Ультрафиолетовый краситель для поиска утечек фреона из кондиционера

Инструменты

При ремонте холодильников, морозилок, кондиционеров и иного оборудования нередко возникает утечка фреона. Хладагент циркулирует в замкнутой системе, и без удаления трещины работоспособность оборудования может снизиться. Краска для поиска утечек фреона, ультрафиолетовые присадки и течеискатели – современные способы устранения проблемы без проведения сложного ремонта и замены элементов системы.

Методы обнаружения утечек в холодильном контуре

Различная климатическая техника и холодильное оборудование, несмотря на надежность, подвержены износу в процессе эксплуатации. Среди самых распространенных неисправностей следует назвать утечку фреона – основного хладагента. Этот рабочий состав должен присутствовать в определенной концентрации, и при снижении последней могут возникать серьезные поломки техники:

  • перегрев приборов, выход из строя разных узлов,
  • попадание воды в систему, как следствие – развитие химической реакции с образованием кислоты и повреждением обмоток,
  • отказ важнейшего элемента оборудования – компрессора.

Ситуации, когда фреон вытекает быстро и в большом количестве, довольно редки. Обычно имеется небольшая трещинка, через которую просачивается немного хладагента, и обнаружить проблему можно еще до появления серьезных последствий, причем самостоятельно. Для выявления утечки важно, чтобы соблюдался ряд условий:

  • контур находится под давлением,
  • индикаторы работают исправно,
  • крепежи надежно подтянуты.

Есть несколько способов, как найти место вытекания фреона в домашних условиях. Самыми простыми являются проверка под давлением, погружение в воду, применение мыльного раствора. Более современным методом поиска утечки становится введение УФ-красителя и работа со специальным фонариком.

Простейшие способы выявления утечки фреона

Найти проблему можно даже визуально – например, когда на вентиле, трубах системы имеются масляные потеки. Если внешних дефектов не заметно, разрешается использовать такие способы:

  1. Давление. В системе повышают показатель давления до максимума, через небольшой промежуток времени проверяют цифру. Если оно упало, имеет место утечка фреона. Далее применяют систему опрессовки азотом для поиска проблемного участка.
  2. Вода. Данный способ подходит для оборудования, часть которого является съемной. Участок нужно снять, заполнить сухим азотом, загерметизировать и погрузить под воду. В месте трещинки будут появляться пузырьки.
  3. Мыльный раствор. Если на поврежденную зону полить мыльным раствором на основе любого бытового моющего средства, то на ней начнут формироваться крупные пузыри. После выявления проблемы раствор надо тщательно смыть, чтобы он не попал в систему.

Ультрафиолетовый краситель для фреона

Изначально такой пигмент применялся только для устранения неполадок в системе автомобильного кондиционирования. Сейчас он используется повсеместно и считается одним из самых удобных инструментов профессионалов. УФ-добавка серьезно облегчает диагностику утечки фреона. Она представляет собой концентрат (присадку) на основе люминофоров – флуоресцентных пигментов. Такие вещества отдают полученную с ультрафиолетом энергию путем свечения, различимого человеческим глазом.

Для поиска утечки хладагента в системе его циркуляции нужно ввести присадку путем закачки внутрь контура. После следует дождаться, когда фреон пройдет несколько кругов, а затем осмотреть все элементы с применением ультрафиолетовой лампы. Разбирать технику не придется вовсе, либо предстоит несложный съем пары деталей, что доступно даже без наличия специальных знаний.

Достоинства применения УФ-добавок таковы:

  • низкая цена работы,
  • быстрый результат,
  • возможность вводить в любые хладагенты,
  • безопасность для человека,
  • отсутствие изменений в составе хладагента,
  • точность и эффективность.

Если в доме есть обычный светодиод, покупать специальную ультрафиолетовую лампу не придется – красители будут видны даже при таком свечении. Для оптимизации работы стоит действовать в темноте или надевать особые UV-очки, хотя даже без них и при дневном свете место утечки найдется без труда.

Не рекомендуется применять вместо УФ-красителя аптечные вещества, например, марганцовку, зеленку, прочие пигменты. Только специальный индикатор безопасен для системы, а непредназначенные для этого растворы могут вывести оборудование из строя.

Как закачать красящее вещество

Для добавления УФ-индикатора применяется специальный инжектор. Он аналогичен инжектору для заправки кондиционеров, холодильников хладагентами. После введения вещества нужно обеспечить герметичность контура и дождаться равномерного распределения красителя.

Использование UV красителей для поиска утечек воды и иных жидкостей

Красители с люминофорами подходят не только для поиска трещины, в которую выходит фреон. Они могут применяться и для бытовых целей, например, для обнаружения мест течи воды, масла, прочих жидкостей. Автолюбители используют такие вещества для добавления в антифриз. Некоторые красители могут легко распределяться не только в жидкости, но и в газе для выявления его утечки. В любом случае для дальнейшей работы потребуется УФ-лампа, а также жидкость для удаления следов ультрафиолетовой присадки.

Обнаружение утечки ультрафиолетовым фонариком (течеискателем)

Опытные мастера в работе давно используют ультрафиолетовые течеискатели – по сути, они представляют собой усовершенствованные модели УФ-фонариков. Применять их легко, а результат будет точным и быстрым. Реализуются такие виды течеискателей:

  1. Галоидные. Подходят только для тех хладагентов, которые содержат хлор. Выявляют даже самую небольшую протечку, но требуют соблюдения максимальной осторожности во время работы. В противном случае есть риск подвергнуться действию вредных испарений. Галоидные течеискатели больше подходят для промышленного применения.
  2. Электронные. Очень точные устройства, но стоят довольно дорого. Чаще всего используются совместно с иными методиками выявления утечки – опрессовкой азотом, нанесением мыльного раствора.
  3. Ультразвуковые. Сканируют место пробоины ультразвуком, дают наиболее детальную информацию, но имеют высокую цену. Требуют соблюдения полной тишины во время проверки.

После введения в систему красителя (маркера, индикатора) можно применять УФ-течеискатель. Места утечки фреона будут видны как светящиеся пятна на разных элементах системы.

Для каких веществ подходит ультрафиолетовый течеискатель

В некоторых типах фреона уже имеется УФ-краситель, поэтому в них вводить новую порцию пигмента не надо – достаточно сразу осмотреть систему с течеискателем. Обычно в зоне поражения появляются потеки, пятна зеленого цвета. Применять этот прибор можно при поиске утечек любых хладагентов, которые находятся в замкнутых системах циркуляции. Пигменты и выявляющие их фонарики не вредят системе и жидкости внутри нее, абсолютно безопасны для человека.

При наличии проблемы с работой холодильного оборудования или кондиционера стоит применять современные методы выявления неисправностей, и тогда избавиться от неприятности можно быстро и с минимальными затратами.

Найди утечку сам – проверенные способы обнаружить повреждения холодильного контура в кондиционерах различного назначения

Системы кондиционирования, пользуются стабильным спросом благодаря своему удобству и функциональности, применяются во многих сферах и ежегодно усовершенствуются. Климатическая техника, как и любая другая подвержена износу в процессе эксплуатации, а также появлениям локальных неисправностей, многие из которых, в том числе и утечка фреона, вызванная повреждением холодильного контура, относительно легко найти, особенно если использовать ультрафиолетовую добавку, и устранить самостоятельно. Хладагент – основной рабочий состав в системе, и если его концентрация снизится, то следует ожидать в первую очередь уменьшение эффективности работы кондиционера, а в будущем более серьезных поломок:

  • Перегрев оборудования приводит к выходу из строя рабочих узлов;
  • В разгерметезированую систему может попасть влага, взаимодействие которой с хладагентом приводит к образованию кислоты, вызывающей повреждение обмоток нагнетательного элемента, а также воздух, что не менее опасно;
  • Кроме фреона по контуру циркулирует масло, недостаток которого может стать причиной отказа компрессора.

Важно: быстрое вытекание хладагента возможно только при полном разрыве участка трубы, но шанс именно такой поломки стремится к нулю, но если вовремя обнаружить и ликвидировать незначительную трещину, то и дорогостоящем ремонте не будет необходимости.

В любом случае найти утечку фреона самостоятельно – возможно, и даже нужно для того чтобы:

  • Продлить срок эксплуатации оборудования;
  • Сохранить его функциональные возможности;
  • Избежать дополнительных расходов на восстановление работоспособности.

Важно: протечка может возникнуть не только в трубопроводе, но и в других компонентах системы, а значит поиск места где возникла проблема связан с определенными сложностями, и может проводится различными методами.

Прежде чем приступать к проверке на герметичность, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Протечку можно выявить только если контур находится под давлением;
  • Индикаторы системы должны быть исправны, а крепежи подтянуты – при неправильной работе оборудования выявить повреждение не удастся;
  • На время диагностики в контур можно, а в некоторых случаях нужно, заправить азот, схожий по свойствам с хладагентами;
  • Некоторые способы проверки связаны с потенциально опасным повышением давления в системе, их лучше избегать, например, отдать предпочтение методу, основа которого использование ультрафиолетовой добавки, или следить за уровнем этого параметра при помощи специального регулятора.

Учитывая, что кондиционер в машине и домашняя сплит-система, работают по схожей схеме, то и проверять их соответственно можно используя приведенные ниже способы.

5 основных способов найти утечку фреона

Для того чтобы понять, что же лучше и выгоднее: ультрафиолетовая добавка, подсвечивающая проблемный участок, разборка системы для анализа ее частей на предмет утечек традиционными способами или использование специализированного оборудования нужно рассмотреть особенности всех существующих приемов. С одной стороны, их не так уж и многого, но с другой они разительно отличаются друг от друга.

Проще всего выявить утечку, когда она настолько серьезна что в результате на вентиле или трубах видны масляные потеки. Когда визуальная оценка не дает результатов, при поиске протечек в холодильном контуре используют следующие способы:

  • Проверку под высоким давлением;
  • Погружение в воду;
  • Обработку мыльным раствором;
  • Добавление к рабочему составу ультрафиолетового красителя;
  • Обследование при помощи специального течесикателя.

У каждого из способов есть свои особенности и применять некоторые из них целесообразно только в определённых случаях.

Как найти утечку при помощи проверки под высоким давлением

Снижение концентрации фреона в системе далеко не единственная причина поломок кондиционера, но, если есть подозрение что нестабильность или потеря эффективности работы связаны именно с этой проблемой, в первую очередь проверяют такую гипотезу. Для этого достаточно повысить давление в системе до допустимого максимума, и спустя время проверить его значение. Логично, что если показатель снизился, то пора приступать к поиску места повреждения контура. Для проведения таких исследований используют специальные системы опрессовки азотом.

Как найти утечку фреона погружением в воду

Если есть возможность изъять из системы часть в которой предположительно находится дефектное место, то поиск утечки сводится к трем простым шагам:

  • Заполнение участка системы сухим азотом;
  • Герметизация;
  • Погружение под воду.

На месте трещины появятся пузырьки, а для того чтобы предотвратить их скапливание на поверхности, достаточно добавить в воду моющее средство, что приведет к изменению поверхностного натяжения.

Как найти утечку фреона при помощи мыльного раствора

Применение мыльного раствора один из устаревших, но не теряющих своей эффективности способ найти место повреждения трубы. Он подходит только в том случае если Вы примерно знаете в какой именно зоне появился дефект, например, видите масляные пятна, и осталось только найти точное местоположение протечки. Главная причина использовать именно такой метод диагностики – цена процедуры, ведь для того чтобы приготовить смесь можно использовать обычное моющее средство для бытовых целей. Не составит труда найти и уже готовые растворы с совершенствующими эффективность присадками и аэрозольным распылителем, но в таком случае после обработки поверхности обязательно нужно тщательно удалить их остатки, т.к. активные компоненты могут навредить системе. Если заменить хладагент на сухой азот, издающий звуки при просачивании в трещины, то эффективность метода повысится.

Течеискатели – специализированные инструменты для профессионалов

Галоидный течеискатель, который целесообразно использовать только если в хладагенте присутствует хлор, скорее промышленная установка, и не смотря на то что стоит она недорого, ее приобретение вряд ли окупиться. Использование такого аппарата позволяет определить утечку даже если она составляет не более 150 грамм/год, но при этом он все равно менее эффективен чем электронный аналог и во время его применения требуется максимальная осторожность для того чтобы не подвергнутся воздействию опасных паров и открытого огня изменение цвета, которого и свидетельствует о наличии утечки.

Электронные течеискатели также работают только с определенным видами хладагента, и чаще всего используются вместе с другими способами – проверкой при помощи мыльного раствора или опрессовкой азотом. Такие устройства более точные (определяют повреждения результат которых утечка объемом до 3 грамм/год), но стоят дорого, особенно с учетом недлительного срока службы. Существуют также течеискатели определяющие место где была утеряна герметичность при помощи сканирования ультразвуком, но они еще дороже двух других типов оборудования, также показывают лучшие результаты при взаимодействии с азотом и требуют соблюдения тишины при проверке.

Как найти утечку фреона при помощи ультрафиолетовой добавки

Ранее такую методику использовали в автомобильных системах кондиционирования, а сегодня она постепенно вытесняет другие методы, что и неудивительно учитывая насколько ультрафиолетовая добавка в фреон, облегчает поиск утечки. Главное преимущество – максимальная простота диагностики. Для того чтобы найти место утечки достаточно закачать внутрь контура специальный краситель, а после того как он пройдет вместе с рабочим составом несколько кругов циркуляции, осмотреть все компоненты системы при помощи ультрафиолетовой лампы. Это значит, что найти утечку фреона в холодильнике, автомобильном или бытовом кондиционере используя ультрафиолетовую добавку сможет каждый, ведь этот метод позволяет практически не разбирать технику!

Кроме того, такой способ считается наиболее эффективным, по причине оптимального соотношения цены и результативности, ведь затраты на покупку красителя, видимого в определенном спектре несравнимы со стоимостью полноценной промывки и применением других методик.

Отдельно стоит упомянуть что ультрафиолетовая добавка для поиска утечек фреона:

  • Может смешиваться с любыми видами хладагентов, даже с CFC, HFC и HCFC;
  • Не содержит опасных для техники и здоровья человека растворителей;
  • Позволяет максимально точно определить место и характер повреждений;
  • Лучший инструмент для профилактики;
  • Не изменяет эксплуатационные параметры хладагента.

Отдельное преимущество ультрафиолетового красителя для поиска утечек, отсутствие трудностей с тем чтобы купить УФ-лампу для проведения диагностики – красители видны под любым источником подобного излучения, вплоть до обычного светодиода. Для того чтобы максимально сократить время поиска утечки, лучше осматривать систему в темноте и надеть UV-очки, но и без них этот метод отличается наибольшей простотой обнаружения локализации неисправностей.

Самый простой и выгодный способ найти утечку фреона самостоятельно

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод что проще всего для поиска проблемных участков использовать ультрафиолетовые добавки. Необходимость полностью разбирать, а потом собирать систему или приобретать специализированное оборудование для диагностики ее состояния ведет к внушительным затратам как минимум времени, а скорее всего и денег, в то время как залить в систему УФ-краситель – дело пары минут. Кстати, если заглянуть на тематические форумы, то практически все отзывы как от мастеров, так и от тех, кто лично занимался поиском утечки будут положительными, а высокий спрос и положительная оценка результатов – лучшее доказательство эффективности метода.

Как найти утечку фреона

Утечка хладагента в холодильном контуре может привести к достаточно серьезным неприятностям:

  • Попаданию влаги в контур и образованию кислоты
  • П опаданию воздуха в холодильный контур
  • Утечке масла вместе с фреоном из места утечки
  • К перегреву компрессора и его заклиниванию из-за отсутствия масла
  • К сгоранию обмоток компрессора из-за кислоты в контуре

Естественно, что все эти следствия утечки хладагента напрямую влияют на окончательный срок службы оборудования, эффективность возложенных на него функций, сопутствующие расходы на эксплуатацию.

Поиск утечки – не самое простое мероприятие, так как подобная неприятность может возникнуть в самых разных местах: в трубопроводе, в важных компонентах оборудования, доступ к которым затруднен конструкционными особенностями. Следует понимать, что замена хладагента – не самая дешевая процедура, поэтому очень важно вовремя выявить утечку и предотвратить ее.

Сегодня существует несколько эффективных методик поиска утечек в холодильном контуре

Методы обнаружения в холодильном контуре системы охлаждения

Существует несколько вариантов обнаружения протечки в этом месте оборудования:

    Визуальный — по масляным пятнам на вентилях или трубе.

Применение мыльного раствора.

Использование погружения в обычную воду.

Применение галоидного, электронного, ультразвукового течеискателей.

Добавление внутрь системы ультрафиолетового красителя.

Обнаружение утечки высоким давлением

Обнаружение утечки с помощью мыльного раствора

Обычно подобный вариант эффективен в той ситуации, когда теоретически известно предполагаемое место протечки – осталось обнаружить его на практике.

Например, при проводимых ремонтных работах, во время замены какого-то компонента системы – когда специалист заведомо подозревает наличие утечки или видит следы масляного загрязнения. Преимущества такого варианта заключаются в простоте метода и его дешевизне.

Сам мыльный раствор можно легко приготовить самостоятельно — с помощью обычной губки для мытья посуды и моющего средства или обычного мыла.

Но и в магазинах продают немало средств для этого:

Мыльные растворы в аэрозольной упаковке .

С добавлением различных вспомогательных присадок.

В комплекте с помазками.

Самые известные из них — Rotenberger Rotest и Advanced EasyFind.

В любом случае это очень доступный и простой способ обнаружения места утечки хладагента и его можно использовать совместно с опрессовкой азотом.

Существует несколько правил, которые следует учитывать при использовании подобного метода:

Если мыльный раствор наносится с помощью фирменного спрея, то после применения надо его удалить, так в нём находятся активные добавк

При недостаточном давлении в системе можно заменить хладагент сухим азотом. Это вещество, кроме всего прочего, может создавать некоторый шум при выходе из системы в месте протечки, что позволит облегчить процедуру поиска.

Масляные пятна косвенно указывают на места протечек, поэтому именно в этих случаях мыльный раствор будет очень эффективным.

Обнаружение проблемного места с помощью погружения в воду

Вариант подходит в том случае, если есть возможность легко снять проверяемую часть системы и погрузить ее в воду. Предварительно необходимо заполнить ее сухим азотом и герметизировать. Обнаружить место утечки можно будет визуально – по появившимся пузырькам воздуха.

В этом случае будет полезным добавить в воду немного моющего средства, которое, благодаря изменению поверхностного натяжения, не позволит пузырькам скапливаться на поверхности проверяемой системы, тем самым, усложняя определение точного места протечки.

При использовании сухого азота не стоит подогревать предварительно воду, так как от этого давление заметно не увеличится.

Применение галоидного течеискателя

Подобное оборудование применяется только в тех случаях, когда в системе находится хлоросодержащий хладагент.

Любой мастер видел, как при пайке медной трубы, если из системы выходит фреон, то пламя окрашивается в зелёный цвет.

Преимущества этого варианта:

Устройство стоит относительно недорого.

Позволяет обнаруживать очень средний уровень утечки – до 150-ти граммов за год.

Менее эффективен, по сравнению с электронным аналогом.

При работе могут выделяться опасные для здоровья человека газы, поэтому необходимо, как минимум вентилирование помещения.

Наличие источника открытого пламени повышает уровень опасности при работе с этим оборудованием.

Сам принцип работы галоидного течеискателя таков:

Воздух пропускается через специальный элемент из меди, который в этот момент подвергается нагреванию.

При обнаружении паров хладагента пламя изменяет свой цвет.

Метод ультрафиолетового красителя

В основном эта методика используется для автомобильных кондиционеров.

Общая суть этой методики достаточно проста:

Специальный краситель закачивается внутрь системы, которая подвергается проверке.

Через какое-то время краска появляется на месте протечки, где ее и обнаруживают с помощью ультрафиолетовой лампы

Главный минус этого варианта – необходимость ожидания результата.

Обычно такой вариант применяется тогда, когда другие не эффективны.

Второй недостаток — краситель не дешёвый и требует приобретения и другого дополнительного оборудования — ультрафиолетовой лампы и специальных очков.

Проверка системы под давлением

Суть метода заключается в следующем:

В системе повышается давление. Но не более тех значений, которые указаны на оборудовании или в техпаспорте к нему.

Через некоторое время проверяется уровень давления – если он снижен, то утечка присутствует в оборудовании.

Этот вариант применяется как для больших систем с протяжёнными трассами, например ВРФ-систем, так и для любых других.

Обычно для медных магистралей и внешних блоков давление опресовки составляет 41,5 Атм., для внутренних блоков из алюминия 21,5 Атм., если в паспорте не указано другое значение.

При больших утечках их слышно на слух -шипение.

При маленьких можно использовать совместно другие методы — мыльную пену или добавить вместе с азотом фреон (или не стравливать остатки изначально) и использовать электронный течеискатель.

Эффективность при этом возрастёт в разы, так как количество входящего газа при высоком давлении будет гораздо больше.

Оборудование для опрессовки азотом

Для крупных промышленных систем используют 40 литровые баллоны с осушенным азотом.

Сервисные мастера и монтажники используют 10 литровые баллоны, которые легко транспортировать в легковых автомобилях, для бытовых и полупромышленных систем хватает 1-2 таких баллона.

Для регулирования уровня давления нужен редуктор с предельным давлением более 50 Атмосфер.

Он имеет два манометра — для измерения давления в баллоне и на выходе после редуктора.

При выборе редуктора, необходимо быть внимательным, так как даже если шкала манометра имеет на шкале предельное значение 50 Атм. это не значит, что редуктор предназначен для этого давления.

У каждого редуктора имеется аварийный спускной клапан, который не даст давлению на выходе подняться выше паспортного уровня.

Самый доступный редуктор для этих целей — кислородный РК-70 с предельным давлением 70 Атм.

Использование электронного течеискателя

Подобное оборудование считается наиболее эффективным вариантом обнаружения утечки хладагента. Обычно его результат проверяют дополнительно другим методом – нанесением мыльного раствора, чтобы точно определить место утечки.

Важно помнить, что использование электронного течеискателя возможно только с оборудованием, которое работает на том виде фреона, для которого предназначен течеискатель..

При эксплуатации этого изделия следует исключить нахождение в окружающем воздухе оксида углерода и паров спирта, так как они заметно снижают уровень чувствительности применяемого оборудования.

Возможности подобного варианта позволяют определять очень малые утечки 3-5 гр/год.

В электронных течеискателях есть регулировка для снижения или повышения чувствительности — для самых маленьких утечек её нужно выставить на максимум.

Также очень удобная функция «Сброс чувствительности до фонового уровня», то есть если в окружающем воздухе находится определённая концентрация фреона, и течеискатель на неё реагирует даже при самой маленькой чувствительности, то можно сделать сброс.

После этого данная концентрация будет считаться для него нулевой и прибор не будет на неё реагировать.

Для повышения эффективности поиска утечки, также можно повысить в системе давление сухим азотом.

Недостатки электронных течеискателей

  • Невозможно найти утечку на улице в ветреную погоду
  • Необходимо периодически менять датчики
  • Высокая стоимость прибора

В последнее время появились китайские течеискатели, которые стоят не так уж и дорого, но не менее эффективны, чем их брендовые собратья от CPS или Inficon.

Использование ультразвукового течеискателя

Это, пожалуй, наиболее свежий способ обнаружения утечек, так как подобное оборудование начали применять в этой сфере относительно недавно. Принцип действия таких течеискателей связан с обнаружением и фиксацией звуков, которые человеческое ухо даже не может воспринимать. Собственно, они их обнаруживают и усиливают до такого состояния, которое уже может распознать специалист, занимающийся поиском утечки. Естественно, что в этом варианте желательно исключить воздействие на прибор других, посторонних звуков.

Наиболее точный результат работы ультразвуковые течеискатели показывают тогда, когда система находится под хорошим давлением, особенно если закачать предварительно в нее сухой азот, который будет покидать компоненты оборудования через поврежденное место значительно быстрее, чем обычный хладагент.

Инструкция по проверке кондиционера на утечку фреона

Ключевым компонентом, обеспечивающим работу кондиционера, является хладагент. В качестве этого рабочего элемента обычно используется один из нескольких видов фреона. Это газообразное вещество не только участвует в процессе охлаждения воздуха, но и является своеобразным смазочным материалом для компрессора. Именно поэтому утечка хладагента из кондиционера может привести к серьезным последствиям вплоть до выхода из строя оборудования.

  1. Какое количество хладагента должно быть в системе?
  2. Признаки утечки фреона из кондиционера
  3. Что нужно для проверки уровня хладагента?
  4. Как найти утечку фреона в сплит системе своими руками?

Какое количество хладагента должно быть в системе?

Большинство моделей бытовых кондиционеров представляют собой сплит систему, то есть установку, состоящую из двух блоков, один из которых располагается с внешней стороны помещения, а другой – внутри его. Блоки соединены между собой трассой – медной или алюминиевой трубой, по которой циркулирует фреон. Количество хладагента, необходимого для функционирования вентиляционного оборудования, устанавливается непосредственно изготовителем для каждой конкретной модели. При этом учитывается длина трассы и мощность установленного компрессора.

Заправка кондиционера производится еще на заводе, однако количество фреона обычно рассчитано на среднюю длину трассы, которая составляет 3-5 метров. Если при установке системы возникает необходимость увеличить ее протяженность, то придется выполнить самостоятельную дозаправку хладагента (в среднем около 0,15 кг на 1 метр трассы). Помимо этого, недостаток фреона может возникнуть и в процессе эксплуатации кондиционера, если произошла утечка.

Признаки утечки фреона из кондиционера

Каким бы качественным ни был монтаж и используемые материалы, рано или поздно любой владелец кондиционера сталкивается с необходимостью его дозаправки. В силу того, что детали трассы соединены между собой механическим путем, некоторое количество газа, находящегося под давлением, проникает наружу – это называется естественной утечкой. Плановые потери фреона составляют в среднем 0,15-0,2 кг в год. К более существенной утечке хладагента приводят некачественный монтаж, механические повреждения трассы и износ соединительных деталей. Последствия этих потерь становятся видны по характерным признакам:

  • снижение эффективности кондиционера, даже при работе на максимальной мощности;
  • образование льда и инея в месте соединения труб с внешним блоком;
  • частое срабатывание термической защиты кондиционера;
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • появление запаха гари во время работы компрессора;
  • появление потеков масла под кранами.

Перечисленные признаки являются наглядным отражением перегревания компрессора кондиционера, для охлаждения которого требуется определенное количество фреона. Уменьшение давления хладагента приводит к нарушению смазочной системы компрессора, что может повлечь за собой неисправность других важных компонентов сплит системы.

Что нужно для проверки уровня хладагента?

Самый точный способ определить количество фреона в системе – это измерить его давление. Сделать это можно при помощи специального оборудования – манометрической станции. Шланг прибора нужно подсоединить к сервисному крану на стороне всасывания. После этого необходимо включить кондиционер и дать ему поработать 15 минут, после чего на синем манометре будут отображаться корректные данные.

На внешнем блоке устройства находится таблица, в которой подробно расписаны все технические данные конкретной модели кондиционера. Если измеренное давление на порядок отличается от рабочего давления в системе, то необходимо принять меры по поиску и устранению утечки. Однако необходимо учесть тот факт, что показания прибора будут отличаться в зависимости от температуры воздуха в помещении и на улице.

Как найти утечку фреона в сплит системе своими руками?

Выбор способа обнаружения зависит от характера повреждения трассы, ее протяженности и от возможности доступа к предполагаемому месту утечки фреона. Кроме того, некоторые методы предполагают использование специального оборудования и материалов. Среди них наиболее распространены следующие:

  1. Мыльный раствор. Применяется в том случае, когда место утечки фреона теоретически известно (например, при обнаружении масляных пятен или потеков на определенном участке трассы) и позволяет визуально определить течь. На предполагаемое место повреждения наносится обычный мыльный раствор или специальное средство в аэрозольной упаковке.
  2. Погружение в воду. Самый простой метод обнаружения утечек в холодильном контуре, который удобно применять в том случае, если проверяемая деталь имеет небольшие габариты, может быть извлечена из системы и герметизирована.
  3. Проникающий краситель. Данный способ предполагает закачивание в охлаждающий контур специального ультрафиолетового красителя, который, спустя некоторое время, может быть обнаружен в местах протечки. В отличие от мыльного раствора, краситель позволяет найти утечку по всей протяженности трассы, однако недостатком данного метода является долгое ожидание результата и необходимость наличия дорогостоящего оборудования.
  4. Проверка под давлением. Позволяет найти место разгерметизации путем повышения давления в системе (но не выше установленных производителем ограничений). Для этого в контур закачивается сухой азот, давление повышается до предельного уровня, после чего его значение фиксируется с помощью манометра. Снижение давления с течением времени свидетельствует о наличии протечки.
  5. Течеискатели. Специальное диагностическое оборудование позволяет найти места утечки фреона с высокой степенью точности. В настоящее время для проверки контуров кондиционеров используются галоидные, ультразвуковые и электронные течеискатели. Последние являются наиболее эффективным инструментом, поскольку в них имеется регулировка уровня чувствительности. Как проверить кондиционер на утечку фреона при помощи течеискателя? Для этого место возможной утечки тщательно обматывается полиэтиленом, затем давление в системе немного повышают, а после этого делается небольшая прорезь в нижней части полиэтилена, к которой подносится прибор.

ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО КОНДИЦИОНЕРА

Правильная диагностика – залог успешного ремонта автомобильного кондиционера. После 20-летней практики ремонта автокондиционеров, наш опыт позволяет разгадывать самые сложные случаи! Мы напишем пару слов о правильной диагностике кондиционера.

Чтобы поставить правильный диагноз, прежде всего, нужен опытный специалист, через руки которого прошла не одна тысяча машин с неисправным кондиционером. Это самое главное при диагностике автокондиционера. Если у человека нет опыта, ему не помогут никакие, даже самые дорогие и “навороченные” приборы. А грамотный специалист поставит правильный диагноз едва ли не голыми руками.

Как происходит диагностика кондиционера в автомобиле? Первым делом, конечно, проверяется наличие в системе фреона. К заправочным портам подключаются манометры. Если газ в системе есть, а кондиционер не включается, машина отправляется к электрику.

А вот если стрелка упала на “ноль” – дело ясное – кондиционер пустой. В него сразу закачивается контрольная доза, 100-200 граммов фреона. Если при этом раздается шипение, то место утечки хладагента долго искать не приходится. Если ничего не шипит и система способна удержать давление, приступаем собственно к диагностике. Для первоначальной проверки на утечки используется электронный течеискатель.

Этот прибор, снабженный тонким длинным щупом, способен улавливать утечку фреона в размере нескольких граммов в год. Щуп медленно проводится вдоль всех участков системы кондиционера и в месте утечки подает сигнал. Прибор “чувствует” облако фреона, появившееся около места утечки.

Опыт диагностирующего здесь тоже важен, поскольку рядом могут располагаться несколько возможных проблемных мест, трубки часто идут на небольшом расстоянии друг от друга, да и струйка фреона может “задувать” совсем в другое место. Здесь учитывается и внешний вид трубок, шлангов и радиаторов, и опыт диагностики предыдущих аналогичных автомобилей. Диагностику течеискателем нельзя проводить в ветреную погоду на улице, малорезультативна она бывает и в холодную погоду. Делать ее лучше всего в помещении.

В работе мы применяем течеискатели фирмы INFICON

Если прибор не показал утечек, кондиционер заправляется фреоном и маслом полностью и включается. По показаниям манометров становится понятно, нормально ли качает компрессор, нормально ли охлаждаются радиаторы, хорошо ли работает ТРВ, нет ли в системе засора. Кроме того, важным показателем является температура трубок на разных участках системы. Трубки можно просто щупать руками.

Бывает и так, что фреон в кондиционере есть, но его недостаточно. В этом случае кондиционер включается, но холода нет. Электронный течеискатель утечку не показывает. Куда же тогда делся фреон? Некоторые утечки бывают очень маленькие, или же проявляются только в определенных условиях. Иногда заправки кондиционера может хватать на несколько месяцев, прежде чем фреон снова утечет. Для поиска таких маленьких утечек существует диагностика ультрафиолетовым красителем. Этот краситель добавляется в масло и заправляется вместе с фреоном. На работу кондиционера он никак не влияет, вреда от него никакого нет и он может оставаться внутри кондиционера на весь срок его службы.

Ультрафиолетовый краситель для поиска утечек фреона

В месте утечки ультрафиолетовый краситель постепенно выступает наружу. Чтобы его увидеть, диагност одевает желтые очки и светит в темноте на все трубки ультрафиолетовой лампой. В месте утечки видно ядовито-желто-зеленое свечение.

Надо сказать, что сразу после заправки такую диагностику проводить нельзя, как это делают многие. Должно пройти время, чтобы краситель успел выделиться через место утечки. При этом кондицинером нужно активно пользоваться, а приезжать на осмотр либо когда он уже перестал холодить, либо, если он холодит – в конце сезона, пока еще тепло. После заправки кондиционера с ультрафиолетовым красителем, чтобы не пропал весь смысл такой диагностики, нельзя мыть подкапотное пространство. Лучше сделать это перед заправкой с УФ-красителем.

Некоторые “деятели”, по-другому назвать их просто не поворачивается язык, практикуют “диагностику вакуумом”. Клиенты, которые к нам приезжают, часто рассказывают, что где-то им отвакуумировали кондиционер, потом подождали несколько минут и, посмотрев на стрелку манометра, сказали, что “вакуум держит, значит утечек нет и можно заправлять”. Это типичный пример либо безграмотности, либо откровенного “развода”. Судите сами! Во-первых, давление фреона в системе значительно больше, чем разрежение, которое способен создать вакуумный насос. Во-вторых, если у вас, к примеру, фреон утекает за неделю, то и на вакуум было бы логично ставить машину на неделю, чтобы увидеть отклонение стрелки. За несколько минут или даже часов ничего не поймешь. Таким дурацким способом можно разве что понять, есть ли в системе свищ. Да и то, даже если он есть, отклонившаяся стрелка покажет лишь его наличие, но никак не расположение. Поэтому однозначно не стоит доверять специалисту, который делает “диагностику вакуумом”.

Кроме утечек фреона, бывает еще множество неисправностей, из-за которых может не быть холода. От банально грязных радиаторов или забитого салонного фильтра, до неправильной работы ЭБУ климат-контроля. Может не качать компрессор, либо он может переставать качать в какой-то момент, Может не работать ТРВ, могут быть механические повреждения, внутренние засоры, электронеисправности. Если у вас в автомобиле не работает кондиционер, приезжайте к нам. Мы его обязательно починим!
Диагностика кондиционера в нашем техцентре стоит от 800 до 1000 рублей. В эту стоимость включена диагностическая доза фреона, поиск утечек электронным течеискателем, а также измерение рабочих давлений.
Добавление диагностического УФ-красителя обойдется в 300 рублей.