МНПЗ сертифицировал часть своей продукции

Клей

Глава дирекции нефтепереработки «Газпром нефти» Михаил Антонов

Гендиректор «Газпромнефть Марин Бункер» Алексей Медведев

Глава дирекции нефтепереработки «Газпром нефти» Михаил Антонов

Гендиректор «Газпромнефть Марин Бункер» Алексей Медведев

Насколько успешно подготовились к изменению норм нефтяники, “Ъ” рассказали глава дирекции нефтепереработки «Газпром нефти» Михаил Антонов и гендиректор «Газпромнефть Марин Бункер» Алексей Медведев.

— С 2020 года вступают в силу требования IMO, которые запрещают использовать для заправки судов сернистый мазут. Куда вы его денете?

— Алексей Медведев: Что важно, требования IMO регулируют не вид топлива, а выбросы серы. У судовладельцев есть два пути: использовать малосернистое топливо или установить на судно скруббер и использовать мазут с высокой серой. Поэтому какая-то часть мазута с высокой серой будет по-прежнему использоваться судовладельцами. Также сохранится давно существующий канал экспорта мазута в страны Западной Европы, где есть НПЗ, у которых большие мощности вторичных процессов переработки настроены на российский мазут.

— Михаил Антонов: В «Газпром нефти» были заранее спланированы инвестиции в глубину переработки, что в том числе позволяет нам наращивать выпуск средних дистиллятов — основы для производства бункерного топлива нового поколения. В дальнейшем мы почти полностью откажемся от мазута. На Омском НПЗ мы перестанем производить мазут к 2021–2022 годам, когда будет введена новая установка замедленного коксования, на Московском — к 2024 году.

Сейчас в тестовом режиме мы производим топливо с серой 0,5% и уже несколько лет на Омском НПЗ выпускаем судовое топливо с серой 0,1%. В течение следующего года начнем выпуск топлива с серой менее 0,5%, основой для которого будут гидроочищенные газойли.

— Вы сможете заменить, таким образом, все 2,5 млн тонн своего судового топлива?

— Алексей Медведев: Заменять сразу весь объем сейчас необходимости нет. В корзине реализации топлива на бункерном рынке произойдет перераспределение между продуктами. Да, объемы мазута с серой 3,5% в большей степени будут замещены продуктом с серой 0,5% и частично дистиллятами, но при этом продолжит использоваться высокосернистый мазут на судах со скрубберами.

— Михаил Антонов: В 2020 году мы готовы поставлять на рынок РФ до 1,6 млн тонн судового топлива с серой менее 0,5%, и далее эти объемы будут только расти. Это не первое ужесточение правил MARPOL по уровню серы в топливе, и каждый раз предрекали апокалипсис, который, тем не менее, не случался. Конечно, это приводило к некоторой коррекции цен на сернистый мазут.

— И как, на ваш взгляд, изменятся цены? Были оценки, что стоимость судового топлива вырастет на 15–20%.

— Алексей Медведев: Если ориентироваться на крэк-спреды, то сейчас на дизтопливо они растут, а на мазут существенно снижаются, при этом к концу 2020 года динамика по обоим видам топлива выравнивается. Конечно, стоимость топлива с серой 0,5% будет выше, чем стоимость мазута с серой 3,5%, но ниже цены дизельного топлива. Какая на практике будет разница, зависит во многом от того, какие именно продукты предложат рынку, как произойдет перераспределение в корзине бункерного топлива и возникнет ли ситуация, при которой спрос превысит предложение. Мы на сегодняшний день видим, что глобальный рынок почти готов к изменениям, и не ожидаем какого-то неадекватного роста цен.

— Есть ожидания, что рынок бункеровки в РФ резко сократится, потому что топлива нужного качества будет не хватать, а его стоимость увеличится.

— Алексей Медведев: Мы, как и в целом индустрия, неплохо подготовились к новым вызовам и обеспечим рынок товаром нужного качества. Помимо варианта непосредственного производства топлива с серой 0,5% на НПЗ компании планируем использовать также вариант его блендирования, это давно применяющийся в отрасли подход. Производство нового продукта именно на заводских мощностях все-таки не будет полностью закрывать потребность рынка, но этот фактор будет компенсирован за счет смешения продукта на нефтебазах.

— Это полностью соответствует законодательству?

— Алексей Медведев: Да, мы, в соответствии с российским законодательством, получили ТУ и соответствующие лицензии для смешивания продуктов на своих нефтебазах.

— Нет ли тут риска с точки зрения уплаты акцизов?

— Алексей Медведев: На сегодняшний день мы не смешиваем подакцизные продукты. А после введения акцизов с апреля 2020 года и на мазут мы для себя такого риска не видим — он, возможно, более актуален для трейдеров.

— Михаил Антонов: Что касается цен, тут надо отметить, что с ужесточением требований IMO судовое топливо — это уже фактически не мазут, а средний дистиллят. То есть это принципиально другой продукт. И мы считаем, что цена этого бункерного топлива будет определяться экспортным нетбэком, как и сейчас. С точки зрения конкурентоспособности российского бункерного топлива в портах других стран коррекция цен на этот продукт будет происходить точно так же, как и у нас, рынок ведь глобальный.

— Вы не ожидаете сокращения объема своей бункеровки?

— Алексей Медведев: Мы рассматриваем разные сценарии, но, если говорить именно про объемы «Газпромнефть Марин Бункер», то, имея в производстве качественный продукт, полностью соответствующий новым требованиям, мы будем стремиться к росту объемов реализации, опираясь на знание рынка, потребностей клиентов, максимально используя собственную инфраструктуру.

— Михаил Антонов: Думаю, здесь наступят некий момент истины и увеличение разрыва между теми, кто инвестировал в углубление переработки, и теми, кто не инвестировал и выпускает много мазута в условиях падения цен на него. Теми, кто развивал премиальные каналы сбыта и инфраструктуру, и теми, кто этого не делал. Первые получат конкурентное преимущество в виде дополнительного канала реализации средних дистиллятов, вторые — ухудшение финансовых показателей своей нефтепереработки.

— Куда, по вашим ожиданиям, направят мазут те, кто его производит и не сможет больше продавать как судовое топливо?

— Алексей Медведев: Большинство экспертов сходятся в том, что такие страны, как Саудовская Аравия и Бангладеш, увеличат закупки мазута для своей энергетики, на нужды опреснения. Часть объемов пойдет на суда со скрубберами. По экспертным оценкам, в начале 2020 года скрубберы будут установлены, а также заказаны примерно на 3,5 тыс. судов. Есть ожидания, что к 2025 году со скрубберами будет ходить примерно 15% мирового флота.

Некоторые игроки рассматривают стратегию закупки мазута с серой 3,5% (с учетом его низкой стоимости) и его хранения (в зависимости от структуры рынка) в надежде на то, что в будущем цена на это топливо вырастет за счет увеличения числа судов со скрубберами. Если сейчас взять весь флот, то примерно 17% судов ходят на средних дистиллятах, 5–6% — на топливе с серой 0,1%, 5–6% — на топливе с серой 0,5%, а остальное — это суда на мазуте 3,5%. Как это может измениться в 2020 году — один из вариантов: на средних дистиллятах будут ходить около 30% судов, еще 10–15% по-прежнему будут ходить на сернистом мазуте, причем эта доля имеет тенденцию к росту за счет ввода скрубберов, и 40–45% перейдут на топливо с содержанием серы 0,5%.

— Видите ли вы конкуренцию со стороны СПГ?

— Алексей Медведев: СПГ-бункеровка — формирующийся рынок. Мы внимательно смотрим на это направление и видим за этим рынком будущее. Планируем его развивать и за счет этого диверсифицировать бункеровку. В 2021 году мы планируем начать эксплуатацию в Балтийском регионе первого на российском рынке СПГ-бункеровщика.

— Для «Газпром нефти» введение IMO выгодно или невыгодно?

— Михаил Антонов: С точки зрения производителя средних дистиллятов у нас просто возникает новый канал их сбыта как бункеровочного топлива. Другое дело, неизвестно, какой установится ценовой паритет именно для этого судового топлива с серой 0,5%. Но в любом случае, учитывая, что мы собираемся в ближайшие годы прекратить выпуск мазута за счет программы модернизации НПЗ и увеличения глубины переработки почти до 100%, для «Газпром нефти» введение IMO будет иметь либо позитивный эффект, либо нейтральный.

Интервью взял Юрий Барсуков

50 оттенков серы

Как повлияют на нефтяников, судовладельцев и энергетиков новые правила IMO

Московский НПЗ

Московский НПЗ (МНПЗ) – крупный современный нефтеперерабатывающий завод, расположенный на территории города Москвы в районе Капотня. По мощности и операционным показателям предприятие входит в десятку крупнейших НПЗ России. Основным акционером АО «Газпромнефть–МНПЗ» является ПАО «Газпром нефть».

НПЗ имеет в своем составе более 30 технологических установок различного назначения, включая установку каталитического крекинга, термокрекинга, риформинга.

Продукция Московского нефтеперерабатывающего завода насчитывает около 30 наименований и более 60 марок нефтепродуктов. Основной профиль завода – производство топливной продукции: автомобильных бензинов АИ-80ЭК, АИ92ЭК, АИ-95ЭК, дизельного, авиационного и судового топлива. Кроме этого, предприятие выпускает высокооктановые присадки и газы различного назначения, полимеры, серу, а также ряд темных нефтепродуктов — мазуты и битумы.

Московский НПЗ обеспечивает около 35% потребностей Московского региона в топливе и других нефтепродуктах, а также является основным поставщиком авиационного топлива для столичных аэропортов.

МНПЗ подключен к Московскому кольцевому нефтепродуктопроводу (МКНПП), который кольцом охватывает столицу и снабжает регион топливом. Этот нефтепродуктопровод имеет три нити, отдельно под бензин, дизель и авиационное топливо. Авиационный керосин поставляется напрямую трем крупнейшим столичным аэропортам: Шереметьево, Внуково и Домодедово. Бензин и дизель поступают на несколько нефтебаз, и уже оттуда развозятся бензовозами по заправкам. Помимо Московского нефтеперерабатывающего завода МКНПП принимает нефтепродукты от Рязанского и Нижегородского нефтеперерабатывающих заводов.

Помимо этого, в состав Московского НПЗ входит станция налива светлых нефтепродуктов в автотранспорт, на которой в 2019 году ввели автоматизированную систему отгрузки топлива.

Основные поставки нефти на МНПЗ осуществляются через подключенный к заводу магистральный нефтепровод Ярославль – Москва, пропускная способность которого после реконструкции составляет 9 – 12 млн тонн сырья в год. В магистральный нефтепровод нефть попадает с месторождений Западной Сибири и Татарстана.

С 2011 года продолжается масштабная программа реконструкции и модернизации предприятия, основной целью которой является выход на европейские стандарты производства и экологической безопасности.

Первый этап модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода был досрочно завершен в 2013 году. В настоящий момент все автомобильные бензины, выпускающиеся на предприятии соответствуют стандарту Евро-5.

Общая информация о предприятии

Московский нефтеперерабатывающий завод ©PetroDigest.ru
Страна Россия
Федеральный округ Центральный ФО
Город Москва
Название организации АО «Газпромнефть-МНПЗ»
Контролирующий акционер ПАО «Газпром нефть»
Количество сотрудников 2100
Ввод в эксплуатацию 1958 г.

Основные операционные показатели

2018 г. ©PetroDigest.ru
Мощность по переработке сырья, млн тонн 12,76
Объем переработки, млн тонн 10,5
Выход светлых нефтепродуктов, % 59,62
Глубина переработки, % 83,06

Контактная информация

©PetroDigest.ru
Адрес 109429, Москва, Капотня, 2 квартал, д. 1, корп. 3
Телефон +7 (495) 734-92-00
Факс +7 (495) 355-62-52
Сайт mnpz.gazprom-neft.ru
E-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

История завода

В 1930-х годах в СССР шла стремительная индустриализация и рост городов-потребителей топлива. Одним из лидеров по потреблению была Москва. Для обеспечения потребностей столицы в нефтепродуктах было решено построить локальный нефтеперерабатывающий завод рядом с городом.

Для ускорения реализации проекта, было решено первоначально запустить только вторичную переработку прямогонного мазута, который приходил с Закавказья – с Бакинских месторождений. Сырье доставлялось баржами и выгружалось в районе Братеевской поймы. Система магистральных трубопроводов была подведена позднее.

Приказ Наркомата тяжелой промышленности СССР об утверждении площадки под крекинг-завод рядом с подмосковным селом Капотня был подписан 26 июня 1935 года. В феврале 1936 года на площадке началось строительство крекинг завода №413.

1 апреля 1938 года на заводе была получена первая тонна бензина — эта дата считается днем рождения Московского НПЗ.

В 1940 году завод начинает переработку сырой нефти. Расчетная мощность завода в первые годы работы составляла порядка 155 тыс. тонн бензина в год.

Военный период

В связи с началом Великой Отечественной войны и довольно быстрым продвижением германских войск, многие предприятия центральной части России эвакуировали в восточную часть страны, Среднюю Азию и Казахстан. Московский крекинг-завод имел чрезвычайно выгодное географическое положение, что позволяло ему обеспечивать горюче-смазочными материалами как тыл, так и фронт. Поэтому эвакуация НПЗ была невозможна – это обескровило бы оборону города, и существенно сократила поставки горючего на фронт. Эвакуированы были всего несколько технологических установок, а большая часть оборудования заминирована, на случай вражеской оккупации.

Ввиду своего стратегического значения Московский крекинг-завод стал одной из основных целей немецких летчиков, наряду с Кремлем и Мавзолеем Ленина. Для ввода воздушных сил противника в заблуждение в трех километрах от завода построили его муляж в натуральную величину. Материалом послужили фанера и бочки из под мазута. Вокруг муляжа были высажены дополнительные лесополосы таким образом, чтобы ландшафт максимально совпадал с настоящим объектом. Такое решение позволило существенно сократить количество атак на реальный объект, сохранив его до начала сезона затяжных дождей, затрудняющих авиационные налеты.

Стоит отметить, что, несмотря на практически ежедневные атаки вражеской авиации с конца июля по конец октября 1941 года, завод ни на один день не прекращал работы. Более того, в определенный момент поставки сырья из Закавказья были прекращены, и завод стал получать нефть с востока страны. Это привело к необходимости изменения технологической схемы для переработки довольно неоднородного по качеству сырья. Тем не менее, уже к концу 1941 года предприятие выпускало на 4 вида продукции больше, чем в довоенный период. В общей сложности в период с 1941 по 1945 гг. завод переработал 2,8 млн тонн нефти.

Послевоенный период

Для удовлетворения нарастающего спроса на нефтепродукты на Московском крекинг-заводе внедряются все новые технологии и процессы, в том числе позволяющие увеличить объемы переработки.

В марте 1950 года введена в строй установка обезвоживания и обессоливания нефти. Годом позже началась первая масштабная реконструкция завода.

В 1952 году Московский крекинг-завод №413 переименовывается в Московский нефтеперерабатывающий завод.

В 1960-е года основной вектор развитие направлен на углубление переработки и внедрение вторичных процессов. Кроме этого, освоено производство полипропилена и волокон из него, а также битумов путем окисления гудрона в колонных аппаратах. К началу 70-х годов на заводе был налажен выпуск 32 видов новой продукции.

В начале 1970-х годов Московский НПЗ был подключен к магистральному нефтепроводу. В 1970 году МНПЗ переработал 7 млн тонн нефти. В 1972 году Совет Министров СССР постановил расширить завод и довести его мощность по переработке до 12 млн тонн нефти в год. 1976 год отметился вводом в эксплуатацию установки ЭЛОУ-АВТ-6.

30 августа 1983 года на Московском НПЗ введена в эксплуатацию новая установка каталитического крекинга Г-43-107 с предварительной гидроочисткой сырья и секцией газофракционирования. Эта установка стала первым в СССР отечественным комплексом по глубокой переработке нефти.

К началу 1990-х годов МНПЗ покрывал около 70% рынка нефтепродуктов Москвы и Московской области.

Акционирование

В 1994-1995 годах завод был акционирован. В мае 1994 года завод переименовывается в ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод». При этом 51% акций предприятия остаются в федеральной собственности.

В 1997 году указом Президента РФ и постановление м правительства была создана ОАО «Центральная топливная компания». В ее состав были включены Московский НПЗ, Моснефтепродукт и «ЦКТ Инвест». Управление МНПЗ было передано нефтяной компании Sibir Energy и Правительству Москвы. Стоит отметить, что акционерами Sibir Energy являлась компания «Газпром нефть» (80,37%) и Правительство Москвы (19,63%).

До 2008 году акции ОАО «Московского НПЗ» были распределены следующим образом:

  • около 51% голосующих акций и около 38,5% уставного капитала — ОАО «Московская нефтегазовая компания» (100% дочка Sibir Energy)
  • 38,8% уставного капитала — «Газпром нефть»
  • 18% уставного капитала – «Татнефть»

В мае 2008 года ОАО «Московская нефтегазовая компания» и ОАО «Газпром нефть» создали совместное предприятие Moscow NPZ Holding B.V., зарегистрированное в Нидерландах, основной деятельностью которого стало управление МНПЗ.

В конце 2010 года ОАО «Газпром нефть» приобрела 100% акций Sibir Energy. Став, таким образом, основным акционером предприятия, компания «Газпром нефть» начала масштабную модернизацию завода. Главное целью программы является достижение европейских стандартов качества и экологической безопасности производства. На программу было выделено около 250 млрд рублей.

В ноябре 2011 года завод был переименован в ОАО «Газпромнефть–МНПЗ».

Осторожно, завод закрывается. Как коронавирус повлиял на промышленность

Эпидемия коронавируса продолжает развиваться: число заболевших им в различных странах мира перевалило за 530 тысяч. Власти самых разных стран стараются не допустить масштабного распространения инфекции и вводят новые карантинные меры. Одновременно они столкнулись с необходимостью поддержки отраслей экономики, сильно пострадавших от него, – туризма, общественного питания, гостиничного бизнеса, сферы развлечений. Между тем в тени сообщений об экономических проблемах, связанных с коронавирусом, скрывается ухудшающаяся на глазах ситуация в металлургии, которая является локомотивом промышленности в Китае и других экономически развитых государствах, пострадавших от эпидемии. Подробности – в материале «ФедералПресс».

По имеющимся данным, за первые два месяца 2020 года поставки стальной продукции из КНР на глобальный рынок рухнули примерно на 27 %, до 7,8 млн тонн. Такой уровень был в последний раз зафиксирован в марте 2018 года.

Правительство Китая пытается оживить экспорт, используя механизмы льготного налогообложения. Но из-за увеличения числа заболевших все больше стран ограничивают пересечение границ, приводя к сокращению грузовых потоков.

Как будут наказывать за нарушение карантина? Размеры штрафов

Вдобавок китайские металлургические компании стали получать отказы от своих зарубежных покупателей на ранее сделанные ими заказы. Для компенсации потерь от продаж за границу они стараются наращивать реализацию продукции на внутреннем рынке КНР, но пока не добились особого успеха.

Правда, данные о том, насколько сильно пострадала китайская металлургия от коронавируса, пока отсутствуют. Согласно официальной статистике, в январе-феврале 2020 года выплавка стали увеличилась на 3,1 %, до 154,7 млн тонн. Однако останавливались металлургические предприятия как раз в марте, поэтому по его итогам выпуск стали точно не вырастет, если вообще не упадет на 3–5 %.

Сумерки Европы

Зато в Европе спад металлургического производства только-только начинается. Здесь ласточкой по сокращению выплавки стали оказалась Италия: ее правительство приняло декрет, предписывающий прекратить функционирование промышленных и коммерческих объектов, не относящихся к критически важным.

Из него следует, что должны перестать работать и все металлургические заводы. Хотя для них в декрете есть оговорка – продолжить свою деятельность могут предприятия, у которых производственные процессы имеют непрерывный характер (к ним относится выплавка стали в доменных печах). Окончательное же решение, останавливать их или нет, остается за властями провинций Италии.

Но и до декрета ряд компаний приступили к переводу заводов на холостой ход. Две недели назад остановились предприятия Alfa Acciai и Ferriera Valsabbia суммарной мощностью 2,1 млн тонн стали в год. Чуть позднее международный гигант ArcelorMittal (в прошлом году он выплавил 89,8 млн тонн стали, то есть больше, чем вся Россия) объявил о намерении снизить загрузку мощностей в Европе.

Справедливости ради отметим, что помимо вспышки коронавируса, заставившей власти Италии предпринимать жесткие карантинные меры, местные металлурги столкнулись с падением заказов от автомобильной и других отраслей промышленности (в Италии сейчас стоят все автомобильные заводы).

За океаном наблюдается сходная ситуация. Бразильская Gerdau уже остановила три предприятия в США и готовится сделать то же самое еще с двумя – у них нет заказов со стороны простаивающих автомобильных заводов. Американская U. S. Steel закроет два трубных предприятия.

Дистанционное управление

На российскую металлургию распространение коронавируса пока влияния не оказало. Судя по информации Федеральной службы государственной статистики, в январе-феврале производство только росло: выплавка чугуна увеличилась на 2,3 %, до 8,8 млн тонн, стали – на 1,7 %, до 12,3 млн тонн, выпуск стального проката – на 2 %, до 10,2 млн тонн.

На ВСМПО объявили нерабочую неделю из-за коронавируса

Отечественные металлургические компании пока никаких анонсов о возможном снижении производства не делали, зато ряд из них сообщили о мерах профилактики коронавируса.

«В рамках ключевого для группы ЧТПЗ направления по охране здоровья сотрудников разработан план антикризисных мер по профилактике вирусных заболеваний на производственных и офисных площадках компании. Среди реализуемых мероприятий – отказ от рабочих и частных поездок по России и за рубеж для сотрудников группы ЧТПЗ и замена необходимых личных рабочих встреч переговорами с использованием современных средств связи. Графики смен на производстве и передача дел между ними выстраиваются так, чтобы личные контакты были минимизированы», – прокомментировали в пресс-службе группы ЧТПЗ.

В ней добавили, что сотрудники частично переведены на дистанционную работу. На предприятиях установлены дезинфицирующие устройства, проводится санитарная обработка помещений, у работников ежедневно измеряется температура.

Сходные действия были предприняты и в Объединенной металлургической компании (ОМК). «С 20 марта на дистанционную работу (домой) ОМК перевела практически всех сотрудников, работающих в московском офисе, и сотрудников предприятий в регионах, вернувшихся из командировок. Обеспечена возможность онлайн-консультирования с врачами, проводятся онлайн-тренинги о том, как удобнее организовать удаленную работу, сотрудники на своих примерах делятся друг с другом опытом работы из дома и т. п.», – рассказали в ее пресс-службе.

Рыночная неопределенность

Несмотря на меры предосторожности и отсутствие подтвержденных случаев заражения сотрудников коронавирусом, для металлургических компаний по-прежнему волнующим остается вопрос о будущем рынка внутри России и за ее пределами. Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что текущие проблемы, связанные с инфекцией, могут стать лишь началом серьезной стагнации на рынке.

Надо готовиться к трудным временам. Чем грозит металлургам падение акций и цен на нефть

«Насколько пандемия повлияет на отрасль – неясно, так как непонятно, каким образом будут развиваться события. Однозначно, некоторое ухудшение результатов будет, но насколько оно будет драматическим – покажет время», – прогнозирует Олег Терехов, директор по развитию бизнеса в металлургии компании «КРОК».

«Корнавирус остается большим фактором неопределенности для экономики в целом и для ситуации в металлургии в частности. Адекватно оценить масштабы эпидемии и нанесенный ущерб можно будет, когда пик распространения болезни будет пройден, а до этого пока далеко. В частности, мы пока не знаем, ограничится ли влияние эпидемии только снижением спроса на металлы в рамках общей рецессии или металлургам придется переводить работников на карантин и останавливать производство», – сказал Алексей Калачев, аналитик компании «Финам».

Сходного мнения придерживается аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека. «Металлургия находится под колоссальным давлением, вызванным дисбалансом спроса и предложения, негативной ценовой конъюнктурой и существенной неопределенностью, связанной в том числе с постепенным закрытием границ разных стран на карантин», – говорит он.

По мнению же исполнительного директора завода «Россильбер» Ильшата Хафизова, эпидемия в любой момент может оказать отрицательное воздействие на отечественную металлургию, использующую зарубежные материалы. «Импортная продукция сейчас поставляется со складов в России, но вследствие закрытия границ с Европой мы можем прогнозировать сбои в поставках в течение ближайших шести месяцев», – допускает он.

Спад совсем близко

Если же пандемия коронавируса продолжит победоносно шествовать по миру, металлургам, в том числе и отечественным, действительно, придется несладко.

СМИ: на НТМК ввели жесткие меры против коронавируса после делегации из Москвы

«Распространение коронавируса уже привело к закрытию либо частичному закрытию европейских заводов и, соответственно, падению объемов производств. Поэтому есть все основания считать, что к концу первого полугодия российские заводы снизят объемы производства примерно на 10 %», – поделился ожиданиями Ильшат Хафизов.

«Фактор снижения спроса на металлы в условиях замедления мировой экономики остается определяющим. Российские металлурги вправе были рассчитывать на рост внутреннего спроса в ходе реализации инфраструктурных национальных проектов. Однако распространение вируса в стране создает вероятность пересмотра национальных проектов и перераспределения части ресурсов на борьбу с эпидемией», – размышляет Алексей Калачев.

По его словам, отечественные металлургические компании могут все-таки приступить к пересмотру инвестиционных программ и сокращению капитальных затрат. Общее снижение объемов производства может составить 5–7 % от уровня прошлого года.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что в случае резкого спада спроса на плаву останутся компании, заранее подготовившиеся к подобному сценарию. «Преимущество будет у игроков, имеющих широкую продуктовую линейку и по возможности связанных с потребляющими отраслями более тесными узами, чем обычные поставки. Например, группа ЧТПЗ точно будет в выигрыше, поскольку помимо труб выпускает запорно-регулирующую арматуру, соединительные детали трубопроводов, баллоны, востребованные при любом раскладе. Зато предприятия, производящие исключительно арматуру, могут встать надолго – подобной продукцией рынок завален», – указывает он.

Московскому нефтеперерабатывающему заводу — 77 лет

В Москве более пяти миллионов машин. А если взять весь столичный регион, то число «железных коней» приближается к десяти миллионам. И весь этот «табун» нужно постоянно кормить. Задача настолько масштабна, что с ней под силу справиться только крупному и постоянно развивающемуся предприятию.

1 апреля этого года исполнится 77 лет с того момента, как была получена первая тонна бензина на Московском нефтеперерабатывающем заводе ( МНПЗ ). В преддверии этой знаменательной даты и юбилея Великой Победы мы решили вспомнить, какую роль в истории страны сыграло это крупное предприятие и какое значение имеет в современной экономике.

ТОПЛИВО — ФРОНТУ

История предприятия началась 26 июня 1935 года, когда приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР была утверждена площадка под крекинг-завод возле селения Капотня Московской области. Строительство завода началось в феврале 1936 года. А уже через два года была получена первая тонна бензина. В первое время завод использовал в качестве сырья мазут из Баку , который поставлялся по Москве-реке. На предприятии производился крекинг-бензин и одна марка битума. Но к концу 1941 года завод выпускал на четыре вида нефтепродуктов больше, чем до войны. И это стало важным подспорьем для Советской армии.

Когда линия фронта приблизилась к столице, многие московские предприятия были эвакуированы на восток, но нефтеперерабатывающий завод перевезти невозможно, да и потребность страны в топливе резко возросла. Завод находился в самом ее центре, отсюда доставлять горючее на фронт было удобнее. Фашистское командование знало о том, какую роль играет завод в обеспечении Советской армии и тыла, и стремилось во что бы то ни стало его уничтожить.

«С наступлением темноты 22 июля спустя месяц после начала войны фашистская авиация появилась над заводом. Вся округа на большом расстоянии озарилась ярким светом — это несколько осветительных бомб медленно спускалось на парашютах, — вспоминал непосредственный участник обороны завода Иван Арсеньевич Егоров . — Затем в небе что-то зашуршало, и на землю недалеко от нас стали падать предметы, которые воспламенялись. Все дружно начали их тушить. Это были зажигательные бомбы. Несколько из них упало на штаб подразделения, и он загорелся, но мы быстро справились с пламенем».

После первого налета, чтобы сбить с толку немцев, решили построить из фанеры такой же завод в 3 км от настоящего. Пригласили архитекторов, и стройка началась. В строительстве ложного завода было задействовано около 2 тысяч человек. На фальшзаводе построили хороший бункер, туда провели телефонную связь, завезли сотни бочек с остатками горючего, промасленную ветошь. Для большего сходства с прототипом «завод»-близнец слегка замаскировали, из леса привезли и посадили деревья, и в результате на аэрофотоснимках фальшивка не отличалась от настоящего завода. Вскоре с наблюдательной вышки сообщили, что на ложный завод началась атака. Рабочие, находившиеся в бункере, нарочно зажгли бочки и ветошь, чтобы создать впечатление пожара. Такой прием помог усыпить бдительность врага.

Девяносто дней длилась героическая оборона объекта. В октябре 1941-го погода ухудшилась, начались дожди и налеты вражеской авиации прекратились. Работники отстояли свой завод.

«Незаменимую роль в достижении высоких результатов завода сыграли во время войны женщины, — гласят строки документа из заводского архива. — На предприятии тогда стали работать 439 женщин. Многие из них овладели мужскими специальностями».

В годы Великой Отечественной войны завод продолжал работать на полную мощность, переработав за это время 2,8 млн. тонн нефти.

Возведение предприятия началось в далеком 1936 году. На снимке первая и на тот момент единственная проходная на территории строящегося завода. Фото: архив МНПЗ

МИРНОЕ ВРЕМЯ — МИРНЫЕ ЦЕЛИ

С момента основания МНПЗ был одним из самых передовых предприятий отрасли. Еще до войны специалисты завода начали активно заниматься инновациями. К примеру, в 1939 году сотрудники лаборатории разработали новый метод щелочения бензина с использованием более дешевой кальцинированной соды. Впоследствии этот метод заимствовали другие предприятия страны.

К 50-м годам на МНПЗ выпускалось более 20 наименований продукции, в том числе автобензин, керосин, дизельное топливо, различные марки битума. Впервые в Союзе была введена в эксплуатацию печь беспламенного горения.

К 1970 году на заводе было освоено еще 12 новых технологических процессов. В частности, был введен в строй первый в СССР цех по переработке полипропилена. А в 1971 году была организована специальная лаборатория по анализу содержания вредных газов в атмосферном воздухе на промышленных площадках и в жилых районах вблизи завода.

Несколько тысяч работников предприятия были удостоены правительственных наград, признаны ударниками производства. А сам завод неоднократно награждался почетными орденами.

МОДЕРНИЗАЦИЯ РАДИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В середине 90-х годов предприятие было акционировано, оперативное управление МНПЗ осуществляла компания Sibir Energy вместе с правительством Москвы. В эти годы были введены в строй новые комплексы и установки, а также налажено производство высокооктановых бензинов стандарта Евро-3. Тем не менее за это время доля продукции МНПЗ на рынке нефтепродуктов Москвы и Московской области снизилась с 70 до 40%.

В конце 2010 года компанию Sibir Energy приобрела « Газпром нефть». Она стала основным акционером Московского НПЗ. Перед предприятием встала задача полной модернизации производства, давно не отвечающего современным требованиям, в первую очередь экологического характера. Как поясняют в компании, модернизация направлена на улучшение качества выпускаемых нефтепродуктов, увеличение глубины переработки нефти, повышение производственной и экологической эффективности предприятия. Суммарный объем инвестиций до 2020 года составит более 130 млрд. рублей.

В последние годы на заводе шла активная реконструкция. В итоге в середине 2013 года предприятие первым в России полностью перешло на выпуск моторного топлива 5-го экологического класса (Евро-5). Это произошло на 2,5 года раньше срока, установленного техрегламентом. При этом использование топлива Евро-5 позволяет в 5 раз снизить количество диоксида азота в выхлопах автомобилей.

Как результат — по итогам 2013 года Всемирная ассоциация по нефтепереработке (WRA) признала Московский НПЗ лучшим нефтеперерабатывающим предприятием СНГ .

В ближайшие годы на Московском НПЗ должны построить комбинированную установку переработки нефти. Это позволит производить весь объем дизельного топлива с характеристиками класса Евро-5. Кроме того, принята концепция переработки тяжелых остатков. Это позволит получать дополнительный объем светлых нефтепродуктов, увеличив при этом глубину переработки, а также примерно на 50% обеспечит предприятие собственной электроэнергией и паром.

ВОДА И ВОЗДУХ СТАНУТ ЧИЩЕ

С приходом «Газпром нефти» в качестве нового собственника предприятия начались серьезные инвестиции в экологию. Защита окружающей среды и экологическая безопасность стали одними из главных корпоративных ценностей предприятия. Так, уже демонтированы экологически устаревшие установки, деактивированы и утилизированы накопленные предыдущими собственниками отходы производства.

В 2012 году на заводе ввели в эксплуатацию закрытые механические очистные сооружения. Они позволили снизить выбросы в атмосферу более чем на 90%, а содержание нефтепродуктов в сточных водах снизилось в 6 раз. А в этом году на территории предприятия начнется строительство биологических очистных сооружений. Их планируется ввести в строй в 2017 году.

— Будет использована уникальная для российской нефтепереработки технология финальной очистки вод, которая позволит удалять из сточных вод предприятия 98% загрязняющих веществ, — пояснили « КП » на предприятии. — Почти 100-процентная очистка промышленных стоков завода станет возможной за счет применения активного ила. Он представляет собой совокупность микроорганизмов, которые в качестве питательной среды используют продукты нефтепереработки, азот и другие вредные вещества. Микроорганизмы поглощают загрязняющие вещества. Далее, под воздействием ферментов происходят биохимические реакции, в результате которых образуются новые частицы активного ила и другие безвредные вещества.

За счет новой технологии водопотребление завода будет снижено в несколько раз. А совокупное снижение воздействия на гидросферу сократится в 100 раз. Как поясняют на заводе, к 2020 году либо раньше улучшатся и другие экологические показатели. На 90 — 99% снизятся выбросы сероводорода, диоксида серы и битумных паров. А совокупное снижение нагрузки на атмосферу (в пересчете от всех источников загрязнения на территории Москвы) составит 5% (с учетом эффекта от применения топлива Евро-5).

Сейчас на завод имеют круглосуточный доступ инспекторы Росприроднадзора , проходит приемочные испытания автоматическая система мониторинга воздуха (АСМВ), которая будет в онлайн-режиме передавать данные в Мосэкомониторинг. Система заработает на полную мощность уже в апреле.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

✓ Почти каждый второй автомобиль в столичном регионе заправляется бензином, который был произведен на заводе. Если быть точным, то на долю МНПЗ приходится 40% потребляемых в Москве бензинов и около 50% дизеля. Предприятие является главным поставщиком авиационного топлива для столичных аэропортов и одним из крупнейших — для военной авиации.

✓ По итогам 2014 года объем выработки высокооктановых бензинов класса Евро-5 достиг 2,23 млн. тонн. Объем производства дизельного топлива составил 2,16 млн. тонн, керосина — 630 тыс. тонн.

✓ По итогам 2014 года доля высокооктановых бензинов класса Евро-5 в общем объеме автобензинов составила 92,88%, дизельного топлива класса 5 — более 79,43%.

✓ Глубина переработки нефти в 2014 году — 71,77%, что на 4,17% больше аналогичного показателя за 2012 год.

✓ МНПЗ за 2014 год переработал 10,76 млн. тонн нефти, даже несколько увеличив объемы производства относительно 2012 года (10,66 млн.). Существенный прирост был отмечен в объемах выработки битумных материалов — на 26% (до 1,02 млн. тонн). В связи с двухгодичным циклом работы завода статистические показатели корректнее сравнивать с каждым вторым годом.

✓ Плюс ко всему завод — один из крупных налогоплательщиков и работодателей в столичном регионе.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Гендиректор ОАО «Газпром нефть — МНПЗ» Аркадий Егизарьян: Наша задача — сократить воздействие на окружающую среду

Наша задача — максимально обезопасить производство.

— Аркадий Мамиконович, как давно МНПЗ занимается научно-исследовательскими и опытно-конструктор-скими разработками (НИОКР)?

— Планомерная работа началась в 2011 году, когда были накоплены необходимые ресурсы и обозначен курс развития отрасли на повышение эффективности переработки. Разумеется, в этом процессе нельзя рассматривать наш завод отдельно от материнской компании. Сначала в рамках дирекции нефтепереработки «Газпром нефти» была создана специализированная структура по ведению НИОКР. Перед перерабатывающими предприятиями был поставлен ряд задач, а мы, в свою очередь, начали формировать свои подразделения по НИОКР. Заводские структуры стали исполнителями проектов.

— У вас существует для этого специальный отдел?

— У нас работают технологи, которые отвечают за НИОКР. За каждым проектом закреплен специалист-куратор. В основном мы пользуемся услугами сторонних разработчиков. Наиболее активно наш завод сотрудничает с Институтом нефтехимического синтеза имени Топчиева под управлением академика Саламбека Хаджиева и Институтом катализа имени Борескова СО РАН, который возглавляет академик Валентин Пармон.

— Какие работы вы с ними ведете?

— Это работа по твердокислотному алкилированию. Оно применяется для получения высокооктановых компонентов автомобильных бензинов. У нас есть сырье для этого процесса — изобутан, бутилен, но установок нет: завод находится в черте города, а применяющиеся в этой сфере на сегодняшний день методы имеют высокий класс опасности. Это заставляет нас заниматься исследованиями в области более безопасного твердокислотного алкилирования. В Институте Топчиева процесс хорошо себя показал на уровне лабораторных испытаний. В конце 2015 года планируем ввести в эксплуатацию пилотную установку на базе Электрогорского института нефтепереработки. В 2017 году получим необходимые результаты и, если технология себя качественно зарекомендует, начнем разработку базового проекта промышленной установки.

— В чем преимущество новой технологии?

— Помимо экономических выгод, новая технология позволит достичь и нового качества экологической безопасности. Это, во-первых, будет чистое производство с практически нулевым воздействием на окружающую среду. Во-вторых, оно позволит поставлять на рынок больше современного бензина класса Евро-5 с низким содержанием примесей. Значит, снизится загрязнение воздуха выхлопными газами. Для нас это чрезвычайно важно, поскольку именно экологическая безопасность — это главное требование «Газпром нефти» к новым технологиям, внедряемым в производство. Мы расположены в городской черте Москвы, вокруг нас жилые кварталы и это накладывает на предприятие огромную ответственность. Наша задача — максимально обезопасить производство и сократить его воздействие на окружающую среду.

СПРАВКА «КП»

Что получают из «черного золота»

✓ Мазут (для отопления в северных регионах)

✓ Битумы (применяются в строительстве и ремонте дорог)

✓ Сжиженный газ (для бытового использования)

Газпромнефть МНПЗ (Московский НПЗ), АО

Полное название: Открытое акционерное общество «Московский нефтеперерабатывающий завод»
Сокращенное наименование: ОАО «Московский НПЗ»

Описание

Производит автомобильные бензины (в т.ч. экологические), дизельное топливо (экологически чистое), мазуты, реактивное топливо, сжиженные газы, битум, серу, фракции.
Утвержденная мощность предприятия по первичной переработке нефти составляет 12,150 млн. тонн в год.

За 65 лет работы завод выпускал только неэтилированные бензины, первым в стране освоил высокооктановый бензин АИ-93 без свинцового антидетонатора.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы «О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку» МНПЗ осуществил широкомасштабную программу мероприятий по производству и реализации моторных топлив с улучшенными экологическими показателями. Затраты на реализацию программы были осуществлены за счет прибыли предприятия.

Совместно с предприятием «Коримос» МНПЗ наладил выпуск высокооктанового бензина АИ-95 с кислородсодержащей добавкой МТБЭ. Мощность этого производства уже сейчас позволяет вводить новую добавку в бензины с меньшим октановым числом (АИ-92 и АИ-80). Добавка имеет высокое октановое число смешения, низкую летучесть, пониженную фотохимическую активность, что предупреждает образование озона. Даже в небольшой концентрации (3-7% на смесь) МТБЭ резко интенсифицирует процесс сжигания топлива и сводит к нулю образование в продуктах сгорания оксида углерода и сажи.

«Московский НПЗ» способен производить до 80 % экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы 0,035-0,05%, занимает лидирующие позиции среди поставщиков моторного топлива на рынок г. Москвы и московской области.

Технические мероприятия, предусмотренные к внедрению в 2006 году, направлены на улучшение качества и снижение себестоимости товарной продукции, сохранения конкурентных позиций на рынке моторных топлив Московского региона, оптимизации технологического и управленческого аспектов деятельности.

Продукция

Бензины

  • Бензин автомобильный неэтил. с улучшенными эколог. свойствами (городские) АИ-80ЭК, ТУ 38.401-58-171-96
  • Бензин автомобильный неэтил. с улучшенными эколог. свойствами (городские) АИ-92ЭК, ТУ 38.401-58-171-96
  • Бензин автомобильный неэтил. с улучшенными эколог. свойствами (городские) АИ-95ЭК, ТУ 38.401-58-171-96
  • Бензин прямой перегонки экспортный марки №1, ТУ 38.001256-99
  • Бензин прямой перегонки экспортный марки №2, ТУ 38.001256-99

Битумы

  • Битумы нефтяные дорожные вязкие. Марка БНД 40/60, ГОСТ 22245-90
  • Битумы нефтяные дорожные вязкие. Марка БНД 60/90, ГОСТ 22245-90
  • Битумы нефтяные строительные. Марка БН 70/30, ГОСТ 6617-76
  • Сырье для производства нефтяных дорожных битумов. Марка СБ 20/40, ТУ 0258-113-00151807-2002
  • Сырье для производства нефтяных дорожных битумов. Марка СБ 40/60, ТУ 0258-113-00151807-2002

Газы

  • Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Марка БТ, ГОСТ 20448-90
  • Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Марка ПТ, ГОСТ 20448-90
  • Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Марка СПБТ, ГОСТ 20448-90

Дизельное топливо

  • Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее ДЭК-3 минус 15’С-0,05, ТУ 38.401-58170-96
  • Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее ДЭК-3 минус 15’С-0,10, ТУ 38.401-58170-96
  • Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее ДЭКп-3 минус 15’C-0,10, ТУ 38.401-58170-96
  • Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее ДЭКп-3 минус 15’С-0,05, ТУ 38.401-58170-96
  • Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее ДЭКп-3 минус 25 ‘С-0,10, ТУ 38.401-58170-96
  • Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее ДЭКп-3 минус 25’С-0,05, ТУ 38.401-58170-96
  • Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) летнее ДЭК-Л-0,05-62, ТУ 38.401-58170-96
  • Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) летнее ДЭК-Л-0,10-62, ТУ 38.401-58170-96
  • Топливо дизельное экспортное. Марка ДЛЭ, вид 1, ТУ 38.401-58-110-94
  • Топливо дизельное. Марка Л-0,2-62, ГОСТ 305-82

Мазуты

  • Топливо нефтяное. Мазут. Марки 100 зольный, вид IV, ГОСТ 10585-99
  • Топливо нефтяное. Мазут. Марки 100 зольный, вид V, ГОСТ 10585-99
  • Топливо нефтяное. Мазут. Марки 100 зольный, вид VI, ГОСТ 10585-99
  • Топливо нефтяное. Мазут. Марки 40 зольный, вид IV, ГОСТ 10585-99
  • Топливо нефтяное. Мазут. Марки 40 зольный, вид V, ГОСТ 10585-99

Прочая продукция

  • Сера техническая газовая. Сорт 9995(комовая), ГОСТ 127.1-93
  • Сера техническая газовая. Сорт 9998(комовая), ГОСТ 127.1-93
  • Сера техническая газовая. Сорт 9920(комовая), ГОСТ 127.1-93
  • Сера техническая газовая. Сорт 9950(комовая), ГОСТ 127.1-93
  • Сера техническая газовая. Сорт 9998 (жидкая), ГОСТ 127.1-93
  • Фракция бутан-бутиленовая. Марка Б, ТУ 0272-027-00151638-99
  • Фракция бутан-бутиленовая. Марка В, ТУ 0272-027-00151638-99

Реактивное топливо

  • Топливо для реактивных двигателей. Марка ТС-1 1 сорт, ГОСТ 10227-86
  • Топливо для реактивных двигателей. Марка ТС-1 высший сорт, ГОСТ 10227-86

История

В середине 30-х годов ХХ века правительство страны приняло решение построить под Москвой нефтеперерабатывающий завод для снабжения столицы и области моторным топливом и битумом. Московский НПЗ был построен в 1938 году в 15 км к юго-востоку от тогдашней городской черты. В его задачи входило обеспечение Москвы и Московской области моторными топливами и мазутом. За 65 лет своей деятельности завод ни разу не останавливался.

В 1994-95 г.г. Московский НПЗ акционировался, в 1997 году принадлежащий государству контрольный пакет акций передан в собственность города Москвы.

В мае 1997 года по решению общего собрания акционеров ОАО «Московский НПЗ» вошло в состав Центральной топливной компании, учрежденной Правительством Москвы, в 2001 году перешло под управление МНК/ЦТК.