Российская авиакомпания перекрасит все свои самолеты

Краски

Кризиса такого масштаба эта индустрия не испытывала никогда. Во время Второй мировой войны не останавливались, а наоборот, набирали ход перевозки в США, крупнейшей авиационной державе мира. Трагические события 11 сентября 2001 года, наоборот, больно ударили не только по Америке, но и затронули весь мир. Тогда понадобилось введение беспрецедентных мер безопасности, изменение принципов подхода к регулированию отрасли — по сути, сформировалась новая модель ее организации. Сегодня очень сложно говорить об окончательной «посткоронавирусной» конфигурации, но некоторые тенденции уже вырисовываются.

Наверное, наиболее популярной отраслевой темой сейчас является масштаб потерь и астрономические суммы (в сотнях миллиардов долларов) помощи, необходимой для перезапуска (по сути) авиации в мире. Но при этом куда меньше внимания уделяется тому, на каких условиях (например, передача части акций в собственность государств) и принципах эта помощь будет оказываться.

С этой точки зрения интересно посмотреть на самую большую авиационную державу мира — США. Недавно две немаленькие американские компании Spirit и JetBlue запросили у Минтранса разрешение на сокращение частот и направлений внутри страны: нет пассажиров, летаем пустые. И тут же получили окрик от регулятора: не будет госпомощи, таков закон.

В этом просматривается вполне очевидная логика. Жгите керосин, хранилища не резиновые, а нефть дешевая. К тому же это во многом решает проблему пилотов. На земле они теряют квалификацию, а восстановление навыков — серьезная процедура, растянутая во времени и недешевая. Регламенты жесткие, и если не задуматься об этом сейчас, то когда начнется неизбежное восстановление отрасли, летать будет просто некому, а это проблема очень серьезная. Самолет — не такси, на которое несложно найти владельца прав. За штурвалом сидят суперпрофессионалы, дефицит которых был до кризиса.

Кроме того, столь жесткий подход свидетельствует о понимании того, что остановка полетов приведет к потерям в инфраструктуре (аэропорты, обслуживание и т. д.). Да, убытки будут, но их готовы компенсировать только тем, кто руководствуется не только узкими соображениями своего бизнеса. И это в нынешней ситуации, пожалуй, самое важное: авиация — очень большой и взаимосвязанный комплекс. И понимание его проблем со стороны государства, на мой взгляд, важнее денег.

Впрочем, далеко не всем понадобятся компенсации и даже льготы. Более того, глава крупнейшей и самой успешной авиакомпании Европы Ryanair (парк состоит из 438 самолетов Boeing 737-800) Майкл О’Лири выступил с резкой критикой предоставления помощи европейским авиакомпаниям в принципе. В этом вопросе аналогичную позицию занимает и второй по масштабам низкобюджетный перевозчик EasyJet.

На мой взгляд, именно лоукостеры будут формировать новые реалии внутри европейского рынка. И в первую очередь Ryanair. Компания не имеет существенного долга, обладает уникальными технологиями и понимает, как захватывать региональные рынки. Например, самый крупный перевозчик Италии — это не Alitalia, а Ryanair.

Имея достаточную финансовую подушку, «ирландцы» готовятся к ценовой войне и вытеснению конкурентов. При этом они, как и авиационные власти США, понимают, что деньги решают в этой ситуации не все. Ожидать роста спроса не стоит, и лучше готовиться не к росту тарифов, а к их сокращению — вот новый принцип. Примечательны слова О’Лири: «Будь то €9,99, €4,99, €1,99 или 99 центов за место, нам почти все равно. Наша важная задача в краткосрочной перспективе — не зарабатывать деньги, а вернуть самолеты, пилотов и бортпроводников обратно в небо».

При этом он видит первым финансово успешным годом для своей компании не 2023-2024, на которые многие аналитики планируют начало восстановления отрасли, а уже следующий год.

Оптимизм О’Лири основан на уверенности в том, что засидевшиеся дома европейцы при первой возможности полетят в путешествие, и тут перед ними появятся возможности Ryanair. Более того, авиакомпания и не думает отказываться от большого контракта с Boeing на 135 самолетов 737 MAX, лишь собираясь «уторговать» авиапроизводителя, что в нынешних реалиях вполне вероятно. А это снизит стоимость владения парком.

Такой подход имеет право на существование. Во-первых, издержки авиакомпании снизятся: дешевое топливо и заинтересованность аэропортов сыграют свою роль, а экономить «ирландцы» умеют. Во-вторых, даже в неработающей Европе нет катастрофического падения доходов, да и перемещение трудовых мигрантов также неминуемо начнется. Я бы даже сказал, что всегда экстравагантный О’Лири в данном случае очень тонко учитывает психологию своего пассажира. И это может стать очень важным фактором.

Неожиданное подтверждение этому пришло из Азии. 19 апреля Korean Air открыла продажи на июнь-август на 36 международных направлений (внутри Кореи самолеты летают), среди которых даже Москва и Санкт-Петербург, пока наглухо закрытые для международных полетов. При этом авиакомпания изначально предупредила, что не уверена в том, что полеты будут выполнены именно в это время, — возможны переносы.

В распоряжении автора есть достоверная информация о том, что итог превзошел все ожидания — билеты начали разлетаться, как горячие пирожки. Мобильные и любящие путешествовать корейцы принесли авиакомпании остро необходимый сейчас кэш, причем в весьма значительных масштабах. Сработала психология и фактор доверия.

А что в России? Пока полная неопределенность. Суммы поддержки называются (они не так масштабны), но принципы их распределения так и остаются загадкой. Стартовые условия также несопоставимы. Топливо в России дешевеет, но не так быстро, как в Европе и США. По официальным данным Росавиации, за январь-март в среднем по стране цена на топливо снизилась на 4,64% по сравнению с началом года (в московском авиаузле — от 2,2% до 8,9%). Сегодня, по моим данным, можно говорить о снижении на 20-25%. Однако изначально цены у нас были выше, чем в большинстве европейских стран. И тем немногим бортам, которые продолжают летать в Европу, дано указание — заправляться там «под завязку».

Но даже падение цен на авиакеросин не решит главной проблемы. Самолеты у российских авиакомпаний «валютные», а курс доллара и евро привязан к дешевеющей нефти, что нивелирует любой позитив. Да и аэронавигационное обслуживание при полетах за рубеж тоже будет не рублевым.

Рублевыми и истощающимися являются лишь доходы населения. Число тех, кто имеет возможность отправиться за рубеж, явно расти не будет. Представить себе, куда внутри страны могут массово «рвануть» обедневшие граждане, также практически невозможно.

Даже единственная авиакомпания в стране авиакомпания, работающая по реальной низкобюджетной модели, — «Победа» — не сможет удержать доступные цены в силу как минимум валютного фактора. А без максимальной загрузки и максимального же времени использования самолета в сутки — тем более. Летать полупустыми и редко — путь в никуда.

Кроме того, ни у одной российской авиакомпании нет финансовой подушки, хотя бы пропорциональной масштабам Ryanair. А значит, нет времени на работу на перспективу, как в примере с Ryanair, тоже нет.

В этой связи показателен один российский «рекорд». Впервые в истории по количеству выполненных рейсов «Аэрофлот» оказался не первым, а вторым в стране. Национального перевозчика в кризисные времена потеснила S7.

Помимо простого объяснения — международные рейсы стали экзотикой — есть и более глубокое. Основа полетов S7 в непростой ситуации приходится на новосибирский хаб компании. По имеющейся информации, летают там самолеты с весьма неплохой для нынешних времен загрузкой. Главным образом это 75-местные Embraer 170. Неновые, небольшие и относительно недорогие. Наверное, такое сочетание и станет залогом успеха в ближайшем будущем. Но масштабы страны и расстояния вряд ли позволят тиражировать такой опыт.

Какая российская авиакомпания легче всех переживает кризис

В апреле авиакомпания «Азимут» перевезла 33 300 пассажиров, это 35% от показателей апреля 2019 г., говорится в предварительной справке Росавиации об итогах работы 20 крупнейших авиакомпаний. «Ведомости» ознакомились с документом. Правильность содержащихся в нем данных подтвердил человек, близкий к ведомству.

«Азимут» снизил пассажиропоток в апреле меньше других российских авиакомпаний. Весь российский рынок сократился из-за эпидемии коронавируса в 12,5 раза до 771 200 пассажиров. «Аэрофлот» сократил перевозки в 20 раз до 147 700 человек и впервые в своей истории перестал быть лидером рынка. Обогнавшая его S7 снизила трафик в 5 раз до 213 900 человек. В апреле «Азимут» вышел на шестое место по пассажиропотоку, по итогам I квартала он был на 12-м месте.

«Азимут» – самая молодая пассажирская авиакомпания в России и единственная в мире, флот которой состоит исключительно из российских самолетов – 11 SSJ100 вместимостью 100–103 мест. Авиакомпания начала полеты в сентябре 2017 г. Специализируется на перевозках между региональными городами России, базируется в Ростове-на-Дону и Краснодаре. По 37,5% «Азимута» контролируют председатель совета директоров и совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев и председатель совета директоров авиакомпании Павел Удод, 25% – у правительства Ростовской области.

«Мы выполняем большое количество субсидируемых рейсов по соглашению с Росавиацией и региональными правительствами, – делится секретом относительного успеха Ванцев. – Регионы хотели сохранить маршрутную сеть, поэтому мы продолжили выполнять свои обязательства, почти не сокращали направления, хотя по согласованию с региональными властями снизили частотность».

Также «Азимут» – единственная крупная авиакомпания в России, которая, согласно данным flightradar24, не ставила суда на прикол. В группе «Аэрофлот», например, из 361 лайнера не летают 218, заявил в интервью телеканалу «Россия» вице-премьер Юрий Борисов. У S7 из 103 судов летает 41, причем в среднем раз в сутки вместо пяти, говорил в конце апреля в интервью «Коммерсанту» совладелец авиакомпании Владислав Филев.

«Все наши SSJ100 летают, но с меньшей интенсивностью. Если ранее налет каждого судна составлял около 250 часов в месяц, то в апреле снизился до 135 часов, – рассказал «Ведомостям» Удод. – Упала и загрузка рейсов: с докризисных 86% до 47% в апреле, в мае немного выросла – до 50%». В среднем по отрасли занятость кресел в апреле составила 38%, говорится в справке Росавиации.

Налет российского самолета SSJ100 все еще в разы уступает иностранным судам

«У нас соглашения о субсидировании рейсов с 18 регионами. Эта программа субсидий стала основным механизмом, который сдержал падение трафика и сдерживает рост цен», – продолжает Удод. По региональным программам субсидируется не пассажир, а рейс, поэтому субсидированные перелеты авиакомпании сохранили по максимуму несмотря на низкую загрузку, рассказывали «Ведомостям» сотрудники трех перевозчиков. Многие регионы ввели для прилетающих из Москвы и Санкт-Петербурга обязательный 14-дневный карантин. Но для пассажиров из других субъектов таких требований почти нигде нет, поэтому спрос на региональные рейсы сократился не так сильно.

«Перевозки, конечно, сейчас убыточны, – признает Ванцев, – Но субсидии и правильный тип судна позволяют минимизировать потери». Он указывает, что SSJ100 лучше других моделей подходит для региональных перевозок. При использовании самых популярных в России самолетов Boeing 737 или Airbus 320 загрузка колебалась бы в пределах 25–30%, так как эти суда больше, чем SSJ100.

Не все с этим согласны. Филев, например, считает, что для региональных перевозок в России нужен еще меньший самолет на 75 кресел. S7 в 2018 г. даже подписала соглашение с производителем SSJ100 «Гражданскими самолетами «Сухого» о покупке 75 укороченных лайнеров SSJ100. Эту модель предстояло разработать, но в 2019 г. Минпромторг отказался от проекта, рассказывал Филев.

Поставки SSJ100 в последние годы падали, так как производитель пока не наладил систему поставки запчастей и при поломках эти лайнеры слишком долго простаивают. В среднем SSJ100 у российских авиакомпаний летают в 3 меньше, чем Boeing 737 и Airbus 320 (в 2018 г. соответственно 3,6 часа в сутки против 11 и 10).

Но «Азимут» за счет федеральной субсидии создал в аэропорту Ростова склад запчастей, первым стал арендовать двигатели взамен выбывающих из строя. Это позволило ему все годы работы быть лидером по налету на SSJ100. Плюс для авиакомпаний с парком из новейших российских судов сделано много послаблений: им можно начинать регулярные перевозки, имея только три судна (остальным – минимум восемь, что очень дорого), можно начинать полеты за рубеж, проработав менее трех лет внутри России. По лизингу SSJ100 субсидируется процентная ставка, а за каждый вновь получаемый самолет можно получить разовую федеральную субсидию в 139 млн руб. Эта сумма равноценна лизинговым платежам за год.

В 2019 г. «Азимут» вышел на безубыточность и на этот год были большие надежды, говорит Ванцев.

«У «Азимута» почти не было международных и московских рейсов, которые в первую очередь пострадали из-за эпидемии. Это и масштабное субсидирование региональных маршрутов позволило сохранить существенную часть трафика», – констатирует гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

Печатная газета «Ведомости» не будет выходить до 22 июня 2020 года из‑за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID‑19), введения в Москве режима повышенной готовности и ограничений, установленных Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12‑УМ.

Если у вас есть подписка на газету, вы сможете читать «Ведомости» на сайте без ограничений. Чтобы получить полный доступ к закрытым статьям, напишите нам: podpiska@vedomosti.ru. Укажите email для входа в личный кабинет на сайте и адрес доставки газеты.

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • HBR Россия
    • Как потратить
    • Ведомости&
    • Карьера
    • Конференции
    • Практика

    Контакты

    Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

    Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Ожидаемое возобновление международных авиарейсов и их направления на 2020 год

    Пандемия коронавируса парализовала международное сообщение. В наибольшей степени пострадала сфера авиаперевозок. Количество авиаперелетов состоянием на конец апреля текущего года снизилось по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году на 87%. В указанный период выполнялись «вынужденные» рейсы: эвакуационные, санитарные, грузовые, гуманитарные.

    Все с нетерпением ожидают возобновления авиасообщения, и большинство авиакомпаний выражают надежду на то, что это произойдет уже летом текущего года. Вместе с тем, авиаперевозчики осознают, что они обязаны придерживаться правил и мер, которые позволят обезопасить как пассажиров, так и членов борта.

    Планы российских авиакомпаний

    «Аэрофлот» намеревается запустить внутренние рейсы в начале лета. Что касается международных перелетов, то их старт отложен до середины лета.

    «Победа», низкобюджетное дочернее предприятие «Аэрофлота», с 1 июня возобновляет перелеты по 74 внутренним направлениям. С 14 мая на сайте компании можно приобрести билеты.

    Крупная чартерная авиакомпания AZUR air ранее совершала только международные перелеты. В частности, она предлагала следующие направления:

    • Вьетнам;
    • Гоа;
    • Доминикана;
    • Испания;
    • ОАЭ;
    • Турция;
    • Шри-Ланка.

    С 1 июня и до особого указания AZUR air будет осуществлять только внутренние перелеты по России. Перевозчик предлагает перевозки в Сочи с вылетом из 5 городов. Это:

    • Екатеринбург;
    • Казань;
    • Москва;
    • Санкт-Петербург;
    • Уфа.

    «Уральские авиалинии» с 1 июня планируют увеличить число направлений. Представители компании отметили, что залогом постепенного восстановления отрасли авиаперевозок является открытие домов отдыха, гостиниц и пансионатов России.

    Расписание авиаперелетов было подготовлено в таких вариантах:

    • только внутренние перелеты;
    • перелеты внутри России и в страны СНГ;
    • внутренние перелеты и перелеты в страны ближнего и дальнего зарубежья.

    Возобновление деятельности европейских авиаперевозчиков

    Несколько крупных европейских авиакомпаний возобновили работу с учетом требований к безопасности пассажиров и членов экипажа.

    Венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air стала пионером среди других европейских перевозчиков, вновь запустив некоторые из привычных рейсов. С 1 мая она обеспечивает перелеты из Лондона в столицу и ряд других городов Румынии, а также в Лиссабон и на Тенерифе.

    Wizz Air также намеревается возобновить рейс в португальский город Фару в середине июня. Также в планах представителей лоукостера – рейсы в Грецию (города Закинф и Ираклион, а также острова Корфу и Родос).

    Turkish Airlines намерена поэтапно запустить перелеты в летние месяцы. В приоритете – возобновление внутренних рейсов, после чего будут последовательно восстановлены международные перелеты в 19 стран по 22 направлениям.

    Турецкая авиакомпания выразила намерение с июня совершать рейсы в некоторые страны. Среди них:

    • Австрия;
    • Афганистан;
    • Беларусь;
    • Германия;
    • Грузия;
    • Израиль;
    • Казахстан;
    • Канада;
    • Китай;
    • Ливан;
    • Норвегия;
    • Швеция;
    • Южная Корея.

    В еженедельном порядке планируется выполнение 75 рейсов.

    С июля компания запустит рейсы по 74 направлениям. В августе планируется охват 98 стран. Данных о намерении возобновить авиасообщение с РФ пока нет.

    Немецкий авиаперевозчик Lufthansa, ранее отменивший большую часть авиарейсов до 31 мая, 8 мая объявил о возобновлении полетов в Афины, Порту и Гетеборг из аэропортов Мюнхена и Франкфурта. С июня будут выполняться полеты на острова Майорка и Крит.

    Начиная с 4 мая и вплоть до конца лета текущего года пассажиры Lufthansa обязательно должны использовать защитные маски и закрывать лицо плотной тканью. Для этой цели подойдет непрозрачный шарф. Контроль по соблюдению этих требований будет осуществляться при выходе к самолету. При отсутствии личной маски либо шарфа у пассажира представители авиакомпании предоставят защитные средства, но, если они закончатся, то пассажир не будет допущен на борт.

    Дочерняя авиакомпания перевозчика Lufthansa, Eurowings, будет осуществлять полеты на Майорку из четырех городов Германии.

    Brussels Airlines и Austrian Airlines, входящие в концерн Lufthansa Group, рассчитывают на возобновление полетов в июне. Разумеется, воздушный трафик будет иметь ограничения. Представители бельгийской компании назвали ориентировочную дату – 15 июня. С этого момента Brussels Airlines планирует, по мере открытия границ, расширять географию маршрутов. Представители компании заявили, что авиакомпания будет следовать всем рекомендациям для того, чтобы обезопасить персонал и пассажиров во время полета.

    Представители швейцарской авиакомпании SWISS 14 мая обнародовали информацию о том, что с июня будут возобновлены рейсы в ряд городов, среди которых:

    • Барселона;
    • Брюссель;
    • Валенсия;
    • Гетеборг;
    • Копенгаген;
    • Малага;
    • Неаполь;
    • Париж;
    • Рим;
    • Флоренция.

    SWISS планирует увеличить число полетов по существующим направлениям в Амстердам, Афины, Берлин, Лиссабон, Лондон, Порту и Стокгольм. С начала лета авиаперевозчик намеревается выполнять полеты из Цюриха в Москву («Домодедово») и Санкт-Петербург («Пулково») с периодичностью 2 раза в неделю.

    KLM, голландская авиакомпания, с 4 мая возобновила некоторые рейсы по Европе. Это маршруты из Амстердама в:

    • Барселону;
    • Будапешт;
    • Варшаву;
    • Мадрид;
    • Милан;
    • Прагу;
    • Рим;
    • Хельсинки.

    Пассажирам и персоналу авиакомпании предписывается использовать на борту защитные маски. Это требование необходимо соблюдать до 31 августа текущего года.

    Чешский авиаперевозчик Czech Airlines с 18 мая приступает к осуществлению рейсов между государствами. Первые рейсы вылетят в столицы Франции и Швеции, а также в Амстердам и Франкфурт. С 24 мая возобновятся рейсы в Киев, а с 25 – в Бухарест и Одессу.

    Что касается британского малобюджетного авиаперевозчика EasyJet, то его представители пока не дают конкретной информации о возобновлении авиаперевозок. По их словам, компания даже при отсутствии финансовых поступлений способна полноценно существовать до 9 месяцев. EasyJet идет навстречу клиентам, осуществляя обмен отмененных билетов без доплаты.

    Ryanair, перевозчик Ирландии, к 1 июля намерен выполнять около 1000 рейсов в сутки, если ограничения, принятые другими европейскими странами, будут ослаблены. Также значение имеет санитарно-эпидемиологический контроль в воздушных гаванях. Персонал и пассажиры обязаны использовать на борту защитные маски. Ryanair предупреждает, что сервис на борту будет временно сводиться к раздаче закусок и напитков.

    Британский лоукостер Jet2 предположительно возобновляет деятельность 17 июня.

    Французский авиаперевозчик Air France рассчитывает к июлю восстановить деятельность на 30% и начинает полеты с 1 июня. Авиасообщение между странами будет возобновлено с середины июня и только в том случае, если соответствующие государства откроют границы.

    До начала лета зарубежные рейсы из Франции охватывают только несколько стран Африки.

    Как будут возобновлять деятельность авиакомпании Ближнего Востока

    Национальная компания ОАЭ Etihad Airways наметила датой возобновления авиаперевозок 16 мая. График рейсов временно будет сокращен. Уже есть возможность бронирования. 1 июня будет выполнен первый новый рейс в столицу Австрии.

    Одна из крупнейших авиакомпаний мира Emirates заявила о возобновлении деятельности с 21 мая. В приоритете – регулярно выполняемые рейсы из Дубая в:

    • Мадрид;
    • Мельбурн;
    • Париж;
    • Сидней;
    • Франкфурт;
    • Чикаго.

    Emirates восстанавливает транзитные перевозки через Дубай для тех пассажиров, маршрут которых пролегает между Великобританией и Австралией. Также есть вероятность возобновления перелетов в Алжир, Тайбэй, Тунис, Чикаго.

    На данный момент существуют ограничения по ручной клади. В ее качестве будут рассматриваться только дамские сумочки и кейсы с ноутбуками. В здании аэропорта все пассажиры должны пройти обследование на предмет выявления коронавируса. Все члены борта и пассажиры обязательно должны пользоваться защитными масками и перчатками, а также соблюдать безопасную дистанцию.

    Авиакомпания Flydubai обнародовала информацию о возобновлении полетов с 5 июня. На сайте можно забронировать билеты в Азербайджан, Грузию, Иорданию, Таджикистан.

    Авиаперевозчик Qatar Airways сделал заявление о поступательном увеличении числа направлений и частоты перевозок, чего можно будет добиться после снятия введенных ограничений. До начала лета компания намерена восстановить маршруты по 52 направлениям.

    Вначале запустят рейсы, которые связывают аэропорт авиакомпании в Дохе с крупными транзитными центрами компаний-партнеров во всем мире. Прежде всего, такими центрами являются Даллас, Гонконг, Лондон и Чикаго. Также в приоритете рейсы делового и туристического назначения.

    Далее Qatar Airways планирует возобновление рейсов в Москву. На данный момент билеты по этому направлению можно бронировать, начиная с 15 июня. Кроме того, будут открыты прочие популярные направления в европейские и азиатские страны. Среди них:

    • Афины;
    • Амстердам;
    • Бангкок;
    • Барселона;
    • Берлин;
    • Будапешт;
    • Вена;
    • Гонконг;
    • Дублин;
    • Копенгаген;
    • Лондон;
    • Мадрид;
    • Манчестер;
    • Милан;
    • Мюнхен;
    • Осло;
    • Париж;
    • Пекин;
    • Рим;
    • Сеул;
    • Сингапур;
    • Стамбул;
    • Стокгольм;
    • Токио;
    • Франкфурт;
    • Цюрих;
    • Шанхай;
    • Эдинбург.

    Что ожидает пассажиров азиатских авиакомпаний

    Korean Air, крупнейший перевозчик Южной Кореи, в начале лета возобновляет рейсы между странами. Ожидаемые направления – Амстердам, Ванкувер, Вашингтон, Пекин, Сиэтл, Торонто и Франкфурт. Также в планах некоторые другие туристические и деловые центры.

    Авиакомпания Singapоrе Airlines и ее дочернее предприятие Silk Air в период с мая по июнь выполняют ограниченное число перелетов в:

    • Англию;
    • Вьетнам;
    • Германию;
    • Индонезию;
    • Малайзию;
    • Швейцарию.

    На сайте авиакомпании доступна бронь билетов из Москвы со 2 июля.

    Пассажиры указанных авиакомпаний обязательно должны надевать медицинские маски и соблюдать безопасную дистанцию как в салоне самолета, так и в зданиях аэропорта. До вступления на борт пассажиры обязательно проходят скрининг. На рейсах, которые осуществляются в пределах Китая и стран Юго-Восточной Азии, временно отменяется питание.

    Авиакомпании Таиланда Thai AirAsia и Thai Smile до конца весны не начнут международные полеты, так как они запрещены. Представители тайских перевозчиков надеются, что деятельность удастся возобновить 1 июня.

    Thai Airways наметила начало авиаперевозок в конце июня-начале июля.

    Ванговать не будем: как обстоят дела с авиасообщением по России

    Прогнозов и выводов в этом тексте не будет. Если вы хотите знать ответ на вопрос, закроют авиасообщение внутри России или нет, мы вам точный ответ не дадим. Но можем хотя бы объяснить, почему. Поехали (ну, не полетели же, в самом деле).

    Подумайте, стоит ли лететь

    Сейчас лучше оставаться дома и не покидать город, в котором вы живёте. Это небезопасно, так как уже доказано, что вы можете переносить вирус без внешних признаков заболевания. Привезёте в свой регион, — будет не очень хорошо.

    К тому же, после повторного обращения президента России 2 апреля региональные власти могут вводить свои правила «на местах». Что это значит? Есть общие правила для всех жителей России, как режим самоизоляции, а есть локальные меры, такие как «сухой закон» в Забайкалье.

    Поэтому уехать из города вы, в принципе, можете, но не факт, что удастся вернуться. Если местное управление введёт в городе или крае режим ЧС или просто закроет въезд и выезд любого транспорта, то там вы и останетесь.

    Мы не склоняем вас ни к одному решению, а просим подумать, прежде чем действовать.

    Официального запрета на полёты по России нет

    К 3 апреля никаких ограничений на авиаперевозки между российскими городами не вводили. Всё, что можно услышать по этому поводу — это слухи, предположения, прогнозы экспертов и дилетантов, разговоры и переписки между родственниками и друзьями, которые они заботливо публикуют в соцсетях и пересылают друг другу.

    Чтобы проверить информацию или узнать об официальных распоряжениях, можно зайти на сайт Федерального агентства воздушного транспорта России. Все принятые решения о перевозках публикуются там.

    Комментарий эксперта

    Старший диспетчер-представитель авиакомпании «Аврора» (до февраля 2020 года)

    Степан Мотявин

    Отмены рейсов по России в последнее время, конечно, были. И плановые, и внеплановые. Но количество этих отмен было обычным, не больше и не меньше, чем до ситуации с вирусом. Регулярные полёты между городами выполняются.

    Массовых сокращений нет, всё происходит в штатном режиме.

    Сейчас перешли на летнее расписание, поэтому количество их даже увеличивается.

    Но вот с пассажирами другая ситуация: их стало меньше. И если пассажиропоток сокращается, то и рейсы из-за этого могут отменяться. Пустыми самолёты просто не полетят. На это ещё влияет как раз переход с зимнего расписания на летнее. Логика простая: зимой рейсов было меньше, но людей больше, а сейчас рейсов больше, но людей меньше. Количество людей напрямую влияет на полёты.

    Среди пассажиров пропал бизнес-сектор, когда компании покупают билеты для своих сотрудников, например, в командировки. Они летают часто и много, туда-обратно, как правило. Но сейчас бизнес просто ушёл, остались обычные пассажиры, которые летят к семье. А это означает куда меньше купленных билетов. То есть сократилось именно количество пассажиров.

    Внутреннее авиасообщение закрывается только в крайнем случае. До тех пор, пока не объявят режим чрезвычайного положения по всей стране, такое вряд ли возможно.

    Примерно 26 марта в телеграм-каналах , которые нельзя назвать достоверными источниками, и некоторых СМИ появились сообщения о том, что Росавиация предложила правительству ввести ограничения на авиаперелёты внутри России. 27 марта Росавиация опровергла эту информацию, но и после этого СМИ продолжили писать о возможном прекращении полётов.

    Кажется даже, что вариант жёстко ограничить передвижение людей, чтобы самолётам было невыгодно летать, выглядит вполне логично. Но, опять-таки, это только прогнозы и предположения, о которых мы предупреждали. Официальных заявлений и запретов не было.

    На что обращать внимание

    Смотрите на наличие в городе или регионе аэропорта. Простой пример с Биробиджаном: въезд столицу Еврейской автономной области закрыли с 1 апреля из-за режима самоизоляции в связи с Covid-19. Но аэропорт в Биробиджане давно уже не работает.

    Также если вы увидите информацию о закрытии города, в котором всё-таки есть аэропорт, и вы уже собрались туда лететь, читайте такую информацию очень внимательно. Опять-таки пример с Биробиджаном: въезд и выезд закрыли только для автомобилей. Получается, если бы даже там был аэропорт, скорее всего, рейсы сохранились. Читайте подобные новости об ограничениях не между строк, а буквально вдумываясь в каждое слово. Сейчас это очень важно.

    Вот из такой новости сразу понятно, что самолёты в Чечню пока пускать не будут:

    «Руководство Чечни решило с 5 апреля полностью закрыть въезд и выезд из региона, чтобы помешать распространению коронавирусной инфекции. Чечня перестанет принимать самолёты, поезда и любой автотранспорт. Исключение сделают для машин экстренных служб, а также поставок продуктов и медицинских товаров».

    Не забывайте и про табло вылетов и прилётов. Они всегда доступны онлайн. Если собираетесь лететь в другой город, следите за информацией именно на табло. Как правило, это самый быстрый способ узнать об отмене или переносе рейса. Для этого зайдите на сайт аэропорта в городе вылета и на сайт аэропорта в городе прибытия, чтобы сравнить данные.

    Как ведут себя авиакомпании

    На данный момент с дистанции полностью сошла только «Победа», и то временно. В течение марта лоукостер постепенно сокращал рейсы за рубеж, как и другие российские авиакомпании. А в конце месяца принял решение остановить все регулярные рейсы по всем направлениям с 1 апреля до 31 мая.

    Остальные отечественные перевозчики продолжают работу на внутренних рейсах, несмотря на финансовые трудности. В СМИ даже писали о пилоте «Аэрофлота» Андрее Литвинове, который готов работать бесплатно. В своём твиттере он написал пост о том, что хочет помочь любимой авиакомпании и может два месяца летать безвозмездно. Литвинов также призвал своих коллег присоединиться к его инициативе.

    Когда откроют международные рейсы для россиян?

    Только появились новости о постепенном снятии режима самоизоляции, значит постепенно можно начинать планировать отпуск. Сеть уже заполонили вопросы вроде «Когда начнут летать самолеты за границу из России и откроют международные рейсы в другие страны?». Поэтому, в данной статье мы собрали для вас всю информацию, в том числе и мнения российских экспертов. Здесь вы найдете всю свежую информацию относительно того, когда разрешат полеты за границу и когда можно будет поехать на любимый курорт или навестить родных и близких за рубежом.

    Почему Россия закрыла авиасообщение?

    Начиная с 27 марта 2020 года Российская Федерация прекратила авиасообщение со всеми странами мира. Такое распоряжение Росавиация получила в связи со вспышкой вируса COVID-19. Исключением стали лишь специальные рейсы, которые были призваны в период с 27 марта по 3-4 апреля возвращать российских граждан из-за рубежа с помощью списков, составленных Министерством Иностранных Дел РФ. И так как в России пик заболеваемости еще не пройден, на данный момент авиасообщение с другими государствами все еще закрыто.

    Когда начнут летать самолеты за границу?

    Точные сроки открытия авиасообщения на данный момент просчитать не удастся. Но судя по прогнозам официальных представителей компании «Аэрофлот» постепенное восстановление международного авиасообщения может быть начато приблизительно к середине лета. Это в случае с самыми оптимистичными прогнозами. Если смотреть на ситуацию более реально, то открытие будет примерно осенью 2020 года. А исходя из наихудших прогнозов, можно сказать, что аэропорты откроют свои двери лишь в апреле 2021 года. Этот вариант рассматривают в случае, если в России пройдет вторая волна заболеваемости.

    Однако 8 июня 2020 года правительство России заявило, что Россия готова открыть границы с зарубежными странами. На данный момент предположительной датой возобновления авиасообщения названа дата 15 июля. Первые зарубежные рейсы полетят в страны СНГ. Затем с 1 августа будет возобновлены полеты в страны Европы, Азии и Америки.

    Когда Аэрофлот возобновит полеты?

    Руководство Аэрофлота уже сообщило о введении новых мер и правил по предотвращению распространения коронавируса во время открытия аэропортов, сохранится усиленная дезинфекция бортов самолетов. При хорошем исходе и снижении заболеваемости Аэрофлот может начать принимать потенциальных пассажиров приблизительно в середине июля. Но точную информацию касательно того, когда аэрофлот возобновит международные рейсы мы узнаем ближе к этому сроку.

    Когда Победа возобновит полеты?

    Напомним, что в связи с распространением пандемии российский лоукостер, находящийся под крылом компании Аэрофлот, прекратил авиасообщение даже внутри страны до 31 мая включительно. Однако, с начала лета самолеты авиакомпании снова поднимутся в небо. Уже начиная с июня на просторах сети Интернет доступны билеты для бронирования. В их летнем расписании уже запланировано множество полетов в Сочи и Анапу. Полеты будут осуществляться без пересадки в Москве.

    С 1 июня 2020 года Победа возобновляет перелеты по России и уже начала продавать билеты по низким ценам. Авиакомпания обещает скидки в 3 раза по некоторым направлениям. Успей купить выгодный билет на лето!

    Когда S7 возобновит полеты?

    В начале марта Владислав Филев, владелец S7 в своем недавнем интервью заявил, что возобновление международного авиасообщения планируется лишь на апрель 2021 года. Он также считает, что самоизоляция призвана немного растянуть пик заболеваемости, чтобы дать системе здравоохранения восстановить необходимые ресурсы, но она же приводит к тому, что заболеет небольшое количество людей, то есть о формировании коллективного иммунитета и речи быть не может. Соответственно, следует ждать второй волны заболеваемости. Следовательно, будут вводиться те же меры. Также владелец предположил, что вторая волна будет даже тяжелее, чем первая. По крайней мере именно такая ситуация возникла с эпидемией испанки в ХХ веке.

    После заявления правительства России о скором возобновлении полетов с июля 2020 года представитель авиакомпании S7 сообщил, что S7 готова возобновить зарубежные рейсы сразу после получения разрешения. По России авиакомпания не прекращала полетную деятельность.

    Когда Россия откроет авиасообщение с другими странами: прогнозы и мнения экспертов

    Фернандо Гальярдо — эксперт в области туризма считает, что туристическая сфера всех государств в этом году рухнет. И в целом, ситуация довольна плачевна для всех. Первым, по прогнозам начнет восстанавливаться Китай, но опять-таки, китайские туристы не поедут в страны с плохой санитарной системой, соответственно, выход один — внутренний туризм. Да и сами страны, знающие о своих пробелах в медицине не станут первыми открывать свои границы для авиасообщения так как это риск и для них. Но он тоже не даст такого эффекта как нормализованная система туристических направлений между странами. Следовательно, экономически пострадают все и времени на восстановление понадобится немного больше, чем планировалось ранее.

    Некоторые эксперты уверенны в том, что осенью авиасообщение начнет восстанавливаться, но не во все места можно будет полететь. На отдых в странах Евросоюза вряд ли стоит рассчитывать, но полететь в Турцию или Грецию, например, скорее всего удастся. Так как эти страны довольно зависимы от туристического направления и уже появилась информация, что они готовятся к открытию сезона.

    Операционный директор Aviasales Антон Байцур, в своем интервью Forbes поделился информацией о том, что авиасообщение с Европой может наладиться приблизительно к Новому 2021 Году. Однако, директор отметил, что рад тому как граждане отнеслись к ситуации, то есть со всей серьезностью. И если раньше, при приближении какой-либо опасности люди все равно предпочитали путешествовать несмотря ни на что, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Также, компания Aviasales расторгла свои контракты с Аэрофлотом и Победой из-за несправедливых условий со стороны последних, при которых компания просто физически не смогла бы работать даже несмотря на то, что пошла на многие уступки с партнерами в условиях всемирной пандемии. Имейте это ввиду при использовании сервиса.

    Председатель Совета Федерации посоветовала гражданам не планировать путешествий на 2020 год. Так как не только Россия, но и другие страны вряд ли быстро оправятся. Никто не снимет разом ограничения, к тому же для начала нужно будет наладить коммуникацию. Также, она отметила, что вся обстановка с коронавирусом имеет и положительные последствия, например, активное развитие внутреннего туризма.

    Соответственно, точно и в датах говорить о том, когда Россия откроет авиасообщение с другими странами на данный момент не представляется возможным. Все, что мы с вами можем, это слушать точки зрения лидеров мнений, экспертов, мечтать о теплом песке и солнышке у пальмы, и гадать, когда начнут летать самолеты за границу из России и откроют международные рейсы в другие страны.

    А на данный момент, оставайтесь дома и берегите себя и своих родных!