Кисточки для краски — виды, применение и техника работы

Краски

С радостным чувством грядущих перемен вы наконец-то собрались сделать ремонт. Или построили новый дом, или переехали в новую квартиру (ремонт в новостройках – привычное дело). Закупили самые лучшие лакокрасочные материалы, проштудировали инструкции по их применению, приобрели малярные кисти и валики… И вот тут-то, на этапе покупки инструментов, многие допускают распространенную ошибку – берут то, что попадется на глаза, не заботясь о том, подходит или нет приобретение к конкретному виду выполняемых работ.

Прежде чем рассказать вам о видах малярных кистей и валиков, о их правильном выборе, даем вам «координаты» страницы – здесь вы найдете перечень инструментов, которые можно купить в нашем магазине.

Виды малярных кистей, фото

Флейцевая (плоская малярная) кисть

Кисть флейц предназначена для работы с любыми красками, лаками, эмалями и олифой. Она удобна в обращении, ей можно легко обработать не места, которые недоступны для круглых кистей. Кроме своих непосредственных «обязанностей» — работы с ЛКМ, флейцевые кисти прекрасно справляются и с другими «трудовыми повинностями» — удаление пыли в труднодоступных местах, мытье поверхностей сложной геометрической формы, нанесение клеев, гелей и любых других жидких составов.

Рабочая часть кисти изготовлена из натуральной щетины длиной 60 мм и закреплена на деревянной ручке с помощью металлической обтяжки. Щетина обладает стойкостью к воздействиям различных химических агрессивных веществ. При работе с флейцевой кистью снижается расход материалов, так как она позволят наносить более тонкие и аккуратные мазки, чем круглая кисть.

Радиаторная кисть

Радиаторная кисть является разновидностью флейцевой кисти, но, в отличие от флейца, имеет более длинную ручку с изгибом. Именно благодаря этому радиаторной кистью легче красить труднодоступные места, особенно это удобно при окраске радиаторов отопления, секционных конструкций, удаленных углов, четвертей и других непрямолинейных конструкций.

Кисть макловица

Эта кисть по форме своей представляет небольшую щетку. Макловица имеет короткую ручку, которая зачастую крепится на винтах и бывает съемной. Рабочая часть кисти бывает прямоугольной, овальной и круглой форм. Обычно макловицы выпускаются с синтетической щетиной и короткой ручкой, но встречаются в продаже и более дорогие – с натуральной щетиной и длинной ручкой.

Ее удобно использовать при размывке побелки с потолков, грунтовании и побелке больших поверхностей. Кисть применяют для нанесения клея на обои и стеклообои, так как она забирает много клея и ускоряет приклеивание. То есть она удобна при нанесении вязких и густых материалов, но при работе с обычными красками макловица непроизводительна и невыгодна именно из-за своего сильновпитывающего свойства.

Также она годится для исполнения роли обычной щетки для подметания мусора.

Кисть круглая

В зависимости от диаметра круглые кисти можно разделить на тонкие и толстые (типа макловицы) или маховые кисти.

Тонкие круглые кисти предназначены для окраски окон, наличников, дверей, плинтусов, радиаторов, ровных и неровных профильных поверхностей. Они также удобны для окраски труднодоступных мест: четвертей окон и дверей, п-образных профилей.

Толстые (маховые) кисти так же, как и круглые макловицы, используются для смывки побелки с потолков и для нанесения побелки на потолки. Маховые кисти для работы в труднодоступных местах предполагают использование удлинителя или телескопического стержня длиной до двух метров, который в свою очередь делает работу менее удобной. Другим неудобством является большой “забор” или наполняемость кисти краской и малая отдача. Маховые кисти предназначены для фасадных и интерьерных работ на больших поверхностях. Их можно использовать для окрашивания и грунтования стен, потолка и прочих больших поверхностей. Стандартные маховые кисти имеют диаметр 60 и 65 мм с длиной ворса 100-180 мм.

Для улучшения качества работы длинный ворс рекомендуется подвязывать, чтобы короткая щетина малярной маховой кисти не сгибалась, благодаря этому поверхность будет хорошо прокрашиваться!

Кисть для лака

На практике кисти для лака используют таких же размеров как и для красок, только кончики немного распушены, что позволяет кисточке не оставлять подтеков и разводов на поверхности. Если нужна кисть для лака на растворителях, то лучше взять кисть с натуральной щетиной, а если нужна кисть для лака на водной основе, то лучше взять кисть с синтетической щетиной.

В отдельном ряду стоят кисти для лакировки пола. Это должны быть высококачественные малярные инструменты, отвечающие высоким требованиям производителей лаков. Кисти для лакировки пола представляют собой плоскую кисть-лопатку шириной 200 мм и длиной щетины 55 мм. Такие кисти используются для лакировки паркетных полов вместо валиков.

Виды малярных валиков, фото

Малярный валик, так же, как и малярная кисть, является основным инструментом при нанесении краски. Он предназначен для сокращения времени покраски и облегчения труда маляра при обработке больших и узких площадей. Он очень удобен в работе, занимает мало места и относительно недорого стоит.

Сам малярный валик состоит из двух частей: бюгеля (рукоятки) и бобины. На рынке малярного инструмента представлено множество видов валиков.

Малярные валики классифицируются по размеру: малые (длина бобины до 180 мм), средние (180-250 мм) и большие (свыше 250 мм); по типу покрытия бобины (“шубке”), по типу ЛКМ, для которых они предназначены (водные ЛКМ, на растворителях или иные), по типу окрашиваемой поверхности (дерево, кирпич, штукатурка, металл и т.д.), по назначению поверхности (внутренние и наружные), по степени структуры поверхности (гладкие и фактурные).

По типу покрытия бобины малярные валики подразделяются на несколько видов.

Поролоновые валики

Предназначены для работы со всеми видами водных красок, грунтовками, клеями, их нельзя использовать при работе с ЛКМ на растворителях, так как содержащийся в них растворитель разъедает поролон.

Велюровые валики

Предназначены для работы со всеми видами ЛКМ – как на водной, так и на масляной основах.

Валики меховые

Из натурального или искусственного меха (допускают работу со всеми видами ЛКМ).

Валики полиамидные

С шубкой из полиамида (допускают работу со всеми видами ЛКМ).

Резиновые валики

Могут использоваться в качестве структурного валика для придания рельефа поверхности, или в качестве прижимного (для выравнивания и проглаживания стыков обоев).

Это основные типы покрытия бобины, используемые при работе с ЛКМ.

Валики для декоративной штукатурки, фото

Структурный валик

Представляет собой разновидность прижимного валика. Предназначается для придания поверхности объемной фактуры путем нанесения красок на алкидной или акриловой основах. Изготавливается из вспененного полиуретана с заданной структурой.

Фактурный валик

Предназначен для получения заданного текстурного эффекта при работе со структурными штукатурками и фактурными красками на акриловой основе.

Рельефный валик

Предназначен для придания поверхности рельефа нанесением фактурных красок или штукатурок.

Текстурный валик

Используется при нанесении структурных красок и штукатурок на подготовленные поверхности.

В общем-то, все эти валики — суть одно и то же. Все они предназначены для создания рельефной поверхности.

Валики для покраски дерева, фото

Для покраски дерева можно использовать любые валики. Только следует обратить внимание на то, что дерево является весьма специфическим материалом и допускает разную степень обработки поверхности, применятся как внутри, так и снаружи, его можно покрывать как водными ЛКМ, так и ЛКМ на основе растворителей. При выборе валика нужно обязательно учитывать эти особенности.

Кисточки для краски и малярных работ: их виды и размеры

Многие люди даже не подозревают, что кисти для малярных работ и кисти для ремонта просто поражают своим изобилием и функциональностью. Обычно используют только один инструмент во всех ситуациях, но правильно ли это? Итак, давайте детально разберемся, какие бывают виды кистей.

Виды кистей

  • Маховые (КМ) – это огромные пушистые кисти из натуральных волокон и с добавлением синтетики (нейлона), имеют круглую форму. Их диаметр составляет 60-65 мм, а длина волосков доходит до 180 мм. Обычно применяют для окраски больших поверхностей, промывки или для побелочных работ. Они обладают высокой устойчивостью при контакте с разными растворителями и другими агрессивными веществами, прекрасно переносят высокие перепады температур и не боятся горячей воды. При взаимодействии с рабочей поверхностью они немного сгибаются, но затем моментально выпрямляются.

  • Кисти-макловицы (КМА) – улучшенный вид кистей, которые использую для нанесения клеевой или казеиновой краски на различные поверхности. В их основе лежит натуральный конский волос (50%) и искусственные щетины (нейлон 50%), что позволяет равномерно наносить слой покрытия на определенную поверхность. Различают два вида таких кистей: круглая и прямоугольная. Их диаметр составляет 120-170 мм, а длина волосков 100 мм.

  • Кисти-ручники (КР) – это маленькие круглые кисточки, применяют для окраски деревянных окон или труб. Их диаметр составляет от 26 до 54 мм. Состоят из чистой щетины и конского волоса, имеют круглую форму. Центр этого инструмента пуст, что позволяет ему накапливать окрасочный материал. Не рекомендуется использовать с клеящими и известковыми веществами, поскольку волоски держатся на клеевой основе. Обычно этот инструмент называют просто — кисть малярная круглая.

  • Филеночные (ФКФ) – это небольшие кисточки с достаточно удобной рукоятью и грубой белой щетиной. Их задействуют на небольших поверхностях для очерчивания линий и окраски трудно досягаемых мест. Диаметр кисти составляет 6-18 мм.

  • Радиаторные – замечательное приспособление для нанесения краски на труднодоступные места: швы или изгибы. Само название говорит о том, что они идеально подходят для окрашивания батарей (радиаторов).

  • Кисть малярная флейцевая (КФ) – плоская широкая кисть от 25 до 100 мм с удобной ручкой. Она изготовлена из щетины и барсучьего волоса. Идеально подходят для устранения потеков, которые могли возникнуть от других кистей.

  • Кисть синтетика плоская(КП),или кисть плоская с искусственной щетиной — это синтетическая кисть. Она имеет особое свойство: ее волокна, в отличие от природных волокон, сохраняют в процессе использования свою первоначальную (ровную) форму. Она замечательно подходит для красок, разбавленных водой. Такой инструмент идеально удерживает состав не только на наружной части нейлоновых волокон, но и во внутренней их основе.

  • Щетка-торцовка (ЩТ) – твердая и очень жесткая кисть, которая состоит из хребетной или полухребетной щетины. Их используют для отделки свеженанесенной краски. Она очень результативно устраняет все неровности, нанесенные другими приспособлениями.

Примечание: Щетки из хребетной щетины имеют форму конуса, это позволяет им захватывать больше окрасочного вещества и равномерно наносить его на поверхность.

Разновидности щетины

Щетина из натуральных волокон идеально подходит для малярных работ, хорошо удерживает состав, нанося его равномерным слоем. На ощупь она немного шероховатая, что и позволяет ей впитывать больше краски. Именно это отличает ее от искусственных (нейлоновых) волосков.

Щетина из синтетических материалов состоит из полимеров и имеет небольшую толщину. Разные виды современных полимеров позволяют достичь желаемой жесткости. Нейлоновая полиэфирная щетина прекрасно подойдет для водоемких красок, ее волоски не поглощают окрасочный материал, нейлон отталкивает влагу и сохраняет свою первоначальную структуру. Кроме того, нейлон лучше подходит для покраски бруса, не оставляя на нем ворсинок.

Смешанной щетиной приято считать ту, которая состоит из натуральных и синтетических волокон (обычно нейлон). Таким подходом улучшается упругость и износостойкость малярной кисти.

Правильный уход за кистью: советы

Если вы заботитесь о своих инструментах и хотите, чтобы они прослужили вам как можно дольше, тогда необходимо соблюдать определенные правила их хранения и использования. Новые или давно не эксплуатируемые кисточки для краски следует промыть горячей водой с небольшим количеством мыла, это поможет очистить щетины от пыли и изломанных волокон. После этого щетину выжимают и обсушивают.

Перед непосредственным началом покрасочных работ необходимо замочить щетину, чтобы та абсорбировала в себя влагу, размякнув и увеличившись в объеме. Таким простым способом можно достичь более гладкого и равномерного нанесения краски.

Перед началом малярных работ инструмент необходимо разработать, чтобы он принял правильную форму. Для этого берут немного окрасочной смеси и саму кисть, в качестве тестовой поверхности необходимо использовать любое шероховатое покрытие (кирпич, штукатурка, бетон). Таким образом, волоски обретут правильную форму для дальнейших работ. Рабочую поверхность лучше очистить от всего лишнего.

Очень важно правильно орудовать инструментом. К примеру, круглую кисточку на рабочей поверхности нужно постепенно прокручивать в руке, чтобы ее волоски стирались равномерно. При этом не нужно сильно вдавливать ее.

Бывают случаи, когда человек просто физически не способен проработать всю поверхность. Естественно, ему нужен отдых. В это время щетку можно оставить в краске или погрузить в специальный раствор. Если используются клеевые, известковые, масляные и казеиновые растворы, тогда замачиваем инструмент в воде. При керосиновых, скипидарных или олифовых составах рекомендуют использовать особые растворители.

Очень важно: Погружать кисточку нужно не полностью, а лишь до глубины, где щетины слегка касаются дна, иначе волоски согнутся или поломаются, лучше всего подвесить их на проволоке или другом устройстве.

Как мыть кисти? Для этого берем керосин, а после используем воду с мылом. Такие несложные процедуры нужно продолжать до тех пор, пока вода перестанет окрашиваться, оставаясь чистой. На финальной стадии подвешиваем их и просушиваем. Процесс очистки завершен.

Насколько важна форма кисти?

Большинство людей привыкли экономить свои ресурсы, используя старые инструменты с незапамятных времен, но это совсем неправильно. Вы только думаете, что экономите, но это не так. Например, можно целый день красить одну поверхность маленькой кисточкой с круглой щетиной. Куда более выгодно приобрести большую плоскую кисть, которая одним движением окрасит внушительную поверхность.

Круглая маленькая кисточка больше подойдет для маленькой рабочей поверхности. Этот инструмент позволяет покрыть особые места, например, круглые трубы. Для труднодостижимых мест рекомендуют использовать так называемые угловые кисти. Важно помнить, что, прежде всего вы экономите время.

Как правильно выбрать малярный инструмент?

Перед покупкой инструмента, встает вопрос, как сделать правильный выбор? На самом деле многофункциональной просто нет, для каждой ситуации используют разные кисточки. Строители предпочитают использовать именно природные материалы, а не полимеры, но не всегда натуральные волокна лучше нейлоновых. К примеру, кисти синтетика покупаются для смесей с водяной основой, их нейлоновые волоски имеют свойство отталкивать влагу. Круглая кисточка годится для небольших участков, а плоские кисти для стен и других ровных поверхностей.

Кисть, ее виды, назначения и правила использования

Кисть – это универсальный инструмент, предназначенный для выполнения малярных работ, живописи и др.

Кисти имеют множество разновидностей, размеров и специализированных назначений, о которых мы расскажем в этой статье.

Основная задача кисти – перенести красящее вещество на обрабатываемую поверхность и равномерно ее распределить по ней.

Такой поверхностью может быть стена, пол, оконная рама, потолок, холст, и даже кожа на лице.

Процесс нанесения красящих составов на поверхность известен с самых давних времен.

В некоторых случаях можно обойтись без дополнительного инструмента, например, при накладывании туши на веки.

Но когда речь идет о жидких или рассыпчатых составах без специального инструмента обойтись практически невозможно.

Поэтому для окрашивания объектов используют кисти.

Кисть

Инструмент для покрытия поверхности красящим пигментом в жидком или порошкообразном состоянии.

Обеспечивает такое действие пучок ворса на конце ручки.

Ворсинки впитывают или собирают краску, а при более сильном нажатии кистью о поверхность отдают ее.

Соответственно, поверхность окрашивается.

Разновидности кисти не поддаются исчислению.

При этом конструкция этого инструмента мало изменяется.

Устройство и характеристики

Любая кисть включает 3 элемента:

• щетка – упомянутый пучок ворса разного размера;

• ручка – за нее инструмент удерживают во время работы;

• обжимной цоколь – обеспечивает фиксацию пучка щетины.

Параметры инструмента – толщина пучка, толщина ворсинки, длина ворса, определяются назначением.

Материал

При изготовлении ручек используют дерево, пластик, иногда кость – для эксклюзивных моделей.

Встречаются варианты из стекла или металла, но мало распространены.

Цоколь выполняют из тонкослойного металла – латуни, меди, стали, чтобы не утяжелять кисти.

А вот для изготовления щетки существует большой выбор.

Все их можно разделить на 3 группы, по используемому материалу в рабочем пучке: щетина, волос и синтетические волокна.

Щетина

Для производства кистей используют щетину с хребта свиней.

Ей свойственна упругость, прочность и вырастает она до 77 мм в длину.

При выборе щетины оценивают ее длину, толщину и эластичность, т.к. именно эти показатели являются основными для определения специализации кистей.

По цвету, этот материал делят на: белый, серый, желтый и черный.

Оттенок указывает на степень обработки: белая щетина получена отбеливанием, она очень мягкая и упругая.

Для повышения качества мягких моделей их щетинки шлифуют.

Серая относится к щетине 2 сорта, не такая мягкая, а желтая и черная применяются для объемных малярных работ.

К объемным работам относятся грунтование, побелка или окраска поверхности больших площадей.

Натуральная щетина достаточно хорошо впитывает, и отдает краску.

Кроме того, она устойчива к химически агрессивным веществам, поэтому при работе с нитроцеллюлозным или масляным составом применяют кисть из натуральной щетины.

Водоэмульсионный состав ворсинки из щетины впитывают хуже.

Натуральный волос

Натуральный волос не столь упругий и жесткий как щетина, поэтому для малярного инструмента применяется редко.

Чешуеобразный верхний слой волоса отлично впитывает в себя краску, и легко ее отдает.

Волосы разных животных отличаются по мягкости, стойкости к износу и длине – эти характеристики определяют назначение инструмента.

Волос разделяют по жесткости.

Например: конский и коровий волос гораздо жестче, чем волос пушных зверей:

Барсук

– волосок конический, «брюшко» смещено к краю, из-за чего барсучья щетка очень пушистая.

В лучших моделях кончик щетки белого цвета, к центру темнеет.

Порой изготовители имитируют такую окраску на кисточках из козьего волоса.

Но по мягкости они не сравнятся с барсучьей шерстью.

Охотней всего ими пользуются при замесе тяжелых красок;

Белка

– волоски берут из хвоста этого милого животного.

Кисти делают круглые, очень мягкие и эластичные.

Материал применяют только для художественного инструмента;

Колонок

– волос из хвоста колонка.

Тонкий, упругий, с идеальным коническим кончиком и «брюшком» на середине.

Мягкость волоса ниже, чем у беличьего, но зато выше упругость.

Незаменимы при рисовании гуашью и акварелью, а также при стенописи. где от кисточки требуется упругость.

Из колонка мастерят изделия круглые и плоские с коротким и длинным ворсом.

Причем щетка собрана из волосков разной длины: при нажатии она формирует постоянный капиллярный поток.

Колонковые кисти очень дорогие. Унция колонкового волоса стоит выше, чем унция золота.

Козий волос

– мягкий и эластичный, но без кончика и склонен к закручиванию.

Годится для работы с гуашью и акварелью.

Из козьего волоса производят почти все модели для макияжа;

Песчаниковые

– здесь материалом служит волос хвоста песчаника.

Он очень мягкий, но при этом обладает некоторой жестковатостью.

Такой материал хорош для работы с гуашью и акварелью, для лакировки и лессировки.

Кисти из песчаникового волоса делают только плоскими;

Медвежьи

– сделаны из волоса белого медведя. Он не такой жесткий, как щетина, при этом эластичный и упругий.

Этот материал практически универсальный вариант, т.к. годится для работы с темперой, с акварельными, с гуашевыми и с масляными красками.

Такие кисти изготавливают только плоские, с разной длиной щетки;

Кисть из ушного волоса

– мастерят из волоса, растущего во внутренней части уха животного.

Он упругий эластичный, шелковистой структуры, но без острого кончика.

Изделия из него годятся для работы с тяжелыми красками.

Синтетические

Синтетические – волокна получают искусственным путем из полиэфира, полиэстра, нейлона.

Отличаются средней мягкостью и упругостью, устойчивы к повреждениям и не изнашиваются.

Однако синтетический волос плохо набирает краску, так что идет только для работы с водоэмульсионными красками.

Синтетические волокна постоянно совершенствуют: расщепляют кончики, формируют полости по длине волоска.

Но пока их характеристики уступают аналогам из натурального материала.

Еще один вариант – смешанный ворс, где сочетаются искусственные волокна и натуральная щетина.

Размеры и вес

Параметры инструмента определяются назначением.

Ширина – или диаметр, если щетка круглая, у малярных кистей изменяется от 6 до 200 мм, длина ворса – от 12 до 180 мм.

Вес изделий не превышает 500 г.

Художественные кисти заметно меньше.

Классифицируются по диаметру обжимного цоколя, и маркируются так: №1 – толщина в 1мм, №2 – толщина в 2 м, №12 – 12 мм.

На деле общей классификации не существует, так как между размерами цоколя от разных производителей нет соответствия, так что описанное деление несколько условно.

Кисти для макияжа отличаются минимальным весом – от 7 до 20 г.

Рабочим параметром считается объем обжимного цоколя, он колеблется от 1,5 до 15 мм.

Указывают и длину волоса – 7, 10, 12 мм.

Виды кистей и их назначение

Инструмент разделяют по назначению на 3 большие группы: малярные, художественные и макияжные. Каждая категория включает множество разновидностей.

Малярные

Применяются для всех отделочных работ, работают практически со всеми лакокрасочными материалами.

Классифицируются по форме и характеру использования.

По форме щетки различаются:

• круглая – для окрашивания окон, дверей, плинтусов, так как очень удобна при обработке углов и стыков;

• плоская – окрашивает любые виды покрытий.

Щетка прямоугольная, толщиной в 25–30 мм.

В малярных работах чаше применяется для формирования глянцевого или гладкого покрытия на слой готовой краски;

• флейцевая – разновидность плоской, но более тонкая: ширина достигает 9–18 мм.

Флейц используют при декоративной отделке: наносят лессировочные окрашивающие составы, чтобы имитировать эффект муара.

По назначению выделяют следующие виды:

• маховая – нужна для обработки большой площади: стен, потолка.

Отличается большим диаметром – 60–65 мм, и длинным ворсом – до 100–180 мм.

Используется при побелке, грунтовке, окрашивании.

Маховая кисть продается в обычном виде – с ручкой, или без нее – весовая.

Последнюю собирают в пучок требуемой толщины и прикрепляют к ручке;

• побелочная – большая ширина по сравнению с маховой – 200 мм, и толщина в 45–65 мм обеспечивают быстроту побелки;

• макловица – бывает круглой формы – диаметром в 120–170 мм, и прямоугольной – от 135 до 195 мм шириной при толщине в 55–65 мм.

Используют при окрашивании стены и потолка водоэмульсионными красками.

Для удобства используют кисти с универсальными ручками, которые позволяют производить окраску объектов под разными углами.

После окрашивания макловицей не требуется дополнительная обработка флейцем;

• ручник – щетка овальная или круглая, к краю сужается в конус.

Обычно мастерится из натуральной щетины и конского волоса.

С ее помощью окрашивают небольшие поверхности – оконные рамы, двери.

При излишней мягкости и длине она оставляет борозды на стенах.

В этом случае щетку укорачивают – подвязывают до требуемой длины;

• филеночные – круглая, размер небольшой – до 18 мм.

Щетку делают из свиной щетины, обязательно крепят в металлическом цоколе.

Применяют филеночную кисть для окраски сложных участков, а также для прорисовки контурных линий, узких полосок;

• торцовка – ворс прямоугольной формы, шириной в 154 мм и толщиной в 76 мм.

Торцовкой обрабатывают окрашенную стену, чтобы придать ей рельефность;

• радиаторная – узкая плоская щетка с изогнутой ручкой разной длины.

Разработана для использования на труднодоступных участках с неровной поверхностью.

Наименование свое получила за удобство при отделке радиаторов;

• кромочная – разработана для доводки кромки и краев.

Щетинные блоки на инструменте заменяются;

• веерная – плоская, с щеткой в виде веера.

Предназначена для создания широких полос и контуров.

• для лака – плоские кисти с распушенным концом.

Благодаря мягкости пучка они не воздействуют на нанесенный слой краски.

Художественные и макияжные кисти также являются инструментом, но их назначение не связано со строительством и ремонтом.

Поэтому описание их характеристик и разновидностей мы поместили в общий раздел.

Каких видов и форм бывают кисточки для рисования и как их выбрать?

Для того чтобы написать картину, художнику нужен холст в подрамнике, а также краски и кисти. От качества последних во многом зависит успех его творчества, поэтому к выбору таких инструментов нужно подходить ответственно. Чтобы правильно подобрать кисти для рисования, необходимо учитывать, с какими красками придется работать, а также возможности своего бюджета.

Как выбрать качественные кисти

Стремясь правильно выбрать кисточки для рисования, необходимо знать, какие они бывают, из чего делают кисти и для каких красок они предназначены. Так, например, чтобы рисовать гуашью или акварелью, применяют белку, колонок и синтетику. Все они имеют свои качественные характеристики:

  • Колонок пригодна для всех стилей живописи, но цена ее довольно высокая.
  • Белка идеальна для акварели, а синтетика – для рисования акрилом.
  • Кисточка пони является неплохой альтернативой кисточкам колонок и белка.
  • Кисть, изготовленная их свиной шерсти, больше подходит для масляных красок.
  • Кисть из барсука используют для мягких красок.
  • Соболь по своему качеству обладает свойствами колонка и белки, но такой щетиной можно писать крупные работы и миниатюры.
  • Синтетика – непригодные кисти для акварели, их чаще используют для акрила.

Любая кисть изготовлена из ручки, волосяного пучка и цоколя. От качества этого инструмента для рисования зависит, удобно ли будет работать художнику. В свою очередь, от качества всех составляющих кисти зависит ее долговечность в использовании.

Чтобы правильно выбрать размеры кистей и сам инструмент, нужно сосредоточить свое внимание на следующих моментах:

  • материал, из которого изготовлена кисть – кисточкой хорошего качества удобно пользоваться;
  • ручка кисти должна быть гладкой;
  • ее длина должна быть удобна для пользователя.

Цоколь кисточки максимально плотно должен охватить ручку, фиксируя волосяной пучок неподвижно. На нем не должно быть шва, чтобы инструмент было удобно держать в руке. Самой важной частью изделия является волосяной пучок, который отличается по материалу. Синтетическая кисть для рисования по качеству хуже, чем натуральные кисти. Такие инструменты для рисования классифицируются по номерам.

Художники знают, как выбрать кисти и какие их виды имеются в продаже. На правильный выбор влияет и размер кисти, а также то, какими красками планирует рисовать специалист художественного творчества. Одному подойдут тонкие кисти, другому нужна круглая.

Кисть с хорошим волосом обладает следующими качествами:

  • ее волоски эластичные;
  • при намокании они не теряют форму;
  • не выпадают в ходе работы;
  • клей, которым они скреплены, не выходит за пределы обоймы.

На все эти характерные признаки необходимо обратить внимание, чтобы выбрать хорошую кисть.

На видео: как правильно выбирать кисточки для рисования.

Виды кистей и их назначение

Для правильного выбора кисточки сосредоточьте внимание на щетину, из которой собран пучок. Необходимо также знать, какие кисти лучше использовать для акварелей, гуаши или масляных красок:

  • Кисти из шерсти белок. Идеально подходят для рисования акварелью. Тонкие и мягкие кисточки позволяют осуществлять контроль за текучестью краски, поэтому ими удобно закрашивать мелкие детали рисунка. Чтобы кисть из беличьих волосков получилась качественная, щетину предварительно обезжиривают, сортируют по длине, убирают непригодные волоски и выпрямляют.

  • Кисти из козьи шерсти. Предназначены для акварельной краски, художник может не только комфортно пользоваться ими, но и сэкономить на цене. Чтобы выбрать кисть для рисования детям, обратите внимание на их навыки в живописи.

  • Кисточка из шерсти соболя. Является наиболее дорогим инструментом, которым пользуются профессиональные художники. Выбор таких кисточек дает возможность рисовать тонкие линии, ими можно рисовать гуашью и акварелью.

  • Кисточки из шерсти пони. Довольно упруги и мягкие, подходят для рисования тушью. Однако тем, кто собирается рисовать гуашью, это также достойный вариант. С помощью такой щетины легко накладывать мазки краски.

  • Нейлоновые кисточки. Рекомендуются для акриловой краски, бывают разной формы, все зависит от специфики работы художника. Сделать правильный выбор новичку поможет продавец-консультант магазина художественных товаров.

Натуральные кисточки характеризуются тем, что пучок в них изготовлен из шерсти животных. Сделанные из натурального материала, который намного качественнее, чем синтетика, такие кисти прослужат гораздо дольше.

Подходящие кисти для работы с маслом

Для художников, которые пишут картины масляными красками, рекомендуется приобретать следующие кисти:

  • щетинные, отличающиеся особой упругостью и быстро впитывающие краску;
  • средние по мягкости кисти из мангуста;
  • кисти из барсукового волоса, которые подходят для смешивания масла и акрила;
  • синтетическая кисть нейлон, которая по качеству практически не уступает натуральным.

Синтетика ценится недорого, поэтому такими кисточками рисуют в школе на альбомной бумаге. Благодаря светлым нейлоновым волоскам дети хорошо видят оттенок краски на щетине. Тоненькой кисточкой удобно наметить контуры и границы между цветом, а толстой – раскрашивать большие площади рисунка.

Инструменты для рисования по номерам

Кисти по номерам входят в комплект, который продается вместе с красками под номерами. Рисование по номерам – современный вид искусства, когда не профессиональный художник имеет шанс создать полотно известной знаменитости.

Кисточки по номерам, изготовленные из эластичного нейлонового волокна, отлично подойдут для такого творчества.

Чтобы выбрать хорошие кисти для рисования по номерам, нужно учитывать, что они разделяются по назначению, качеству волоса и своей форме. Также зависит этот выбор от краски, которую использует художник. Кисть нейлон (синтетика) отлично подойдет для раскрашивания масляными красками. По форме часто используются плоские кисти, а размеры каждый выбирает индивидуально. Художнику нужны те кисти, которые будто являются продолжением его руки.

Какие существуют формы кисточек

Все кисти для гуаши, акварели и масляных красок могут отличаться между собой еще и по форме щетины:

  • Круглые кисти. Эти изделия пригодны для рисования гуашевой краской, позволяя закрасить мелкие детали рисунка.

  • Плоские кисти. Более эластичны, поэтому используются для закрашивания участков картин с крупным планом изображения, например, земли, неба, травы. Их капсюль сдавливается на конце, образовывая плоский пучок волос. Художники используют их для зарисовки городских пейзажей. Форма кисточки по своим очертаниям напоминает кошачий яык.

  • Кисти флейц. Их форма достаточно широкая, чтобы наносить на картинное полотно широкие мазки. Используются в основном в работе с акварелью, иногда – с масляными красками.

  • Шрифтовые кисточки. Это круглые и очень длинные по своей форме кисти, нужны, чтобы наносить тонкие линии. Они нашли свое применение в графике.

  • Линейные кисти. По всем своим показателям напоминают шрифтовые, отличаясь только коротким волосом.

  • Веерные кисточки. Являются одной из разновидностей плоских кистей. Такое название они получили за счет своей формы в виде веера. Их применение позволяет смягчить цветовую растяжку и контраст контуров.

От правильно выбранного инструмента зависит конечный результат работы художника. Но для опытного живописца такой выбор – не проблема. А приобрести все эти товары в специализированном магазине художественных товаров не представляет труда.

Советы профессиональных художников (2 видео)


Виды малярных кистей, размеры и характеристики

Кисти малярные остаются самым доступным инструментом для лакокрасочных работ. Дешевизна и простота имеют оборотную сторону медали – низкую производительность и неравномерность нанесения краски. Для получения качественного покрытия одной кисточкой не обойтись, а необходимо иметь набор разных видов, предназначенных для различных типов краски, разной формы поверхности и объема работ.

Кисти малярные: виды и области применения

Маховые и побелочные кисти

Маховые кисти отличаются большим диаметром (60-65 мм) и длиной пучка волос до 100 мм, предназначены для окраски, грунтовки или побелки больших площадей. Когда продаются в виде пучка, то называются весовыми, если имеют обычный вид — штучные. Весовые кисти впоследствии подвязывают и делают ручки нужной длины. Способность при изгибе принимать первоначальную форму характеризует качество кисти. По ГОСТ 10597-87 имеют обозначение КМ.

Побелочная кисть, благодаря своей ширине 200 мм и толщине 45-65 мм, увеличивает продуктивность побелки и оставляет после себя чистую поверхность окраски.

Макловицы и ручники

Макловица (КМА) применяется для окраски больших поверхностей красками на водной основе, может заменять побелочную кисть. Имеет круглую (диаметр 120 -170 мм) или прямоугольную форму (шириной 135, 165, 195 мм и толщиной 55-65 мм). Длина рабочей части круглого вида достигает 100 мм, прямоугольного – до 80 мм. После окраски такой кистью, поверхность не требует флейцевания.

Кисти-ручники могут быть с овальной формой пучка (КРО) или круглой (КР) диаметром до 60 мм. Разновидность КРС имеет круглый волос, суживающийся к концу на конус. Изготавливаются из натуральной щетины с добавлением конского волоса, небольшие размеры и кроткая ручка обуславливают работу с небольшими площадями. Пригодны для большинства видов краски, если пучок крепится с помощью металлического кольца. В случае крепления с помощью клея, такую кисть не используют с клеевыми и водными составами.

Если у кисти слишком большая длина рабочей части, то при работе она станет мягкой и неупругой, такой ворс будет оставлять после себя неравномерный слой краски, как следствие – подтеки и борозды на поверхности. С помощью шпагата или других материалов щетину кисти подвязывают до нужной длины.

Флейцевые и плоские кисти

Плоская и радиаторная кисть

Флейцевые и плоские кисти (КФ и КП) имеют прямоугольную форму рабочей части. Широко применяются при окраске разными видами лакокрасочных покрытий. Флейц имеет меньшую толщину и оставляет после себя более ровную и чистую поверхность. Плоские кисти, в силу увеличенной толщины пучка волос, впитывают больше краски и применяются для больших площадей. Ширина рабочей части флейцевых и плоских кистей варьируется от 25 до 125 мм. Толщина у флейцев 9-18 мм, у плоских — 20-35 мм. С помощью флейцев с коротким волосом наносят лессировочные краски и достигают эффекта муара при декоративной отделке.

Филеночные кисти и торцовки

Пучок филеночных кистей (КФК) изготавливаются круглой формы небольшого размера (8-18мм) из жесткой свиной щетины и крепится в металлическом патроне. Предназначены для более точного нанесения контурных линий, узких полос и покраски в труднодоступных местах.

Щетку-торцовку (ЩТ) используют для обработки только что окрашенных поверхностей, придает шероховатый вид и применяется при грунтовке и декоративной отделке. Размеры прямоугольной рабочей части: ширина – 154 мм, толщина – 76 мм.

Виды для специальных работ

Кисть для декоративной отделки

К узким плоским кистям с длинной изогнутой ручкой и металлической оправой прижилось название радиаторные. Такая форма позволяет окрашивать труднодоступные поверхности различной степени изогнутости. Не трудно догадаться, что используются они для окраски батарей отопления. Такие же кисти с широкой поверхностью используются для наружных работ.

Плоская кисть со скошенным ворсом удобна при покраске окон, а точечная кисть с заостренным на конус пучком, используется для подкрашивания оконных рам.

Для чистовой доводки краев и кромок окрашенных поверхностей применяют кромочную кисть. Отличается тем, что щетинные блоки можно менять.

Веерные кисти в декоративно-малярных работах используют для проведения широких линий. Текстурные кисти, изготовленные из свиной щетины различной длины ворса, применяются при декоративной отделке. Могут производиться со связанными пучками различного типа волокна, которые соединяются в кисти разной ширины.

Из чего делают малярные кисти

Фото флейцевой кисти с синтетическим волокном

В современном производстве малярных и художественных кистей используют такие материалы:

  • Натуральная щетина. Обладает прекрасными способностями впитывания и отдачи всех видов краски, кроме красок на водной основе. Для изготовления используется хребтовая свиная щетина. Качественная оценка сырья происходит с помощью измерения характеристик: упругости, прочности, длины и толщины. Хребтовая щетина достигает до 77 мм в длину. По цвету делится на: белую, серую, желтую и черную. Белая щетина считается самой высококачественной и получается путем отбеливания. Важнейшей характеристикой считается степень природного расщепления щетины.
  • Натуральный волос. Обладает меньшей упругостью и жесткостью по сравнению с щетиной, из-за чего редко используется в чистом виде для малярных работ. Благодаря чешуеобразному слою прекрасно впитывают и отдают краску. Различают жесткий и тонкий волос. Жесткий получают из конского и коровьего волоса, а тонкий из волоса пушных зверей. Применение натурального волоса зависит от характеристик: длины, формы, упругости, мягкости, износостойкости.

История использования натурального волоса в живописи насчитывает несколько тысячелетий. В разное время использовали волос крысы, лани, енота, зайца, домашнего скота, барсука, медведя и других животных

  • Синтетические волокна представляют собой тонкие нити из полиэстера, полиэфира, нейлона и других соединений. Обладают высокой стойкостью к механическим повреждениям, хорошей мягкостью и упругостью, но недостаточным забором краски. Эта проблема устраняется с помощью искусственного расщепления кончиков волокна и созданием дополнительных каналов в полости. Применяется для всех видов краски, в том числе и на водной основе. С каждым годом качество синтетического волокна растет с помощью развития инновационных технологий.

Смешанный (натуральный и синтетический) ворс применяют для сочетания лучших характеристик двух типов – износостойкость и удерживающая способность. Кроме того, с помощью синтетического волокна можно регулировать упругость, мягкость и другие свойства кисти.

Цены на малярные кисти

От чего зависит цена на малярные кисти

Обилие производителей малярных кистей и валиков заставляет покупателя принимать решение при каждой потребности купить инструмент для покраски. Помимо элементарных знаний разнообразия видов и области их применения, всякий раз необходимо выбирать оптимальное соотношение цены и качества.

Цена на кисти малярные и художественные во многом определяется качеством материала, из которого сделан пучок ворса. И здесь нет прямой зависимости от того, какой тип ворса используется: натуральный, синтетический или смешанный. К примеру, профессиональная плоская кисть американской торговой марки WOOSTER из нейлоновой и полиэстеровой нити шириной 50 мм будет стоить около 1100 рублей, тогда как кисть из натуральной высококачественной щетины того же производителя 400-500 рублей.

Качественные малярные кисти средней ценовой категории производят отечественные марки «Лазурный берег» и фабрика «Вятка». Популярны наборы от немецкого бренда BIBER. И, конечно, рынок наводнен товарами неизвестных китайских производителей.

Обзор малярных кистей

Трудно рекомендовать новичку дорогостоящее изделие, так как из-за недостатка навыков лакокрасочных работ результат может не оправдать вложенных средств, а слишком дешевая кисточка превратит малярные работы в мучительную повинность. Остается следовать правилу золотой середины. И не забывайте, что каждая кисть требует ухода как до работы, так и после. Опытный маляр всегда содержит свой инструмент в «боевой» готовности и для каждого случая использует нужную кисточку.