§ 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭМАЛЕВОЙ МАССЫ
§ 2. МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ
§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ
§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМАЛЕЙ
§ 5. ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ ПО ЭМАЛИ
§ 6. ЭМАЛИРОВАНИЕ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ
§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧЕКАННЫХ РАБОТ
§ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ
§ 4. РАЗНОВИДНОСТИ ЧЕКАННЫХ РАБОТ
§ 5. ЧЕКАНКА ПО ЛИТЬЮ
§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВОБОДНОЙ РУЧНОЙ КОВКИ
§ 2. НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
§ 4. ТЕХНОЛОГИЯ КОВКИ
§ 5. ПРИЕМЫ СБОРКИ КОВАНЫХ ИЗДЕЛИЙ
§ 6. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (ЗАКАЛКА И ОТПУСК)
ТЕХНИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭМАЛИ, ЧЕКАНКИ И КОВКИ
Издательство «Высшая школа», 1986
ТЕХНИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭМАЛИ, ЧЕКАНКИ И КОВКИ.. 1
§ 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭМАЛЕВОЙ МАССЫ. 8
§ 2. МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ. 12
§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ.. 15
§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМАЛЕЙ.. 17
§ 5. ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ ПО ЭМАЛИ.. 24
§ 6. ЭМАЛИРОВАНИЕ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ.. 27
§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ.. 30
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА.. 35
§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧЕКАННЫХ РАБОТ.. 36
§ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.. 37
§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ.. 47
§ 4. РАЗНОВИДНОСТИ ЧЕКАННЫХ РАБОТ.. 54
§ 5. ЧЕКАНКА ПО ЛИТЬЮ. 59
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА.. 61
§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВОБОДНОЙ РУЧНОЙ КОВКИ.. 62
§ 2. НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА.. 64
§ 3. ИНСТРУМЕНТЫ. 68
§ 4. ТЕХНОЛОГИЯ КОВКИ.. 71
§ 5. ПРИЕМЫ СБОРКИ КОВАНЫХ ИЗДЕЛИЙ.. 76
§ 6. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (ЗАКАЛКА И ОТПУСК) 82
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 87
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 87
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие представляет собой практическое руководство по выполнению ручных художественных работ в технике горячей эмали, чеканки и художественной ковки.
Содержание и порядок размещения материала соответствует утвержденной программе курса «Материаловедение и технология художественной обработки металлов».
Книга написана на основе многолетнего педагогического и практического опыта авторов с использованием литературных источников, список которых прилагается в конце книги.
Пособие предназначено для студентов и аспирантов высших художественно-промышленных институтов, учащихся средних учебных заведений. Его могут использовать профессиональные и самодеятельные художники, работающие в области декоративно-прикладного искусства, ювелиры, мастера народных промыслов. Кроме того, оно может быть полезно реставраторам при работах по восстановлению художественных памятников из металла, искусствоведам при атрибуции музейных экспонатов, а также всем, кто интересуется прикладным искусством.
Предисловие и введение написаны А. В. Флеровым. Глава первая — А. В. Флеровым и М. Т. Деминой; глава вторая — Ю. А. Шемановым; глава третья — А. Н. Елизаровым.
При подготовке пособия к изданию авторы учли ценные советы и замечания рецензентов: старшего научного сотрудника, д-ра искусствоведения, заслуженного работника культуры РСФСР М. М Постниковой-Лосевой; сотрудников Государственного художественного института Эстонской ССР — проф. Д Кульдкеппа; старшего преподавателя Э. Вай-ник; заведующего мастерской И. Яанис, а также сотрудников Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановского), которым авторы выражают глубокую признательность.
Замечания и пожелания, направленные на улучшение книги, авторами будут приняты с благодарностью.
Декоративно-прикладное искусство — один из наиболее распространенных и доступных видов искусства. Это преобразованные художником в произведения искусств самые обычные окружающие нас предметы: посуда, светильники, убранство жилых и общественных интерьеров и т. п. Художественно преобразованный предметный мир приобретает новые свойства, влияющие на настроение и эмоциональное состояние людей, формирует их вкус и эстетически воспитывает. Эта роль искусства в обогащении духовной жизни трудящихся и вовлечении их в культурное строительство постоянно отмечаются в решениях партии и правительства.
В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы поставлена важнейшая задача значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры. В этих целях следует расширить подготовку учителей на специальных факультетах высших учебных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла квалифицированными специалистами.
В связи с этим перед художественными вузами нашей страны стоит задача дальнейшего совершенствования всей учебно-воспитательной работы по выпуску художников и мастеров высокой квалификации, способных не только выполнять творческие работы, но и вести занятия и кружки как в общеобразовательной, так и в профессиональной школах.
Выпускники декоративно-прикладных кафедр и факультетов должны уметь преподавать не только рисунок и живопись, но и художественные ремесла — ковку, чеканку, эмалирование и др. Поэтому практической работе в учебных мастерских отводится одно из основных мест в учебных планах художественно-промышленных вузов. На протяжении всего срока обучения, начиная с первого курса и кончая дипломной или выпускной работой, студенты постепенно, год за годом, накапливают необходимые практические навыки, оттачивают мастерство в области художественной обработки металлов.
Знание декоративных свойств и возможностей материала, из которого создается произведение прикладного и декоративного искусства, является необходимым этапом в подготовке специалиста этого профиля.
Способы обработки материалов — это средства образного мышления, которыми оперирует художник, воплощая свою идею в реальную художественную форму.
Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств материала, тем совершеннее и свободнее использование этих свойств в различных технических приемах для решения художественно-композиционных задач. Освоение каждого нового технического приема художественной обработки материала расширяет и обогащает. изобразительный язык художника, увеличивает арсенал средств художественного выражения его творческого замысла, облегчает поиск наиболее выразительной и адекватной содержанию художественной формы.
Высокое чувство материала, тонко продуманное отношение в выборе способа его художественной обработки — залог творческого успеха художника прикладного искусства.
Примером глубокого знания свойств материала и способов его обработки является народное искусство. Оно не искажает изобразительной природы материала, а бережно сохраняет свойственный ему изобразительный язык. В произведениях народного искусства очень часто в качестве художественного средства выступает сам материал с его характерной фактурой, блеском, цветом; их композиция строится на выразительности и красоте самого материала. Но для получения такого эффекта необходимо в совершенстве изучить материал и освоить технику его художественной обработки — отточить мастерство, позволяющее извлекать из материала всю присущую ему выразительность и декоративность.
Техника художественной эмали, чеканки и ковки
Авторы: | Маргарита Тимофеевна Демина , Анатолий Николаевич Елизаров |
Жанры: | Хобби и ремесла , Учебники |
Год: | 0101 |
§ 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭМАЛЕВОЙ МАССЫ
§ 2. МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ
§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМАЛИРОВАНИЯ
§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМАЛЕЙ
§ 5. ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ ПО ЭМАЛИ
§ 6. ЭМАЛИРОВАНИЕ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ
§ 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧЕКАННЫХ РАБОТ
§ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ
Техника художественной эмали, чеканки и ковки скачать fb2, epub бесплатно
Рыбная ловля является одним из самых популярных способов проведения досуга. Существует множество рыболовных клубов, периодических изданий, интернет-сайтов, посвященных рыбалке, именно поэтому мы решили написать книгу об особенностях рыбной ловли семейства карповых и помочь вам подробнее разобраться в этой ловле. Книга будет интересна и рыболовам-профессионалам, и любителям.
«Не сотвори себе кумира!» – говорит Библейская заповедь. Однако, мир шоу-бизнеса устроен прямо противоположным образом. Тем он и привлекателен!
Когда отгремят все концерты, утихнут стадионы, зайдут все звезды – единственное, что останется – это память и эмоции. И мы, как в зеркала, будем смотреть на звездные автографы, пробовать разгадать их, покажем или подарим друзьям и будем вспоминать лучшие времена!
Конечно, автограф можно и нужно получать самому, тем ярче будет впечатление! В книге приведены эксклюзивные советы бывалых охотников за автографами, которые они не раскрывали даже под прицелами ТВ-камер. Вооружившись знаниями, вы сможете добыть себе автографов столько, сколько захотите. И сделать это можно совершенно бесплатно!
Звучит заманчиво, не правда ли? Один раз попробовать сделать это в жизни – того стоит. Это классный, ни с чем несравнимый опыт.
Но вдруг у вас нет времени, или вы живете вдалеке от звезды, или просто хотите вручить автограф как подарок или сувенир? На этот случай в книге тоже даны ценные практические советы.
Из книги вы также узнаете:
– В чем Курт Кобейн победил Майкла Джексона?
– Как непроверенный росчерк пера повлиял на судьбу Российской Империи?
– Где была установлена цена на автограф Юрия Гагарина?
– И почему так важен маркер в походе за автографом?
Читай книгу и погружайся в закулисные тайны звезд и их самых верных поклонников – охотников за автографами.
С предисловием группы «Мальчишник»!
В максимально объемной, насыщенной иллюстрациями рыболовной книге приводится подробное описание пресноводных рыб, являющихся объектами любительского и спортивного рыболовства; рассказывается о самых передовых способах их ужения во все времена года. Детально уделено внимание тактике и технике ловли того или иного вида рыбы, выбору различных снастей с обзором современного рынка рыболовной продукции; правильному выбору водоема, времени ловли, погоды; выбору приманок, насадок, прикормок; дается информация о рыбных водоемах, расположенных как вблизи столицы, так и в отдаленных регионах России с указанием, на какие приманки, какими снастями и как в них лучше ловить рыбу. Гурманы найдут для себя в книге самые необычные рецепты рыбных блюд. Также есть много новой информации для любителей рыболовных самоделок.
Алексей рыболов-любитель. Энтузиаст, исследователь и пропагандист бейткастинговой ловли. Автор статей по мультипликаторным катушкам, их устройству и тюнингу. В своих статьях Алексей старается развеять многие стереотипы, сложившиеся по отношению к бейткастинговым снастям.ведите сюда краткую аннотацию
В новой книге известный специалист Антон Шаганов рассказывает обо всех способах ловли рыб семейства карповые, наиболее многочисленных и широко распространенных в водах России и ближнего зарубежья.
Наряду со известными удочками и донками описаны применяемые для ловли карповых рыб сетные и другие рыболовные орудия, не относящиеся к спортивным. Способы и снасти, разрешенные или разрешенные с ограничениями современным законодательством, описаны подробно, безусловно запрещенные – кратко, в качестве исторического экскурса. Книга рассчитана на широкий круг читателей-рыболовов.
Бесплатная ножевая онлайн-газета
Эта книга предназначается всем, кому небезынтересно узнать о наиболее популярных водоемах Калининградской области, об опыте ужения в них рыбы, о тех впечатлениях, которые может дать человеку, увлекающемуся рыбной ловлей, знакомство с природой нашего края.
Альфред Трин, Эсмеральда Трин.
Новая книга о далматине. Каретная собака — пожарная собака.
Перевод Александра Савинова
Альфред и Эсмеральда Трин Увлекаются далматинами более сорока пяти лет.
Альфред является экспертом по породе с 1965 года. Сейчас он судит всю группу гончих, тоев, неспортивную группу и часть терьеров. Он судил на национальных специализированных выставках Американского клуба далматинов (АКД) в 1970 и 1977 годах, а в 1984 судил особую специализированную выставку, посвященную столетию Американского клуба собаководства (АКС). Он работал в АКД управляющим, казначеем, вице-президентом и президентом, входил в состав Комитета по стандарту и Комитета по обучению. Семь лет, с 1979 по 1985, он входил в состав Совета директоров АКС, на протяжении тридцати лет был президентом Клуба собаководства округа Уокеша, основанного им с помощью друзей. Он до сих пор продолжает служитьклубу, будучи его делегатом в АКС. Живя в Хьюстоне, был вице-президентом Хьюстонского клуба собаководства, а когда переехал в район Сент-Луиса, работал главным секретарем ринга Клуба собаководства Долины Миссиссиппи. В настоящее время он является членом Совета директоров Общества защиты животных округа Уокеша, членом наблюдательного совета Образовательного фонда Ассоциации писателей о собаках и одним из учредителей благотворительного фонда «Дейриленд Грейхаунд парк».
Даже самый преданный пес может стать опасным, даже самый близкий друг может внезапно предать. Она умеет отличать подлинник от подделки, возвращать к жизни гибнущие старинные шедевры. Но под силу ли ей отличить подлинную дружбу от мнимой, когда цена прозорливости – человеческая жизнь.
Часть первая. ХРОНИКА НЕВЕДОМОГО
1. Загадочные встречи в прошлом
2. Крылатые диски и хрустящие лепешки
Часть вторая. ИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
4. Эмоциональный компонент: космическая приманка
5. Небесный компонент: знамения
6. Психический компонент: металогика
7. Духовный компонент: морфология чудес
Часть третья. ВЫЗОВ НАУКЕ
8. Тройной камуфляж
Что делать, если ты говоришь правду, но в неё никто не верит? Любимая девушка, друг, коллеги – все уверены, что ты лжёшь! А у тебя за спиной притаился жестокий и опасный убийца, которого ФБР уже много лет безуспешно пытается поймать. Ловушка, устроенная властями, уже захлопнулась, но, вот, кто в неё попал – покажут быстро развивающиеся события… Интрига сохраняется до конца произведения. И только любовь, большая и преданная, сможет тебя спасти.
Флеров Демина,Техника художественной эмали, чекани, ковки
А.В.Флеров
М.Т.Демина
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭМАЛИ,
Издательство «Высшая школа», 1986
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие представляет собой практическое руководство по выполнению ручных художественных работ в технике горячей эмали, чеканки и художественной ковки.
Содержание и порядок размещения материала соответствует утвержденной программе курса «Материаловедение и технология художественной обработки металлов».
Книга написана на основе многолетнего педагогического и практического опыта авторов с использованием литературных источников, список которых прилагается в конце книги.
Пособие предназначено для студентов и аспирантов высших художественно-промышленных институтов, учащихся средних учебных заведений. Его могут использовать профессиональные и самодеятельные художники, работающие в области декоративно-прикладного искусства, ювелиры, мастера народных промыслов. Кроме того, оно может быть полезно реставраторам при работах по восстановлению художественных памятников из металла, искусствоведам при атрибуции музейных экспонатов, а также всем, кто интересуется прикладным искусством.
Предисловие и введение написаны А. В. Флеровым. Глава первая — А. В. Флеровым и М. Т. Деминой; глава вторая — Ю. А. Шемановым; глава третья — А. Н. Елизаровым.
При подготовке пособия к изданию авторы учли ценные советы и замечания рецензентов: старшего научного сотрудника, д-ра искусствоведения, заслуженного работника культуры РСФСР М. М Постниковой-Лосевой; сотрудников Государственного художественного института Эстонской ССР — проф. Д Кульдкеппа; старшего преподавателя Э. Вай-ник; заведующего мастерской И. Яанис, а также сотрудников Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановского), которым авторы выражают глубокую признательность.
Замечания и пожелания, направленные на улучшение книги, авторами будут приняты с благодарностью.
ВВЕДЕНИЕ
Декоративно-прикладное искусство — один из наиболее распространенных и доступных видов искусства. Это преобразованные художником в произведения искусств самые обычные окружающие нас предметы: посуда, светильники, убранство жилых и общественных интерьеров и т. п. Художественно преобразованный предметный мир приобретает новые свойства, влияющие на настроение и эмоциональное состояние людей, формирует их вкус и эстетически воспитывает. Эта роль искусства в обогащении духовной жизни трудящихся и вовлечении их в культурное строительство постоянно отмечаются в решениях партии и правительства.
В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы поставлена важнейшая задача значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры. В этих целях следует расширить подготовку учителей на специальных факультетах высших учебных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла квалифицированными специалистами.
В связи с этим перед художественными вузами нашей страны стоит задача дальнейшего совершенствования всей учебно-воспитательной работы по выпуску художников и мастеров высокой квалификации, способных не только выполнять творческие работы, но и вести занятия и кружки как в общеобразовательной, так и в профессиональной школах.
Выпускники декоративно-прикладных кафедр и факультетов должны уметь преподавать не только рисунок и живопись, но и художественные ремесла — ковку, чеканку, эмалирование и др. Поэтому практической работе в учебных мастерских отводится одно из основных мест в учебных планах художественно-промышленных вузов. На протяжении всего срока обучения, начиная с первого курса и кончая дипломной или выпускной работой, студенты постепенно, год за годом, накапливают необходимые практические навыки, оттачивают мастерство в области художественной обработки металлов.
Знание декоративных свойств и возможностей материала, из которого создается произведение прикладного и декоративного искусства, является необходимым этапом в подготовке специалиста этого профиля.
Способы обработки материалов — это средства образного мышления, которыми оперирует художник, воплощая свою идею в реальную художественную форму.
Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств материала, тем совершеннее и свободнее использование этих свойств в различных технических приемах для решения художественно-композиционных задач. Освоение каждого нового технического приема художественной обработки материала расширяет и обогащает. изобразительный язык художника, увеличивает арсенал средств художественного выражения его творческого замысла, облегчает поиск наиболее выразительной и адекватной содержанию художественной формы.
Высокое чувство материала, тонко продуманное отношение в выборе способа его художественной обработки — залог творческого успеха художника прикладного искусства.
Примером глубокого знания свойств материала и способов его обработки является народное искусство. Оно не искажает изобразительной природы материала, а бережно сохраняет свойственный ему изобразительный язык. В произведениях народного искусства очень часто в качестве художественного средства выступает сам материал с его характерной фактурой, блеском, цветом; их композиция строится на выразительности и красоте самого материала. Но для получения такого эффекта необходимо в совершенстве изучить материал и освоить технику его художественной обработки — отточить мастерство, позволяющее извлекать из материала всю присущую ему выразительность и декоративность.
Важно, чтобы в процессе практического обучения будущий художник и мастер прочно усвоил одно из главных положений прикладного искусства — непротиворечивость и взаимную обусловленность практической пользы и красоты предмета. Это касается любых произведений декоративно-прикладного искусства: орудий труда, предметов быта — всей материальной культуры.
Практические работы облегчают изучение и усвоение специальных дисциплин: материаловедения, технологии, конструирования, композиции и проектирования. Используя материалы, инструменты и другое производственное оборудование, учащиеся получают возможность практически применить теоретические знания, полученные из других учебных курсов.
Выбор этих трех техник (эмали, чеканки и ковки) из огромного разнообразия приемов и технологий художественной, обработки металлов неслучаен. Он обусловлен тем, что в процессе работы в мастерских одновременно с накоплением практических навыков развиваются творческие способности учащихся, формируется художественный вкус, обогащается и расширяется арсенал художественнокомпозиционных средств выражения, необходимых для создания произведений декоративно-прикладного искусства. Причем эти процессы протекают наиболее успешно в том случае, когда подбор объектов и техники их выполнения соответственно продуманы и отвечают поставленным задачам воет гния и развития творческих способностей учащихся.
^ 1. Изделия с расписной эмалью. Сольвычегодск, XVII в.
Техники эмали, чеканки и ковки содержат .в себе богатые возможности и лучше других отвечают этой методической задаче. Так, например, при работе с эмалями у будущего мастера-художника развивается и обостряется чувство цвета, столь необходимое художнику, работающему в области декоративно-прикладного искусства (рис. 1).
^ 2. Чеканная ендова Москва (1644 г.), Государственная Оружейная Палата
Техника чеканки с предварительной лепкой рельефа развивает у учащихся чувство формы, дисциплинирует глаз и руку, приучает добиваться точного соответствия скульптурной формы творческому замыслу. Именно чеканные формы, выполненные в металле, отличаются предельной четкостью, точностью и тончайшей нюансировкой линий и объемов (рис. 2). Что же касается ручной художественной ковки, то она требует от исполнителя овладения главными композиционными средствами: тектоникой и организацией пространства, т. е. умением художественно
осмыслить внешнее выражение структуры и особенностей материала (в данном случае стали) и превратить утилитарную конструкцию (подсвечник, решетку) в художественное произведение (рис. 3).
Техники художественной эмали, чеканки и ковки, несмотря на свои качественные различия, имеют некоторые общие черты, особенности и закономерности развития.
^ 3. Кованая решетка Москва (XVIII в.)
Во-первых, все они имеют многовековую историю, на протяжении которой они развивались, совершенствовались, приобретая множество оттенков и разновидностей в зависимости от исторической эпохи или национальной принадлежности мастера. Однако, достигнув высокого уровня совершенства, эти художественные техники как бы останавливались в своем развитии. Инструменты и приемы работы, эмпирически найденные в процессе практической деятельности, как бы застывали и в дальнейшем передавались из поколения в поколение в почти неизменной форме. Это явление «застывания» технических приемов, формы инструмента и способов художественной обработки металла отмечается многими учеными. Например, один из крупнейших знатоков в области технологии художественной обработки металлов профессор Ф. Я. Мишуков [Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV — XX вв. М., 1967.] подтверждает, что технические приемы, применявшиеся в течение тысячелетий в различных странах при ручном производстве изделий из драгоценных металлов, в основных чертах оставались сходными. Почти одинаковые описания этих приемов, с разницей лишь в отдельных деталях, есть в «Естественной истории» Плиния — римского писателя (I в. н. э.), в трактате немецкого монаха Теофила (XI в.), в трактате о ювелирном искусстве знаменитого итальянского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини (XVI в.), в наших «мастеровниках» (XVII в.), а также в работах современников.
Только XIX в. внес некоторую механизацию в приемы обработки драгоценных металлов, которая в основном сводится к ускорению, упрощению и удешевлению производства.
Эта особенность в развитии техники позволяет понять, почему в современных условиях, в век научно-технического прогресса, могут сосуществовать новейшие виды машинной обработки металлов и древние ручные приемы их художественной обработки, а рядом с сложнейшими автоматическими линиями живут и служат художнику такие древнейшие орудия труда, как чеканный молоток, ручник и наковальня.
Вторая особенность, которая роднит художественную эмаль, чеканку и ковку, заключается в том, что все они произошли из ремесла. Кузнец, чеканщик, ювелир-эмальер — творцы красоты, вышедшей из жизни и ей возвращенной, ее обогащающей, ей служащей. Эти техники и приемы обработки создавались мастерами своего дела, творцами красоты. Они родились в недрах народного творчества, впитали в себя лучшие национальные традиции и предстают сейчас перед нами в лучших произведениях декоративно-прикладного искусства. Эти произведения по своей внутренней природе народны, их красота доступна и понятна широким массам.
Наконец, третья особенность, которая присуща художественной ковке, чеканке, эмалированию и некоторым древним художественным техникам, заключается в утрате секретов мастерства. Древние мастера в борьбе с конкурентами старались сохранить в тайне тонкости профессиональных приемов изготовления изделий, умышленно скрывая известные им одним особенности в приемах и методах работы (тонкости в составах эмалей, режимы их плавки, особенности нагрева, интервалы температур художественной ковки и сварки железа и стали и т. д.).
Это утаивание профессиональных приемов наносило немалый вред развитию художественных техник. Приходилось вновь и вновь открывать то, что уже было известно ранее, а многое по-видимому осталось уже навсегда забытым. Эта традиционная атмосфера секретов и тайн, которая складывалась в течение многих веков, продолжала укрепляться и даже проникла в печатные источники и руководства, где нередко давались ложные рекомендации и советы, чтобы ввести конкурентов в заблуждение и сбить их с истинного пути.
Только в конце XIX в. наметился некоторый перелом, который мало-помалу привел к разгадке секретов художественного ремесла, и окутывающая их атмосфера секретности начала рассеиваться. Был проведен целый ряд научных изысканий, позволивший подвести теоретическую базу под установленные опытом способы и методы работы. Однако до сего времени многие научно обоснованные приемы оказываются в противоречии друг с другом и окончательной стройной системы последовательности процессов в некоторых областях художественной обработки металлов пока все еще нет. Иногда современная химически точная рецептура не позволяет получить тех высоких художественных эффектов, которых добивались древние мастера на основе давно забытых, а иногда утраченных сравнительно недавно секретов. До сих пор художник-практик, работающий в той или иной технике, например в технике горячих эмалей, часто бывает вынужден решать вопросы методом проб и ошибок.
Искусство эмали, чеканки и ковки традиционно для русского и советского искусства и, несмотря на свою древность, оно молодо и современно. Сейчас, когда обнаруживается все возрастающая тяга и интерес к прикладному искусству, эти три художественные техники, эти традиционные русские ремесла вновь обретают широкую популярность. Все больше самодеятельных художников пробуют в них свои силы, стремясь воссоздать самобытную красоту, привнести ее в нашу жизнь и ощутить творческую радость, какую доставляет непосредственная сопричастность к искусству.
Техника художественной эмали, чеканки и ковки
Аннотация
В книге рассмотрены практические приемы ручной художественной обработки металлов в технике горячей эмали, чеканки и художественной ковки. Описаны инструменты и приспособления для этих работ, а также способы изготовления инструментов. Рассмотрены различные виды эмальерных чеканных и ковочных работ, отличающиеся по своей технологии и дающие различный художественный эффект.
|
||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|