Аэрограф – это специальный инструмент, с помощью которого лакокрасочные материалы наносятся на поверхность методом распыления. Пользоваться аэрографом несложно – процесс окрашивания происходит легко и быстро, а покрытие получается гладким и равномерным. С помощью аэрографии наносят рисунки на различные поверхности – металл, дерево, ткань, бетон или бумагу. Используя насадки различного диаметра, можно добиться тщательной прорисовки мелких деталей.
Аэрография в особенности полюбилась автомобилистам и дизайнерам. Первые – научились красить авто аэрографом и с удовольствием украшают капоты и борта своих «железных коней». Вторые – воплощают свои фантазийные проекты на стенах, футболках, джинсах и даже ногтях.
Настройка аэрографа перед работой
Чтобы правильно настроить аэрограф, нужно сначала ознакомиться с принципом действия этого устройства и назначением его частей. Все аэрографы подразделяются на несколько типов по способу действия (одинарного или двойного), по расположению емкости для краски (верхнего или нижнего), по принципу смешивания (внешнего или внутреннего). Но, несмотря на разнообразие, все устройства имеют одинаковые основные элементы:
- Бачок (различного объема, от 2 до 100 мл). Из него краска поступает внутрь аэрографа, где смешивается с воздухом.
- Сопло. Это наконечники с различным диаметром выходного отверстия, которые закрепляются на переднем конце аэрографа.
- Игла с фиксатором. При ее перемещении регулируется количество краски, которое проходит через сопло под давлением воздуха. Необходимое положение иглы закрепляется фиксатором.
- Триггер (кнопка, курок, рычаг управления). В инструментах одинарного действия нажатием на кнопку регулируется только интенсивность подачи воздуха. В инструментах двойного действия кнопка конструктивно соединена с рычагом, который приводит в движение иглу. Движение осуществляется в двух плоскостях: нажатием вверх-вниз регулируется подача воздуха, а перемещение вперед-назад двигает иглу в сопле, регулируя подачу краски.
- Регулятор иглы. Он находится на противоположном от сопла конце устройства. Вращением регулятора по часовой стрелке или против ее устанавливается нужная ширина струи краски.
- Воздушный клапан. Расположен внутри корпуса аэрографа. При нажатии на кнопку открывается, и пропускает сжатый воздух, идущий от компрессора.
Принцип действия аэрографа довольно прост. Устройство подключается к компрессору, который по шлангу подает сжатый воздух. При нажатии на кнопку открывается воздушный клапан, пропуская его в корпус аэрографа, где происходит смешивание с краской. Струя аэрозоля под давлением выходит из сопла, окрашивая поверхность.
При правильной настройке аэрографа при нажатии кнопки до половины из сопла должен выходить только воздух. Если при нажатии сразу распыляется краска, требуется регулировка устройства. Для этого слегка откручивается фиксатор иглы, кнопка нажимается до половины, и игла немного продвигается вперед. Затем фиксатор закручивается обратно.
Какое давление нужно для аэрографа
При работе с аэрографом важно подобрать правильное давление. Его рабочее значение составляет от 1 до 3 атмосфер. Выбор зависит от типа краски и ее густоты – если краска густая, давление необходимо увеличить, и наоборот. При пониженном давлении краска разбрызгивается более крупными частицами, и окраска выглядит грубоватой. При повышенном давлении краска распыляется более мелко, но процесс окрашивания труднее контролировать – образуются потеки.
Для получения оптимального давления при работе с аэрографом обычно используют компрессор или баллончики со сжатым воздухом. Они присоединяются к устройству гибким шлангом. Если окрашиваемая поверхность достаточно велика, или аэрография из хобби превратилась в работу – лучше всего приобрести компрессор в комплекте с манометром и редуктором, это позволит легко регулировать давление воздуха. На рынке представлены десятки моделей разной производительности и стоимости.
Какую использовать краску
Выбор краски для аэрографии зависит от поверхности, на которую необходимо нанести рисунок, и от условий, в которых он будет находиться. Например, акварелью не стоит наносить аэрографию на автомобиль, а рисунок на бумаге делать нитрокраской. Рассмотрим некоторые виды красок для использования в аэрографии:
- Акриловые краски используются двух видов – сольвентные и на водной основе. Первые разбавляются специальными растворителями и довольно токсичны. При работе с ними необходимо применять средства индивидуальной защиты – респиратор и перчатки. Этот вид не рекомендуется новичкам. Водно-акриловой краской наносят рисунки на ткань, стены, а также используют ее для окраски пластиковых моделей. Она не токсична, удобна в работе и экологически безопасна. Разбавляется водой, водкой или спиртом – в зависимости от фирм-производителей.
- Полиуретановая краска на водной основе. Используется для рисунков на бумаге и для маникюрной аэрографии. Она не токсична, не имеют запаха и быстро сохнет – последующий слой можно наносить через 2-3 минуты, а окончательное высыхание происходит в течение 30 минут. При этом образуется гладкое и эластичное полуматовое покрытие. Разбавляется краска водно-спиртовым раствором или фирменными разбавителями.
- Нитроэмаль очень популярна в автомобильной аэрографии. Ею наносят рисунки на автомобили, мотоциклы, различные аксессуары. Этот вид краски имеет свои плюсы и минусы. Работать с нею несколько сложнее, но зато можно получить разнообразные эффекты, недостижимые при работе с акрилом. Существенный недостаток нитроэмали – ее токсичность. При окраске обязательны средства индивидуальной защиты, а помещение для работы должно быть оборудовано вентиляцией.
- Акварель – знакомая всем с детства краска. Она прекрасно подходит для работы по бумаге и штукатурке. Она не токсична, отлично смешивается, образуя разнообразные оттенки, хорошо распыляется, легко разбавляется водой. Именно с акварели рекомендуют начинать занятия аэрографией.
Правила работы с аэрографом
Соблюдая несложные правила работы с аэрографом, можно создавать различные интересные проекты. Оригинальные интерьеры, интересные картины, яркие дизайнерские футболки, эксклюзивная роспись автомобилей – везде можно применить этот прибор. Рассмотрим рекомендации специалистов, как правильно работать с аэрографом.
Для рисования
Для рисования аэрографом подойдет практически любая поверхность – бумага, ткань, металл, бетон, штукатурка… Идеальным материалом является бумага – она не требует предварительной подготовки и прекрасно подойдет новичкам. Другие же поверхности нуждаются в очистке, шлифовке, обезжиривании и грунтовке.
Необходимо запомнить несколько правил при работе с аэрографом:
- инструмент должен быть направлен перпендикулярно к поверхности;
- чем дольше время распыления краски – тем насыщеннее цвет;
- чем ближе аэрограф к поверхности – тем тоньше линия.
Начинать следует с простого – однотонных прямых и изогнутых линий различной толщины и интенсивности, геометрических фигур. Затем можно попробовать рисовать по трафаретам. Набрав достаточно опыта, можно создавать собственные композиции, используя разные цвета и оттенки.
Для покраски авто
Для того, чтобы покрасить машину целиком, аэрограф мало подходит из-за своих размеров, но вот выполнить им локальные работы можно без проблем. Например, покраска сколов на автомобиле аэрографом своими руками обойдется и быстрее, и дешевле, чем перекраска всего капота, двери или крыла в мастерской. Для этого скол сначала аккуратно зачищают, удаляют ржавчину и остатки старой краски. Затем, после мойки и обезжиривания, наносят шпаклевку и загрунтовывают. После шлифовки проблемного места его покрывают сначала базовым слоем краски, затем лаком и тщательно полируют. При правильном подборе оттенка скол становится абсолютно незаметным.
Чистка аэрографа после работы
После окончания работы необходимо тщательно очистить аэрограф от остатков краски. Для этого сначала заливают растворитель в бачок и хорошо его промывают, затем аккуратно вытаскивают и протирают иглу. Для очистки внутренних поверхностей сопла и мелких деталей используют ватные палочки, смоченные растворителем. После очистки всех частей устройство собирают и хорошо продувают сжатым воздухом. Помните, что правильная чистка и регулярная смазка трущихся частей надолго продлят срок службы вашего аэрографа!
Работаем с аэрографом
Самый сложный и важный этап постройки модели — окраска и тонирование. Именно от него зависит восприятие завершенной копии, именно на этой стадии можно или свести на нет все усилия по деталировке и «вылизыванию» пластика, или, наоборот, замаскировать какие-то свои упущения и недоработки.
Как правило, первую в своей жизни модель каждый человек. не красит совсем. Потом человек подрастает (и в творческом, и в биологическом смысле этого слова. — Прим. авт.) и в рамках размышлений о смысле жизни начинает задумываться на тему: «А что же, собственно, делать с кучей покрытых пылью и частично поломанных танко-самолетов из во-о-он того темного угла?»
От ответа на этот краеугольный вопрос зависит не только дальнейшая судьба пары килограммов полистирола, но и рождение нового моделиста. Ведь как только он решит не выбросить, а наоборот, сделать похожим «вот этот Jaguar вот на эту картинку на коробке» (а не устарели ли мои представления о жизни? — Сомнения, авт.), человек этот, оставаясь «сапиенсом», переходит, тем не менее, на следующую (более высокую!?- Надежда авт.) ступень эволюционной лестницы и становится моделистом. Моделист — в принципе, тоже человек (Лозунг авт.), но озабоченный вопросами не только добывания икры на хлеб, но и не менее дорогих коробок с мелкими кусочками пластика, баночек и тюбиков с дурно пахнущими разноцветными субстанциями. А еще он алкает все новых и новых картинок, изображения на которых должны будить его творческую фантазию и заставлять усталые руки вновь и вновь поднимать тяжелый напильник (а бывает и топор, — Злорадство авт.) в бесплодных попытках вогнать в чертежи очередной продукт химии полимеров или размахивать аэрографом в стремлении придать ему ну, именно, вот такой оттенок зеленого цвета. А кстати, все знают, что такое этот «АэроГраф»? Это вовсе не воздушный дворянин высокого ранга, а прибор для нанесения краски на модель. В английском варианте его название звучит более прагматично «Airbrush» то есть «воздушная кисть».
В М-Хобби №3/94 мы уже писали немного об этом нехитром приборе и методах борьбы с ним, но времени прошло много, подросло очередное поколение, пять лет назад еще не интересовавшееся моделями. Поэтому, пожалуй, можно и повториться слегка.
В минимальном виде система для работы с аэрографом состоит из него самого, компрессора, ресивера и соединительных шлангов. Сегодня вполне возможно купить уже готовую систему, собранную на едином основании. Но можно для экономии средств и при наличии халявного компрессора (из старого холодильника с ближайшей помойки) собрать ее и самостоятельно. Для начала имеет смысл закупить аэрограф производства Новолу-комльского завода (самый распространенный вариант). В отличие от импортных, он сравнительно недорог, а результаты работы позволяет получить ничуть не худшие. В последнее время упало качество исполнения — стали часто попадаться откровенно бракованные экземпляры, с эксцентричным отверстием в форсунке, например, поэтому при покупке поглядывайте. Есть в продаже аналогичного назначения приборы от японской фирмы Tamiya, цена которых колеблется в районе ста долларов. Радикального повышения качества работы в результате вложения этих денег не происходит, хотя, конечно, в обращении он более приятен. Но тут уж что кому нравится: кто-то моется в джакузи, а кто-то под душем, результат-то одинаковый. По мне уж лучше купить десяток наших простецких, собрать из них нечто, да еще деньги на пиво останутся. К слову, среди моих знакомых моделистов, как вполне именитых, так и не очень, большинство хранит верность именно отечественному изделию.
В Новолукомльских аэрографах чаще всего ломаются две детали: запирающая игла и гашетка. Запасная игла обычно входит в комплект, а вот гашетку придется изготовить самостоятельно. На самом деле, ее стоит заменить самодельной сразу после покупки, поскольку работать со штатной «кнопочкой» откровенно не удобно — после получаса непрерывного нажатия на нее (а это вполне типичное время для нанесения, скажем, части камуфляжной окраски на средних размеров истребитель 1/72) разогнуть собственный палец (Отнюдь не казенный, между прочим, — сетование авт.) в исходное положение удается лишь, сконцентрировав всю силу воли на данном процессе. Новая гашетка куркового типа делается из отрезка трехмиллиметровой проволоки или подходящего гвоздя за 15 минут, а жизнь облегчает кардинально.
В один из шлангов системы подачи сжатого воздуха, непосредственно перед аэрографом, желательно установить простейший фильтр для удаления паров и микрочастиц масла и воды, не осевших в ресивере.
Краску можно применять самую разную. Ниже попробуем кратко охарактеризовать наиболее распространенную. По большому счету, все модельные краски делятся на две большие группы — эмали на синтетическом растворителе и акриловые. Как правило, акриловые краски представляют собой ультразвуковую взвесь акрила в водно-спиртовом растворе. Однако, есть и исключения, такие как акриловый Du Pont, где растворителем служит нечто ацетонсодержащее.
Самую большую и дешевую группу составляют краски отечественного производства. По сути дела это обычные ни-троэмали из тех, что продаются в любом хозяйственном магазине в больших железных банках. Только расфасованы они в аптечные флакончики; цвета более или менее (как правило, менее, чем просто менее. — ехидство авт.) подогнаны под образцы времен Второй Мировой войны или современного исторического периода развития техники; да еще добавлены наполнители для матовости. К модельной химии этого класса относятся «Hobby+PLUS» из Витебска, «ХОББИ» из Харькова, продукция московской фирмы «Звезда», а также нитрокраска, разливаемая в пенициллиновые пузырьки многочисленными частными продавцами на модельных клубах разных городов. Для всего перечисленного хозяйства годятся самые банальные растворители №646 и 647, перед нанесением этих красок поверхность модели необходимо покрывать грунтовкой. Для работы кистью они не пригодны, поскольку имеют малую укрывистость, быстро высыхают — следы от волосков кисти не успевают затянуться, и разъедают полистирол. Правда, по последнему пункту исключение можно сделать для харьковской краски — за счет некоторых добавок она не столь агрессивна и позволяет окрашивать небольшие участки кистью за несколько приемов. В «Hobby+PLUS» самое лучшее — инструкция и историческая справка. Красить же ею не стоит: во-первых, туда явно добавлена добрая жменя художественной масляной краски или чего-то вроде, из-за чего сохнет она крайне долго, а окончательно, кажется, вообще не высыхает, создавая непрочную красочную пленку. Во-вторых, форсунка аэрографа постоянно забивается из-за значительной величины частиц пигмента. Самая же крупная неприятность состоит в отсутствии декларируемой и чуть ли не вынесенной в девиз точности цвета.
«Звезда» — обычная нитрокраска, что называется, «нитруха», как она есть. Цвета, опять же, точностью не блещут. Зато из их палитры удобно смешивать необходимые оттенки. Кстати, не забыли основного правила смешивания красок? Черный+красный=коричневый; жел-тый+синий=зеленый и т.д.
Особняком стоит Du Pont, который, являясь акриловым по сути, нормально разводится нашими растворителями 600 серии, не требует грунтовки, размешан в точном соответствии с историческими выкрасками, но дорог. В ассортименте этой фирмы есть и отличная грунтовка для полистирола, ее оптимально применять под отечественную нитрокраску, вместо распространенных выжимок из ГФ-021 или автомобильных АК-070, ФЛ-093 и прочих.
Заграничных красок сейчас продается тоже немало. Удобны они тем, что не требуют грунтовки и, как правило, кодировка цветов в инструкциях к сборным моделям указывается именно с оглядкой на одну из таких систем красок. Бывают полимеризующиеся и неполи-меризующиеся краски. Наиболее распространенные из первой группы — HUMBROL и REVELL. Из второй -Model Master, TAMIYA COLOR и GUNZE SANGYO. Полимеризующиеся краски отличаются тем, что после полного высыхания их уже невозможно смыть штатным растворителем (нештатным крепким раствором каустика смывается все и всегда, — Прим. авт.).
В системе HUMBROL есть глянцевые, матовые и полуматовые цвета, имитаторы металлических покрытий (Metal Cote). Для аэрографа подходят все виды этой краски. Совершенно не важно, что у них на этикетке написано — наши растворители можно применять без опасения. Metal Cote после короткой просушки полируются мягкой тряпочкой, после чего они становятся удивительно похожи на настоящий металл. У HUMBROL есть пара крупных недостатков: матовые цвета имеют настолько крупные частицы твердого вещества, что выглядят только что не бархатными (т.е. совершенно не пригодны для окраски самолетов, а только фигур и техники 1/35); блестящие цвета сохнут безумно долго, но даже после полного, казалось бы, высыхания отпечатки пальцев на них остаются с легкостью необычайной. Сейчас появилась новая серия HUMBROL-extra, где матовость доведена до терпимого уровня, но все же, все же.
Про REVELL можно сказать почти то же, что и про HUMBROL, с небольшой поправкой на более высокое качество и приемлемую матовость красок этой фирмы. В последние годы начался выпуск красок специально и только для аэрографа — им и следует отдавать предпочтение. Хотя и обычный REVELL, да под 646 растворитель. Пролетает со свистом!
Очень хорошая краска для работы аэрографом — японская GUNZE SANGYO (кстати, для кисти она совершенно не пригодна, — Авт.). По сути — это нитрокраска, но великолепного качества и с довольно точным соответствием цветов.
Model Master и TAMIYA COLOR ни в чем особенном не замечены и очень демократичны. Демократичны в том смысле, что Model Master легко смешивается с отечественными красками на нитрооснове в присутствии растворителя 600-й серии, а акриловая TAMIYA (бывает еще и эмаль TAMIYA на летучих растворителях), несмотря на свою «водочную» природу допускает применение нитрорастворителей.
Это все было про то, чем красить. Следующий естественный вопрос — как красить. Очень многие стараются выполнять эту операцию на свежем воздухе, где нибудь на балконе. Тут очень важна хорошая погода. При низкой температуре и высокой влажности воздуха (непосредственно после дождя, например) на окрашенной поверхности, особенно на блестящей, могут появиться белесые или матовые проплешины, избавиться от которых можно, только перекрасив все заново. Иногда вы с интересом наблюдаете на своей модели мелкие пузырьки, в которых под красочной пленкой находится капелька воды. Это — симптом того, что загрязнился фильтр перед аэрографом и в факел распыла попадают пары воды и масла из компрессора. Поменяйте «начинку» фильтра, продуйте шланги, и, убедившись, что за перилами балкона нет проливного дождя, смело продолжайте работать. Краску разводить следует пожиже. Конечно, при этом снижается укрывистость и вам придется пройтись по одному и тому же месту несколько раз (факел распыла нужно отрегулировать на минимальную подачу краски, завернув винт на торце рукоятки аэрографа), но зато покрытие получается с минимумом дефектов, равномерное и тонкое, не заливается рельеф и линии расшивки. Если на окрашиваемом участке нарастают бугры и брызги, аэрограф начинает «плеваться», форсунка засоряется — значит вы залили непомерно густую краску, или она загрязнена частицами примесей и пигментного порошка грубого помола.
Вообще, отечественные краски небесполезно перед употреблением тщательно перемешать, а затем профильтровать (для этой цели удобны металлические сеточки от автомобильных бензофильтров, но можно обойтись и марлей). Аэрограф желательно направлять на модель под углом, близким к 90 градусам, и ни в коем случае не держать долго на одном месте — моментально образуются «кляксы» и потеки. Факел должен постоянно находиться в движении. При прокрашивании сложных мест, типа стыка крыла с фюзеляжем самолета, одну из поверхностей вы неизбежно красите под острым углом, и на ней образуется буйная поросль из крупинок застывшей краски, весьма напоминающая щетину. В таких местах лучше увеличить подачу краски — она нальется лужей, зато капельки успеют в этой луже раствориться и после высыхания покрытие выровняется. Следите только, чтобы «береговая линия» этой лужи была размытой, плавно переходила в основную окраску. Можно и проще поступить: одну из столь неудачно сопрягающихся плоскостей прикрыть от аэрографа кусочком ватмана, держа его на небольшом расстоянии от поверхности модели — пусть «щетина» на нем и нарастает.
Использовать матовые краски целесообразно лишь для более или менее однотонных моделей, для танков в масштабе 1/35, скажем. Самолеты 1/72 удобнее красить глянцевой краской — слой получается тоньше, а значит, не так заметны края камуфляжных пятен; гораздо легче добиться качественного прилегания декалей к гладкой краске, не образуется эффекта «серебрения» из-за микроскопических пузырьков воздуха, попавших между подложкой декали и микронеровностями краски (эти то неровности и создают «матовость» краски). Уже после высыхания декалей и окончательной отделки самолет покрывается матовым или полуматовым лаком, при этом степень блеска отдельных участков его поверхности выравнивается. В этом смысле хороша отечественная нитрокраска или какая-либо хорошая импортная, вроде той же GUNZE SANGYO.
Есть немало мелких (и крупных! — Авт.) хитростей как «обмануть» матовую краску при нанесении декалей, как подготовить маски для камуфляжа, как проще покрасить колеса шасси самолета или катки танка и тому подобных. Но об этом поговорим в следующих номерах журнала.
Аэрограф для начинающих
Как ни странно, есть еще чудаки, красящие свои модели обычной кистью, но можно легко утверждать, что окраска аэрографом в 99% случаев (не для фигур и некоторых других специфик) даст несопоставимо лучший результат при окрашивании. Настроенный аэрограф в умелых руках творит просто чудеса, позволяя максимально приблизить вид модели к копируемому оригиналу.
О работе с аэрографом немало написано, но некоторые моменты (например, работа с акриловыми красками) хотелось бы прояснить, да и просто скажем так. пора.
Но — обо всем по порядку. Самая основная информация.
Аэрограф позволяет дозировать подачу этой смеси и наносить ее в виде тонкой пленки на окрашиваемую поверхность. Хороший аэрограф при правильном пользовании «может» выполнять пятна или полоски диаметром (шириной) 1.5-2 мм и поэтому иногда можно, да и нужно обходится без масок при нанесении, например, камуфляжа на самолеты Luftwaffe.
Основных типов аэрографов два: так называемые одиночного и двойного действия.
У первых при регулировке клавишей (или кнопкой) происходит управление подачей только воздуха, у вторых — одновременно и воздуха, и краски. Первые проще, дешевле, имеют меньшее количество деталей, которые, к тому же, удобнее чистить. Но они «не умеют» делать маленькие пятна и полоски и более грубо регулируются. Вторые — соответственно точнее в работе, но дороже, содержат больше деталей (которые хуже «переносят» грубое или неаккуратное обращение), их очистка более деликатный и i рудный процесс. Конечно, это самая общая оценка.
Если есть возможность брать импортный — убедитесь воочию (что очень желательно где-нибудь на глубинке, вдали от специализированных «шопов») в его возможностях, посоветуйтесь с «дедами от стенда» и принимайте решение.
Конечно, один аэрограф — полдела в окраске моделей и, увы, совсем не «пол» в соотношении предстоящих фат на источник сжатого воздуха, столь необходимого для успеха процесса. Впрочем, есть варианты. Начнем с самых недорогих. Не стоит покупать, «купившись» на простоту, одноразовые фирменные баллончики с зарядом сжатого воздуха — их хватит на одну-две небольших модели, да и давление ощутимо падает при выработке воздуха из них. Несколько лучшая альтернатива последним — накачанная автомобильные шина (чем она больше, тем больше время работы) и баллоны с углекислотой (там есть регулятор и манометр). Последние, за сравнительно небольшую плату, можно подзаряжать, они никогда не погонят конденсат, но требуют бережного обращения и соблюдения безопасности при зарядке и хранении. Но если сборка модели — процесс не спорадический и жизнь без пластика не мила — нужен компрессор.
Компрессор для аэрографа
Конечно, самый правильный способ — отстегнуть несколько сот «гринов» и обзавестись практически бесшумным блестящим фирменным красавцем с ресивером, фильтрами, регулятором и индикатором давления. Шумная, но более дешевая альтернатива поршневому компрессору — мембранный собрат обойдется дешевле. Но давление, создаваемое им, поменьше. (Возможность регулировать давление, как будет рассказано ниже, иногда очень важна, потому как его обычно много не бывает.)
На сегодняшний день оптимальным является компрессор JAS 1203: производительный тихоработающий компрессор с ресивером — рекомендую.
Пользуюсь таким уже несколько лет:
Отличные результаты даст применение компрессоров от бытовых и промышленных холодильников (на Руси таких в пользовании у нашего брата больше всего). Несложно доработать такой компрессор самодельным ресивером из пластиковой бутылки.
Он значительно снизит колебания (пульсации) давления и предотвратит попадание масла и влаги (что недопустимо, иначе капельки нежелательных жидкостей испортят все дело. ) в аэрограф. Ресивер можно снабдить, если компрессор новый, иглой стравливания давления или чем-то подобным для регулирования давления в сторону понижения. Можно, например. вставить в магистраль отрезок металлической трубочки с просверленным на ее стенке отверстием. Перекрывая его в разной степени гибкой трубкой магистрали, получаем тот же эффект, что и от иглы.
Само собой, есть множество фирменных фильтров, выполняющих те же функции. Вообще способы приобретения компрессоров и (или) их доработка — большая и болезненная тема. Хочется пожелать начинающим коллегам быть поизобретательнее и предприимчивее. Но пылесосы и автомобильные компрессоры, увы, не подойдут — подробности опускаю — они не создают нужного давления.
Красок сейчас навалом, равно как и статей о них. Конечно, дорогие краски от Acromaster, Tamiya, Gunze Sangyo и более доступные Model Master, DuPont, Humbrol и Revell однозначно лучше взятой за поллитра у знакомых художников «нитры», но и они не панацея от весьма неважных результатов при их пользовании, да и иная нитра лучше той же убито — матовой краски от Humbrol. Почитайте специальные статьи, проштудируйте фото и сообразуясь со своим кошельком, делайте выбор. Брать фирменные краски очень желательно, но необязательно. Можно, путем проб и ошибок, запастись приобретенными по случаю нитрокрасками. Однако, что касается адгезии и укрывистости, то тут хорошая «фирма» однозначно предпочтительнее. Да и дисперсность куда лучше.
Для успешной работы с аэрографом нужно, чтобы краска была должной густоты и не содержала посторонних частиц и грязи. Об очистке аэрографа и об особенностях работы с акриловыми красками поговорим позже, а пока запомните следующее. Краску перед употреблением тщательно перемешайте.
При необходимости добавьте растворитель в краску, но делайте это не в банке с краской, а в отдельной емкости. Можно использовать например футляры от фотопленки или другие подходящие ёмкости. Консистенция краски для распыления — «молоко». При покачивании баночки с краской она оставляет слабые полупрозрачные следы на стенках.
Оговорюсь сразу, что степень растворения — процесс тонкий. Глянцевые краски требуют несколько больше растворителя, чем матовые. Кроме этого, отечественные нитрорастворители (ацетон.646. 647 и т.д.) вполне подойдут в ряде случаев замены «фирмы», надо лишь учитывать, что чем больше номер, гем «тяжелее» растворитель, т.к. он дольше сохнет и при более длительном высыхании дает краске больше времени для равномерного растекания по окрашиваемой поверхности, а значит, сделает ее менее матовой. При любых неясностях сначала поэкспериментируйте, потом применяйте подходящий растворитель.
Для приготовления колора (если нег готового) также пользуйтесь отдельной емкостью.
Если краска непонятного происхождения или старая — профильтруйте ее хотя бы через чистую марлю (2 слоя).
Не сливайте растворенную краску обратно в фирменную банку!
Промывайте аэрограф после смены колора чистым растворителем (какой использовался для краски), а после завершения работы над очередной моделью — разбирайте аэрограф и производите его генеральную чистку.
Если береге краску «на стороне», убедитесь. что вам не отлили отстоянное связуюшее. (Краска состоит из красящего пигмента, связующей жидкости и растворителя. Есть еще матовая база — повсеместно у моделистов СССР в ее роли выступал зубной порошок.) Вообще перед любым переливанием краски тщательно ее перемешивайте.
Видео: Работа с аэрографом
Статьи об аэрографах и компрессорах:
Рекомендую ещё почитать журнал «Библиотека моделиста №8».
Что такое аэрограф и как им правильно пользоваться?
Автор: Анастасия Исакова · Опубликовано 28.05.2018 · Обновлено 03.10.2019
Для росписи и создания небольших рисунков на различных поверхностях обычно используют простые кисти, но обработка аэрографом и краскопультом в большинстве случаев позволяет добиться гораздо лучшего результата. Правильно настроенный инструмент поможет расписать стены, декорировать фасад, забор или кузов машины. Но не многие новички знают, как пользоваться аэрографом. Для начала необходимо разобраться в его характеристиках и принципах работы.
Характеристики аэрографа
Аэрографом называют приспособление, которое работает по принципу распыления краски в своеобразном «факеле», образованного воздухом в растворе с мелкими частичками вещества. Устройство аэрографа регулирует подачу этого раствора, что позволяет наносить его тонким слоем на обрабатываемое покрытие.
Качественный инструмент при грамотном применении распыляет краситель узкой струей до 2 мм, так что надевать маску во время обработки не потребуется.
Существует два основных типа аэрографа – одиночного и двойного действия. Первый при использовании управляет только воздухом, второй управляет подачей воздуха и краски. Инструменты одиночного действия просты в использовании, стоят недорого и имеют небольшое количество элементов, которые легко очищать. Но с их помощью не получится нанести маленькие пятна или полоски, также они трудно регулируются.
Работа с аэрографом двойного действия позволяет произвести более точную работу, но такое приспособление стоит дорого и содержит большое количество компонентов, за которыми нужен тщательный уход. Очистка этих деталей – довольно трудоемкая процедура.
На видео: типы управления аэрографом.
Критерии выбора
Выбор инструмента зависит от того, какие виды аэрографии будут выполняться. Обычно применяются недорогие аэрографы с тонким соплом и иглой. С таким устройством смогут работать даже новички. Но те, кто хотят заняться аэрографией на профессиональном уровне, должны при выборе учитывать следующие моменты:
- Объем бачка для красителя. Лучше всего если он будет от 2 мл;
- Уплотнение иглы и сопла – рисование будет более комфортным, если уплотнители будут выполнены из тефлона;
- Диаметр сопла в качественных аэрографах должен быть минимум 2 мм;
- В устройстве должны легко заменяться основные компоненты, такие как бачок, триггер и сопло;
- Защита уплотнителей от воздействия применяемых реагентов;
- Возможность регулировки давления и подачи краски.
Покупка инструмента с учетом всех критериев позволит выполнять качественную и красивую покраску любой поверхности.
Какую использовать краску?
Что нужно для аэрографии? Для рисования на поверхностях используются специальные краски, которые позволяют сделать аэрографию комфортным и простым занятием. При их выборе необходимо учитывать тип поверхности и давление, с которым они будут подаваться. Наиболее популярными являются следующие разновидности красок:
- Полиуретановые. Такие составы для аэрографа должны быть на водной основе. Они позволяют нанести прочный, быстросохнущий рисунок, который сможет выдержать разные температуры. Во время покраски такой смесью использовать средства защиты не понадобится, выполнять работу можно как снаружи, так и внутри помещения.
- Водорастворимые акриловые. Такие смеси в виде жидкости позволяют работать на любой поверхности. Покраска аэрографом поможет украсить стены внутри здания, нарисовать узоры на фасаде или автомобиле. Акриловые краски подойдут для начинающих художников, так как они просты в использовании, быстро высыхают, являются экологически безопасными и при правильном применении позволяют создать хорошее произведение.
- Акриловые сольвентные. Как красить аэрографом с такой смесью? Перед применением состав понадобится разбавить специальным растворителем, который обычно идет в комплекте. Пользуясь такой разновидностью краски, нужно обязательно надевать защитную одежду, так как смесь является токсичной. Рисовать аэрографом с сольвентным раствором новичкам не рекомендуется, как правило, состав такого вида используется в профессиональных мастерских.
На видео: как растворять акриловые караски под аэрограф.
Подготовка к росписи
Перед тем как начать творческий процесс, необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий:
- Выбор эскиза. Необходимо продумать, как рисовать узор, и какой результат должен получиться в итоге. На бумагах создаются наброски и из всех рисунков выбирается нужный вариант.
- Подготовка поверхности. Участок, который будет подвержен рисованию, необходимо очистить от грязи, пыли и ржавчины. Если планируется создать узор на кузове авто, то без процедуры обезжиривания не обойтись, для этого используйте спирт, уайт-спирит или универсальный обезжириватель.
- Подбор материалов. Красящий раствор, который будет использоваться в работе, должен подходить для нанесения на определенную поверхность.
- Настройка инструмента. Перед тем как настроить аэрограф, изучите аннотацию в инструкции, которая идет в комплекте. Настройки могут довольно сильно отличаться, в зависимости от разновидности прибора.
Правила работы с аэрографом
Аэрографом пользуются даже неопытные мастера, потому что работать с ним несложно. Конечно, для начала стоит изучить принцип работы аэрографа и его особенности, но это не отнимет много времени. Как правильно использовать такой инструмент? Чтобы добиться хорошего результата при рисовании, понадобится соблюдать следующие правила:
- Работая с аэрографом, начинать покраску лучше на пробном участке. В некоторых случаях, если работники неправильно настроили прибор, он может выстреливать сгустками краски, а это испортит композицию. Поэтому будет лучше, если процедура начнется на картоне или бумаге.
- Струя краски должна наноситься аккуратными равномерными движениями, это позволит избежать образования потеков или других дефектов при покраске.
- Держать инструмент слишком близко к поверхности не рекомендуется, так как слой краски ляжет неровно, что приведет к образованию потеков.
- После завершения работы инструмент нужно обязательно отмыть от красителя, иглу и сопло также нужно очистить растворителем. Он подбирается исходя из состава используемой краски.
Дополнительные рекомендации
Выяснив, как работает инструмент, можно красиво украсить различные поверхности. Следующие рекомендации облегчат использование аэрографа для начинающих:
- Когда мы красим, инструмент лучше держать перпендикулярно обрабатываемой поверхности. Чтобы красящее вещество распределилось равномерно, угол нанесения красителя должен быть больше 45°, оптимальный – 90°.
- Интенсивность наносимого тона, толщина слоя и общий результат зависят от расстояния между инструментом и обрабатываемым покрытием. Когда работник рисует, он может менять это расстояние, но делать это следует аккуратно и плавно.
- Когда мы рисуем, могут образовываться небольшие потеки, но удалять их сразу необязательно. Рисункам нужно дать время на высыхание, после чего излишки аккуратно зачищаются наждачкой.
- Чтобы ускорить процесс рисования, нужен дополнительный бачок для краски с другим цветом, тогда смена палитры не отнимет много времени. Очищать емкость не потребуется, достаточно промыть инструмент и прикрепить к нему другой бачок с красителем.
Как видно, аэрография не отличается высокой сложностью, но позволяет создать удивительные росписи. Профессионалы, которые работают с таким инструментом много лет, могут выполнять 3d изображения. Но и новичок, который недавно освоил принцип рисования аэрографом, также сможет без проблем декорировать фасад, забор, автомобиль и другие поверхности.
Настройка аэрографа и советы по уходу (2 видео)
Покраска моделей аэрографом
Масштабное моделирование – особая область творческой жизни, в которой создаются точные копии существующих в большом мире объектов. Каждая черта миниатюрного танка, корабля, самолета или автомобиля в точности повторяет оригинал. Моделисту нужно овладеть многими навыками. Покраска аэрографом созданных моделей – важнейший этап на пути создания уменьшенной копии. Результат работы напрямую зависит от качества используемого инструмента. Аэрограф с компрессором и применяемые краски определяют успех дела.
Благодаря данному аэрографу вы сможете нанести ровное и качественное изображение
- Устройство аэрографа и его виды
- Выбор модели аэрографа: цель и бренд
- Выбор компрессора
- Какие используются краски для моделирования
- Использование аэрографа для окрашивания моделей
- Как правильно покрасить собранную модель
Устройство аэрографа и его виды
Прибор относится к воздушному типу распылителей. Хороший инструмент тщательно отполирован и похож на авторучку с емкостью для краски. Под воздействием воздуха краска выбрасывается из сопла и ровным слоем ложится на поверхность.
Сопло – это маленькое отверстие на кончике аппарата, которое делается разных размеров. Чем меньше диаметр сопла, тем тоньше получается линия. Покраска моделей аэрографом – очень кропотливая работа с разрисовыванием множества мелких деталей. Для объектов, выполняемых в масштабе 1:48 или 1:32, подойдет сопло с диаметром 0,3 мм и больше. А вот для прорисовки мелких линий на камуфляже или корпусе выбирается сопло менее 0,3 мм.
Аэрографы для моделистов определяются следующими параметрами:
- Смешивание краски – внутреннее происходит в корпусе аэрографа, дает возможность прорисовывать мелкие элементы. Внешнее происходит за пределами инструмента, который используется для создания крупных объектов
- Действие – одинарный тип имеет только кнопку регулировки подачи воздуха, а краска поступает в установленных производителем пропорциях. Такие инструменты обычно используются новичками. К двойному типу относятся аэрографы для моделистов с возможностью одной кнопкой регулировать подачу воздуха и краски. Это инструмент профессионала
- Подача пигмента – краска из расположенного сверху бачка вытекает под действием силы тяжести. Инструмент считается оптимальным для моделиста, но такой аэрограф сложнее чистить. Нижний бачок позволяет быстро менять краску, но он требует повышенной мощности компрессора. Можно выбрать аэрограф для моделизма с боковой подачей краски – инструмент позволяет рисовать в любом положении без опасения, что краска выльется, при этом часто ее менять уже не получится
Выбор модели аэрографа: цель и бренд
Суть прибора не изменилась за многие десятки лет, при этом технически аэрограф для моделирования становится все более точным и удобным инструментом. Выбирая модель, обращайте внимание на следующие моменты:
- Бренд – признанные лидеры по производству аэрографов Iwata, H&S, Hansa. Многие инструменты стоят в несколько раз дешевле, при этом внешне выглядят, как высококачественные японские или немецкие приборы. Недорогие аэрографы производятся по лицензии, но качество материалов и сборки далеко не самое лучшее. Среди них Inked и Fengda, качество которых лучше, чем у Jas и Sumake. Промежуточное положение между любительским и профессиональным устройствами занимают тайваньский аэрограф для моделей Sparmax и АэроПро
- Наличие ремкомплекта – очень важный критерий выбора, узнать о наличии доступных запчастей нужно заранее
- Цель – необходимо четкое понимание для каких видов работ будет использоваться аэрограф
“Перед приобретением обязательно подержите аэрограф в руках – список потенциальных покупок сразу существенно сократится”
Среди качественных аэрографов двойного действия можно порекомендовать Ивату HP-Q или 381, Hansa Aero, Chameleon с возможностью смешивания цветов и наличием дополнительных емкостей для краски. Аэрограф Badger одинарного действия подойдет для закрашивания больших площадей и начинающим моделистам.
Выбор компрессора
Сердцем набора инструментов художника-моделиста является компрессор для аэрографа. Он наполняет жизнью воздушную кисть и от его работы во многом зависит качество покраски моделей.
Компрессоры выпускаются двух видов:
- Мембранные – подходят для непродолжительного окрашивания, так как не могут хорошо удерживать давление воздуха – 20 минут спокойной работы с таким компрессором обеспечено
- Поршневые – с одним поршнем подключается в обычную розетку и вполне подходит для домашнего использования. Работа двух поршней обеспечивает лучший результат покраски даже при объеме воздуха меньшем, чем у одноступенчатой модели
Если сделан выбор аэрографа с нижним бачком, то приобретается более мощный компрессор. Компании, которые выпускают воздушные кисти, производят и воздухонагнетатели. Часто покраска моделей проходит с использованием самодельного агрегата, сделанного из компрессора для холодильника.
Упростить жизнь поможет приобретение комплекта инструментов. В него входит компрессор, шланг, аэрограф для моделизма с подставкой и ершиками для чистки.
Какие используются краски для моделирования
Масштабные модели автомобилей, самолетов, кораблей покрываются нитрокрасками, акриловыми и водоэмульсионными составами. Две последних краски практически не имеют запаха, но работать с ними сложнее, чем с нитроэмалью. Нитрокраска токсична, поэтому ее нельзя использовать, если в помещении находится ребенок. При этом она отлично подходит для прорисовки мелких деталей. Покраска моделей из пластика нитрокрасками проводится очень аккуратно – состав может прожечь поверхность. Краски покупаются отдельно или приобретается специальный набор для аэрографии.
Нитрокраски, с помощью которых получается превосходный рисунок
После каждого использования красящих материалов аппарат тщательно промывается подходящим растворителем.
Использование аэрографа для окрашивания моделей
Покраска модели аэрографом – дело кропотливое, требующее четкой слаженности в действиях художника и работе инструмента. Важно научиться правильно держать прибор, управлять движениями руки, подачей воздуха и краски.
Работа с аэрографом при покраске моделей требует четкости движений мастера – достигнуть хороших результатов помогут тренировки по рисованию линий, точечных матриц, геометрических фигур
Пользоваться аэрографом нужно так:
- Указательный палец держится на триггере, а остальные немного вытянуты вперед – можно сравнить с тем, как рука держит карандаш
- Аэрограф не имеет права зависать на одном месте, иначе сразу образуется подтек
- Чтобы красить модели аэрографом двойного действия, нужно научиться его правильно включать и выключать – сначала подается воздух, затем краска. Выключение происходит в обратном порядке – сначала перекрывается краска, потом воздух. Несоблюдение этого правила приведет к тому, что с иглы на модель упадет жирная капля краски
- Регулировка давления и концентрация краски – ровный слой говорит о том, что всё в норме. Мелкие капельки, которые появляются при покраске моделей из пластика, означают недостаточное давление или загрязнение инструмента. Если даже специальная краска для аэрографа для моделей расползается на поверхности паучьими лапками, то давление слишком велико
Как правильно покрасить собранную модель
Чтобы миниатюрные модели автомобилей заняли почетное место в домашнем музее или на выставке, их нужно правильно покрасить. В это понятие входит подбор цвета, подготовка поверхности, нанесение эмали. Красить модели следует по определенному алгоритму:
- Вымойте и высушите модель
- Проверьте поверхность на присутствие дефектов
- Затрите поверхность наждачкой или абразивной пастой – краска для моделей будет лучше держаться
- Обезжирьте изделие
- Закройте скотчем те части, которые не будут окрашены
- Оденьте средства защиты – маску, перчатки
- Покрастьте модель, соблюдая правила работы с инструментом – не забывайте про плавные движения, отсутствие зависания на одном месте, отрегулированную подачу краски и воздуха. Нанесение последующих слоев пигмента возможно только после высыхания нижних
- Дайте модели высохнуть, чтобы нанести защитный лак
Технология аэрографии моделей повторяет этапы покраски настоящей машины. Художники-моделисты постоянно накапливают и развивают свои навыки – без хорошего инструмента здесь не обойтись. Аэрограф и компрессор, краски с растворителями приобретаются в зависимости от личных предпочтений.
Покупая комплект для аэрографии, начинающий мастер сразу получит необходимые для работы инструменты и расходные материалы.