не выдерживались определённые временные параметры, то краска вспучивалась или по-другому разъедалась выше наносимой краской.

То есть, краску надо было наносить или « мокрый по мокрому », через 1-2 часа в этот же день, или дожидаться полного высыхания лакокрасочного покрытия и дальнейшее нанесение других слоёв краски делать на следующий день.

Всё это был собственный опыт, а дальше мы рассмотрим краски для стекла, что не требуют каких-то манипуляций, добавок и прочих движений.

Виды красок для стекла :

  1. покрывные (непрозрачные), чаще всего акриловые
  2. витражные (полупрозрачные, пропускающие свет)
  • для «холодного» витража
  • для «горячего» витража.

Покрывные краски для стекла

Покупая акриловые краски обязательно обратите внимание, что они именно для росписи на стекле.

Акриловые краски для стекла Olki :

Акриловые краски для стекла Olki — это кроющие, полуматовые краски на водной основе. Краски предназначены для росписи различных изделий из стекла, фарфора, керамики (глазурованной и неглазурованной), камня, металла.

Краски не содержат растворителей, тяжелых металлов, закрепляются без обжига. После полного высыхания устойчивы к выцветанию, воде, средствам для мытья посуды, не содержащим абразивные добавки. Серия состоит из 8 цветов, полностью совместимых между собой и сохраняющих чистоту цвета в смесях: белая, черная, охра желтая, желтая, алая, синяя, кармин, изумрудная. Краски выпускаются отдельными цветами в банках 22 мл и в виде наборов 6 и 8 цветов, а также новинка 4 цвета «металлик», в баночках 22 мл.

Поверхностное высыхание красок происходит за 20 – 30 минут. Период полного высыхания, по истечение которого краски прочно закрепляются на поверхности, составляет 48 – 72 часа. После полного высыхания красок изделия можно мыть мягкой губкой с мылом или моющими средствами для мытья посуды в теплой или холодной воде, исключая применение абразивных средств.

Рис. 3. Набор акриловых красок для стекла Olki

Витражные краски для стекла

Витражные же краски делятся на краски для «холодного» витража и для «горячего». Название техник обусловлено тем, обжигается ли изделие в печи после росписи или нет.

Краски для «холодного» витража

Виды красок для «холодного» витража :

  • на основе различных смол (например, Marabu GlasArt)
  • на спиртовой основе (например, немецкие Hobby Line)
  • водная акрил полиуретановая краска для стекла PaliGlass FM.
Краски для «холодного» витража на основе различных смол

Краски на основе смол растворяются уайт спиритом, который пахнет резко, да вообще вреден для здоровья. Сами краски тоже пахнут довольно сильно, поэтому работать с ними рекомендуется в хорошо проветриваемом помещении.

Достоинство этих красок является это водостойкость и невысокая цена за растворитель. Краски некоторых производителей хорошо смешиваются между собой, что позволяет расширить цветовую гамму.

Витражные краски на основе смол Marabu GlasArt :

Краска для стекла Марабу GlasArt отличается высокой светостойкостью и блеском при создании работ, что создает эффект настоящего цветного стекла.

Подходит для работы с такими поверхностями как, стекло, фарфор. Краска имеет 18 оттенков, хорошо растворяется и после высыхания становится яркой и блестящей.

Черный и белый цвета непрозрачные. Краски по стеклу Marabu GlasArt прекрасно смешиваются между собой. Для получения более светлых, прозрачных цветов, смешайте краску с бесцветной прозрачной краской.

Поверхность, на которую наносится краска, должна быть обезжирена. Краска имеет равномерное растекание и хорошо наносится кистью. Свежий мокрый рисунок можно корректировать или удалять кусочком ваты, смоченным в растворителе.

Время высыхания — 30 мин. После высыхания окрашенную поверхность можно протирать и мыть тёплой водой.

Рис. 4. Краска для стекла Марабу GlasArt
Краски для «холодного» витража на спиртовой основе

Краски фирмы Hobby Line изготовлены на спиртовой основе, за счёт чего они водостойкие. Фирма выпускает специальный растворитель для красок, но он довольно дорог, поэтому используют обычный спирт.

Достоинство — это водостойкость без запекания и отсутствие резкого запаха. Краски выдерживают мытьё в горячей воде, с моющими средствами. Посудомоечную машину и замачивание не переносят. С течением времени крепче прилипают к стеклу. Краску и контуры уже невозможно отодрать даже ножом.

Витражные краски на спиртовой основе Hobby Line :

Краски для стекла Hobby Line — это прозрачные краски по стеклу на основе синтетических смол. Предназначены для росписи обычного и акрилового стекла, металла и различных синтетических материалов.

Краски устойчивы к выцветанию и стиранию. К окрашенной поверхности можно прикасаться через 30 минут, а полное высыхание через 24 часа.

Краска рекомендуется для витражей, украшения оконных стекол и других прозрачных поверхностей.

Для защиты от влаги рекомендуется покрывать акриловым лаком.

Рис. 5. Краски для стекла Hobby Line
Водная акрил полиуретановая краска для стекла

Водная акрил полиуретановая краска для стекла PaliGlass FM предусматривает колеровку универсальными пигментными пастами по каталогам RAL и NCS c помощью программы колеровки, характеризуется высокой прозрачностью покрытия.

Рис. 6. Водная акрил полиуретановая краска для стекла PaliGlass FM

Система является базовым материалом для создания всевозможных декоративных эффектов :

  • текстурных (химическое травление, пескоструйная обработка, фрост-эффект)
  • цветовых (непрозрачная покраска и тонировка)
  • декоративных (металлик – серебро и золото)
  • оптических (перламутр, флуоресцентные, фосфоресцентные).

Краска, в первую очередь, предназначена для изделий, которые подвергаются интенсивному механическому или химическому воздействию.

Предпочтительная область применения — это трафаретная и сплошная покраска стеклянных дверей, электросветовых приборов, декоративной посуды, деталей интерьера из стекла, зеркал.

Акрил полиуретановая краска для плоского стекла широко используется как защитно-декоративное прозрачное, либо цветное фоновое покрытие при производстве фотопечати или пескоструйной обработки на стекле.

Базовые краски для стекла PaliGlass FM 1240 base требуют подготовки, перед покраской стекла их необходимо смешать с промотором адгезии.

После колеровки или введения декоративных наполнителей в краски при интенсивном перемешивании вводится промотор адгезии PaliChem PA 7800 prom – 2–3% по весу.

Время жизни приготовленной смеси 8–10 часов. Если при покраске также используется сшиватель PaliChem CA 7430 cross, то сперва вводится сшиватель, а после этого промотор.

Покраска стекла производится распылением, толщина мокрой пленки 80-120 мкм в один слой. Сушка покрытия при 60 °С за 100-120 мин., после остывания окрашенное стекло готово к складированию. Допускается сушка и при комнатной температуре (20 °С), тогда время до складирования: 3-4 дня, в зависимости от относительной влажности.

Акрил полиуретановая краска для стекла – водная; при покраске и сушке не выделяет пахнущих и легковоспламеняющихся веществ. Оборудование и инструмент от краски замывается водой или смесью воды и спирта.

Краски для «горячего» витража

Название «обжигаемые» краски для стекла говорит само за себя — эти краски должны проходить обязательный обжиг в духовке.

Время обжига у красок разных производителей разная, но колеблется обычно в пределах от 120°С до 160°C, при необходимом времени от получаса до полутора часов.

После такой термообработки изделия можно спокойно мыть и вообще использовать, прочность у них намного выше, чем у не обжигаемых красок по стеклу.

Пока краски не обожжены они удаляются очень просто, и к рисунку надо относиться аккуратно. Правда, только первую неделю. Дальше краски к стеклу присыхают и приходится надолго их замачивать, чтобы смыть рисунок.

При обжиге расписанная вещь ставится в холодную духовку, а потом уже дается температура. Лучше иметь термометр (встроенный в духовку или отдельно покупаемый), а температуру ставить чуть пониже той, что указана производителем, потому что при перегреве краска коричневеет (да и что происходит с ее прочностью — неизвестно. Но вряд ли что-то хорошее).

Обожженную вещь лучше тоже вытаскивать из уже остывшей духовки, чтобы не было перепада температур.

Все обжигаемые витражные краски на воде, а не на растворителе. Плюс эти краски не пахнут, что тоже удобно. Для аллергиков, например, это просто спасение, да и вообще приятней пользоваться.

В магазине обжигаемые краски можно отличить по слову «Porzellan» или «Porcelain» (в зависимости от языка) на баночке или по температуре — рядом с названием стоит цифра «150», например. Да, Porzellan — переводится как фарфор, но они так же прозрачны, как и витражные краски.

Краска по стеклу под обжиг Pebeo V itrea 160°С

Коллекция цветов Pebeo V itrea 160°С состоит из 30 прозрачных оттенков и 5 совершенно новых мерцающих цветов.

Краски по стеклу в глянцевой или матовой версии после запекания при температуре 160°C в духовке приобретают еще большую глубину и возможность мыть в посудомоечной машине.

Перед нанесением красок по стеклу Pebeo Vitrea 160°С нужно обезжирить поверхность спиртом или мыльной водой. После нанесения краски, поместите декорируемый предмет в холодную духовку, как только температура 160 °С достигается, запекать 40 минут. После запекания рисунок устойчив к посудомоечной машине и моющим средствам.

Рис. 6. Краска по стеклу под обжиг Pebeo V itrea 160°С

Краска по стеклу под обжиг Hobby Line Glass Color 160°С

Прозрачные краски на водной основе под обжиг Hobby Line Glass Color 160°С предназначены для росписи стекла, фарфора, керамики, акрила, металла, фольги, зеркал и так далее.

Краски обладают яркими цветами, хорошо смешиваются между собой, светостойкие и водостойкие, не выцветающие, с отличной адгезией.

Краски под обжиг Glass Color закрепляются в духовке при температуре 160°C в течение 30 минут, после сушки около 4 часов (духовка предварительно не разогревается, изделие охлаждается в духовке).

После закрепления изделие можно мыть в посудомоечной машине.