Выцветание краски на стенах: причины, устранение и профилактика

Герметики

При проведении ремонта своими руками и в частности при покрасочных работах могут появиться дефекты покраски.

Здесь мы рассмотрим основные дефекты покраски стен, причины их возникновения и способы устранения.

Причинами возникновения дефектов покраски могут быть как нарушение технологии проведения покрасочных работ, так и плохая подготовка рабочей поверхности.

Статьи по теме:

Виды дефектов

При нарушении технологии покрасочных работ могут возникать различные дефекты, некоторые из них перечислены ниже:

  • вспучивание;
  • отслаивание;
  • потеки;
  • стыки;
  • пятна ржавчины или масляные пятна;
  • крокодилова кожа;
  • следы от кисти;
  • шероховатости;
  • сетка трещин на окрашенной поверхности;
  • матовые пятна;
  • проявление цветного слоя старой краски;
  • низкая укрывистость;
  • задержка в высыхании;
  • длительный отлип.

Вспучивание

Краска вспучивается из-за того, что поверхность стены была плохо высушена.

Получившееся вздутие необходимо вскрыть и зачистить, после этого хорошо просушить и повторно нанести краску.

Отслаивание

Этот дефект возникает, когда покрасочная поверхность грязная это могут быть пятна масла или просто отпечатки грязных пальцев.

В этом случае удаляем отслоившийся слой, зачищаем поверхность, протираем растворителем, подходящим для применяемой краски и после полного высыхания, наносим новый слой.

Потёки

Потёки возникают из-за слишком жидкой краски нанесённой толстым слоем.

Для устранения потёков после высыхания краски её выравнивают наждачной бумагой и окрашивают новым слоем необходимой консистенции.

Стыки

При использовании быстросохнущих красок и частых перерывах могут быть видны стыки.

Для удаления дефектов покраски придётся переделывать всю работу более быстрыми темпами и стараться делать стыки в незаметных местах:

  • углах,
  • около пилястр и т. д.

Пятна ржавчины или масляные пятна

Если появились пятна ржавчины или масляные пятна, то необходимо полное удаление слоя краски, зачистка мест появления пятен и протирка их щелочью или слабой кислотой.

Затем ждём полного высыхания и наносим слой нитрокраски, после чего можно окончательно окрашивать поверхность.

Крокодилова кожа

Этот дефект покраски возникает, если нанести очередной слой на ещё не просохший предыдущий, то последний слой со временем сморщится.

Для устранения зачищаем наждачкой, при необходимости шпатлюем и снова окрашиваем.

Следы от кисти

Следы могут остаться при окрашивании слишком густой краской.

Избавиться от этого можно зачистив дефект мелкой наждачной бумагой и повторно окрасить разведённой до нужной консистенции краской, желательно использовать кистью-флейц.

Шероховатости

Шероховатость возникает при плохой подготовке окрашиваемой поверхности, когда она сама по себе шероховатая или при некачественной краске, когда в ней находятся различные не растворившиеся предметы и мусор.

Для устранения необходимо хорошо размешать и процедить краску, а также зачистить окрашиваемую поверхность.

Сетка трещин на окрашенной поверхности

Это возникает при окраске поверхности с непросохшим слоем грунта.

Для ликвидации опять же придётся зачистить поверхность наждачной бумагой, зашпаклевать трещины и повторно окрасить.

Матовые пятна

Такие пятна возникают при некачественном грунтовании основы.

Для устранения зачистить мелкой наждачной бумагой и снова окрасить.

Проявление цветного слоя старой краски

Этот брак возникает при окрашивании поверхности поверх старого слоя. Старая краска может раствориться в новой и придать другой оттенок.

Для устранения необходимо на высохшую поверхность нанести несколько слоёв лака, а после полного высыхания окрасить.

Низкая укрывистость

Такой дефект появляется, если:

  • цвет грунта сильно отличается от цвета краски;
  • грунт вообще бесцветный;
  • сама краска является слабоукрывистой.

Необходимо просто нанести несколько дополнительных слоёв.

Задержка в высыхании

Долго сохнуть краска может из-за примесей в олифе (минеральное масло и др.), а также применении различных пигментов, которые задерживают высыхание.

  • сажа,
  • цинковые белила,
  • сиена,
  • краплак и др.

Для удаления необходимо сделать растушёвку предварительно добавив сиккатив (ускоряет высыхание) или повторно окрасить качественной краской.

Как правильно красить стены:

У вас возникли вопросы, жалобы или вы хотите оставить свой позитивный отзыв, вы можете это сделать ниже! Оставляйте свои отзывы и предложения в комментариях!

Нам будет очень приятно, если вы найдёте время и повод поделиться своим мнением!

Дефекты, возникающие при окраске

Пузырение

Дефект. Особенно заметное на зеркальной поверхности пузырение вызывается пылинками, которые могли попасть на нее до окраски с кисти или оказаться в самой краске.

Предупреждение. Протирайте поверхность пылезахватывающей бархоткой или куском чистой тряпочки, смоченной метиловым спиртом. Особое внимание обращайте на углы, где нередко прячется пыль, которая затем разноситься по поверхности. Действуя заостренной щеточкой, завернутой в чистую тряпицу, полностью очистите от пыли углы. Следите за чистотой кистей. Даже новые кисти нуждаются в мытье перед использованием — на щетине может оказаться пыль, а внутри выпавшие щетинки. Протрите крышку и края банки тряпкой, прежде чем ее открыть, иначе пыль может оказаться внутри. Не лишнее перелить краску из банки в небольшой бачок и уже оттуда брать кистью. Так что если пыль попадет в бачок, загрязненным окажется только небольшое количество краски. Перед началом работы следует убраться в комнате, подождать пока пыль осядет, и тогда браться за работу.

Исправление. Не пытайтесь устранять пылинки на еще не высохшей краске, иначе можно только усугубить дело, размазав ее. Дайте краске высохнуть в течение нескольких дней. Даже если она покажется подсохшей через несколько часов, учитывайте, что подсохла только ее поверхность. Ошкурьте поврежденные места, хорошо промойте чистой водой, основательно подсушите, затем нанесите новый верхний слой. На старой краске нередко образуется корка. Обнаружив ее, осторожно выловите и удалите ее, прежде чем размешивать. Но если это очень тонкая пленка, то лучше размешать краску вместе с ней, а потом процедить через марлю или металлическое ситечко.

Отслаивание красочной пленки

Дефект. Отслоение краски происходит вследствие плохой подготовки поверхности или неправильной грунтовки. Отслоение может дать о себе знать через сравнительно продолжительное время и обычно ограничивается набольшими участками поверхности.

Предупреждение. Необходимо хорошо зачистить и приготовить поверхность. Если зачищаете до дерева, пользуйтесь подходящей грунтовкой. Отслоения на стене или потолке эмульсионной краски обычно свидетельствуют, что она была нанесена по клеевой краске. К повторной окраске следует приступать только после того, как поврежденные на клеевой краске места смыты и зачищены, остальная поверхность схвачена слоем грунтовки.

Исправления. Если отслоения случаются на небольших участках поверхности, то следует соскрести краску до дерева, затереть неровности наполнителем и покрасить снова. Если же отслоение захватило обширную площадь, соскребать придется все покрашенное и снова повторить процедуру.

Медленное высыхание

Дефект. Случается, что краска (особенно на масленой основе) сохнет несколько недель и все же остается липкой. Это указывает на то, что она была положена на грязную или жирную поверхность, что был использован неподходящий растворитель или что краска не перемешивалась перед использованием.

Предупреждение. Нужно тщательно очищать и готовить поверхность, особенно края, куда попадает половая мастика. Всегда перемешивайте краску. В старую краску можно добавить немного патентованного сиккатива, в свежую краску сиккатив не добавляют.

Исправления. Если помещение плохо проветривается, откройте окно на несколько дней — это может ускорить высыхание. Если нет, то всю краску нужно будет снимать растворителем и красить повторно. Возможно, удастся устранить дефект, протерев поверхность мокрой тряпкой.

Раковины

Дефект. Появляющиеся главным образом на наружных поверхностях, раковины по размерам могут быть от булавочной головки до крупных повреждений. Причиной является содержащаяся в дереве или на его поверхности влага. Или влага, оказавшаяся между слоями краски; или давшие о себе знать узелки в структуре дерева. Еще одна, хотя и не так часто встречающейся причиной может быть окраска по мягкому, толстому слою, наложенному ранее. Воздействие сильного солнца при наличии упомянутых выше условий способно привести к образованию раковин.

Предупреждение. Окраску наружных деревянных поверхностей лучше делать к концу лета, когда дерево полностью высохнет. Если работу нужно провести срочно, то красьте в сухих, теплых условиях. Не красьте вскоре после дождя, пока поверхность хорошо не подсохла. Убирайте всякую мягкую толстую краску и обязательно обрабатывайте затронутые смолой участки.

Исправления. Участок с раковиной обработайте тонкой шкуркой до поврежденной поверхности или до самого дерева, если он достаточно обширен. Зашпаклюйте неровности, и повреждения как положено и покрасьте.

Потеки, морщины

Дефект. Тонкие прожилки или потеки на выкрашенной поверхности случаются из‑за плохого исполнения. Морщины могут появиться на толстом слое оседающей краски.

Предупреждение. Не берите на кисть слишком много краски, обязательно размазывайте ее до конца, прежде чем брать краску снова. Взгляните на окрашенное место минут через пять, если требуется, можно убрать потеки.

Исправления. Если обнаружите потеки до того, как краска стала подсыхать, устраните их легкими мазками кисти. На уже подсыхающей поверхности такая попытка может испортить все дело. Посмотрите рекомендации в разделе «Пузырение».

Тусклый глянец

Дефект. Тусклая отделка случается, когда пользовались неподходящим растворителем, поверхность была загрунтована и зашпаклевана неровно, грунтовка как следует, не высохла или окраска производилась во влажных условиях или на морозе.

Предупреждение. Нужно основательно готовить поверхность. Дайте грунтовке просохнуть положенное время, не пользуйтесь растворителем, если работаете с эмульсионными красками, не красьте во влажных условиях или на морозе.

Исправления. Дайте краске просохнуть, после чего шлифуйте тонкой шкуркой, удалите пыль, нанесите верхний слой краски.

Проявляется след от прошлых слоев

Дефект. Сквозь высохшую краску проглядывает колер предшествующего покрытия, указывая, что требуется еще один слой краски. «Цвет прошлых лет» случается, когда использована неподходящая грунтовка, или краска была плохо размешена, или использовали слишком много растворителя.

Предупреждение. Пользуйтесь рекомендованной грунтовкой и произведите рекомендованное число слоев. Не забывайте помешивать краску, как это рекомендовано в руководстве.

Исправления. Если требуется, положите лишний слой краски.

Следы от кисти

Дефект. Они встречаются на заново покрашенной поверхности. Причина — недостаточная зачистка поверхности со старой краской, неровная техника окраски (колер накладывается слишком обильно и не размазывается, как требуется), или работа велась плохими кистями.

Предупреждение. Тщательно готовить поверхность. Класть краску равномерно, заканчивая мазком «по зерну». Чрезмерно густую краску надлежит слегка развести. Нужно всегда пользоваться хорошими кистями.

Исправления. См. раздел «Пузырение»

Ряд других проблем, возникающих при неправильном использовании эмалей и красок:

Разница в цвете на пленке

Причина: краска плохо перемешана; окраска по сырой поверхности; отсутствие периодического перемешивания при длительном использовании; небрежность при работе с краской.

Способ устранения: поверхность окрасить заново.

Ржавчина

Причина: остатки ржавчины под пленкой краски; масляные пятна на поверхности (плохо обработана поверхность); наличие влаги на поверхности перед окраской.

Способ устранения: полностью удалить ржавчину, при необходимости загрунтовать поверхность и окрасить заново.

Шагрень белого цвета на цветных эмалях

Причина: плохо перемешана краска или эмаль; слишком толстый слой краски или эмали.

Способ устранения: после полного высыхания окрасить поверхность заново.

Плохая укрывистость краски или эмали

Причина: краска плохо перемешана; в процессе применения краска не перемешивалась (возможно частичное оседание пигмента).

Способ устранения: поверхность окрашивается заново.

Свертываемость краски, эмали или лака

Причина: происходит по ходу нанесения второго слоя при невысушенном первом; после нанесения первого слоя на него попала влага.

Способ устранения: высушить лаковую пленку, обработать шкуркой и окрасить заново.

Проблемы окрашенных деревянных поверхностей: типичные дефекты, причины, решения

Продольное растрескивание

Длинные трещины, возникающие вдоль волокон древесины – распространенный дефект при наружной окраске фасадов. Эта проблема присуща в большей степени краскам, образующим твердую поверхностную пленку: прежде всего алкидным и масляным. Тонкие трещины стремительно прогрессируют в более серьезные дефекты, и если своевременно не решить эту проблему, покрытие быстро придет в негодность.

Возможные причины:

  1. Толстая поверхностная пленка, нанесенная в один или два слоя.
  2. Окраска мокрой или избыточно влажной древесины.
  3. Неправильно подготовленная поверхность (не загрунтована).
  4. Влага, проникающая с тыльной стороны деревянного фасада.
  5. Сильные сезонные изменения размеров древесины.

Решения:

На начальных стадиях длинные продольные трещины еще поддаются эффективной реставрации. Для этого нужно:

  1. Удалить отслаивающуюся краску механическим способом – скребком или железной щеткой; узкие трещины «расшить», используя стамеску или другой подходящий инструмент.
  2. Отшлифовать поврежденные места, удалить пыль, обработать поверхность щелочным чистящим средством для дерева.
  3. Зачищенные участки покрыть грунтовочной краской, соблюдая все рекомендации, указанные производителем.
  4. Закрасить реставрируемые участки подходящей краской. Для решения подобных проблем лучше использовать водно-дисперсионные составы для фасадов. Они хорошо лягут на поверхность, ранее окрашенную алкидными или масляными красками, но при условии правильно подобранного грунта.

Отслоение краски

Отслоения краски – еще один распространенный дефект, часто возникающий при наружной отделке фасадов и других деревянных конструкций. Краска может отслаиваться как от самой деревянной подложки, так и от слоя старого лакокрасочного покрытия. В обоих случаях причина такой проблемы – плохая адгезия краски к поверхности, она может быть связана с рядом факторов.

Возможные причины:

  1. Несовместимость типов красок (при отделке поверхности по старой краске).
  2. Незагрунтованная деревянная поверхность.
  3. Высокое содержание смол в древесине.
  4. Покраска мокрой или плохо высушенной древесины масляной или алкидной краской.
  5. Влага, проступающая с тыльной стороны деревянного фасада (в случаях с красками на масляной основе).
  6. Использование краски низкого качества.

Решения:

  1. Зачистить отслаивающуюся краску в поврежденных местах или по всей поверхности.
  2. Определить тип старой краски. Поверхности, окрашенные ранее масляной или алкидной краской, обработать щелочным чистящим средством.
  3. Нанести на деревянную поверхность средство для защиты от влаги и плесени.
  4. Обработать грунтовкой или нанести слой грунтовочной краски.
  5. Окрасить поверхность краской для улицы совместимой с той, которая использовалась ранее.

Сеть мелких трещин

Дефект окрашенной поверхности, проявляющийся в виде сетки мелких трещин, называют крокодильей кожей. Подобным образом происходит естественное состаривание твердой лакокрасочной пленки масляных и алкидных красок. Множество продольных и поперечных трещин образуется в результате многократных циклов усушки и разбухания древесины. Когда же дефект возникает спустя один-два сезона после покраски, с большой долей вероятности он является следствием технологических ошибок.

Возможные причины:

  1. Нанесение масляной или алкидной краски слишком толстым слоем.
  2. Несовместимость краски и грунтовки – нанесение твердого покрытия на слабую подложку. Например, использование алкидной краски, образующей твердую пленку, на латексной грунтовке.
  3. Применение масляной краски низкого качества.

Решения:

  1. Снять старое покрытие.
  2. Обработать поверхность защитными средствами.
  3. Загрунтовать и окрасить, обратив внимание на совместимость грунта и используемой краски.

Сморщенность краски

Дефект в виде волнообразных складок может возникать при использовании любых типов красок.

Возможные причины:

  1. Нанесение краски слишком толстым слоем.
  2. Проведение работ на солнце или в условиях повышенной влажности, из-за чего пленка высыхает быстрее сверху, чем снизу.
  3. Нанесение второго слоя краски на непросохший первый.
  4. Высыхание краски в условиях высокой влажности (дождь, роса, туман).
  5. Нанесение краски на загрязненную поверхность.

Решения:

  1. Соскоблить сморщенную краску и зачистить поверхность.
  2. При использовании грунтовки дождаться ее полного высыхания, прежде чем приступать к покраске.
  3. Нанести краску тонким слоем в один или два прохода, избегая низких температур и высокой влажности.

Пузырение краски

Дефект в виде пузырения возникает из-за локальной потери адгезии краски с деревянной подложкой.

Возможные причины:

  1. Нанесение краски на влажную поверхность.
  2. Проникновение влаги с тыльной стороны деревянного фасада.
  3. Воздействие на пленку высокой влажности (особенно в случае с водоэмульсионными латексными красками).
  4. Покраска разогретой на солнце поверхности.
  5. Нанесение краски на смолистую древесину.
  6. Жирные загрязнения окрашиваемой поверхности.

Решения:

  1. Зачистить отслаивающуюся краску шпателем.
  2. Отшлифовать дефектные участки.
  3. Обезжирить и загрунтовать поверхность.
  4. Закрасить реставрируемый участок подходящей по свойствам краской.

Меление

Меление – процесс разрушения лакокрасочного покрытия, при котором пигменты и присадки отделяются в виде пыли. Окрашенная поверхность начинает мазаться, пачкаться, образовывать потеки на цоколе здания. Чаще всего такой дефект объясняется изначально плохим качеством краски, в состав которой входит недостаточное количество связующего, а пигменты и другие добавочные компоненты присутствуют в избытке. Под воздействием ультрафиолета непрочные связи краски разрушаются, и она начинает мелиться. Но в ряде случаев эта проблема не связана с низким качеством краски.

Возможные причины:

  1. Добавление избыточного количества тонирующих паст в водоэмульсионные краски.
  2. Нанесение водоэмульсионной краски на незагрунтованную сильно впитывающую поверхность. В этом случае большая часть связующего уходит в подложку, не обеспечивая красящим пигментам прочной поверхностной связи.

Решения:

  1. Удалить налет металлической щеткой или наждачной бумагой.
  2. Тщательно вымыть поверхность водой из шланга.
  3. Очищенную и высушенную поверхность обработать глубоко проникающей грунтовкой.
  4. После полного высыхания грунта можно приступать к покраске.

Выцветание краски

Потеря насыщенности – еще один неизбежный процесс, которому подвержена любая краска. О дефекте же лакокрасочного покрытия уместно говорить тогда, когда цветовой тон деградирует очень быстро – спустя один-два сезона.

Возможные причины:

  1. Использование интерьерной краски, не предназначенной для наружных работ.
  2. Применение низкокачественной краски подверженной мелению.
  3. Окраска солнечной стороны фасада цветами, которые в большей степени уязвимы перед ультрафиолетом – ярко-красный, синий, желтый.
  4. Избыток колера в водоэмульсионной краске.

Решения:

  1. При наличии меления, удалить налет механическими средствами.
  2. Вымыть поверхность водой из шланга.
  3. Дать древесине хорошо просохнуть и после чего загрунтовать.
  4. Окрасить поверхность подходящей краской, избегая цветов уязвимых перед ультрафиолетом.

Плесень на окрашенной поверхности

Проблема в виде грибковых очагов черного, серого, коричневого и другого цвета. Плесень возникает в затененных местах с повышенной влажностью: на северной стороне фасада, под карнизом, в цокольной части. Очаг биологической активности похож на обычную грязь. Отличить плесень от загрязнений можно при помощи бытового отбеливателя, при контакте с которым она исчезает.

Возможные причины:

  1. Влага, проступающая с обратной стороны фасада.
  2. Естественная влажность на затененном участке.
  3. Использование краски без бактерицидных присадок.

Решения:

  1. Очистить пораженную поверхность специальным средством для удаления плесени, после чего тщательно промыть водой.
  2. При повторном образовании плесневого очага, снять слой старой краски и обработать дерево антисептическими пропитками.
  3. Загрунтовать и окрасить краской с антигрибковым эффектом.

Выход древесной смолы

Проступание смолы в области сучков – часто встречающаяся проблема при окраске древесины хвойных пород. Просачиваясь через поверхность краски, смолы образуют коричневые и рыжие пятна.

Возможные причины:

  1. Использование сучковатой древесины с большим содержанием смол.
  2. Отсутствие предварительной обработки: обессмоливания, закрашивания сучков специальным средством.

Решения:

  1. Зачистить участки с проступающей смолой.
  2. Закрасить места выхода смолы лаком для обработки сучков.
  3. Нанести краску в тон основному цвету.

Ржавчина на шляпках крепежа

Коррозионные очаги, проступающие на поверхность краски, создают эстетический дефект и ускоряют разрушение лакокрасочной пленки.

Возможные причины:

  1. Использование не гальванизированных гвоздей или другого металлического крепежа.
  2. Повреждение защитного слоя крепежа при шлифовке.

Решения:

  1. Зачистить ржавые шляпки наждачной бумагой.
  2. Обработать поверхность антикоррозийной грунтовочной краской.
  3. Нанести слой наружной краски.

Дефекты после покраски

Покраска стен – процесс совершенно несложный, но требующий определенных знаний и опыта. Даже приглашая для этих работ профессионалов, стоит присмотреться к выполняемым ими действиям, чтобы избежать излишних проблем при дальнейшей эксплуатации. Некоторые дефекты после покраски становятся видимыми уже в процессе выполнения работ, а часть их может проявиться постепенно, через какое-то время. Если же делать все своими руками, лучше сразу знать что вас может ожидать и как этого не допустить либо быстро исправить.

Все, возникающие после покраски, дефекты могут иметь определенные причины:

  • плохую подготовку основания;
  • неудачный подбор материала;
  • неправильное нанесение краски;
  • ошибки при приготовлении красящего состава.

Проблемы с основанием

Качественная подготовка поверхности – наиболее важный этап при проведении малярных работ. Забывчивость или игнорирование обязательных норм имеет печальные последствия. Особенно видны недочеты при использовании глянца:

  • Неравномерность нанесенного слоя и видимые утолщенные участки. Случается, когда стена плохо очищена и не грунтована. Нанесенный слой необходимо счистить, зашкурить или прогрунтовать исходную поверхность, потом окрасить заново.
  • Вздутие и вспучивание покрытия. Результат покраски влажного основания. Проблемные места потребуется зачистить, хорошо просушить и промазать краской еще раз. Если после высыхания останется виден переход, всю область затереть наждачной бумагой и нанести еще слой краски.
  • Отслоение. Случается, когда новое покрытие укладывалось на толстый слой старой краски либо слабую шпатлевку. Также, когда поверхность загрязнена или имеет жирные пятна. Необходимо все счистить, обезжирить, просушить и повторить все сначала.
  • Жилы и трещины. Возникают при проведении покраски по не высохшему или плохо положенному грунту. Выровнять наждачкой, зашпаклевать, еще раз зашкурить и окрасить.
  • Проявившиеся пятна и полосы другого цвета. Возникают при растворении пигментов старого покрытия. При прочном слое старого материала лучше его сразу отлакировать, а потом красить.
  • Высолы. Если проблема и ранее имела место, поверхность лучше сразу зачистить, используя щетку по металлу, оштукатурить. Далее нанести масляную краску, шпатлевку, грунт и снова краску.
  • Бугорки и пупырышки. Остаются при окрашивании по плохо уложенной либо отшлифованной шпаклевке. Промыть, заново загрунтовать и окрасить.
  • Ржавые и жировые проявления. Места хорошо зачистить, обработать кислотой или щелочью, окрасить нитрокраской и только потом другими составами.

Последствия технических ошибок

Не менее часто дефекты после покраски возникают и в результате плохой подготовки работников. Их исправление также требует значительных временных затрат и дополнительных расходов на материалы:

  • Несочетаемые тона или рисунок. Проблема может возникнуть, когда не сделана предварительная проба окраски либо вы приобрели недостаточное количество состава. На торговом объекте может уже не оказаться нужного оттенка, а подбирать желаемую колеровку можно до бесконечности. Проще пробно прокрасить малозаметный угол и дождаться высыхания. Если результат устроит, купить подобный материал с запасом.
  • Комки и утолщения при покраске. Изъяны возможны при неправильном выборе разбавителя. Водно-дисперсионные растворы не переносят добавления растворителей, масляные краски – воды. Лучше вливать их малыми дозами.
  • Неравномерная окраска и щетинки. Проблема возникает при неправильном выборе инструмента. Потребуются два валика и кисть с натуральной щетиной. Первый слой краски лучше укладывать длинноворсным валиком, последующие слои – коротковорсным. В труднодоступных местах и на стыках лучше воспользоваться кистью.
  • Отслаивание наносимой пленки. Характерно при применении слишком густых составов или чрезмерного содержания в них клея. Также может наступать при нанесении слишком толстых слоев. Краску нужно удалить, поверхность промыть мылом, просушить и окрасить вновь.
  • Изменение цвета. Происходит, когда используются нестойкие пигменты. Потребуется приобрести качественный товар и выполнить полную перекраску.
  • Полосы. Возникают, когда состав плохо перемешан, в краску добавлены сухие пигменты, плохо выполнена растушевка. Дефектную область лучше смыть водой либо затереть тряпкой с растворителем и окрасить, используя краскопульт.
  • Частички мела, бугорки, шероховатость. Свидетельствует, что использовался не процеженный состав или крупно фракционная грунтовка. Поверхность потребуется зачистить, отгрунтовать и заново окрасить.
  • Появление складок. Встречается, когда была нарушена требуемая консистенция состава. Слой нужно снять, основание прогрунтовать и окрасить еще раз.
  • Мокрые пятна различных оттенков. Могут появиться при нанесении последующих слоев на плохо высохшие предыдущие. Места следует промыть слабой соляной кислотой, потом водой, загрунтовать, прошпаклевать и окрасить.
  • Следы от кисти. Когда уложен слишком толстый слой краски или мазки выполнялись по высыхающему составу. Дать поверхности хорошо высохнуть, зашкурить и еще раз прокрасить. Лучше использовать валик или краскопульт.

Иногда встречаются и менее распространенные дефекты после покраски, но борьба с ними в большинстве случаев сопровождается полной переделкой выполненной работы либо наложением дополнительного слоя красящего состава.

Выцветание краски

ВЫЦВЕТАНИЕ КРАСОК, изменение цвета красок при действии на них лучей солнца или вообще лучистой энергии, причем в большинстве случаев цвет красок делается менее насыщенным, более белесоватым. Громадное большинство красок органического происхождения выцветает на солнечном свету в течение нескольких месяцев, недель или даже часов; краска при этом резко изменяет свой цвет. Это можно легко заметить, если выставить на солнечный свет полоски окрашенной бумаги, наполовину закрыв их непроницаемым для лучей экраном.

Среди органических красок есть такие, которые показывают чрезвычайно быстрое выцветание, приближающееся к процессу, наблюдаемому при фотографировании. К таким краскам принадлежат: цианин, ортохром, пинахром, пинавердол, пинацианол и дицианин. Благодаря своей способности легко выцветать эти краски могут служить сенсибилизаторами для фотографических процессов. Металлические краски гораздо более стойки, и только немногие из них изменяют свой цвет на свету; к последним принадлежат некоторые соединения железа. Большинство неорганических красок являются стойкими соединениями, и изменения цвета в них не зависят от фотохимического процесса.

Одним из удобных методов для получения выцветания красок, как в видимой части спектра, так и в части ультрафиолетовой является исследование их в прозрачных средах (коллодий, желатина, спирт, вода, сахарные растворы), причем выцветание красок исследуется либо оптически (спектрофотометрически) либо фотографически. Выцветание красок, осажденных на волокне, можно изучать по спектру отражения этих красок; этот способ, как и способ прозрачных сред, дает весьма точные результаты.

Изучение фотохимического процесса в красках показывает, что если вещество имеет простую полосу поглощения, без вторичных максимумов, то разложение происходит пропорционально количеству поглощенной энергии Е, и изменение концентрации вещества с выражается формулой: —dc/dt = αE, где α — постоянная. Если полоса поглощения будет сложной, состоящей из нескольких налегающих друг на друга полос, то скорость выцветания в каждой полосе может быть различна, и таким образом можно получить весьма сложный эффект от действия лучистой энергии.

Выцветание в большинстве случаев является процессом, зависящим от окисления красок; это можно доказать, пропуская кислород над освещенной и выцветающей краской. В результате такого выцветания образуются углекислота и вода. Т. о. здесь происходит процесс медленного окисления. При разложении краска дает стойкие продукты, не превращающиеся обратно в первоначальное красящееся вещество. Подобный процесс окисления встречается у преобладающего числа органических красителей. Выцветание красок является процессом, сильно зависящим от среды, в которой краска помещена. Так, например, если мы растворим цианин в коллодии, обольем полученной смесью стекло и получим тонкую, прозрачную, окрашенную пленку, то такая пленка сохраняется без изменения в течение многих месяцев в темноте, но на свету коллодионная окрашенная пленка быстро изменяет свой цвет, давая быстрое выцветание. Если приготовить спиртовой раствор того же цианина, то такой раствор, имея ту же полосу поглощения в спектре,- как твердая коллодионная пленка, практически не выцветает, — во всяком случае выцветание его во много раз медленнее, чем в твердом коллодии. Прибавление к спирту коллодия вызывает небольшое изменение скорости реакции; но достаточно прибавления небольшого количества азотной кислоты или продуктов фотохимической реакции, чтобы реакция пошла с значительной скоростью. Таким образом среда оказывает огромное влияние на самый процесс выцветания красок.

Влияние кислорода окружающей среды или кислорода, поглощенного слоем растворителя краски, весьма значительно; при наблюдении окисления краски, расположенной в виде тонкого слоя на неорганической подкладке (стекло, кварц) и в присутствии кислорода, легко заметить, что уменьшение количества кислорода над краской замедляет процесс и, при концентрации кислорода, практически равной нулю (при давлении в 0,001 мм ртутного столба), процесс останавливается. Совершенно другая картина наблюдается в том случае, если краска находится в органической среде, которая может легко отдавать свой кислород, производя окисление краски. Такой средой является, например, коллодий. В этом случае процесс в абсолютной пустоте продолжается за счет кислорода среды, в которой растворена краска, и краска продолжает выцветать при давлениях, меньших 0,001 мм. У вышеуказанной группы красок процесс выцветания представляется в достаточной мере простым, причем явление выцветания иногда сопровождается вторичными реакциями, зависящими от присутствия среды. Все описанные выше процессы выцветания красок являются процессами необратимыми. Особняком стоят некоторые краски, которые показывают реакцию гораздо более сложного характера. К таким краскам принадлежит, например, метиленовая синька (Methylenblau). Если поместить эту краску в виде окрашенной желатинной пленки на свет, то происходит побеление пленки; в темноте пластинка снова приобретает свой прежний цвет. Т. о. может казаться на первый взгляд, что здесь происходит обратимая фотохимическая реакция, на самом же деле ее нет. Если исследовать точным способом спектр пленки до выцветания, после выцветания и после восстановления продуктов на воздухе, то можно заметить, что в крайних красных лучах получается изменение поглощения после восстановления краски; в большей же части спектра поглощение метиленовой синьки и продуктов ее восстановления получается одинаковое. Если устранять кислород, заклеивая слой краски стеклянной пластинкой при помощи канадского бальзама, то можно видеть, что под закрытой частью выцветание метиленовой синьки происходит быстрее, чем в части открытой.

Наконец, надо отметить, что существуют краски, которые могут обнаруживать изменение цвета на свету в атмосфере водорода и которые т. о. показывают явления восстановления при действии света. Путем восстановления можно получить из некоторых красок их, так называемые бесцветные основания — лейкобазы. Достаточно легко получаются лейкобазы для метиленовой синьки. При действии кислорода воздуха лейкобазы чрезвычайно легко переходят опять в краску; поэтому их приходится держать в атмосфере угольной кислоты в запаянных сосудах. В общем случае получение такой лейкобазы фотохимическим путем невозможно, и для этой цели применяется обычный процесс восстановления. Только у красок, указанных выше, можно получить продукты их восстановления фотохимическим путем.

Совершенно так же, как видимый спектр, действуют на краски ультрафиолетовые лучи, причем в некоторых случаях, при действии определенной группы волн, получается более сложный процесс. В самом деле, можно показать, что краски легко изменяются под влиянием озона — озон оказывается сильно белящим веществом. Как известно, ультрафиолетовые лучи с длиной волны короче 200 mμ (вероятно, около 193 mμ) вызывают образование озона, а с длиной волны от 209 до 287 mμ — разрушение озона; поэтому, действуя определенным комплексом ультрафиолетовых лучей (короче 200 mμ) на краску, мы вызываем процессы двоякого рода: 1) сама краска может разложиться под влиянием ультрафиолетовых лучей и 2) образующимся в ультрафиолетовом спектре озоном можно вызвать белящее действие.

Изучение выцветания красок в лучах Рентгена показывает, что если эти процессы и существуют, то являются совершенно ничтожными, и попытка произвести выцветание красок в течение нескольких часов не дает никакого эффекта. Отсутствие эффекта получается и при действии лучей радия на чистые краски.

Из сказанного вытекает целый ряд практических приемов для защиты предметов от выцветания. Прежде всего, нужно устранить попадание прямых солнечных лучей на легко выцветающие предметы; для этого такие предметы приходится или совершенно защищать от лучей света, гл. обр. летом, или стараться отфильтровать сильно действующие на краски ультрафиолетовые лучи, вызывающие образование озона. Отфильтровывание легче всего производится при помощи стекол. Т. о. застекление картин, нарисованных акварелью или масляными красками, в состав которых входят анилиновые краски, может предохранить их от выцветания. Способность красок легко выцветать является основанием для применения их в фотографии. Как известно, фотографическая пластинка чувствительна гл. обр. к синим и фиолетовым лучам и мало чувствительна к лучам красным, желтым и зеленым. Чтобы сделать фотографическую пластинку чувствительной к соответствующим частям спектра, ее прокрашивают некоторыми легко разлагающимися красками, и тогда пластинка делается фотохимически чувствительной в той области, в которой имеются полосы поглощения красок. Так, прокрашивая пластинку цианином, мы можем сделать ее чувствительной для красных, желтых и зеленых лучей. Этот процесс сенсибилизации имеет огромное практическое значение как в технике, так и в явлениях природы вообще: процесс нашего зрения, процесс ассимиляции углерода растением являются своеобразными процессами сенсибилизации. Применяя комбинацию нескольких красок, имеющих поглощение в разных частях спектра, можно получить такую смесь, которая при действии света будет давать цветные отпечатки, — на этом основан способ т. н. фотографии через выцветание. Одной из трудных задач этого способа является фиксирование полученного изображения без изменения окраски, которую первоначально имело полученное через выцветание изображение. Этот способ цветной фотографии развит в целом ряде работ и, несомненно, представляет очень большой практический интерес.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 4 — 1928 г.