Эпоксидная смола активно используется современными дизайнерами для создания оригинальных и эксклюзивных сувениров и украшений. Но даже у опытного домашнего мастера готовое изделие не всегда получается идеальным. Шероховатости, неровности, потеки – как справиться с такими дефектами? Для этого следует узнать, как зашкурить эпоксидку, чтоб блестела и что для этого необходимо.
- Правила полирования изделий из эпоксидной смолы
- Необходимые инструменты для самостоятельной шлифовки
- Полезные рекомендации по полированию
- Как минимизировать возникновение дефектов
- Важные правила техники безопасности
- Выводы
Правила полирования изделий из эпоксидной смолы
Полировка эпоксидной смолы особенно требуется для коррекции гладких изделий: медальонов, кулонов, кристаллов. Эта процедура помогает убирать и излишки смолистой массы, небольших сколов и царапин. Грамотная полировка помогает справляться даже с серьезными дефектами.
Совет. Если убирается крупный дефект, то после полировки на изделие нанесите еще один слой смолы, он полностью уберет недостатки.
Зная, чем полировать эпоксидную смолу до прозрачного состояния, можно довести готовое изделие до идеального состояния, убрав такие дефекты, как:
- оставшиеся частички застывшей смолы;
- мелкие сколы, царапины, задиры;
- неровности в виде заостренных углов и кромок;
- впадинки и выбоины.
Необходимые инструменты для самостоятельной шлифовки
Прежде чем выяснять, как полировать эпоксидную смолу, следует предварительно подготовить все необходимые принадлежности. Полировать эпоксидку можно различными способами. Эту операцию проводят как вручную, так и с применением специальных инструментов. Самыми доступными из полировочных механизмов становятся:
- привычная пилочка для маникюра;
- мелкозернистая наждачная бумага;
- затирочная губка.
Шлифовка эпоксидной смолы вручную применима только для деликатных и изящных изделий, тонких украшений. Крупные и более массивные предметы вначале обрабатывают наждачкой грубого абразива, затем постепенно понижают величину зерна, доводя предмет до идеально ровного состояния. Также для полировки смолы потребуются и иные инструменты:
- Дремель. Специальный инструмент с различными насадками. При вращении он отлично отшлифовывает предметы. Его часто используют ювелиры для обработки драгоценностей.
- Фрезер. А этот инструмент хорошо знаком маникюрным мастерам. По своей работе он идентичен дремелю, но при вращении совершает меньшее количество оборотов.
Совет. Дремелем также можно просверливать в застывшей эпоксидке и отверстия под фурнитуру. Поэтому, если работа с эпоксидкой постоянная, этот инструмент лучше приобрести сразу.
Полезные рекомендации по полированию
Зная, как отполировать эпоксидную смолу в домашних условиях, можно добиться идеально ровной поверхности своих изделий. Для этого придерживайтесь следующей инструкции по финишной обработке:
- Достаньте изделие из молда и внимательно его осмотрите.
- При наличии крупных дефектов предмет предварительно подвергается грубой обработке. Для этого лучше использовать полировальную машину.
- Грубоватая начальная полировка устранит наросты и неровности, сделав изделие гладким.
- Придание предмету прозрачности. Для полировки используют мелкозернистые насадки. Хорошую помощь окажет и полировальная паста (можно использовать пасту, предназначенную для автомобилей). Она наносится на полировочный круг.
- Полироль придаст предмету требуемую прозрачность и гладкую поверхность. После этих манипуляций изделие покрывают защитным лаком, предохраняющим предмет от УФ-излучения. Такой способ убережет эпоксидку и от дальнейшего пожелтения. Используйте специализированный паркетный лак, а при обработке маленьких изделий подойдет и маникюрный гель-лак (он просыхает под специальной лампой).
Для полировки подойдут разные варианты
Совет. При отсутствии полироли можно применить и мыльный водный раствор. Но не используйте фетровые или войлочные насадки – они вредны для эпоксидной смолы.
Как минимизировать возникновение дефектов
Конечно, дефектов лучше не допускать еще на стадии заливки смолистой субстанции в молды. Формы заливаются очень аккуратно и медленно, чтобы смола проникла во все углубления и полностью их заполнила. А чтобы добиться изначально гладкой поверхности – используйте формы с глянцевой поверхностью. Матовая структура передаст матовость и будущим изделиям. Чтобы значительно сократить вероятность появления дефектов, заливка молда совершается только на строго горизонтальной поверхности.
Важные правила техники безопасности
Помните, что эпоксидный клей становится полностью безопасным для человека только после полного процесса полимеризации. Для этого требуется 1,5–2 суток. При работе с жидкой смолистой субстанцией необходимо использовать средства личной защиты: маску-респиратор, перчатки и очки. Такие защитные меры понадобятся и при последующей (финишной) обработке уже готовых изделий.
Нельзя допускать вдыхание мелких частичек абразива, такая пыль очень вредная. А после окончания работ помещение следует тщательно проветрить, одежду отправить в стирку, а все рабочие инструменты промыть. Место, где производились полировочные работы, предварительно закрывается полиэтиленовой пленкой, которую после окончания работы можно выкинуть или тщательно протереть влажной тканью.
Выводы
Сувениры и украшения из эпоксидной смолы – это настоящие шедевры творчества. Но мало просто правильно приготовить смолистый раствор и залить его в молд. После застывания изделие необходимо и дополнительно обработать, придав ему идеальный и завершенный вид. А сделать это можно с помощью шлифовки и полировки. Зная технологию такой работы, с нею справляется даже начинающий домашний мастер.
Как можно отполировать эпоксидную смолу своими руками
Эпоксидная смола давно превратилась из двухкомпонентного клея в уникальный поделочный материал, используемый при изготовлении оригинальных столешниц, ювелирных изделий. Качество изделий зависит от степени прозрачности смолы, техники обработки поверхностного слоя. Полировка эпоксидки проводится различными составами, материалами. У каждого мастера свои секреты. В обзоре представлены лучшие технологии.
Где применяется смола
Эпоксидная смола – универсальный клей, твердеющий до состояния монолита. Этот материал знаком многим. Стекловолокном, пропитанным эпоксидкой, укрепляют днища маленьких лодок и больших кораблей. В промышленном секторе смолу используют как связующий компонент при изготовлении композитных отделочных плиток, ламелей, палубной доски.
В чистом виде смола используется для создания глянцевых прозрачных поверхностей. После полимеризации приобретает высокую плотность.
После шлифовки и полировки обычная смола приобретает сходство с янтарем. Производители усовершенствовали состав, выпускают бесцветные композиции, которые можно подкрашивать для получения нужного оттенка.
В ювелирном деле посредством полировки удается получать настоящие произведения искусства. В процессе обработки приобретает благородный вид, долго сохраняет декоративность. Двухкомпонентный клеящий состав намертво прилипает к основанию, образуемый слой не растрескивается при высыхании за счет изменения внутренней структуры.
Эпоксидная смола, заливаемая в формы, после полимеризации хорошо поддается механической обработке: режется, шлифуется. В твердом состоянии поверхность стола, залитого эпоксидкой, сопоставима с искусственным камнем. Полимерной клеящей смесью заливают полы. Образуемый слой после обработки становится прозрачным, через который хорошо видна структура массива дерева. Качество поверхности готовых изделий зависит от того, чем полируют эпоксидную смолу.
Структура поверхности деревянной эпоксидной столешницы зависит от текстуры древесины, волокнистости. На спилах плотных пород деревьев дефектов меньше.
Необходимые инструменты и материалы
Поверхности из высококачественных эпоксидных составов приобретают товарный вид после предварительного шлифования и финишного полирования. Технология сильно отличается от процесса обработки стекла, камня, пластика.
Бижутерию в основном доводят до кондиции вручную, используя:
- Пилочку для ногтей с алмазным напылением;
- Мелкозернистую наждачную бумагу от «тройки» до «00»;
- Поролон или специальные затирочные губки с наклеенным слоем абразива различной зернистости;
- Полироли, различные полировочные составы или пасту ГОИ.
Мягким финишным абразивом может стать зубная паста, наносимая на мягкую ткань.
Ручной способ применяется при изготовлении деликатных изделий тонкой отделки. Обрабатывать подобным образом столы неудобно. Шлифовать большие площади вручную слишком утомительно, долго.
Для ускорения процесса применяют инструменты:
- Дремель – подобие дрели со вращающимся стержнем, на котором крепятся всевозможные насадки для шлифования (минус использования дремеля – слишком высокая частота вращения насадки, новички способны повредить обрабатываемую поверхность неосторожным движением);
- Дрель используется для спиливания больших наплывов, валиков, образуемых при реставрации поврежденных эпоксидных покрытий»;
- Мобильный фрезер для маникюра – инструмент, аналогичный дремелю, но с меньшим числом оборотов, используется при выполнении тонкой работы, диаметр дисковых насадок варьируется от 10 до 100 мм.
Особенности расходных материалов:
- Зеринстость насадок снижают постепенно, чем меньше шаг зернистости, тем ровнее шлифуется эпоксидный слой;
- Пасту ГОИ выбирают по цвету: крупнозернистые светло-зеленого цвета, средняя – серая, мелкие – коричневые (самая мелкая почти черная), для шлифовки пользуются только зеленой и серой;
- Автомобильная полировальная паста 5041-3М, продающаяся на развес, чище пасты ГОИ, ровнее ложится на насадки;
- Полировочный воск для финишной обработки снимает слишком тонкий слой, процесс полировки затягивается;
- Хороший результат дают полировальные пасты, выпускаемые под брендом «MIRKA», создают зеркальный блеск (продукт Polarshine 35 – шлифовальный, создает однородную матовость, паста Polarshine 20 применяется для финишной отделки).
Полироли, содержащие силикон, быстро создают приятный блеск, но эффект недолговечный, исчезает после обработки влажной тканью.
Подготовка поверхности
При изготовлении эпоксидных изделий нередко возникают подтеки и наплывы смолы, при осмотре выявляются другие дефекты:
- Излишки, вытекшие за контур при заливке;
- Белесые пятна, возникающие при попадании паров воды;
- Мелкие сколы, задиры;
- Складки, усадочные впадины;
- Неровные кромки, слишком острые края.
Все эти дефекты устраняются жесткими абразивными материалами до шлифовки. Правильно отшлифованная смола выглядит невзрачно, эпоксидка получается матовой, это нормально.
Прежде, чем начать полировать эпоксидку, необходимо поверхность обеспылить и обезжирить поверхность (удалить следы рук, шлифовальной пасты). Без предварительной подготовки не получится тщательно отполировать смолу до зеркального блеска.
- При заливке эпоксидного слоя важно большое внимание уделять формированию краев;
- Если в смолу попадает вода, идеальной прозрачности полировкой не добиться, останутся молочные следы;
- Эпоксидку наносят в несколько этапов, давая полимеризоваться предыдущему слою. Тогда усадка материала будет равномерной, не появится трещин, провалов, волнистости;
- Перед обработкой все поверхности проводят тестовую обточку кромок.
Процесс шлифовки и полировки
Для начального этапа рекомендуется использовать ленточную насадку, которая захватывает большую площадь. Для финишной доводки бижутерии и столешниц лучше применять эксцентриковые различного размера. При использовании дрели важно правильно регулировать скорость вращения насадки, чтобы не появились выработки.
Если имеются крупные дефекты, их устраняют грубой обработкой. Рекомендуемая частота вращения – до 1000 оборотов в минуту, первоначальная зернистость абразива – 80. Когда волны, наплывы и другие неровности устранены, приступают к дальнейшей шлифовке. Зернистость снижают плавно: 80 заменяют на 100, затем делают следующее повышение, пока не достигнут 2000 маркировки.
Не все смолы одинаково шлифуются и полируются. За счет присадок производителям удается создавать широкий спектр эпоксидных продуктов.
Нежелательно использовать войлок, он создает царапины. Шлифовальные и полировочные пасты растирают мягкой ветошью. Для лучшего скольжения добавляют солидол или вазелин. Образуемая маслянистая пленка легко удаляется водой. Полировка эпоксидной смолы проводится до устойчивого блеска.
Для придания смоле прозрачности нередко используют шлифовальные машинки ля дерева, работающие в режиме вращения. На валу закрепляют резиновую воронку или насадку из упругого поролона, пропитанного полиролем.
Полировочные составы устраняют даже незначительную шероховатость на поверхности смолы, слой становится прозрачным, обретает благородный вид. Необходимо добиваться устранения всех дефектов, тогда получится качественная столешница или бижутерия. Применяя профессиональные инструменты, мелкозернистые пасты, удается избежать царапин, матовости.
После финишной обработки изделия с окрашенными смолистыми составами, рекомендуется покрывать специальным лаком, защищающим пигменты от УФ-излучения. Бесцветные эпоксидные слои после подобной операции не будут желтеть, не будет искажаться цвет заливаемой основы.
Некоторые мастера рекомендуют после финишной доводки применять мыльную воду. В растворе средства для мытья посуды смачивают полировочную насадку мелкой зернистости, проходятся инструментом по всей поверхности. Сразу становятся видны все недочеты, которые не удалось устранить. Мыло также используется как разновидность полироля для окончательной доводки мелкой бижутерии.
Обработка отполированной поверхности
Со временем столешницы, другие изделия из эпоксидной смолы тускнеют из-за естественного износа, механического повреждения поверхности. Появляются неровности, едва заметные вмятины. Ухудшается внешний вид слоя – пропадает былой роскошный блеск. Вернуть презентабельность поможет обработка паркетным лаком на водной основе с последующей полировкой кусочком мягкого фетра или шерсти. Лак быстрее затвердеет, если для сушки использовать фен или ультрафиолетовую лампу. После натирки возвращается прежний глянец.
Уход за поверхностью
Особенности эпоксидной смолы – низкая термостойкость. На стол нельзя ставить ничего горячего, пользоваться для мытья агрессивными моющими средствами, содержащими кислоты и щелочи. От химического воздействия смолистый слой способен помутнеть.
Эпоксидка заняла заслуженное место на стройплощадках, в быту благодаря универсальным потребительским свойствам, светопрозрачности, низкому коэффициенту усадки. Синтетический олигомер, состоящий из отвердителя и основы, образует водонепроницаемую пленку, сопоставим со многими стройматериалами.
Видео: Как полировать украшения из эпоксидной смолы
Как и чем выполняется шлифовка и полировка эпоксидной смолы
Шлифовки и полировки изделия из эпоксидки не потребуют только в одном случае, если ею заливаются выровненные строго в горизонталь полы.
Эпоксидная смола после застывания, несмотря на свою способность к минимальной усадке во время полимеризации, небольшую усадку все же имеет. При заливке полов это выражается в некоторой микроволнистости получаемой поверхности. Зрительно это выглядит, как искажение отражений в таком полу. Но никакими соображениями оправдать шлифовку и полировку такого пола невозможно, он станет невероятно скользким и травмоопасным, особенно если на него попадет влага.
В остальных же случаях (столешницы, декоративная отделка стен в виде кухонных фартуков, не говоря уже о бижутерии и ювелирке) готовые изделия из высококачественных эпоксидных смол требуют дополнительной обработки в виде сначала шлифования, а затем полирования. Но с таким материалом, как эпоксидная смола после полной полимеризации, эти процессы имеют рад особенностей, делающих шлифовку и полировку таких изделий сильно отличающуюся от проведения подобных работ на других материалах, например, стекла, камня, дерева.
Твердость эпоксидного материала
Несмотря на широко декларируемое отсутствие усадки при полимеризации эпоксидки, усадка все же есть, маленькая, в пределах примерно 1-2%, но имеется. На практике это выглядит или как шов от молда (формы), или небольшая волнистость поверхности. В маленькой, изящной безделушке, выходящей из рук изготовителя бижутерии, любой, даже самый маленький дефект резко снизит привлекательность изделия. От потеков смолы во время работы никто не застрахован, а это уже серьезный недостаток, убираемый только грубой абразивной шкуркой, а кроме потеков, могут выступить дефекты в виде:
- излишков массы при заливке;
- сколов, мелких задиров и царапин;
- неровных, заостренных кромок и краев;
- впадин.
Так что потом в дело пускаются наждачки с зерном «ноль» и «два ноля», а позже и полировальные пасты.
Приспособления и инструменты
Если партии изготавливаемых поделок небольшие, и дело не поставлено на поток, на промышленную основу, то можно обойтись рабочим минимумом. Это поролоновые губки с наклеенным на них слоем абразива разной степени зернистости, отдельные наждачные шкурки от «тройки» до «двух нулей», надфили и даже пилки для ногтей с алмазным напылением.
Из средств механизации процессов можно ограничиться такой вещью, как дремель – мобильный и миниатюрный инструмент с высокооборотистой вращающейся часть с насадками, применяемый для гравировок по металлу. К нему продается масса насадок разного диаметра, без которых невозможно выполнить работу по изготовлению, например, сережек, кулонов, колец.
Но у него есть и крупный недостаток: высокооборотистость может обернуться травмирующим фактором, а так как вещицу нельзя зажать в любое фиксирующее приспособление вроде тисков (на поверхности неминуемо останутся грубые следы, это все же не высокоуглеродистая сталь по степени прочности), изделие при обработке может вырвать из пальцев, и мало того, что его зашвырнет куда-то в неизвестную сторону, так еще пальцы получат травму. Поэтому самые тонкие процессы приходится делать вручную.
Второе механическое приспособление — фрезер для маникюра. Это похожее по принципу действия устройство, но с количеством оборотов в минуту поменьше, чем у дремеля. Некоторые мастера при работе с этими электромеханическими устройствами для того, чтобы удержать поделку в руках, наклеивают на губы пассатижей слой рубчатой жесткой резины толщиной в 2-3 мм. Последним приспособлением для полировки становится диск из жесткого и упругого поролона, закрепленный опять-таки на чем-нибудь быстро вращающемся. Притом диски покупаются разного диаметра от 10 до 100 мм.
Поверхность таких дисков натирается пастой ГОИ зеленого, серого или коричневого цвета. От цвета пасты зависит ее степень абразивности: самые грубые имеют светло-зеленый цвет, а для придания поверхности зеркальных свойств используют уже самую темную, почти черную пасту ГОИ.
Полировочный материал под названием «Паста ГОИ» был разработан в свое время Государственным Оптическим Институтом (ГОИ) для окончательной полировки оптических линз и зеркал в телескопах-рефлекторах и рефракторах, а также для изготовления прецизионных объективов фотокамер. Запатентован, как советское изобретение, используется по всему миру на лицензионной основе.
Микроволнистость при усадке во время застывания эпоксидок проявляется часто и на поверхностях столешниц или кухонных фартуков, когда они находятся еще в стадии заливки и застывания в горизонтальном положении. Там дефекты поверхности, если вам нужен идеально ровный слой, убираются уже более грубыми инструментами.
Чаще всего это шлифовальные машинки для дерева. Притом с вращающейся, а не вибрационной частью. Хотя можно и комбинировать применение этих разных по принципу действия агрегатов: на первом этапе по поверхности проходят вибрационной, с грубой наждачной шкуркой, потом сменяют шкурку на более мелкую и деликатную, и только окончательную отделку проводят машинкой с вращающейся высокооборотистой частью. Отделывая сначала поверхность «нулевкой», а потом меняя круг на упругую резиновую или поролоновую воронку их плотного, твердого упругого поролона, пропитанного пастой ГОИ.
Как минимизировать появление дефектов
Что уменьшить число дефектов, рабочее место должно быть строго горизонтальным. Это достигается выверкой длины ножек, подкладкой под них клинышков. Серьезно относящиеся к своем делу мастера или заказывают специальный верстак с возможностью регулировки наклона рабочей поверхности, или вделывают в низ ножек регулировочные винты, изменяющие высоту и угол наклона стола.
Поверхность такого верстака устанавливается строго горизонтально с помощью уровней, только так можно добиться ровного затекания эпоксидной смолы в молды и застывания изделия именно в той конфигурации, как это было задумано изначально. В этом немалую роль играет материал форм, их фактурность. Ведь действительно, нельзя получить гладкую поверхность отливки, если стенки молда шероховаты или вообще упорядочено-структурированы.
Но неровности поверхностей отливок могут образоваться и от смазочного слоя, на котором остались следы от наносящего их инструмента (лопаточек) или даже от пальцев. Поэтому крайне редко получается, что вышедшее из формы вроде бы готовое изделие не нуждается в обработке. Задача мастера, минимизировать эти дополнительные работы.
Порядок приведения изделия в товарный вид:
- осмотр вышедшей их формы поделки, определения фронта работ;
- подбор приспособлений и инструментария для работы;
- доведение поверхности изделия до прозрачности.
Дело в том, что чем грубее абразив, применяемый для обработки поверхностей, тем более матовой, непрозрачной она будет. Образующиеся на поверхности изделий крупные мелкие царапины и бороздки ломают прохождение лучей света, препятствуя их прямому ходу. В итоге получается матовый внешний слой.
Доведение до прозрачности предполагает применение все более тонких, мелких абразивов, которые в конце обязательно заменяются совсем уж милимикронными зернами паст ГОИ.
- Для контроля прозрачности полезно время от времени смачивать полируемую поверхность водой. Если после высыхания водного слоя нет разницы в прозрачности, значит полировка закончена.
- После завершения полировки изделие нужно покрыть специальным твердым после высыхания лаком для скрытия возможных, незаметных глазу дефектов и предохранения от получения новых. В качестве таких лаков могут быть использованы или паркетный на водной основе, или лак-гель для маникюра, но к нему тогда нужно иметь ультрафиолетовую лампу, облучение которой и делает лак твердым.
Не используйте для полировки и окончательной отделки войлочные или фетровые круги. Они могут безнадежно испортить изделие, особенно, если нанесенная паста ГОИ или иной полировочный материал разбавлены маслами или маслоподобными жидкостями вроде керосина или солярки. Произойдет внедрение этих материалов в верхний слой изделия вместе с загрязненными частицами, неизбежными в процессе полировки. Это все же не камень и стекло, а полимер, подверженный воздействию высоких температур, неизбежных в местах касания инструмента к поверхности.
Учитывая, что застывшая эпоксидка представляет собой сложный полимер с разветвленными связями, для ее шлифовки и полировки можно использовать полировочные пасты для автомобильных деталей из высокопрочного пластика. Только они должны быть на водной основе.
Температурная стойкость
В этой связи нужно учитывать еще и стойкость давно и прочно застывшей эпоксидной смолы к термическому воздействию. Дело в том, что интенсивная обработка поверхностей изделий из эпоксидных смол (притом любых, их первоначальная цена, качество и уникальность не имеют никакого значения) абразивным и иным материалами вызывает местное, локальное повышение температуры в месте проходки абразива с поверхностью изделия. Чем прочнее отливка, тем выше температура в месте контакта. На микроучастке соприкосновения она может кратковременно, на доли секунды, повышаться до 200-300°C градусов.
Не нужно забывать о пыли, неизбежной во время шлифовочных работ. При обработке больших плоскостей ее может набираться за рабочий день до килограмма осевшей, как на рабочем месте, так и в самых неожиданных местах помещения. Так что выходом из положения становится надевание патрубка от включенного пылесоса на специальное гнездо шлиф-машинок, которое обязательно предусматривается в последних поколениях этого инструмента.
Регулярно проводимая влажная уборка помещения также важна. Эпоксидная пыль может выступить в роли очень сильного аллергена, так что не стоит пренебрегать такими защитными мерами, как респиратор на лицо, защитные очки и шапочка или косынка, закрывающая волосы.
Обилие пыли и отходов в виде твердых частиц будет тем выше, чем выше прочность отлитого изделия, а она зависит от типа отвердителей, применяемых для запуска процессов полимеризации. Притом известно, что для ювелирки и бижутерии применение низкотемпературных отвердителей типа ПЭПА неприемлемо. Они не позволят получить полностью не только прозрачный, но и бесцветный слой.
Применяют ТЭТА или его аналоги по химическому строению и принципу отверждения, а они имеют одну особенность, которая позволяет делать отливки высокой прочности: после 24-х часовой выдержки от начала запуска полимеризации изделие на 2-3 часа помещают в духовку, печь или иное устройство, где поддерживается температура в 80°C градусов. Это увеличивает твердость готового, застывшего полностью, эпоксидного материала в единицах Мпа или кгс/мм, измеряемой по шкалам Бриннера, Виккерса или Роквелла.
В свою очередь, чем тверже полученная отливка и чем больше на ней внешних дефектов, убираемых шлифовкой и полировкой, тем выше температуры пограничного слоя при обработке.
Технология полировки эпоксидной смолы
- Особенности
- Инструменты и материалы
- Как отполировать?
- Техника безопасности
- Рекомендации
Многих поражает красота ювелирных изделий, сделанных из эпоксидной смолы. Правильное и точное соблюдение всех технологических этапов при их изготовлении позволяет получить красивые и необычайно эффектные украшения. Но нередко даже у более опытных мастеров изделия получаются с видимыми дефектами, они могут быть неровные, с потеками или царапинами. Шлифовка моделей, а затем и дальнейшая полировка позволит получить максимально качественную поделку, радующую своей красотой.
Особенности
ногие мастерицы занимаются изготовлением бижутерии из эпоксидной смолы. При вынимании готовой безделушки из молда, на ней довольно часто остается бороздка из-за уменьшения размеров эпоксидки при ее застывании. На изделии может появиться брак в виде разводов или потеков, а также наростов. Наличие подобных дефектов требует тщательной дополнительной обработки неровной поверхности. Проводят шлифовку, а затем и полировку при наличии следующих дефектов:
- если в изделии есть излишек заливки;
- при наличии царапин;
- при появлении сколов;
- при выступании кромок за пределы формы;
- если есть заостренные края или впадины.
Даже при наличии серьезного брака можно исправить ситуацию путем шлифовки изделия, а затем нанесения на него дополнительного слоя эпоксидной смолы. На заключительном этапе проводится полирование модели, позволяющее придать украшению завершенный вид.
Инструменты и материалы
Обрабатывают украшения из эпоксидки ручным методом либо механизированным.
Для ручного метода берут обычные инструменты в виде пилки для ногтей, наждачки и затирочной губки. Этот способ подходит для тонкой ювелирной работы, при изготовлении деликатных украшений. Также желательно иметь увеличительное стекло или линзу – их использование позволит сделать работу безукоризненно.
Для крупных изделий применяют:
- грубую наждачную бумагу;
- дремель (инструмент, имеющий вращающийся стержень);
- фрезерную машинку, используемую в ногтевом сервисе.
Тем, кто занимается изготовлением бижутерии в домашних условиях, стоит обратить внимание на дремель. Этот небольшой переносной инструмент имеет вращающуюся часть. Насадки для дремеля используют при гравировочных работах, они имеют разный размер и диаметр. Это довольно мощный прибор, но работая с ним, есть риск, что мелкие детали во время работы могут выбиваться. Да к тому же прибор обладает высокой оборотистостью, что нередко приводит к травмам руки. Используют его для просверливания отверстий, служащих для креплений.
Фрезеровочная машинка также с успехом применяется для работы. По принципу действия прибор схож с предыдущим вариантом, но с меньшим количеством оборотов в минуту, поэтому им можно шлифовать более мелкие предметы.
Еще одним приспособлением, используемым для полировки, является упругий поролоновый диск, который закрепляют на вращающемся инструменте. Диаметр дисков может быть самым разным, начиная от 10 мм и заканчивая 100 мм.
Диски перед работой натирают пастой ГОИ. Этот состав был разработан и запатентован в Советском Союзе для полировки различных линз, объективов, зеркал. Его и поныне используют во всем мире.
Применяют пасту ГОИ для натирания поверхности дисков. Средство может различаться по цвету в зависимости от степени абразивности. Самые абразивные пасты имеют светло зеленый оттенок. Более темная паста используется для придания изделиям зеркальности. Шлифовка изделий производится пастой зеленого и серого цвета.
Как отполировать?
Для того чтобы изделие имело законченный вид, его вручную доводят до оптимальной кондиции. При этом используется пилочка с напылением, мелкозернистая наждачка, а также поролон и полироль.
Перед началом работы важно обезжирить обрабатываемую поверхность, чтобы на ней не осталось следов от пальцев, остатков пасты. Без этого этапа не получится отполировать эпоксидку до блеска.
Техника полировки изделия включает насколько этапов.
- Вытряхнуть украшение из молда и осмотреть его со всех сторон. При наличии крупных дефектов обработка изделия будет более грубой. Такую работу лучше провести с использованием полировочной машинки с высокой скоростью. Это позволит быстро устранить брак в виде наростов и волн, сделает украшение гладким.
- На данном этапе изделиям придают прозрачность путем полировки абразивом меньшей зернистости. Для этого применяют специальные мелкозернистые круги и пасты, предназначенные для полировки автомобилей. На чистый, сухой круг наносят пасту – это позволит ликвидировать явные и самые маленькие дефекты.
- Использование полироли дает возможность получить очень ровную и прозрачную поверхность детали.
- После прохождения всех этапов поделку стоит покрыть лаком, который будет защищать изделие не только от воздействия УФ-лучей, но и от появления желтизны.
В том случае, если нет возможности использовать специальные инструменты для работы, можно сделать это обычным маникюрным набором. Используя его, нужно спилить все неровности. После этого поверхность ошлифовывают, продолжая обрабатывать наждачной бумагой и водой.
Затем на ватный спонж наносится немного полироли. Средство втирают в изделие, пока основание его не станет прозрачным. Для получения завершенного вида можно использовать лак для паркета на водной основе. Также можно взять гель-лак, а после его нанесения поделку высушивают под УФ-лампой для ногтей.
Техника безопасности
Работая с эпоксидной смолой, обязательно следует соблюдать технику безопасности. Это достаточно вредный материал, который сохраняет токсичность до 8 часов, – именно такое время необходимо до полного высыхания состава. Любая обработка или сверление изделия должна проводиться только после этого.
- Занимаясь обработкой изделий, стоит заранее подготовить рабочее место, застелив его пленкой.
- При большом объеме работы следует надеть защитный костюм, а также косынку или шапочку для волос. Так как при шлифовке деталей будет образовываться много пыли, работу рекомендуется проводить в специальном респираторе, имеющем пылевой фильтр.
- Для безопасности глаз целесообразно использовать специальные защитные очки. При их отсутствии не следует низко наклоняться к материалу, чтобы образующаяся пыль не попадала в глаза.
Закончив работу, необходимо убрать все инструменты, вычистить одежду. Комнату, где проводилась работа, обязательно следует проветрить.
Рекомендации
Придерживаясь рекомендации опытных специалистов, можно произвести шлифовку с дальнейшей полировкой изделий из эпоксидной смолы без особых проблем. Чтобы в процессе работы не пришлось заниматься исправлением явных дефектов, обязательно всю работу нужно проводить аккуратно, не нарушая технологии.
- Заливая эпоксидную смолу в молды, делать это следует не резко, медленно. Благодаря такому равномерному заливанию можно не опасаться появления бороздок.
- Для того чтобы поверхность была блестящей, желательно использовать молды, имеющие глянцевые стенки. Матовая же основа молдов способна сделать матовой и саму форму, используемую в работе.
- Рабочий стол должен быть выставлен ровно по горизонтали – это позволит материалу распределиться без потеков.
- Для полировки подходят пасты 2-х видов. Можно использовать абразивную и безабразивную пасту. Первый вариант лучше использовать для полировки. Это средство подготовит поверхность для нанесения безабразивной пасты. При работе с безабразивной пастой готовое изделие получится глянцевым. При выборе данного варианта лучше использовать поролоновые насадки. Пасты, подходящие для обработки моделей из эпоксидки, можно приобрести в автомагазинах.
- Работая с дремелем, важно, чтобы количество его оборотов в минуту не превышало 1000 оборотов. Если этого не придерживаться, то изделие может начать плавиться.
Новичкам может показаться, что работать с эпоксидной смолой не так-то просто. Но изучив азы работы, а также слушая советы и рекомендации специалистов, смело можно начинать творить и делать не только оригинальные украшения из эпоксидки, но и более громоздкие изделия.
В следующем видео рассказывается о полировке эпоксидной смолы.
Шлифовка и полировка украшений из эпоксидной смолы
Кажущиеся невесомыми украшения с фантастическими композициями внутри украсят любую модницу. Бижутерия из эпоксидного компаунда прочно заняла свою нишу на рынке хенд мейда. Но для достижения эффекта стеклянной прозрачности ювелиру требуется приложить немало усилий.
После отвердевания полимерного состава, как правило, ювелир сталкивается с необходимостью удаления небольших, но портящих внешний вид деталей. Например, при заливке медальонов вязкий состав стекает в процессе застывания, образуя ненужные подтеки и наросты. Их необходимо удалить и тщательно заполировать их следы. Иногда, если «лишней» массы много, придется не только отшлифовать изделие, но и залить еще одним слоем пластика, чтобы наверняка скрыть недостаток. Опытные мастера советуют обратную сторону медальона заклеивать скотчем. Тогда подтеки просто удалятся вместе со скотчем, и очистка потребуется минимальная.
После высыхания заготовки и извлечения ее из специальной формы-молда она также нуждается в дополнительной коррекции. Выступающие кромки или бороздки, образовавшиеся в процессе отвердения состава, требуют удаления. Обычно такой вид дефектов появляется при изготовлении при помощи молда браслетов и колец. Неровные и заостренные края, образующиеся на заготовках, нужно сгладить.
В подобной коррекции нуждаются и те отливки, чья форма не имеет недостатков. Чтобы изделие смотрелось идеально, его поверхности требуется тщательная зачистка – шлифовка и полировка застывшего сырья. Это заключительная стадия, придающая завершенность прозрачной глубине декора.
Техника безопасности
Эпоксидка полностью твердеет через 7-8 дней. Механическое обрабатывание рекомендуют проводить по истечении этого срока, так как частицы не до конца отвердевшей смолы особенно опасны – они сохраняют токсичность. Особенно это актуально при сверлении, но и шлифовка также может затронуть не до конца сформировавшийся компаунд.
По количеству отходов это самый «грязный» этап, поэтому рабочий стол лучше застелить куском полиэтиленовой пленки. Если предстоит большой объем работы, то нужно позаботиться и о защите волос и одежды.
На этом этапе образуется много мелкой пыли. Чтобы она не попала в дыхательные пути, рекомендовано работать в респираторе с пылевым фильтром. Также не стоит слишком близко наклоняться над обрабатываемой деталью, чтобы пыль не попала в глаза. Глаза можно защитить с помощью очков. По окончании работ рабочее место и одежду необходимо очистить, помещение проветрить.
Используемые инструменты и их применение шлифовки и полировки украшений из эпоксидной смолы
Дремель – это ручной электроинструмент с вращающимся стержнем и набором разнообразных насадок. У него множество областей применения, в том числе и в ювелирном деле.
Дополнительная возможность – с помощью входящих в комплект сверл очень удобно проделывать дырочки для креплений. Эффективен для снятия крупных дефектов, но для тонкой работы или обрабатывания маленьких поделок он слишком мощный. Возможно соскальзывание прибора, неравномерная чистка с созданием впадинок, появление ненужных царапин и т.п. При чистке маленьких элементов их просто выбивает из рук, к тому же руки можно поранить.
Еще один электроприбор – фрезер или машинка для маникюра. Ее принцип действия аналогичен дремелю, но число оборотов, как правило, ниже. Фрезер существенно ускоряет процесс шлифования и полирования.
Можно обойтись только ручными методами, используя наждак, пилочки для ногтей и затирочные губки. Для особо тонкой отделки или зачистки миниатюрных элементов подходит только этот метод. Начинать очистку следует абразивом с крупной степенью шероховатости, затем плоскость зачищается более щадящим способом, постепенно доводя деталь до требуемой гладкости и прозрачности.
Такой способ занимает много времени, но зато отличается особой точностью. Тонкие линзы, мелкие компоненты, плоские равномерные поверхности профессиональные мастера рекомендуют обрабатывать именно таким образом, т.к. здесь особенно трудно добиться равномерного удаления дефектного слоя.
Все вышеперечисленные способы зачистки вызывают появление большого количества пыли. Можно применить оригинальный технологический прием: обработку под водой. В удобный плоский лоток наливается вода глубиной 5-10 см. На дно укладывается кусок водостойкой наждачной бумаги выбранной степени абразивности, о которую с нажимом трется обрабатываемое украшение. При этом методе запыленность полностью отсутствует, а шлифование отличается скоростью и равномерностью. Он очень эффективен для колечек и браслетов.
Полезные рекомендации
Чтобы механическая обработка была минимальной, следует заливать молды равномерно и аккуратно, чтобы не образовывались ненужные выступы или бороздки. Работать следует на строго горизонтальных поверхностях, без наклонов. Иначе заливаемая смесь при застывании распределится неравномерно, и перекос необходимо будет корректировать.
Если изделие планируется многослойным, то нет необходимости тщательно выравнивать и полировать слой перед следующей заливкой. Достаточно убрать основные погрешности крупнозернистой абразивной бумагой или пилкой с крупной насечкой, а оставшиеся царапины надежно скроет новый пласт эпоксидки. Но если технологией изготовления предусмотрено покрытие лаком, то зачищать лакируемую плоскость нужно бережно и аккуратно, начиная с крупнозернистого обрабатывания и постепенно снижая уровень шероховатости абразива. Лак не скрывает повреждений, и декор потеряет привлекательность.
Приобрести сырье и инструмент можно в розничных или интернет-магазинах для творчества. Например, в нашем. Большой выбор и разнообразие позволят творить, не отвлекаясь на такие мелочи, как поиск красителя, фурнитуры или инструментов. Посмотрите наш каталог, там найдется все, что вам нужно!