Техника художественной эмали, чеканки и ковки

Герметики

§ 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭМАЛЕВОЙ МАССЫ

§ 2. МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМАЛЕЙ

§ 5. ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ ПО ЭМАЛИ

§ 6. ЭМАЛИРОВАНИЕ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ

§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧЕКАННЫХ РАБОТ

§ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ

§ 4. РАЗНОВИДНОСТИ ЧЕКАННЫХ РАБОТ

§ 5. ЧЕКАНКА ПО ЛИТЬЮ

§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВОБОДНОЙ РУЧНОЙ КОВКИ

§ 2. НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

§ 4. ТЕХНОЛОГИЯ КОВКИ

§ 5. ПРИЕМЫ СБОРКИ КОВАНЫХ ИЗДЕЛИЙ

§ 6. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (ЗАКАЛКА И ОТПУСК)

ТЕХНИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭМАЛИ, ЧЕКАНКИ И КОВКИ

Издательство «Высшая школа», 1986

ТЕХНИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭМАЛИ, ЧЕКАНКИ И КОВКИ.. 1

§ 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭМАЛЕВОЙ МАССЫ. 8

§ 2. МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ. 12

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ.. 15

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМАЛЕЙ.. 17

§ 5. ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ ПО ЭМАЛИ.. 24

§ 6. ЭМАЛИРОВАНИЕ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ.. 27

§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ.. 30

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА.. 35

§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧЕКАННЫХ РАБОТ.. 36

§ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.. 37

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ.. 47

§ 4. РАЗНОВИДНОСТИ ЧЕКАННЫХ РАБОТ.. 54

§ 5. ЧЕКАНКА ПО ЛИТЬЮ. 59

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА.. 61

§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВОБОДНОЙ РУЧНОЙ КОВКИ.. 62

§ 2. НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА.. 64

§ 3. ИНСТРУМЕНТЫ. 68

§ 4. ТЕХНОЛОГИЯ КОВКИ.. 71

§ 5. ПРИЕМЫ СБОРКИ КОВАНЫХ ИЗДЕЛИЙ.. 76

§ 6. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (ЗАКАЛКА И ОТПУСК) 82

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 87

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 87

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие представляет собой практическое руководство по выполнению ручных художественных работ в технике горячей эмали, чеканки и художественной ковки.

Содержание и порядок размещения материала соответ­ствует утвержденной программе курса «Материаловедение и технология художественной обработки металлов».

Книга написана на основе многолетнего педагогического и практического опыта авторов с использованием литера­турных источников, список которых прилагается в конце книги.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов высших художественно-промышленных институтов, уча­щихся средних учебных заведений. Его могут использовать профессиональные и самодеятельные художники, работа­ющие в области декоративно-прикладного искусства, юве­лиры, мастера народных промыслов. Кроме того, оно может быть полезно реставраторам при работах по восстановле­нию художественных памятников из металла, искусствоведам при атрибуции музейных экспонатов, а также всем, кто интересуется прикладным искусством.

Предисловие и введение написаны А. В. Флеровым. Глава первая — А. В. Флеровым и М. Т. Деминой; глава вторая — Ю. А. Шемановым; глава третья — А. Н. Елизаровым.

При подготовке пособия к изданию авторы учли цен­ные советы и замечания рецензентов: старшего научного сотрудника, д-ра искусствоведения, заслуженного работника культуры РСФСР М. М Постниковой-Лосевой; сотрудников Государственного художественного института Эстонской ССР — проф. Д Кульдкеппа; старшего преподавателя Э. Вай-ник; заведующего мастерской И. Яанис, а также сотрудников Московского высшего художественно-промышленного учи­лища (б. Строгановского), которым авторы выражают глубо­кую признательность.

Замечания и пожелания, направленные на улучшение книги, авторами будут приняты с благодарностью.

Декоративно-прикладное искусство — один из наиболее распространенных и доступных видов искусства. Это пре­образованные художником в произведения искусств самые обычные окружающие нас предметы: посуда, светильники, убранство жилых и общественных интерьеров и т. п. Художественно преобразованный предметный мир приобре­тает новые свойства, влияющие на настроение и эмоциональ­ное состояние людей, формирует их вкус и эстетически воспитывает. Эта роль искусства в обогащении духовной жизни трудящихся и вовлечении их в культурное строи­тельство постоянно отмечаются в решениях партии и правительства.

В связи с реформой общеобразовательной и профес­сиональной школы поставлена важнейшая задача значитель­ного улучшения художественного образования и эстетичес­кого воспитания учащихся. Необходимо развивать у уча­щихся чувство прекрасного, формировать высокие эстети­ческие вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры. В этих целях следует расширить подготовку учителей на специ­альных факультетах высших учебных заведений, обеспе­чить преподавание предметов эстетического цикла квали­фицированными специалистами.

В связи с этим перед художественными вузами нашей страны стоит задача дальнейшего совершенствования всей учебно-воспитательной работы по выпуску художни­ков и мастеров высокой квалификации, способных не только выполнять творческие работы, но и вести занятия и кружки как в общеобразовательной, так и в профес­сиональной школах.

Выпускники декоративно-прикладных кафедр и факуль­тетов должны уметь преподавать не только рисунок и живопись, но и художественные ремесла — ковку, чеканку, эмалирование и др. Поэтому практической работе в учебных мастерских отводится одно из основных мест в учебных планах художественно-промышленных вузов. На протяжении всего срока обучения, начиная с первого курса и кончая дипломной или выпускной работой, студенты постепенно, год за годом, накапливают необходимые практические навыки, оттачивают мастерство в области художественной обработки металлов.

Знание декоративных свойств и возможностей матери­ала, из которого создается произведение прикладного и декоративного искусства, является необходимым этапом в подготовке специалиста этого профиля.

Способы обработки материалов — это средства образного мышления, которыми оперирует художник, воплощая свою идею в реальную художественную форму.

Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств материала, тем совершеннее и свободнее использование этих свойств в различных технических приемах для реше­ния художественно-композиционных задач. Освоение каж­дого нового технического приема художественной обработки материала расширяет и обогащает. изобразительный язык художника, увеличивает арсенал средств художественного выражения его творческого замысла, облегчает поиск на­иболее выразительной и адекватной содержанию художест­венной формы.

Высокое чувство материала, тонко продуманное отно­шение в выборе способа его художественной обработки — залог творческого успеха художника прикладного искусства.

Примером глубокого знания свойств материала и спо­собов его обработки является народное искусство. Оно не искажает изобразительной природы материала, а бережно сохраняет свойственный ему изобразительный язык. В про­изведениях народного искусства очень часто в качестве художественного средства выступает сам материал с его характерной фактурой, блеском, цветом; их композиция строится на выразительности и красоте самого материала. Но для получения такого эффекта необходимо в совер­шенстве изучить материал и освоить технику его худо­жественной обработки — отточить мастерство, позволяющее извлекать из материала всю присущую ему выразитель­ность и декоративность.

Техника художественной эмали, чеканки и ковки

Авторы: Маргарита Тимофеевна Демина , Анатолий Николаевич Елизаров
Жанры: Хобби и ремесла , Учебники
Год: 0101

§ 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭМАЛЕВОЙ МАССЫ

§ 2. МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМАЛЕЙ

§ 5. ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ ПО ЭМАЛИ

§ 6. ЭМАЛИРОВАНИЕ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ

§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧЕКАННЫХ РАБОТ

§ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ

Техника художественной эмали, чеканки и ковки скачать fb2, epub бесплатно

Рыбная ловля является одним из самых популярных способов проведения досуга. Существует множество рыболовных клубов, периодических изданий, интернет-сайтов, посвященных рыбалке, именно поэтому мы решили написать книгу об особенностях рыбной ловли семейства карповых и помочь вам подробнее разобраться в этой ловле. Книга будет интересна и рыболовам-профессионалам, и любителям.

«Не сотвори себе кумира!» – говорит Библейская заповедь. Однако, мир шоу-бизнеса устроен прямо противоположным образом. Тем он и привлекателен!

Когда отгремят все концерты, утихнут стадионы, зайдут все звезды – единственное, что останется – это память и эмоции. И мы, как в зеркала, будем смотреть на звездные автографы, пробовать разгадать их, покажем или подарим друзьям и будем вспоминать лучшие времена!

Конечно, автограф можно и нужно получать самому, тем ярче будет впечатление! В книге приведены эксклюзивные советы бывалых охотников за автографами, которые они не раскрывали даже под прицелами ТВ-камер. Вооружившись знаниями, вы сможете добыть себе автографов столько, сколько захотите. И сделать это можно совершенно бесплатно!

Звучит заманчиво, не правда ли? Один раз попробовать сделать это в жизни – того стоит. Это классный, ни с чем несравнимый опыт.

Но вдруг у вас нет времени, или вы живете вдалеке от звезды, или просто хотите вручить автограф как подарок или сувенир? На этот случай в книге тоже даны ценные практические советы.

Из книги вы также узнаете:

– В чем Курт Кобейн победил Майкла Джексона?

– Как непроверенный росчерк пера повлиял на судьбу Российской Империи?

– Где была установлена цена на автограф Юрия Гагарина?

– И почему так важен маркер в походе за автографом?

Читай книгу и погружайся в закулисные тайны звезд и их самых верных поклонников – охотников за автографами.

С предисловием группы «Мальчишник»!

В максимально объемной, насыщенной иллюстрациями рыболовной книге приводится подробное описание пресноводных рыб, являющихся объектами любительского и спортивного рыболовства; рассказывается о самых передовых способах их ужения во все времена года. Детально уделено внимание тактике и технике ловли того или иного вида рыбы, выбору различных снастей с обзором современного рынка рыболовной продукции; правильному выбору водоема, времени ловли, погоды; выбору приманок, насадок, прикормок; дается информация о рыбных водоемах, расположенных как вблизи столицы, так и в отдаленных регионах России с указанием, на какие приманки, какими снастями и как в них лучше ловить рыбу. Гурманы найдут для себя в книге самые необычные рецепты рыбных блюд. Также есть много новой информации для любителей рыболовных самоделок.

Алексей рыболов-любитель. Энтузиаст, исследователь и пропагандист бейткастинговой ловли. Автор статей по мультипликаторным катушкам, их устройству и тюнингу. В своих статьях Алексей старается развеять многие стереотипы, сложившиеся по отношению к бейткастинговым снастям.ведите сюда краткую аннотацию

В новой книге известный специалист Антон Шаганов рассказывает обо всех способах ловли рыб семейства карповые, наиболее многочисленных и широко распространенных в водах России и ближнего зарубежья.

Наряду со известными удочками и донками описаны применяемые для ловли карповых рыб сетные и другие рыболовные орудия, не относящиеся к спортивным. Способы и снасти, разрешенные или разрешенные с ограничениями современным законодательством, описаны подробно, безусловно запрещенные – кратко, в качестве исторического экскурса. Книга рассчитана на широкий круг читателей-рыболовов.

Бесплатная ножевая онлайн-газета

Эта книга предназначается всем, кому небезынтересно узнать о наиболее популярных водоемах Калининградской области, об опыте ужения в них рыбы, о тех впечатлениях, которые может дать человеку, увлекающемуся рыбной ловлей, знакомство с природой нашего края.

Альфред Трин, Эсмеральда Трин.

Новая книга о далматине. Каретная собака — пожарная собака.

Перевод Александра Савинова

Альфред и Эсмеральда Трин Увлекаются далматинами более сорока пяти лет.

Альфред является экспертом по породе с 1965 года. Сейчас он судит всю группу гончих, тоев, неспортивную группу и часть терьеров. Он судил на национальных специализированных выставках Американского клуба далматинов (АКД) в 1970 и 1977 годах, а в 1984 судил особую специализированную выставку, посвященную столетию Американского клуба собаководства (АКС). Он работал в АКД управляющим, казначеем, вице-президентом и президентом, входил в состав Комитета по стандарту и Комитета по обучению. Семь лет, с 1979 по 1985, он входил в состав Совета директоров АКС, на протяжении тридцати лет был президентом Клуба собаководства округа Уокеша, основанного им с помощью друзей. Он до сих пор продолжает служитьклубу, будучи его делегатом в АКС. Живя в Хьюстоне, был вице-президентом Хьюстонского клуба собаководства, а когда переехал в район Сент-Луиса, работал главным секретарем ринга Клуба собаководства Долины Миссиссиппи. В настоящее время он является членом Совета директоров Общества защиты животных округа Уокеша, членом наблюдательного совета Образовательного фонда Ассоциации писателей о собаках и одним из учредителей благотворительного фонда «Дейриленд Грейхаунд парк».

Даже самый преданный пес может стать опасным, даже самый близкий друг может внезапно предать. Она умеет отличать подлинник от подделки, возвращать к жизни гибнущие старинные шедевры. Но под силу ли ей отличить подлинную дружбу от мнимой, когда цена прозорливости – человеческая жизнь.

Часть первая. ХРОНИКА НЕВЕДОМОГО

1. Загадочные встречи в прошлом

2. Крылатые диски и хрустящие лепешки

Часть вторая. ИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

4. Эмоциональный компонент: космическая приманка

5. Небесный компонент: знамения

6. Психический компонент: металогика

7. Духовный компонент: морфология чудес

Часть третья. ВЫЗОВ НАУКЕ

8. Тройной камуфляж

Что делать, если ты говоришь правду, но в неё никто не верит? Любимая девушка, друг, коллеги – все уверены, что ты лжёшь! А у тебя за спиной притаился жестокий и опасный убийца, которого ФБР уже много лет безуспешно пытается поймать. Ловушка, устроенная властями, уже захлопнулась, но, вот, кто в неё попал – покажут быстро развивающиеся события… Интрига сохраняется до конца произведения. И только любовь, большая и преданная, сможет тебя спасти.

Флеров Демина,Техника художественной эмали, чекани, ковки


А.В.Флеров

М.Т.Демина

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭМАЛИ,

Издательство «Высшая школа», 1986

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие представляет собой практическое руководство по выполнению ручных художественных работ в технике горячей эмали, чеканки и художественной ковки.

Содержание и порядок размещения материала соответ­ствует утвержденной программе курса «Материаловедение и технология художественной обработки металлов».

Книга написана на основе многолетнего педагогического и практического опыта авторов с использованием литера­турных источников, список которых прилагается в конце книги.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов высших художественно-промышленных институтов, уча­щихся средних учебных заведений. Его могут использовать профессиональные и самодеятельные художники, работа­ющие в области декоративно-прикладного искусства, юве­лиры, мастера народных промыслов. Кроме того, оно может быть полезно реставраторам при работах по восстановле­нию художественных памятников из металла, искусствоведам при атрибуции музейных экспонатов, а также всем, кто интересуется прикладным искусством.

Предисловие и введение написаны А. В. Флеровым. Глава первая — А. В. Флеровым и М. Т. Деминой; глава вторая — Ю. А. Шемановым; глава третья — А. Н. Елизаровым.

При подготовке пособия к изданию авторы учли цен­ные советы и замечания рецензентов: старшего научного сотрудника, д-ра искусствоведения, заслуженного работника культуры РСФСР М. М Постниковой-Лосевой; сотрудников Государственного художественного института Эстонской ССР — проф. Д Кульдкеппа; старшего преподавателя Э. Вай-ник; заведующего мастерской И. Яанис, а также сотрудников Московского высшего художественно-промышленного учи­лища (б. Строгановского), которым авторы выражают глубо­кую признательность.

Замечания и пожелания, направленные на улучшение книги, авторами будут приняты с благодарностью.

ВВЕДЕНИЕ

Декоративно-прикладное искусство — один из наиболее распространенных и доступных видов искусства. Это пре­образованные художником в произведения искусств самые обычные окружающие нас предметы: посуда, светильники, убранство жилых и общественных интерьеров и т. п. Художественно преобразованный предметный мир приобре­тает новые свойства, влияющие на настроение и эмоциональ­ное состояние людей, формирует их вкус и эстетически воспитывает. Эта роль искусства в обогащении духовной жизни трудящихся и вовлечении их в культурное строи­тельство постоянно отмечаются в решениях партии и правительства.

В связи с реформой общеобразовательной и профес­сиональной школы поставлена важнейшая задача значитель­ного улучшения художественного образования и эстетичес­кого воспитания учащихся. Необходимо развивать у уча­щихся чувство прекрасного, формировать высокие эстети­ческие вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры. В этих целях следует расширить подготовку учителей на специ­альных факультетах высших учебных заведений, обеспе­чить преподавание предметов эстетического цикла квали­фицированными специалистами.

В связи с этим перед художественными вузами нашей страны стоит задача дальнейшего совершенствования всей учебно-воспитательной работы по выпуску художни­ков и мастеров высокой квалификации, способных не только выполнять творческие работы, но и вести занятия и кружки как в общеобразовательной, так и в профес­сиональной школах.

Выпускники декоративно-прикладных кафедр и факуль­тетов должны уметь преподавать не только рисунок и живопись, но и художественные ремесла — ковку, чеканку, эмалирование и др. Поэтому практической работе в учебных мастерских отводится одно из основных мест в учебных планах художественно-промышленных вузов. На протяжении всего срока обучения, начиная с первого курса и кончая дипломной или выпускной работой, студенты постепенно, год за годом, накапливают необходимые практические навыки, оттачивают мастерство в области художественной обработки металлов.

Знание декоративных свойств и возможностей матери­ала, из которого создается произведение прикладного и декоративного искусства, является необходимым этапом в подготовке специалиста этого профиля.

Способы обработки материалов — это средства образного мышления, которыми оперирует художник, воплощая свою идею в реальную художественную форму.

Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств материала, тем совершеннее и свободнее использование этих свойств в различных технических приемах для реше­ния художественно-композиционных задач. Освоение каж­дого нового технического приема художественной обработки материала расширяет и обогащает. изобразительный язык художника, увеличивает арсенал средств художественного выражения его творческого замысла, облегчает поиск на­иболее выразительной и адекватной содержанию художест­венной формы.

Высокое чувство материала, тонко продуманное отно­шение в выборе способа его художественной обработки — залог творческого успеха художника прикладного искусства.

Примером глубокого знания свойств материала и спо­собов его обработки является народное искусство. Оно не искажает изобразительной природы материала, а бережно сохраняет свойственный ему изобразительный язык. В про­изведениях народного искусства очень часто в качестве художественного средства выступает сам материал с его характерной фактурой, блеском, цветом; их композиция строится на выразительности и красоте самого материала. Но для получения такого эффекта необходимо в совер­шенстве изучить материал и освоить технику его худо­жественной обработки — отточить мастерство, позволяющее извлекать из материала всю присущую ему выразитель­ность и декоративность.

Важно, чтобы в процессе практического обучения буду­щий художник и мастер прочно усвоил одно из главных положений прикладного искусства — непротиворечивость и взаимную обусловленность практической пользы и красоты предмета. Это касается любых произведений декоративно-прикладного искусства: орудий труда, предметов быта — всей материальной культуры.

Практические работы облегчают изучение и усвоение специальных дисциплин: материаловедения, технологии, конструирования, композиции и проектирования. Используя материалы, инструменты и другое производственное обору­дование, учащиеся получают возможность практически применить теоретические знания, полученные из других учебных курсов.

Выбор этих трех техник (эмали, чеканки и ковки) из огромного разнообразия приемов и технологий художест­венной, обработки металлов неслучаен. Он обусловлен тем, что в процессе работы в мастерских одновременно с накоплением практических навыков развиваются творчес­кие способности учащихся, формируется художественный вкус, обогащается и расширяется арсенал художественнокомпозиционных средств выражения, необходимых для создания произведений декоративно-прикладного искусства. Причем эти процессы протекают наиболее успешно в том случае, когда подбор объектов и техники их выполнения соответственно продуманы и отвечают поставленным задачам воет гния и развития творческих способностей уча­щихся.

^ 1. Изделия с расписной эмалью. Сольвычегодск, XVII в.

Техники эмали, чеканки и ковки содержат .в себе богатые возможности и лучше других отвечают этой методической задаче. Так, например, при работе с эмалями у будущего мастера-художника развивается и обостряется чувство цвета, столь необходимое художнику, работающему в области декоративно-прикладного искусства (рис. 1).

^ 2. Чеканная ендова Москва (1644 г.), Государ­ственная Оружейная Па­лата

Техника чеканки с предварительной лепкой рельефа развивает у учащихся чувство формы, дисциплинирует глаз и руку, приучает добиваться точного соответствия скульп­турной формы творческому замыслу. Именно чеканные формы, выполненные в металле, отличаются предельной четкостью, точностью и тончайшей нюансировкой линий и объемов (рис. 2). Что же касается ручной художествен­ной ковки, то она требует от исполнителя овладения главными композиционными средствами: тектоникой и организацией пространства, т. е. умением художественно

осмыслить внешнее выражение структуры и особенностей материала (в данном случае стали) и превратить утили­тарную конструкцию (подсвечник, решетку) в художест­венное произведение (рис. 3).

Техники художественной эмали, чеканки и ковки, не­смотря на свои качественные различия, имеют некоторые общие черты, особенности и закономерности развития.

^ 3. Кованая решетка Москва (XVIII в.)

Во-первых, все они имеют многовековую историю, на протяжении которой они развивались, совершенствовались, приобретая множество оттенков и разновидностей в зави­симости от исторической эпохи или национальной при­надлежности мастера. Однако, достигнув высокого уровня совершенства, эти художественные техники как бы останав­ливались в своем развитии. Инструменты и приемы работы, эмпирически найденные в процессе практической деятель­ности, как бы застывали и в дальнейшем передавались из поколения в поколение в почти неизменной форме. Это явление «застывания» технических приемов, формы инструмента и способов художественной обработки метал­ла отмечается многими учеными. Например, один из крупнейших знатоков в области технологии художествен­ной обработки металлов профессор Ф. Я. Мишуков [Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Рус­ское золотое и серебряное дело XV — XX вв. М., 1967.] подтверждает, что технические приемы, применявшиеся в тече­ние тысячелетий в различных странах при ручном про­изводстве изделий из драгоценных металлов, в основных чертах оставались сходными. Почти одинаковые описания этих приемов, с разницей лишь в отдельных деталях, есть в «Естественной истории» Плиния — римского писателя (I в. н. э.), в трактате немецкого монаха Теофила (XI в.), в трактате о ювелирном искусстве знаменитого итальян­ского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини (XVI в.), в наших «мастеровниках» (XVII в.), а также в работах современников.

Только XIX в. внес некоторую механизацию в приемы обработки драгоценных металлов, которая в основном сводится к ускорению, упрощению и удешевлению произ­водства.

Эта особенность в развитии техники позволяет понять, почему в современных условиях, в век научно-технического прогресса, могут сосуществовать новейшие виды машинной обработки металлов и древние ручные приемы их худо­жественной обработки, а рядом с сложнейшими автомати­ческими линиями живут и служат художнику такие древ­нейшие орудия труда, как чеканный молоток, ручник и наковальня.

Вторая особенность, которая роднит художественную эмаль, чеканку и ковку, заключается в том, что все они произошли из ремесла. Кузнец, чеканщик, ювелир-эмальер — творцы красоты, вышедшей из жизни и ей возвращенной, ее обогащающей, ей служащей. Эти техники и приемы обработки создавались мастерами своего дела, творцами красоты. Они родились в недрах народного творчества, впитали в себя лучшие национальные традиции и пред­стают сейчас перед нами в лучших произведениях декора­тивно-прикладного искусства. Эти произведения по своей внутренней природе народны, их красота доступна и понятна широким массам.

Наконец, третья особенность, которая присуща худо­жественной ковке, чеканке, эмалированию и некоторым древним художественным техникам, заключается в утрате секретов мастерства. Древние мастера в борьбе с конку­рентами старались сохранить в тайне тонкости профес­сиональных приемов изготовления изделий, умышленно скрывая известные им одним особенности в приемах и мето­дах работы (тонкости в составах эмалей, режимы их плавки, особенности нагрева, интервалы температур худо­жественной ковки и сварки железа и стали и т. д.).

Это утаивание профессиональных приемов наносило немалый вред развитию художественных техник. Приходи­лось вновь и вновь открывать то, что уже было известно ранее, а многое по-видимому осталось уже навсегда забытым. Эта традиционная атмосфера секретов и тайн, которая складывалась в течение многих веков, продолжала укреп­ляться и даже проникла в печатные источники и руко­водства, где нередко давались ложные рекомендации и советы, чтобы ввести конкурентов в заблуждение и сбить их с истинного пути.

Только в конце XIX в. наметился некоторый перелом, который мало-помалу привел к разгадке секретов худо­жественного ремесла, и окутывающая их атмосфера секрет­ности начала рассеиваться. Был проведен целый ряд науч­ных изысканий, позволивший подвести теоретическую базу под установленные опытом способы и методы работы. Однако до сего времени многие научно обоснованные приемы оказываются в противоречии друг с другом и окончательной стройной системы последовательности про­цессов в некоторых областях художественной обработки металлов пока все еще нет. Иногда современная хими­чески точная рецептура не позволяет получить тех высоких художественных эффектов, которых добивались древние мастера на основе давно забытых, а иногда утраченных сравнительно недавно секретов. До сих пор художник-практик, работающий в той или иной технике, например в технике горячих эмалей, часто бывает вынужден решать вопросы методом проб и ошибок.

Искусство эмали, чеканки и ковки традиционно для русского и советского искусства и, несмотря на свою древность, оно молодо и современно. Сейчас, когда обнару­живается все возрастающая тяга и интерес к прикладному искусству, эти три художественные техники, эти традицион­ные русские ремесла вновь обретают широкую популяр­ность. Все больше самодеятельных художников пробуют в них свои силы, стремясь воссоздать самобытную красоту, привнести ее в нашу жизнь и ощутить творческую радость, какую доставляет непосредственная сопричастность к ис­кусству.

Техника художественной эмали, чеканки и ковки

Издательство: М.: Высшая школа Переплет: мягкий; 191 страниц; 1986 г. ISBN: [не указан] ; Формат: стандартный Язык: русский На сайте с 09.02.2006

Аннотация

В книге рассмотрены практические приемы ручной художественной обработки металлов в технике горячей эмали, чеканки и художественной ковки. Описаны инструменты и приспособления для этих работ, а также способы изготовления инструментов. Рассмотрены различные виды эмальерных чеканных и ковочных работ, отличающиеся по своей технологии и дающие различный художественный эффект.

В продаже Хочу купить

Условия доставки и оплаты

Дополнительно: УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА! Во избежание недоразумений обязательно ЧИТАЙТЕ КОММЕНТАРИЙ состояния книги. Поскольку практически новых книг не так много и большая часть книг были в употреблении и имеют разное состояние.
КНИГИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ 1-2 РАЗА В НЕДЕЛЮ.
ОТПРАВКА ПОЧТОЙ ПРИ ПРЕДОПЛАТЕ.
Предоплата, в которую входит стоимость книги и ее доставка осуществляется на карту сбербанка.
Книга после осущест. [подробнее]

Продавец: coala56 (Киров, RU/43 )
Состояние: хорошее; В продаже с 26.05.2019
Продавец: книжник (Сатка, RU/74 )
Состояние: хорошее; В продаже с 09.03.2011

Условия доставки и оплаты

Дополнительно: Книги стоимостью свыше 500 рублей высылаются только после предоплаты.

Продавец: svrus2008 (Москва, RU/77 )
Состояние: хорошее; В продаже с 14.07.2019
Комментарий: Состояние близкое к отличному.

Условия доставки и оплаты

Дополнительно: Встреча в Москве предпочтительнее на центральных станциях метро или м. «Дмитровская», «Тимирязевская». Возможна доставка курьером по Москве -150 рублей. При заказе на сумму свыше 5000 рублей курьерская доставка бесплатно.
Книги по почте высылаю на следующий рабочий день после получения извещения о предоплате (стоимость книги+расходы на бандероль). Наложенным платежом НЕ высылаю. Оплату электронны. [подробнее]

Продавец: aknil (Владивосток, RU/25 )
Состояние: хорошее; В продаже с 25.09.2016

Условия доставки и оплаты

Дополнительно: С наложенным платежом почти не работаю! Кризис: кредитование пересылки дороговато. Предварительная оплата — всегда дешевле, и на почте, как правило, в очереди не стоять. При невозможности выполнить заказ предоплату вернем обязательно.

Продавец: pnp (Ставрополь, RU/26 )
Состояние: отличное; В продаже с 09.12.2011

Условия доставки и оплаты

Дополнительно: Бесплатная доставка в Ростов-на-Дону.

Продавец: Vin2012 (Казань, RU/16 )
Состояние: хорошее; В продаже с 07.08.2018
Комментарий: Штамп.

Условия доставки и оплаты

Дополнительно: На 2-ой и последующие заказы скидка 10 %.Покупка книг суммой от 5000 руб. и выше-скидка 15 %,кроме книг до 1961 г.Оплата заказа в течении 3-х дней.

Продавец: Dementich (Тольятти, RU/63 )
Состояние: как новое; В продаже с 21.01.2011
Комментарий: Книга новая.

Условия доставки и оплаты

Способы оплаты: наличными; банковской картой

Дополнительно: Личная встреча с контрагентом возможна только по месту жительства продавца в Центральном районе г. Тольятти, возле КДЦ «Буревестник», и нигде более.

Некоторые книги высылаются из Новосибирска. Это указано в описании предлагаемого экземпляра.

Варианты предоплаты: на карту Сбербанка, по системам PayPal (стоимость заказа + комиссия с суммы перевода), Contact, Unistream, Western Union, Золотая . [подробнее]

Продавец: sergri (Москва, RU/77 )
Состояние: как новое; В продаже с 23.07.2017

Условия доставки и оплаты

Дополнительно: Все книги, представленные мною на этом сайте, можно посмотреть здесь: http://www.libex.ru/ppl/usr9627/

Большая просьба — обмен книгами не предлагать!

Книги высылаю почтой ТОЛЬКО после 100% предоплаты (стоимость книг(и) + почтовые услуги (от 300 ₽.) на мою карту СберБанка!
ВНИМАНИЕ: НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ КНИГИ НЕ ВЫСЫЛАЮ. ).
Благодарю за внимание и понимание.

Продавец: Dekabrina (Москва, RU/77 )
Состояние: как новое; В продаже с 02.08.2018
Комментарий: Книга в идеальном состоянии ( не пользовались).

Условия доставки и оплаты

Способы доставки: встреча по договоренности; самовывоз

Продавец: SandmanStephie (Москва, RU/77 )
Состояние: отличное; В продаже с 08.01.2020
Комментарий: Совсем незначительно потерты края обложки. В остальном состояние отличное.

Условия доставки и оплаты

Дополнительно: Встреча возможна на станции метро ЦАРИЦЫНО, последний вагон из центра, у турникетов, не выходя из метро.
По району Царицыно, Орехово, Бирюлево могу подвезти по адресу.
Также есть возможность самовывоза — Бирюлево Восточное (в любой день и время).
Можно обговорить и другие варианты встречи или доставки.
Книги до 200р. можно приобрести либо самовывозом, либо могу подвезти к метро Цар. [подробнее]

Коллектив авторов — Техника художественной эмали, чеканки и ковки

Тут можно читать онлайн книгу Коллектив авторов — Техника художественной эмали, чеканки и ковки — бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Хобби и ремесла. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Техника художественной эмали, чеканки и ковки краткое содержание

Техника художественной эмали, чеканки и ковки — описание и краткое содержание, автор Коллектив авторов, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

В книге рассмотрены практические приемы ручной художественной обработки металлов и техники горячей эмали, чеканки и художественной ковки. Описаны инструменты и приспособления для этих работ, а также способы изготовления инструментов. Рассмотрены различные виды эмальерных чеканных и ковочных работ, отличающиеся по своей технологии и дающие различный художественный эффект.

Техника художественной эмали, чеканки и ковки — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Техника художественной эмали, чеканки и ковки — читать книгу онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов

§ 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭМАЛЕВОЙ МАССЫ

§ 2. МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМАЛЕЙ

§ 5. ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ ПО ЭМАЛИ

§ 6. ЭМАЛИРОВАНИЕ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ

§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧЕКАННЫХ РАБОТ

§ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ

§ 4. РАЗНОВИДНОСТИ ЧЕКАННЫХ РАБОТ

§ 5. ЧЕКАНКА ПО ЛИТЬЮ

§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВОБОДНОЙ РУЧНОЙ КОВКИ

§ 2. НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

§ 4. ТЕХНОЛОГИЯ КОВКИ

§ 5. ПРИЕМЫ СБОРКИ КОВАНЫХ ИЗДЕЛИЙ

§ 6. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (ЗАКАЛКА И ОТПУСК)

ТЕХНИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭМАЛИ, ЧЕКАНКИ И КОВКИ

Издательство «Высшая школа», 1986

ТЕХНИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭМАЛИ, ЧЕКАНКИ И КОВКИ.. 1

§ 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭМАЛЕВОЙ МАССЫ. 8

§ 2. МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ. 12

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ.. 15

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМАЛЕЙ.. 17

§ 5. ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ ПО ЭМАЛИ.. 24

§ 6. ЭМАЛИРОВАНИЕ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ.. 27

§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ.. 30

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА.. 35

§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧЕКАННЫХ РАБОТ.. 36

§ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.. 37

§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ.. 47

§ 4. РАЗНОВИДНОСТИ ЧЕКАННЫХ РАБОТ.. 54

§ 5. ЧЕКАНКА ПО ЛИТЬЮ. 59

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА.. 61

§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВОБОДНОЙ РУЧНОЙ КОВКИ.. 62

§ 2. НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА.. 64

§ 3. ИНСТРУМЕНТЫ. 68

§ 4. ТЕХНОЛОГИЯ КОВКИ.. 71

§ 5. ПРИЕМЫ СБОРКИ КОВАНЫХ ИЗДЕЛИЙ.. 76

§ 6. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (ЗАКАЛКА И ОТПУСК) 82

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 87

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 87

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие представляет собой практическое руководство по выполнению ручных художественных работ в технике горячей эмали, чеканки и художественной ковки.

Содержание и порядок размещения материала соответ­ствует утвержденной программе курса «Материаловедение и технология художественной обработки металлов».

Книга написана на основе многолетнего педагогического и практического опыта авторов с использованием литера­турных источников, список которых прилагается в конце книги.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов высших художественно-промышленных институтов, уча­щихся средних учебных заведений. Его могут использовать профессиональные и самодеятельные художники, работа­ющие в области декоративно-прикладного искусства, юве­лиры, мастера народных промыслов. Кроме того, оно может быть полезно реставраторам при работах по восстановле­нию художественных памятников из металла, искусствоведам при атрибуции музейных экспонатов, а также всем, кто интересуется прикладным искусством.

Предисловие и введение написаны А. В. Флеровым. Глава первая — А. В. Флеровым и М. Т. Деминой; глава вторая — Ю. А. Шемановым; глава третья — А. Н. Елизаровым.

При подготовке пособия к изданию авторы учли цен­ные советы и замечания рецензентов: старшего научного сотрудника, д-ра искусствоведения, заслуженного работника культуры РСФСР М. М Постниковой-Лосевой; сотрудников Государственного художественного института Эстонской ССР — проф. Д Кульдкеппа; старшего преподавателя Э. Вай-ник; заведующего мастерской И. Яанис, а также сотрудников Московского высшего художественно-промышленного учи­лища (б. Строгановского), которым авторы выражают глубо­кую признательность.

Замечания и пожелания, направленные на улучшение книги, авторами будут приняты с благодарностью.

Декоративно-прикладное искусство — один из наиболее распространенных и доступных видов искусства. Это пре­образованные художником в произведения искусств самые обычные окружающие нас предметы: посуда, светильники, убранство жилых и общественных интерьеров и т. п. Художественно преобразованный предметный мир приобре­тает новые свойства, влияющие на настроение и эмоциональ­ное состояние людей, формирует их вкус и эстетически воспитывает. Эта роль искусства в обогащении духовной жизни трудящихся и вовлечении их в культурное строи­тельство постоянно отмечаются в решениях партии и правительства.

В связи с реформой общеобразовательной и профес­сиональной школы поставлена важнейшая задача значитель­ного улучшения художественного образования и эстетичес­кого воспитания учащихся. Необходимо развивать у уча­щихся чувство прекрасного, формировать высокие эстети­ческие вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры. В этих целях следует расширить подготовку учителей на специ­альных факультетах высших учебных заведений, обеспе­чить преподавание предметов эстетического цикла квали­фицированными специалистами.

В связи с этим перед художественными вузами нашей страны стоит задача дальнейшего совершенствования всей учебно-воспитательной работы по выпуску художни­ков и мастеров высокой квалификации, способных не только выполнять творческие работы, но и вести занятия и кружки как в общеобразовательной, так и в профес­сиональной школах.

Выпускники декоративно-прикладных кафедр и факуль­тетов должны уметь преподавать не только рисунок и живопись, но и художественные ремесла — ковку, чеканку, эмалирование и др. Поэтому практической работе в учебных мастерских отводится одно из основных мест в учебных планах художественно-промышленных вузов. На протяжении всего срока обучения, начиная с первого курса и кончая дипломной или выпускной работой, студенты постепенно, год за годом, накапливают необходимые практические навыки, оттачивают мастерство в области художественной обработки металлов.

Знание декоративных свойств и возможностей матери­ала, из которого создается произведение прикладного и декоративного искусства, является необходимым этапом в подготовке специалиста этого профиля.

Способы обработки материалов — это средства образного мышления, которыми оперирует художник, воплощая свою идею в реальную художественную форму.

Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств материала, тем совершеннее и свободнее использование этих свойств в различных технических приемах для реше­ния художественно-композиционных задач. Освоение каж­дого нового технического приема художественной обработки материала расширяет и обогащает. изобразительный язык художника, увеличивает арсенал средств художественного выражения его творческого замысла, облегчает поиск на­иболее выразительной и адекватной содержанию художест­венной формы.

Высокое чувство материала, тонко продуманное отно­шение в выборе способа его художественной обработки — залог творческого успеха художника прикладного искусства.

Примером глубокого знания свойств материала и спо­собов его обработки является народное искусство. Оно не искажает изобразительной природы материала, а бережно сохраняет свойственный ему изобразительный язык. В про­изведениях народного искусства очень часто в качестве художественного средства выступает сам материал с его характерной фактурой, блеском, цветом; их композиция строится на выразительности и красоте самого материала. Но для получения такого эффекта необходимо в совер­шенстве изучить материал и освоить технику его худо­жественной обработки — отточить мастерство, позволяющее извлекать из материала всю присущую ему выразитель­ность и декоративность.