Масляная живопись знает три метода для смешивания красок:
- Физическое смешивание двух или большего числа красок до получения нового цвета, который впоследствии ложится на холст;
- На высохший слой одной краски на холсте наносится полупрозрачная или полностью прозрачная краска для получения нового цветового оттенка;
- Близкое расположение мазков кистью разных цветов для иллюзии создания нового цветового решения.
Метод физического смешивания двух или более красок
Для создания третьей краски можно сметодом лессировшивать друг с другом 2 кроющие краски. При наличии более светлой краски при смешивании ее с темным оттенком необходимо соблюдать следующую технологию: смешивание допустимо лишь при мелких мазках темной по светлой краске, наоборот ничего не получится. Если смешать прозрачную краску с кроющей, в результате выйдет новая кроющая краска. Микс двух прозрачных красок приводит к образованию новой разновидности прозрачной краски.
Стоит отметить неизбежное снижение цветовой чистоты и интенсивности тонов красок при методе их физического смешивания. Этим обстоятельством можно объяснить более слабый оранжевый оттенок краски – продукта смешивания красного и желтого цветов между собой по сравнению с натуральным оранжевым пигментом. Причем отмечается следующая закономерность – увеличение количества вовлеченных в физическое смешивание красок приводит к более выраженному эффекту размытости.
1) Смешивание двух кадмиев – красного и бледного желтого приводит к образованию корпусного оранжевого цвета;
2) Смесь желтого бледного кадмия и розового хинакридона является причиной появления похожей корпусной оранжевой краски;
3) Прозрачную оранжевую краску можно получить, смешивая хинакридон (розовый) и пигмент желтого №128.
Метод наложения красок
Способ лессировки
Данная техника выполнения наложения происходит при наложении одной прозрачной масляной краски на другую. Процесс лессировки, направленный на наложение прозрачной краски красного цвета на прозрачную желтую дает в результате оранжевую, которая очень сильно будет отличаться от оранжевого оттенка – результата физического смешивания двух цветов.
Прозрачный кадмий желтый послужил основанием для лессировки светостойкой розовой краской.
На фото — картина, написанная методом лессировки.
Способ сквозного мазка
Особенный вид лессировки, выполняемый по общим правилам поверхностного покрытия прозрачной или полупрозрачной краски, но с одним отличием – раскованные движения кисти в процессе нанесения верхнего слоя. При этом влияние нижнего слоя на общую визуальную картинку в конце нанесения поверхностного слоя очень велико.
Полупрозрачная лессировка выполняется при нанесении на кадмий желтый светостойкой розовой краски.
Метод примыкающих цветов
При нанесении мазков кистью очень близко друг к другу происходит комбинирование двух или более цветов, которые посредством оптического обмана зрения способны создать третий цвет краски. Если расположить глаз человека под определенным углом и на заданном расстоянии от холста, иллюзия оранжевого возникает из-за самостоятельного комбинирования цветов других красок.
Краски нижнего и верхнего тонального диапазонов
Когда речь заходит о выражении насыщенности и степени яркости цвета, необходимо использование термина «верхний и нижний тональный диапазон». Если в живописи используются оттенки и тени, можно с уверенностью сказать о преимущественном преобладании нижнего тонального диапазона. Такая картина обладает приглушенной цветовой гаммой и краски нельзя назвать яркими. Однако, наряду с этим, они могут отличаться тонкостью выполнения и изяществом. Верхний тональный диапазон можно охарактеризовать яркой цветовой гаммой, обладающей высокой степенью насыщенности цветов.
Краски, которые относятся к верхнему тональному диапазону, не смешиваются между собой, их наносят чистыми тонами второстепенных или основных цветов. Эти краски легки, свежи и очень яркие. Усиления основных качеств красок верхнего тонального диапазона можно добиться применением некоторых эффектов. Это может быть противопоставление дополнительных красок. Широкого распространения технология цветового контраста достигла после открытия Шеврелем теории света в 19-м веке. С тех пор цветовые контрасты – одна из частей процесса по созданию изображения (подробнее – в разделе «Цвет»). Применение данных эффектов наиболее оправдано в масляной живописи, позволяет краскам обрести глянец и яркое разнообразие.
Использование насыщенных цветов в живописи
Верхний цветовой диапазон последних двух столетий настолько расширился за счет новых насыщенных и богатых оттенков, что живопись XX и XXI веков способна просто ослеплять, стимулировать мозговую активность. Представленная ниже картина в источниках образного ряда имеет очень насыщенные краски костюмов и яркие оттенки освещения. Все это оправдано стилистикой латиноамериканского танца. Использование современного цифрового монитора для просмотра позволило повысить интенсивность и насыщенность цветовой гаммы многократно. Так технический прогресс может улучшить то, что само по себе уже прекрасно.
Использование насыщенного и яркого цвета
Использование масляных красок способно привнести в живопись такие качества красок, как цветовая насыщенность и глубина оттенков. Краски на основе масла способны добавить полотну яркости и глянцевитого вида. В данном конкретном примере дополнительный контраст между красной и зеленой краской лишь усиливает эффект.
Как смешивать цвета масляных красок?
Неважно, используются масляные краски для создания живописи или просто для дизайнерского оформления комнаты, всегда наступает момент, когда нужно получить оттенок, которого нет в палитре. Для этого приходится смешивать цвета. Для опытных художников или дизайнеров колеровка не представляет сложности, а что делать новичкам? Как смешивать масляные краски, чтобы получить необходимый цвет?
Особенности масляных основ
По сравнению с акварелью, гуашью или акрилом, масляная основа более текуча. Для создания однородного цвета необходимо тщательное перемешивание. В то же время такая особенность красок позволяет получать дополнительные художественные эффекты:
- При полном перемешивании получается ровный колер, подходящий как для рисования, так и для покраски поверхностей.
- При частичном смешении в основе будут видны более темные или светлые частички колеровки, которые при рисовании выглядят как прожилки, придавая картинке оригинальность и необычность.
Учитывая эту особенность красителя, можно при использовании частичного перемешивания создать оригинальный декор помещения.
Немного о смешивании
Основная палитра цветов хоть и обширна, но имеет не очень много добавочных оттенков. Чтобы получить необходимый цветовой тон, нужно смешивать два или более основных оттенка. Как же смешивать масляные краски, чтобы получить необходимый результат? Для этого нужно использовать таблицу, где указана цветовая палитра необходимых цветов, и как их получить путем сочетания нужных тонов. Такими таблицами пользуются не только начинающие, но и опытные оформители. Таблицы сделаны очень удобно, в них указано:
Смешивание цветов для получения необходимого оттенка
- Название цвета, который надо получить, и какая цветовая гамма необходима для колеровки. Например, нужен золотой оттенок. Ищем это название в таблице, и рядом с желаемым колером будет указана цветовая гамма, необходимая для смешивания. В случае с золотым для его получения необходимо добавить к желтому капельку коричневого или красного.
- Сочетание блеска. Например, хочется узнать, какой блеск получается при сочетании матовой и глянцевой красок разного цвета. Как правило, если добавить каплю глянцевой краски к матовой, то ее спокойный матовый блеск не нарушится, а вот если поступить наоборот, то глянцевый колер слегка приглушит матовый блеск. Смешение матового и глянцевого блеска часто используется дизайнерами помещений для подчеркивания перехода полутонов.
Разобравшись, как пользоваться таблицами, можно попробовать сделать свою палитру цветов и с ее помощью создать дизайнерский или художественный шедевр.
Как смешать правильно
Если нужная цветовая гамма не будет использоваться для создания художественной картины, колеровку можно сделать двумя способами:
- добавлением цветового колера в масляную основу (такой колер продается во всех строительных магазинах и подходит для красителей на любой основе),
- смешением масляных основ различными способами.
Основные цвета в механическом смешении
В живописи смешение происходит с использованием следующих техник.
Механическое смешивание
Результат достигается путем перемешивания двух или более основ различного цвета. Главное при этой технике – тщательное перемешивание для достижения полной однородности красителя.
Но не стоит полагаться только на данные таблицы (небольшое отклонение исходного тона от указанного может дать совсем другой результат), лучше попытаться развить собственное цветоощущение, позволяющее определять соотношение «на глаз», методом проб и ошибок. Только пробовать получившийся результат смешивания надо не на основной картинке, а на любой ненужной поверхности.
Наложение цвета
Такой способ требует некоторого мастерства и развитого цветоощущения. Начинающим мастерам, прежде чем приступать к декорированию, желательно потренироваться на ненужных поверхностях. Метод заключается в том, что поверх слегка подсохшего мазка накладывается новый тон, и происходит частичное смешение цветовых структур на основе.
Оптическая иллюзия
Такой способ подходит только для мастеров, когда путем умело подобранного цветосочетания и разницы блеска красителей создается иллюзия совсем другого тона.
Особенности
Все три методики при использовании одинаковой палитры цвета позволяют получить различные оттенки. Палитра механического смешивания совпадает с данными таблицы. Цветовая гамма, получаемая путем наложения и частичного перемешивания, может дать интересные тона, названия которым знают только профессиональные художники. Но для успешного декорирования необязательно знать названия, достаточно создать красивый и необычный эффект.
При пространственном смешении результат не обязательно зависит от цвета. Можно получить темно-зеленый оттенок, если рядом с матовым зеленым наложить любой глянцевый тон. Такие оптические игры в рисунке у новичков получатся не сразу, но если есть желание, то, немного попрактиковавшись, можно получать потрясающие результаты, используя цветовую палитру и разницу блеска.
Также для создания оптических эффектов используется способ лессировки, когда поверх плотной структуры красителя после высыхания накладывается полупрозрачный, лессировочный слой и один оттенок просвечивает сквозь другой.
Как наносить готовый краситель
Желая серьезно заниматься оформительскими работами или начать писать картины, можно освоить все техники смешения. Но для бытового декорирования достаточно полного и неполного перемешивания. Работать маслом следует следующим образом:
- Готовить колер на палитре непосредственно перед использованием.
- Мазки наносить при помощи кисточки или специального тампона (ошибки при рисовании маслом исправлять сложно).
- Наносить следующий слой только после высыхания предыдущего (исключение – метод частичного смешивания).
- При перемене цвета кисточку очищать при помощи растворителя.
Следуя этим несложным правилам и учитывая особенности масляной структуры при смешивании, даже новичок сможет создать красивый декор помещения или нарисовать на стене задуманный узор.
Смешиваем масляные краски правильно
«Все в мире относительно!» — сказал как -то Альберт Энштейн. Одно относительно по отношению другого. Добывания новых оттенок в живописи не исключение!
Какой бы обширной ни была ваша палитра, при работе над картиной не обойтись без смешивания масляных красок. Такая необходимость обязательно возникнет, когда потребуется получить дополнительный оттенок. Живопись — гибкий инструмент передачи увиденного, находясь при этом в особом состоянии. А цвет помогает самовыражать свою творческую натуру, используя язык красок. Об огромном мире масляных красок и принадлежностях читайте в общей статье
Смешивание цветов в масляных красках – процесс щепетильный, волнующий и увлекательный. Разыскивая новые оттенки, мы становимся чуть-чуть «АРТ-истически» богаче и лучше понимаем всю силу цвета.
При смешивание цветов могут получаться новые оттенки
Однажды я услышала такую фразу от одного человека: «Объясните, плиз, почему при смешивании красного с синим получается не чистый фиолетовый, а грязь какая- то! Как получить чистый фиолетовый?» Все дело тут в оттенках цвета. Ведь красный и синий могут иметь множество оттенков.
Смешивание масляных красок и таблица оттенков в помощь
Как вы думаете, сколько существует оттенков в мире? Более 1000 оттенков! Конечно, среди производителей масляных красок для живописи вряд ли найдется хоть один с таким количеством оттенков. Тем не менее, многие из них предлагают широкую палитру.
Богатая палитра Lefranc Bourgeois -120 цветов и оттенков
Например, краски которые я использую в практике: французские Lefranc & Bourgeois – краска высокого качества, 120 цветов и оттенков по 20 мл, 40мл и120 мл Rembrandt от Royal Talens — голландская краска высокого качества с широким выбором 120 цветов и оттенков, по 15 мл и 40 мл, белила выпускаются по 60мл и 150 мл эта фирма также выпускает серию Van Gogh, но в меньшем количестве. Вот еще одни французы- Pebeo хорошего качество, 60 оттенков по 37 мл и 80 мл.
Также я пользуюсь английскими производителями красок Georgian от Daler& Royney, здесь можно купить очень большие тюбы 200 мл, правда всего имеется 57 оттенков. Нравятся немецкие Lukas — около 70 оттенков по 37 мл и 200 мл. Mussini, вот еще краски прекрасного качества, имеют 108 оттенков по 35 мл и 150 мл. Есть немного итальянских Oil Master от Ferrario, их всего 50 цветов и оттенков. Имеется в моем арсенале немного и «Ладоги», их насчитывается 54 оттенка, в тубах 46 мл, 60 мл и 120 мл
Кстати, я родилась недалеко от озера Ладога, поэтому их купила чисто интуитивно, из- за названия. Ностальгия, по-видимому….
А знаете ли вы, сколько оттенков может различить глаз обычного человека? Не тренированный глаз человека может видеть около 180 оттенков, а также около 10 степеней насыщенности. Как же научиться видеть и различать больше? Покажется банальным, но научиться чувствовать более тонко оттенки можно тренировкой!
Если натренировать глаз, то и увидеть можно более 360 оттенков. Это почти в 3 раза больше! Невероятно, не правда ли?
Например, сколько цветов и оттенков вы можете различить на природе, в лесу. «Ну, тут же один зеленый, немного желтого и коричного!»- Скажут многие. Соглашусь, но чтобы написать лес на холсте, художник должен использовать множество оттенков и цветовых тонов того же зеленого, желтого и коричневого. Чтобы деревья, травинки, камушки были не одной зелено- коричневой массой леса на холсте. А иначе, это получится детский рисунок.
Кстати дети до определенного возраста пользуются именно чистыми красками и не рискуют их смешивать между собой. Глаз у художника-практиканта натренирован, так как он постоянно работает с колорами. Другими словами, чтобы интересно живописать, необходимо чувствовать характер цвета: гамму, тональность, насыщенность.
Это покажется странным, но тень от красной машины на белом снегу слегка фиолетового оттенка. До художественной школы, где я училась на художника по декорированию интерьеров фресками и росписью стен, я бы сказала, что тень от машины серая, но не сейчас! Я научилась видеть те оттенки, которые раньше видела иначе. Практика смешивания и тренировки, помогают намного шире видеть цвет.
Сочетая цвета, необходимо экспериментировать. Но чтобы проще было получить желанный оттенок, созданы специальные таблицы, где отмечена цветовая гамма для смешивания. Начинающему живописцу не сразу понятно, что с чем смешивать и в каких пропорциях, чтобы получить, например, пурпурно-розовый или «такой этакий» красивый оттенок.
Таблица в помощь :
Смешивание масляных красок таблица 1
Смешивание масляных красок таблица 2
Смешивание масляных красок таблица 3
Подобными таблицами пользуются не только художники-новички, но и опытные живописцы. Они помогают сэкономить время поиска и краски. Да-да, краски…. Смешивать придется, а неправильные и грязные замесы красок, скорее всего, выкинуться.
Знаете ли вы, что глаз некоторых животных видит не только цвет, а даже ультрафиолет. Кошки, например, видят мир цветной, но ограниченный в оттенках. Собаки видят все вокруг в черно-белом цвете. Хотя, о животных, которые рисуют, такого не скажешь. Собака по имени Сэм прекрасно ориентируются в цвете.
Как можно делать смешивания масляных красок
Под термином «смешивания» подразумевается, конечно, смешивание краски на палитре, чтобы получить новый интересный оттенок. Но, краску можно смешивать и на холсте, не для того, чтобы получить новый оттенок, а ради интересных эффектов. Некоторые методы, которые делают картину интереснее.
Существует три основных техники «слияния» краски в живописи маслом:
- Физическое.
- Наложение красок.
- Примыкание цветов.
О первом способе мы говорили выше: нужно соединить два и более выбранных оттенка и хорошо перемешать для получения однородного цвета. Как получить нужные цвета при смешивании красок, можно посмотреть в таблице или постараться интуитивно определить оптимальное соотношение.
Получить новые цвета при смешивании красок и таблицы
Второй способ предполагает наложение поверх хорошо подсохшего мазка краски одного цвета, другого прозрачного слоя. В результате происходит необычное слияние цветов. Эта техника требует определенного мастерства и знания лессировочной техники. Получается потрясающий эффект – словно один цвет просвечивается сквозь другой. С недавнего времени, я увлеклась таким смешиванием сухих красок на холсте, ради интересного оттенка.
Нанесение прозрачного оттенка на высохший слой
Оттенки, созданные путем наложения красок, отличаются от полученных простым смешиванием. Попробуйте, к примеру, на кадмий желтый нанести прозрачный розовый и сравните с традиционным оранжевым цветом. Он будет иной, глубже что ли. Получить такой оранжевый первым способом не получиться.
Слева лессеровочное смешивание, с право- путем перемешивания
Третий способ смешивания цветов самый необычный. Его используют опытные мастера. Суть: добиться оптической иллюзии возникновения нужного цвета за счет близкого соседства двух и более других оттенков. В этом случае мелкие мазки составляющих цветов располагаются максимально близко друг к другу и под нужным углом.
И при дальнем расстоянии глаз человека может увидеть цвет, которого там нет. На первом фото вверху, например, глаз может зафиксировать оранжевый, но ведь там только красный и желтый. Вам тоже так показалось? Одним словом, оптическая иллюзия…
Освоение техники смешивания красок
Начинающим художникам стоит в первую очередь попрактиковаться в физическом соединении разных цветов. Здесь тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Важно понимать, какие краски смешивать. Прозрачные краски можно соединять между собой, получая новые прозрачные оттенки. А вот при их соединении с кроющей краской получится новый кроющий колор.
Есть хитрость и при соединении двух кроющих цветов разной светлости. Нужно делать мелкие мазки темной краской по светлой основе, иначе смешения не получится.
Смелые смешивание масляных красок создадут интересную картину
Освоив этот способ, начните практиковать лессировку – нанесите на темный тон более светлый прозрачный оттенок, затем еще светлее и добейтесь сквозного проявления цветов. Получилось? Значит можно экспериментировать с соседством мазков.
Масляные краски можно и нужно смешивать, главное – запоминайте пропорции, иначе повторить найденный оттенок будет сложно. Сделайте свою таблицу, которая поможет вам в начале.Развивать цветоощущение полезно, пусть даже методом проб и ошибок.
Если вы хотите заглянуть и понаблюдать за Развитием современной живописи, то приглашаю вас почитать отдельную статью на эту тему. Вам будет определено интересно узнать современные подходы к искусству!
Кстати, за последние 200 лет, диапазон цвета сильно расширился. Новые, насыщенные оттенки появились и в живописи, позволяя человечеству творить в разных контрастах, тем самым обогащая мир живописи.
На десерт: Видео идея как нарисовать пейзаж быстро, легко и сказочно!
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Таблица смешивания цветов красок
Подробная таблица смешивания цветов масляных красок с примерами и инструкцией по смешиванию.
Для многих художников, особенно начинающих проблема смешивания красок может быть очень актуальной.
Как получить цвет которого нет под рукой? Конечно смешать краски на палитре! А таблица смешивания цветов приведенная ниже поможет получить самые необходимые цвета для живописи маслом. В таблице подробно расписано как и какие краски смешивать чтобы получить разные цвета. Таблица позволит расширить кругозор и добавит смелости начинающим художникам в смешивании красок, ведь для получения цвета нужно смешивать несколько красок 2-3 и 4 вида для получения одного оттенка.
Основной цвет + Инструкция по смешиванию
Таблица смешивания цветов всегда подскажет как смешивать масляные краски для живописи. Такая таблица должна быть под рукой у каждого художника! Какие цвета смешивать, чтоб получился третий, думаю этот вопрос у Вас больше не возникнет.
Какие масляные краски нельзя смешивать?
Если, со смешивание красок таблица помогла Вам, то есть существует еще таблица, которая расскажет какие краски не желательно смешивать между собой. Почему? Да потому что это может привести к растрескиванию краски, потемнению или загрязнению цвета в масляной живописи. Надеюсь, таблица нежелательных смесей художественных масляных красок будет полезной для Вас!
Художник должен знать, как и какие цвета смешивать можно, а какие краски смешивать нельзя. Думаю, эта статья дает расширенные ответы на эти вопросы.
Какие получаются цвета при смешивании красок
Прежде чем приступить к воплощению дизайнерских идей на практике или к рисованию, необходимо получить представление о колористике. Эта область знаний отвечает на вопросы о правилах смешивания красок: какие цвета получаются в результате соединения красок, какие тона считаются основными, что может пойти не так, какие существуют правила сочетаемости, какие сложности могут возникнуть при сливании разных видов красок.
- Традиционный цветовой круг
- Необходимые инструменты
- Получаем различные цвета
- Красный и его оттенки
- Синий и его оттенки
- Зеленый и его оттенки
- Серый и его оттенки
- Коричневый и его оттенки
- Желтый и оранжевый
- Фиолетовые тона
- Прочие цвета
- Особенности смешения разных видов красок
- Возможные проблемы
Традиционный цветовой круг
Понимание принципов смешивания красок начинается с представлений о цветовом круге. Его основа – желтый, синий, красный. Отталкиваясь от этого набора, можно прийти к большому количество вторичных цветов.
Традиционный цветовой круг представляет собой набор колеров, расположенных по кругу в порядке их преобразования при слиянии. В центре располагается стартовый колер, который подвергается преобразованиям. Для наглядности такую палитру делят на 12 секторов, в центре каждого из которых оказываются дополнительные цвета 1-ого уровня. Если к ним добавить еще по 1 части базового колера, получится 2 уровень, размещенный дальше от центра, на внешней стороне круга.
Необходимые инструменты
Набор инструментов для смешивания необходимо подбирать в зависимости от типа красок и опыта художника.
К наиболее распространенным относятся такие художественные инструменты:
- палитры;
- кисти;
- шпатели;
- мастихины.
Мастихин – лопаткообразное приспособление для смешивания масляных красок. Чем гибче лезвие, тем удобнее будет пользоваться этим инструментом. Он может быть изготовлен из пластика или стали и иметь разный размер и форму ручки. При выборе следует опираться на собственные ощущения: удобно ли держать инструмент, не слишком ли он тяжел. В магазинах большим спросом пользуются мастихины фирм “Сонет”, Pinax, “Гамма”, R.G.M., Sennelier.
Палитра бывает пластиковой, деревянной и даже стеклянной. Удобно использовать несколько видов для разных техник и условий рисования. В магазинах этот инструмент предлагают такие производители: “Сонет”, “Форте”, Pinax, ХМ, “Малевичъ”, Royal Talens, Mijello. Начинающий художник временно может заменить ее пластиковой тарелкой.
Получаем различные цвета
И основные, и дополнительные тона встречаются в естественной природе и называются хроматическими. Тяжело найти в чистом виде ахроматические цвета: белый, серый и черный. Оттенки ахроматических тонов возникают при слиянии красок, расположенных на противоположных сегментах цветового круга.
В среде профессионалов принято пользоваться таблицами синтеза для экономии времени на подбор состава. Данные в справочниках получены эмпирическим образом.
Базовый цвет | Дополнительный цвет (вводится постепенно) | Результат |
---|---|---|
Красный | Шоколадный или угольный | Каштановый |
Белый | Розовый | |
Капля ультрамаринового или темно-серого и медового | Бордовый | |
Желтый (вдвое меньше, чем базового) | Алый | |
Зеленый | Коричневый | |
Желтый, шоколадный, немного белого | Абрикосовый | |
Ультрамарин, зеленый | Черный | |
Золотой и медно-коричневый | Томатный | |
Белила, ультрамарин и агатовый или темно-серый | Сливовый | |
Небесный | Фиолетовый | |
Желтый | Оттенки красного | Вариации оранжевого |
Красный, угольный и изумрудный | Горчичный | |
Изумрудный | Салатовый | |
Салатовый, белый | Лимонный | |
Зеленый и немного белого | Изумрудный | |
Изумрудный, белый и темно-красный | Табачный | |
Белый и немного зеленого | Салатовый | |
Коричневый или алый и изумрудный | Охра | |
Оранжевый | Желтый, красный и медный или коричневый | Терракотовый |
Зеленый | Медовый | Оливковый |
Охра и угольный | Хвойный | |
Черный | Снежный и умбра | Медно-серый |
Синий | Изумрудный | Бирюзовый |
Агатовый и капля зеленого | Темно-синий | |
Умбра, белый, рыжий | Малиновый | |
Белый | Синий | Небесный |
Синий и капля агатового | Веджвуд | |
Черный | Серый | |
Коричневый и желтый | Бежевый |
Дополнительные цвета надо вводить правильно – добавлять осторожно и в небольших количествах, тщательно перемешивая перед добавлением новой порции.
Интересен тот факт, что не всегда результат воспринимается как разновидность базового цвета при синтезе. Малиновый считается оттенком красного, а замешивается на базе синего. Сливовый, более близкий как раз к синему, получают на базе красного.
Красный и его оттенки
Красный относится к тройке основных хроматических цветов и является основой для множества отливов, поэтому всегда присутствует в наборе красок и колеров. В печатном деле часто практикуется получение красного при соединении мадженты и желтого колера.
Ниже перечислены основные оттенки этого цвета:
- коралловый;
- каштановый;
- киноварь;
- алый;
- кармин;
- бордовый;
- умбра;
- лиловый;
- розовый;
- вишневый;
- рубиновый.
Синий и его оттенки
Классический синий называется ройал и редко встречается в наборах красок в истинной форме. Часто вместо него используется ультрамарин с примесью фиолетового. Приблизить ультрамарин к традиционному синему можно, добавив в него несколько капель белил.
Наиболее востребованные виды синего цвета:
- сапфировый;
- ультрамариновый;
- темно-синий;
- кобальтовый;
- васильковый;
- лазурный;
- голубой;
- небесный.
Зеленый и его оттенки
Зеленый присутствует во всех наборах красок, но уже не относится к основным цветам. Он синтезируется при сливании синего и желтого.
Варьируя количество компонентов или добавляя другие колеры, добиваются нужного цветового нюанса:
- травянистого;
- оливкового;
- бирюзово-зеленого;
- бутылочно-зеленого;
- хвойного;
- изумрудного;
- салатового;
- хаки.
Добавляя к каждому из этих вариантов белый, можно развернуть плавный градиент побочных оттенков.
Серый и его оттенки
Серый цвет снижает интенсивность краски, уменьшает яркость и может служить основой для получения нейтральных фонов. При этом сам по себе серый тоже имеет немало вариаций:
- перламутрово-серый;
- пепельный;
- серо-голубой;
- светло-серый;
- дымчатый;
- муссон.
Базовый серый получают при смешивании белого и черного, а введение небольшого количества других цветов придает ему некое подобие внутренней “подсветки”.
Коричневый и его оттенки
Коричневый является результатом объединения красного и его разновидностей, синего и желтого, а также оранжевого и синего или серого.
Варьируя его состав, можно получить более теплые или холодные оттенки:
- темно-коричневый;
- золотисто-коричневый;
- шоколадный;
- рыже-коричневый;
- медовый;
- медный.
Темно-коричневый можно получить, добавив в желтую краску столько же алого и 1-2 капли черного.
Желтый и оранжевый
К желтому можно прийти, введя в зеленую краску оранжевый колер.
Распространенные варианты данного колера:
- золотой;
- лимонный;
- солнечный;
- канареечный;
- шафрановый;
- ванильный;
- янтарный.
У оранжевого цвета – свои оттенки:
- коралловый;
- морковный;
- лососевый;
- бронзовый;
- охра.
При затемнении тона оранжевый приближается к коричневому.
Фиолетовые тона
Фиолетовый можно создать, соединив синюю и красную краски, но образоваться могут разные оттенки:
- лавандовый;
- сиреневый;
- фиалковый;
- аметистовый;
- ежевичный;
- виноградный;
- пурпурный;
- сине-фиолетовый;
- темно-фиолетовый.
Результат зависит от чистоты красок. При использовании темного синего получится насыщенный баклажанный. Сделать его ярче с помощью изменения пропорций, введения алого или белого практически невозможно. Для получения ярко-фиолетового лучше использовать розовый и голубой тона основных цветов или отталкиваться от сиреневого, если он есть в наборе красок.
Прочие цвета
Существует немало пограничных цветов, нюансы которых непрофессионал отличит лишь при непосредственном сравнении. Например, цвет слоновой кости может получиться при введении в белила охры и малого количества темно-коричневой краски. Цвет морской волны получают из белого, зеленого и капли черного, а цвет яичной скорлупы – из белого, желтого и капли коричневого.
Большинство таких оттенков требуют непосредственных практических экспериментов. Результаты таких личных опытов по созданию собственной палитры будут отличаться от табличных сведений, но при этом окажутся куда полезнее на практике.
Особенности смешения разных видов красок
Разные виды красок отличаются друг от друга текучестью, плотностью, прозрачностью и другими физическими свойствами. В зависимости от типа краска сможет поглотить разное количество цвета. Например, масляные краски более текучи по сравнению с акриловыми или акварельными. Поэтому при соединении разных цветов для достижения равномерного тона нужно тщательнее перемешивать получаемый состав. Это же свойство позволяет наносить не замешанную краску с контрастными включениями (линиями и точками) разных оттенков, что можно использовать как художественный прием.
При подготовке к работе интерьерных красок важно принимать во внимание, что для водоэмульсионной краски нельзя использовать колера больше, чем 20% от ее объема, а для акриловой – 7%.
Возможные проблемы
Наиболее частая проблема при смешивании – нестойкость результата, изменение тона со временем. Это связано с тем, что при соединении может начаться медленная химическая реакция. Например, полученный при смешивании киновари и свинцовой белой краски малиновый цвет сначала будет ярким, затем сильно потемнеет.
Помимо типа и оттенка красок значение имеют свойства поверхности, на которую они лягут, и способ нанесения: наличие или отсутствие фона, направление мазка, свойства подложки.
Все эти проблемы трудно предотвратить, но можно скорректировать с течением времени, эмпирическим путем выясняя особенности художественного и дизайнерского колорирования.