Эпоксидная смола для автомобиля – где применять и как пользоваться

Дизайн

Полимерные смолы широко используются в автомобильной промышленности в составе грунтовок, защитных покрытий, герметиков и композитных деталей. Благодаря своим уникальным характеристикам, высоким стандартам безопасности и наилучшим соотношением цены и качества, эти материалы наиболее полно соответствуют современным требованиям и готовы занять лидирующие позиции в автомобильном производстве. Компоненты на основе эпоксидных смол играют важную роль в усилении конструкций и увеличении срока службы современных автомобилей. Термостойкость, высокая адгезия, механическая прочность, легкость и невысокая цена позволяют использовать эпоксидные смолы во всех ключевых этапах автомобилестроения.

Содержание

Применение эпоксидных смол в покраске автомобиля

30 лет назад в производство транспортных средств была внедрена технология нанесения покрытий на основе эпоксидной смолы. Она давала повышенную защиту от ржавчины и коррозии кузова автомобиля и других важных металлических деталей. Эта технология известна как катодное электроосаждение. Она заключается в нанесение тонкого антикоррозионного покрытия на основе эпоксидной смолы в качестве грунтовки на металлические детали. Эта техника получила широкое распространение в 1980-х годах и используется в 90% автомобилей, выпускаемых сегодня.

После нанесения и отверждения грунта на основе смолы деталь покрывают лакокрасочным покрытием нужного цвета. Роль эпоксидных смол заключается в обеспечении превосходной адгезии к металлу и устойчивости к коррозии. В процессе полимеризации смола образует твердое покрытие, которое надежно защищает металл от влаги и кислорода. Также эпоксидный грунт обладает уникальными преимуществами:

  • позволяет наносить тонкое ровное покрытие даже в труднодоступных местах
  • заполняет поры и микротрещины
  • обеспечивает ровную и гладкую покраску автомобиля
  • придает долговечность лакокрасочному покрытию
  • защищает от сколов и царапин

Кроме того, эпоксидный грунт существенно экономит расход лакокрасочного покрытия за счет уменьшения впитывающей способности поверхности.

Применение эпоксидных клеев в склейке деталей автомобиля

Эпоксидные клеи используют для:

  • склейки деталей, подверженных сильному износу
  • заделки трещин
  • выравнивания поверхностей
  • ремонта изношенных участков
  • уплотнения соединений

Клей может соединить материалы, которые сложно склеить другими способами. При этом детали не деформируются и не изменяют свои свойства, так как не подвергаются нагреванию. Места соединения эпоксидным клеем выдерживают сильные вибрации, перепады температур, они прочны и водостойки. С помощью эпоксидного клея также восстанавляют:

  • блоки цилиндров двигателя
  • трубки низкого давления
  • топливные баки
  • изношенные отверстия под подшипники
  • уплотняют сварные швы

Применение эпоксидных смол в герметизации электроники

Эпоксидные смолы используют в роли заливочных компаундов для герметизации электроники, токопроводящих схем и узлов любой конструкции. Они обеспечивают надежное изолирование и защищают чувствительные компоненты и схемы от воздействий электростатического разряда, ударов, высоких температур, проводимости, вибраций, влаги, химикатов и разложения. Подобный уровень защиты электронных модулей соответствует самым современным стандартам в автомобилестроении.

Применение эпоксидных смол в композитных деталях

Эпоксидная смола является компонентом изделий из углепластика. Углепластик (карбон) – это композитный материал, состоящий из углеволокна и полимерной смолы (часто эпоксидной). Углепластики отличаются высокой прочностью, жесткостью и легкостью. В автомобильной промышленности в силу своих уникальных характеристик они заметно потеснили традиционные материалы: сталь и сплавы алюминия. Композитные материалы используются практически в каждом узле современного автомобиля. Чаще всего из них делают:

  • элементы кузова, двери багажников, кузовные панели, тормозные диски, звуко- и термоизоляцию
  • крепления для бамперов и радиаторов
  • панели салона
  • силовые конструкции дверей и сидений, элементы дна

Сокращение массы транспортного средства в результате применения композиционных материалов может достигать 25%. Это положительно влияет на расход топлива и работу двигателя.

Сферы применения полимерных смол в автомобилестроении на этом не заканчиваются. Автомобильный дизайн все время расширяет перечень процессов, использующих эпоксидные смолы. Например, детали электрических / гибридных автомобилей, систем подвески, приводных валов, различных типов несущих конструкций автомобилей и т. д.

Экологические преимущества эпоксидных смол

По сравнению с альтернативными технологиями эпоксидные смолы помогают снизить общее воздействие на окружающую среду.

При использовании эпоксидных смол в процессе производства существенно уменьшаются выбросы в атмосферу и мусорные отходы. Кроме того, более длительная эксплуатация транспортных средств позволяет экономить энергию и сырье, а также сокращать выбросы углекислого газа. Снижение веса автомобиля за счет применения композитных материалов уменьшает расход топлива и затраты на эксплуатацию, что также приводит к уменьшению выбросов.

Применение эпоксидных смол в других видах транспорта

Эпоксидные смолы используются не только в автомобильной промышленности.

В железнодорожном транспорте сталь в корпусах редукторов и других деталях часто заменяют на композиционные материалы. Они позволяют уменьшить массу и увеличить срока службы за счет предотвращения повреждений от мусора и коррозии.

Также эпоксидная смола обеспечивает отличную коррозионную стойкость, что снижает потребность в ремонте и обслуживании лодок.

В аэрокосмической промышленности применение эпоксидных смол способствует снижению выбросов, повышению долговечности, эффективности, прочности и надежности деталей. Экономия веса, которую дает использование эпоксидных композитов, по оценкам, позволит сократить потребление топлива примерно на 230 миллионов кг в год. Это сэкономит 139 миллионов евро на расходах топлива и уменьшит выбросы CO2 самолетами.

В целом, европейский транспортный сектор использует около 49 000 тонн эпоксидных смол ежегодно. После энергетической и строительной отрасли транспорт занимает третье место по потреблению эпоксидных смол в Европе.

В настоящее время в автомобильной промышленности работают 2,3 миллиона человек. Включая Россию, Европа производит 19 миллионов автомобилей в год (около четверти мирового производства автомобилей), что приводит к обороту в 500 миллиардов евро. Ежегодно 5% из 500 млрд. евро инвестируются в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), что делает автомобильный сектор крупнейшим инвестором в исследования и разработки в Европе. Было подсчитано, что, сократив использование краски на 1% за счет технологии нанесения эпоксидных смол, европейские автопроизводители смогут сэкономить около 260 миллионов евро в год.

Какую эпоксидную смолу следует использовать для ремонта автомобиля

Многие автолюбители сталкиваются с проблемой мелкого кузовного ремонта, когда не хватает средств для обращения в специализированный автосервис или есть желание самостоятельно провести все работы. Если раньше над этим вопросом задумывались владельцы подержанный автомобилей, возраст который исчислялся десятками лет, то при современной плотности движения авторемонт грозит и относительно новым транспортным средствам. Дело в том, что приходится бороться не только с локальными очагами ржавчины на кузове. Резко возросшее число мелких ДТП ставит в зону риска и новые автомобили.

Эпоксидная смолы выступает, как подходящее и доступное средство для ремонта авто. Строго установленной инструкции ее применения нет, однако в сети Интернет предостаточно лайфхаков, где используется эпоксидка. Позже будет рассказано, какие именно марки смол подходят для данной цели. Но так как незаменимым компонентом при работе с эпоксидной смолой является стекловолокно, следует сначала уделить внимание этому композитному материалу, описав его особенности и свойства.

Особенности стекловолокна

Стеклоткань – другое название стекловолокна, это уникальный в своем роде материал, состоящий из нескольких компонентов. В продажу стекловолокно поступает не в виде монолита, а в виде материи, состоящей из множества волокон. Такая материя достаточно прочная и, в то же время, легкая и эластичная. Из эпоксидной смолы и стеклоткани изготавливают стеклопластик, который является основным материалом для производства бамперов, крыльев и некоторых других элементов кузова автомобиля.

Применение стеклопластика позволило уменьшить массу машины, тем более, что он имеет ряд преимуществ перед обычным пластиком и металлом.

Металл очень тяжелый, а это влечет за собой повышение расхода топлива. С течением времени металлические элементы подвергаются коррозии. Необратимый процесс приводит к замене узла, но если выявить очаг коррозии на начальное его стадии, то ремонт кузова эпоксидной смолой и стеклотканью существенно сэкономит бюджет. Обычная пластмасса очень хрупкая. Отсутствие эластичности позволяет ее использовать только для внутренней отделки салона. Кстати, эпоксидкой можно ремонтировать не только изделия из стеклопластика, но и из металла.

Производство стекловолокна, основу которого составляет эпоксидная смолы, может осуществляться в одну или в две фазы. На одноэтапном производстве вытягиваются стекловолокна из стеклянной массы. Двухэтапное производство начинается с изготовления стеклянных шариков, из которых впоследствии получается стекловолокно. Завершающий этап у данных технологий общий. На нем волокна пропитываются эпоксидкой и получается готовый материал.

Стеклоткань обладает рядом достоинств, позволяющих не только изготавливать детали для автомобилей, но и ремонтировать их. Про легкость и прочность уже было сказано, но на этом плюсы не заканчиваются.

  • Влагостойкость. При правильном применения стекловолокна металл под ним не будет ржаветь.
  • Теплоизоляция. Благодаря низкой теплопроводности, стеклоткань выполняет дополнительную функцию энергосбережения.
  • Простота в использовании. Даже без специального навыка автовладелец сможет самостоятельно отремонтировать бампер, капот, дверь или порог автомобиля.
  • Износостойкость. Детали из стеклопластика эксплуатируются в сложных погодных условиях, они выдерживают перепады температуры, влажности, а также действие реагентов, которыми посыпают дороги в зимний период.
  • Цена. Экономия средств при проведении авторемонта.

Ремонт металлических узлов

Эпоксидная смола для автомобиля позволит справиться с очагами коррозии на кузовных деталях. Степень повреждения может быть различной, однако автовладелец должен понимать, что чем больше площадь очага, тем сложнее выполнить ремонтные работы. Стекловолокно в эпоксидке не сможет по прочности заменить металл, поэтому допускается ремонтировать только те участки, которые не являются несущими.

Особое внимание следует уделить подготовке металла. Ржавчину следует убрать, воспользовавшись ортофосфорной кислотой (преобразователь ржавчины) и металлической щеткой. Очищенную поверхность обезжиривают и покрывают грунтовкой. Если пренебречь этими процедурами, то влага будет попадать под латку из стекловолокна и металл снова начнет ржаветь.

Принцип ремонта сводится к тому, что стеклоткань, пропитанная смолой, накладывается на очаг коррозии, даже если возникли сквозные отверстия. В зависимости от состояния металла, может потребоваться несколько слоев. После отверждения смолы латку зачищают наждачной бумагой, обезжиривают и снова грунтуют. После этого можно приступать к нанесению шпатлевки, чтобы создать рельеф и выровнять поверхность.

Работы по покраске кузова должны производиться в специальной камере при наличии сложного оборудования. Но некоторые лайфхаки от опытных мастеров позволят заделывать отверстия и красить очаги коррозии даже в домашних условиях.

Ремонт деталей кузова из стеклопластика

Стеклопластик проявил себя, как надежный и практичный материал. Многие автопроизводители делают из него не только элементы декора, но и не несущие части кузова (крылья, капот). Такие элементы не подвержены коррозии, однако склеивать их или заделывать трещины приходится даже чаще, чем металлические. Ремонт целесообразен в том отношении, что даже при значительных повреждениях удается восстановить прежнюю форму элемента.

Стекловолокно, пропитанное эпоксидной смолой, будет сохранять первоначальную форму. При наличии подходящей матрицы можно самостоятельно изготавливать части кузовных деталей. Однако такую матрицу сложно изготовить, поэтому многие владельцы, решившие рассчитывать на собственные силы, восстанавливают детали «от руки», допуская при этом значительные погрешности.

Здесь эстетика компенсируется малым бюджетом ремонта, поэтому применение эпоксидки в работе со стеклопластиком до сих пор остается популярным.

Алгоритм работ практически не меняется. Точно так же, как и для металлических конструкций, из стекловолокна изготавливается латка. Но при восстановлении поврежденной части детали этой латке придается определенная форма. Достоинство материала позволяет застывший каркас обрабатывать, шпатлевать и красить. Опытные матера делают это так искусно, что не всегда результат отличается от заводского штампа.

Полироль из эпоксидки

Эпоксидную смолу используют не только в ремонтных, но и в профилактических работах. Всем автомобилистам хорошо известно, что лакокрасочное покрытие со временем мутнеет и покрывается мелкими царапинами. От него зависит весь эстетический вид машины, поэтому многие стараются тонкий слой лака всячески защитить. На основе эпоксидки создаются специальные полироли, которые надежно оберегают краску кузова от солнечных лучей и от мелких частиц, вызывающих сколы. Кроме этого, смола придает дополнительный блеск поверхности кузова. Примером подобных полиролей служат составы таких марок, как Wurth или Cilajet.

Производители заверяют, что защитный слой будет выполнять свою функцию на протяжении 1,5 лет, однако практика показывает, что уже через несколько месяцев требуется повторная обработка деталей. Надежность эпоксидного слоя, как и его долговечность, зависит от соблюдения технологии нанесения. Но следует также учитывать и характер эксплуатации автомобиля. В инструкции по применению указаны основные требования, необходимые для обязательного выполнения.

  • Полироль после нанесения должна полностью высохнуть. Для этого может потребоваться около суток времени.
  • При проведении работ необходимо соблюдать температурный режим. Температура должна быть не ниже 15°C и не выше 25°C градусов.
  • Нельзя полировать кузов автомобиля в жаркую солнечную погоду. При возможности, автомобиль загоняют в чистый бокс.
  • Поверхность кузовных деталей, на которые накладывается слой эпоксидки, должна быть подготовленной. Не допускается наличие пыли, грязи, неровностей или царапин.
  • Автомобили старше одного года перед полировкой проходят дополнительную обработку абразивными материалами.
  • Слой смолы накладывается на обезжиренную поверхность.

Сложность полировки эпоксидной смолой заключается в том, что погрешности или нарушения технологии сразу выявить не получится. Они становятся заметными спустя непродолжительное время. Выполнение же всех рекомендаций гарантирует отличный результат, а защита прослужит весь отведенный срок.

Наносятся полироли специальными салфетками, которые поставляются в комплекте с основным составом. Материал наносится на поверхность детали и растирается салфеткой ровным слоем. В инструкции указано, что необходимо успеть положить слой за 10-15 минут. Необходимо учесть, что при повышенной температуре сокращается время полимеризации смолы.

Эпоксидный антикор

Зоны, максимально подверженные воздействию влаги и реагентов покрывают специальным антикоррозийным составом. Свойства эпокидной смолы позволяют использовать ее в качестве антикора. Но эпоксидные составы антикоррозийного назначения отличаются от полиролей. Они должны защищать кузов автомобиля не несколько месяцев, а несколько лет.

Помимо эпоксидной смолы в состав антикора входят прочие вещества, перечень которых зависит от места работы. Например, для днища автомобиля рекомендуется пользоваться пастами, содержащими воск и битум. Металл колесный арок подвержен постоянным бомбардировка мелкими камешками, поэтому в антикор добавляется каучук. Наружные элементы кузова (Нижние части дверей и пороги) обрабатываются смолой с алюминиевой пудрой или с цинковой пастой. Практически у всех марок есть один минус – вероятность расслаивания при низких температурах. Применимость такого антикора зависит от климатических условий.

Материалы

Современному мастеру и автовладельцу предоставлены все условия по уходу за своим «железным конем». В каждом городе открыты десятки магазинов автозапчастей, которые продают различные аксессуары, в том числе и автомобильные эпоксидные смолы. Использовать свойства полимера в авторемонте стали еще задолго до того, как в свободной продаже появились необходимые материалы. Остается только догадываться, на что приходилось идти автовладельцам, чтобы получить латку из стекловолокна. Необходимо было отдельно приобрести смолу, наполнить ее нужными компонентами, раздобыть стекловолокно, которое раньше считалось дефицитом.

Сегодня нет необходимости выбирать смолу по техническим характеристикам. Те модели, которые используются в заливочных работах, не подойдут, а приобрести эпоксидку, используемую в промышленности для изготовления стекло- и углепластиков, в магазинах нереально. Но производители продают готовые ремкомплекты, куда входит нужная смола, определенное количество стекломата и иногда могут встречаться некоторые инструменты.

Известно, что смола может иметь различные свойства, в зависимости от наличия в ней добавок. Так, на выбор покупателю представлены наборы для заделывания очагов коррозии. Набор для ремонта бампера, куда входит эпоксидная смола и стекловолокно, пригоден только для стеклопластика, так как для соединения с металлом требуются несколько иные характеристики полимера.

  • Novol plus 710. Один из примеров комплекта для ремонта автомобилей. В его состав входит эпоксидная смола в емкости 250 мл, отвердитель в тюбике и стекломат. Все материалы упакованы в компактный и удобный тубус, который можно перевозить с собой или хранить в гараже. Данный комплект пригоден для ремонта бамперов, днища, дверей, а также торпедо и прочих элементов внутренней отделки.
  • ЭДП. Эпоксидный клей считается универсальным. Это означает, что его характеристики усреднены, поэтому при наличии стекловолокна, которое необходимо приобрести отдельно, можно заняться авторемонтом.
  • ЭД-20. Совсем бюджетный вариант, так как модель ЭД-20 известна своей недорогой стоимостью. Профессионалы не советуют эту смолу использовать для ремонта металлических частей кузова, испытывающих нагрузки (днище) или обеспечивающих внешний вид. Но для заделывания отверстий в очагах ржавчины бензобака такая смола вполне подойдет.
  • SEA-Line. Двухкомпонентный состав и стекловолокно под данным брендом встречается не так часто, но многие мастера кузовного ремонта советуют именно этот материал. В комплект входит кисточка, которой удобно пропитывать стеклоткань. Отвердитель налит сразу в мерный стаканчик, чтобы удобнее было наводить состав в нужной пропорции.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭПОКСИДНУЮ СМОЛУ?

Как использовать эпоксидную смолу?

Эпоксидная смола представляет собой двухкомпонентный термореактивный жидкий полимер.

Избегая химические термины можно сказать, что эпоксидная смола – это жидкий продукт, который при смешивании с жидкостью-отвердителем в определённых пропорциях при комнатной температуре (не выше 20 градусов) начинает катализировать и через определённое время (от суток до недели в зависимости от типа смолы) становится твердым.

Вот некоторые основы по работе со смолой для тех, кто подходит к этому продукту в первый раз.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДОЗИРОВКУ?

Термин “двухкомпонентный” означает, что продукт состоит из двух частей, поставляемых в бутылочках: компонент «А» является смолой, «B» – отвердителем.

Вооружитесь электронными весами для взвешивания компонентов и контейнером для объединения жидкостей.

Возьмите нужное количество смолы из бутылочки «А», стараясь получить круглые цифры (например, 200 г.), – это облегчит дальнейший подсчёт.

На этикетке продукта или в инструкции к нему всегда указано пропорциональное соотношение смешивания компонентов.

Возьмём для примера пропорции к смоле “ Многофункциональная ” – 100:60. Чтобы получить правильное соотношение компонентов, вес смолы («А»), взвешенный заранее заранее, умножим на 0.6, получив в итоге количество отвердителя («B»), которое нужно добавить к смоле, чтобы продукт был готов к использованию.

Практический пример (соотношение 100:60):

У нас есть 40 г. компонента «A». сколько компонента «B» следует добавить?

Решение: 40 × 0.6 = 24. Это 24 г отвердителя («B»).

Эта формула может использоваться для любого соотношения – 100:66 (А × 0.66) , 100:30 (А × 0.3) и т. д.

КАК ПРИГОТОВИТЬ ЭПОКСИДНУЮ СМЕСЬ?

После определения правильной дозировки смолу следует аккуратно, стараясь делать это по часовой и против часовой стрелки (не всегда в одном направлении) не менее 2-3 минут. Эта часть руководства обязательна, поскольку, если вы мешаете только несколько секунд, на молекулярном уровне она не будет однородной и, следовательно, будет оставаться мягкой / непрозрачной в некоторых местах.

На химическом уровне на данном этапе молекулы смолы (А) соединяются с молекулами отвердителя (В). Если вы будете мешать недостаточное количество времени, то не все молекулы образуют соединения и останутся “плавать” по отдельности, из-за чего некоторые участки смолы просто не затвердеют или превратятся в гель.

КАК ЗАСТЫВАЕТ ЭПОКСИДНАЯ СМОЛА?

Процесс отвердевания зависит от состава, времени покоя и температуры катализа. Затвердевшая смола по результату должна быть похожа на “жесткий” пластик.

Кроме того, механическое сопротивление смолы продолжает увеличиваться в течении 4-5 дней даже уже после того, как она будет казаться достаточно твёрдой.

Чаще смолы отвердевают примерно 24-48 часов, но в последующие дни (в указанный выше срок) механическая прочность будет увеличиваться и тогда смолу можно будет обрабатывать – шлифовать и полировать, если это требуется.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ С ОТЛИЧНЫМ МЕХАНИЧЕСКИМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ

КАК ДОЛГО СМОЛА ОТВЕРДЕВАЕТ? МОЖНО ЛИ УСКОРИТЬ ЭТОТ ПРОЦЕСС?

В этом случае это зависит от состава и температуры.

Будучи термоотверждаемым полимером, чем больше он подвергается нагреванию, тем быстрее катализ.

Как правило, с увеличением температуры на 10 ° C время катализа сокращается в два раза.

20 ° C – 3 ч 00 ‘

30 ° C – 1 час 30 ‘

Поэтому для ускорения катализа достаточно удерживать отливку вблизи источника тепла (даже простого радиатора). Но не нагревайте отливки толщиной более 1 см. Смола может нагреться слишком сильно из-за эффекта массы (объясняется ниже).

ЭФФЕКТ «МАССЫ»

Этот термин относится к описанию экзотермического явления (то есть при котором выделяется тепло), которое возникает, когда смола выливается в высокую толщину (более 1 см). Фактически, молекулы А, связываясь с молекулами В, выделяют тепло, которое быстро рассеивается в случае минимальной толщины. Однако когда толщина литья превышает 1 см, тепло уходит медленнее и отливка начинает нагреваться.

Это нагревание ускоряет реакцию, что приводит к повышению температуры еще выше. По этой причине необходимо избегать слишком большого количества смолы, чтобы предотвратить создание трещин, пузырьков и потемнения смолы.

В нашем ассортименте есть смолы, разрешённые на заливку толщиной до 2, 3 и 5 см за раз: https://art-smola.ru/product-category/smola-dlya-zalivki/

Очень важный момент: старайтесь не смешивать большое количество смолы в одной ёмкости разом, иначе смола может “вскипеть” прямо в таре и начать быстро затвердевать. Если вы делаете картину, то можно смешивать не больше 70-100 гр за раз, желательно сразу после смешивания разливать смолу по другим ёмкостям для окраски этих частей смолы. Если это крупная заливка – делайте заливку немедля, но при этом не забывая про все правила заливки: использование смолы требует тщательной подготовки с продуманным планом; чтобы рабочее пространство не было захламлено и всё было под рукой.

ЖЕЛТЕЕТ ЛИ СМОЛА?

Все смолы (даже с хорошим УФ-фильтром ) рано или поздно, если они подвержены воздействию солнечного света, будут иметь тенденцию менять цвет, приближаясь к янтарному оттенку. Сроки пожелтения смолы колеблются от трёх-четырёх недель (если смола имеет очень плохую защиту от уф-излучения) до 5-7 лет в зависимости от воздействия солнечного света (за его пределами желтый оттенок проявится позже), толщины заливки (чем толще слой, тем раньше может произойти пожелтение) и окраски смолы колерами. Например, если смола окрашена в плотный или “сильный” цвет, такой как красный или черный, пожелтение будет менее заметно. Если же смола окрашена в белый или розовый, то пожелтение будет видно.

Смолы для творчества обычно характеризуются низким пожелтением и поэтому могут использоваться для украшений и предметов интерьера, для которых нежелательно появление желтизны: картины, столы, ювелирные изделия из смолы и др.

Итальянскими технологами была проведена лабораторная экспертиза касаемо сроков пожелтения конкретно наших смол. С результатами (а они вас точно обрадуют) можно ознакомиться по этой ссылке: https://art-smola.ru/pozheltenie-rabot-iz-epoksidnoy-smoly/

КАК ИЗБЕГАТЬ НЕПРОЗРАЧНОСТЕЙ НА ПОВЕРХНОСТИ ПРОДУКТА?

Непрозрачные участки на поверхности изделий из смолы (особенно в холодное время года) являются результатом воздействия влажности окружающей среды. Сначала вы можете не заметить этого, но по мере затвердевания, в некоторых местах вы можете увидеть непрозрачные места и даже рифленую пленку.

Существует несколько способов, как избежать этой проблемы:

  1. Работайте при низкой влажности (осушенной) и в отапливаемой среде;
  2. Можно нагревайте оба компонента перед их литьем (например, плотно закрытые бутылочки на водяной бане, t – не больше 70 градусов);
  3. Осуществляйте заливку смолы только тогда, когда она начинает нагреваться (так, чтобы эта реакция начиналась, когда смола еще находится в контейнере для смешивания). Этот пункт очень важен. Фактически, смоле (в зависимости от количества, полученного, из-за «массового» эффекта), может потребоваться несколько десятков минут для нагревания. Её следует проверять каждые 5 минут, и как только температура достигнет 40 ° C (когда она теплее вашей руки), продукт можно применять. Таким образом, часть молекул уже реагирует и поэтому смола менее уязвима к влажности окружающей среды. Но будьте осторожны со временем ожидания, иначе смола может затвердеть в контейнере!
  1. Старайтесь не пользоваться продуктом вечером или когда идет дождь (из-за увеличением влажности).
  2. Не наносите на поверхности, на которых есть влага (например, свежий цемент или влажную древесину). А также не в коем случае не добавляйте в смолу красители и пигменты на водной основе.
КАК ОТПОЛИРОВАТЬ СМОЛУ?

Существует несколько методов. Всё зависит от размера и формы обрабатываемой поверхности.

Мы советуем производить механическую обработку смолы только по прошествии 3-7 (зависит от типа смолы) дней после заливки.

Чем больше поверхность (или нерегулярная, например, драгоценный камень или миниатюра), тем более вероятно использование аэрозоля. Идеальным является работа прозрачным полиуретановым спрем, который используется для лакировки мебели. Если нет такой возможности, вы можете использовать прозрачный акриловый спрей.

Метод, который, несомненно, гарантирует лучший эстетический эффект, – это ручная полировка абразивной бумагой – https://art-smola.ru/product/shlifovalniy-list-vodostoykiy/ – (можно начинать от более крупной зернистости для удаления серьёзных неровностей постепенно переходя к меньшей зернистости), а затем обработка изделия с помощью классического полирования (например, нашей полиролью – https://art-smola.ru/product/polirol-s-voskom-karnauby-runaway/ ). Полироль нужно “растирать” тряпочкой без ворса или специальным полировочным кругом/губкой для полировки. Однако для этого метода требуется опыт, иначе могут появиться царапины и неровности.

Другим методом является нанесение прозрачного слоя смолы после шлифовки (чтобы убрать неровности).

Нужно дождаться, пока прозрачная смола станет более вязкой (оставив ее в контейнере после ее приготовления), достигнув консистенции ближе к «меду». В этот момент вы можете начать наносить смолу с помощью кисти и оставить сушиться. Изделие станет более глянцевым.

Как заливать эпоксидную смолу – делаем правильно

Представляем вашему вниманию статью, посвященную работе с эпоксидной смолой. Прочитав ее, вы узнаете, что для чего можно использовать эпоксидную смолу и как правильно ее заливать.

С чего начать

Эпоксидная смола дает огромный простор для творчества своими руками. Для начала нужно определиться, что именно вы хотите создать. Если опыта работы с эпоксидной смолой у вас нет, стоит начать с заливки простеньких украшений, например, колец или кулонов.

Продается эпоксидная смола в специализированных магазинах. Для новичков существуют специальные наборы, в которых помимо самой эпоксидки есть емкости для смешивания, шприцы, перчатки для рук и инструкция по применению. Опытные люди просто покупают емкость с эпоксидной смолой нужного объема.

Эпоксидная смола – дешевый и доступный материал, это одна из главных причин ее популярности. При покупке конкретной марки смолы нужно понимать, что эпоксидка может быть технической и декоративной. Техническая применяется при ремонте и склейке различных деталей, материнских плат и моделировании, декоративная – при заливке столешниц полов, украшений, изделий из дерева и т.д. Нас будет интересовать декоративная эпоксидка, так как она позволяет получить идеально прозрачные изделия без пузырей воздуха внутри застывшего полимера.

Еще один важный момент – часто эпоксидные смолы бывают двухкомпонентными. Комплект состоит из смолы и отвердителя. При работе с такой эпоксидкой обязательно нужно использовать оба компонента, смешивая их в указанных в инструкции пропорциях, иначе без отвердителя смола просто не застынет.

Как работать с эпоксидной смолой

Необходимо понимать, что эпоксидная смола выделяет токсичные соединения и неприятный запах, поэтому работу проводить нужно только в сухом и хорошо проветриваемом помещении. При наличии влаги в воздухе смола застывает гораздо медленнее, поэтому правильнее всего организовать рабочее место в небольшой теплой комнате.

Следующий этап – подготовка рабочей поверхности. Эпоксидная смола не приклеивается к целлофану, полиэтилену и силикону, поэтому на рабочий стол достаточно положить несколько прозрачных файлов для бумаги. Это даст гарантию того, что рабочая поверхность не запачкается. Для работы с эпоксидной смолой потребуется маленький пластиковый стаканчик, пара одноразовых шприцов и плоская палочка для размешивания.

В шприцы набираем смолу и отвердитель. В инструкции всегда четко написано, какой компонент в каких пропорциях использовать.

Аккуратно выливаем содержимое обоих шприцов в пластиковый стаканчик, после чего перемешиваем его. Субстанция поначалу должна выглядеть как сахарный сироп, а после перемешивания стать полностью прозрачной.

В процессе работы в жидкости могут образоваться пузырьки воздуха. Чтобы от них избавиться, нужно поместить стакан с эпоксидной смолой в емкость с теплой водой с температурой около 60 градусов. При повышении температуры пузырьки воздуха поднимутся на поверхность и исчезнут.

Работать с эпоксидной смолой рекомендуется в перчатках, дабы не запачкать руки. Если все же работаете без них и руки стали липкими, необязательно искать спирт или растворитель, достаточно помазать руки жирным кремом, хорошо потереть друг об друга, вытереть и кожа снова станет чистой.

Заливка

После размешивания эпоксидную смолу можно заливать в силиконовые формы. При заливке живых свежих цветов заливку необходимо начинать с центра к краям, подливая смолу небольшими порциями. Это поможет не допустить появления пузырьков воздуха, но, если они появились, их следует аккуратно проткнуть тонкой иголкой. Альтернативный вариант – прогрев поверхности феном, газовой горелкой и зажигалкой, главное не переусердствовать и не повредить изделие.

Фурнитура для заливки должна быть идеально чистой и обезжиренной. Заливаемые предметы также следует подготовить: сухоцветы покрыть слоем акрилового лака или лака для волос. Картинки, мозаики, фотографии нужно хорошо приклеить к форме клеем ПВА, особенно тщательно промазывая края. Если этого не сделать, после заливки рисунок промокнет, и готовое изделие будет смотреться не очень красиво. В процессе работы нужно избегать попадания воды в смолу, потому что эпоксидка может приобрести неэстетичный молочный окрас, от которого потом никак не избавиться. Еще один важный момент – эпоксидная смола очень хорошо притягивает пыль, поэтому после окончания работы нужно поместить изделие в герметичную емкость и оставить там до тех пор, пока эпоксидка не застынет. В идеале найти какую-нибудь тару из стекла или пластика, чтобы наблюдать за процессом застывания.

У эпоксидной смолы есть три рабочие фазы:

  • Первая фаза – жидкая. Пока смола находится в таком состоянии, у вас есть шанс исправить все возникшие проблемы: удалить пузырьки воздуха, поставить форму на ровную поверхность, чтобы не допустить сползание смолы и т.д. Жидкая фаза длится по-разному для каждой марки эпоксидной смолы.
  • Вторая фазатекучая. Смола превращается в тягучую клееобразную субстанцию, на этой фазе предмет лучше всего не трогать и ждать третью фазу.
  • Третья фаза — это когда смола превратится в прочный полимер, который отлично обрабатывается ручным инструментом. Его можно пилить, сверлить, лакировать и шлифовать. Среднее время превращения эпоксидной смолы из жидкости в пластик составляет двое суток, однако некоторые компании производят специальные быстросохнущие смолы.

После полного застывания готовое изделие можно зашлифовать. Не стоит брать обычную наждачную бумагу, лучше приобрести водостойкую шкурку и проводить процесс в воде. Зашлифованное изделие рекомендуется покрыть дополнительным тонким слоем эпоксидной смолы, чтобы оно выглядело глянцевым. При необходимости сделать отверстие в смоле, предмет можно просверлить обычной дрелью, начиная со сверла маленького диаметра и постепенно увеличивая диаметр сверла до нужного – это позволит получить аккуратную дырочку без сколов по краям.

Эпоксидную смолу можно заливать слоями. Это поможет добиться эффекта выпуклости на предмете. Залив первый слой, нужно подождать несколько часов, пока смола не начнет густеть, затем нанести еще один слой. Эпоксидка будет находиться в текучей фазе, благодаря чему можно получить подобие купола на изделии.

Если после работы у вас стались излишки смолы, можно не выбрасывать их, а использовать для создания какого-нибудь миниатюрного украшения. Но подмешивать остатки к вновь разведенной эпоксидке не нужно, так как физические и химические свойства разных эпоксидных смол отличаются, даже если они от одного производителя. На качестве изделия это скажется негативно: смола может застывать неравномерно, а внутренние слои вообще могут остаться жидкими.

Что заливать?

Читатель может задаться логичным вопросом, что может залить с помощью эпоксидки именно он? Ответ – да что угодно, начиная от фото, картинок, рисунков, заканчивая заливкой столешниц, полов, слэбов, спилов дерева, подносов, и т.д. Все это можно изготовить самостоятельно, эпоксидная смола – универсальный инструмент. Из эпоксидной смолы можно отлить заготовку для флешки, а можно залить целую картину в рамке. Отдельно стоит выделить люминофоры – вещества, способные светиться сами по себе. Обычно они имеют форму порошка, и им нужен прозрачный связующий элемент. Эпоксидная смола отлично подойдет для этого. Залив люминофор эпоксидкой, можно получить светящийся в темноте шар необыкновенной красоты, потратив на это немного сил и средств. Такие шарики выглядят гораздо лучше светодиодных, их можно использовать как подсветку.

В специализированных магазинах за приемлемую цену продается много полезных вещей для творчества с эпоксидной смолой: блестки, втирки, бисер, красители. Все это нужно лишь красиво скомпоновать. Да, придется напрячь фантазию, но какое удовольствие вы потом получите от самостоятельно сделанного украшения или кулона. Не стоит также пренебрегать изучением теоретического материала: чтения статей, просмотра видео по теме. Эта информация поможет вам разобраться, какую марку смолы лучше купить для конкретной задачи, как улучшить сам технологический процесс, как устранить возникшие недостатки.

Ну и какая теория без практики – чем больше тренируетесь, тем лучше будет получаться, главное не стесняться и пробовать работать с эпоксидной смолой.

Эпоксидная смола и защита кузовных деталей

Список разновидностей полиролей, предназначенных для нанесения на лакокрасочное покрытие, недавно дополнился ещё одним элементом. Помимо восковых и тефлоновых составов, а также лаков-консервантов, автовладельцам предлагают использовать полироли, включающие в себя эпоксидную смолу.

Тонкости работы с химическими составами

Эпоксидная защитная полироль

Различные полироли на основе эпоксидной смолы сейчас представлены несколькими брендами (Cilajet, WURTH и т.д.). Вроде бы, нанесение подобных покрытий на финальной стадии обработки ЛКП гарантирует защиту в течение 18-ти месяцев. В действительности, согласно отзывам, этот период будет втрое меньше. А вообще, наносить эпоксидную смолу нужно с полным соблюдением технологии. Сушка должна выполняться в течение 24-х часов, а температура при этом должна быть 15 – 25 C. Вдобавок, потребуется исключить попадание прямых солнечных лучей.

Если же технологию нанесения эпоксидной смолы немного нарушить, ничего страшного не произойдёт. Просто, результат работы может быстро разочаровать владельца: покрытие окажется недолговечным.

Заметим, что существует целый список требований, которые являются обязательными для выполнения:

  • Поверхность ЛКП не должна быть покрыта царапинами. Эпоксидная полироль подходит для авто не старше 1-го года (в иных случаях, предварительно проводится абразивная полировка);
  • До нанесения полироли поверхность обезжиривают. Можно использовать смеси для удаления силикона, а средство WD-40 (или его аналог RW-40) применяют локально;
  • Мойка кузова перед обезжириванием производится вручную, но многие владельцы поступают так: отправляют авто на бесконтактную мойку, а затем домывают кузов сами.

В комплекте с полиролью, изготовленной на основе эпоксидной смолы, поставляются специальные салфетки. Используя их, полироль растирают, предварительно нанеся состав на поверхность детали. А добиться появления ровного слоя нужно успеть за 15 минут.

Эпоксидная смола, смешанная с отвердителем, остаётся жидкой в течение первых 15-20-ти минут. Если температура воздуха достаточно высока, затем начинает идти процесс полимеризации.

Перечисленные советы относятся к методам защиты ЛКП (точнее, к одному из них). А сейчас мы рассмотрим, как ещё эпоксидную смолу используют для защиты кузова.

Эпоксидный антикор

Необходимо помнить, что обработку днища автомобиля есть смысл производить такими составами, основой которых является битум или воск (либо, два этих вещества сразу). Если же речь идёт об обработке колёсных арок, антикоррозионный состав дополняется каучуковыми гранулами. Ничего другого, подходящего для использования в автомобильной промышленности, пока не изобретено. Стальные детали зданий, мостов, различные металлические ёмкости иногда покрывают более долговечным антикором. Он состоит из эпоксидной смолы, отвердителя и цинковой либо алюминиевой пудры. Но если исходить из условий эксплуатации любого автомобиля, становится ясно, что использовать эпоксидную смолу здесь будет практически бессмысленно.

Слой эпоксидного антикора при низких температурах (-20 C и ниже) теряет свою эластичность. Значит, в результате механических воздействий такое покрытие начнёт отслаиваться, если говорить об эксплуатации авто зимой. Заметим, что восковую и даже битумную мастику при желании всегда можно снять, то есть удалить с поверхности металла. К эпоксидной смоле это утверждение не относится (для неё не существует растворителей). Выбор оставим за владельцем авто.

Эпоксидная смола и кузовной ремонт

Если металлическая деталь проржавела – не беда, есть возможность всё быстро исправить при помощи стеклоткани и эпоксидной смолы. Прежде всего, нужно полностью удалить ржавчину с металла. Возможно, дополнительно придётся просверлить отверстие, края которого обрабатывают напильником. Когда ржавчина удалена, поступают так: на смазанную машинным маслом болванку (подкладку) помещают деталь, а сверху нужно положить стеклоткань, вырезанную по контуру отверстия с небольшим припуском. Прямо на стеклоткань затем наливают эпоксидную смолу, смешанную с отвердителем. После сушки в течение суток деталь переворачивают, и последовательность действий повторяют.

Необходимо помнить, что установка «заплаток», состоящих из ткани и смолы – вовсе не панацея. К тому же, после проведения подобной обработки деталь рекомендуется окрасить, иначе эпоксидная смола быстро растрескается.

Вещество, название которого приводится в заглавии обзора, обладает всего одним недостатком – при низких температурах оно теряет эластичность, становится хрупким. Но если автомобиль эксплуатировать правильно и не пренебрегать защитой от коррозии, пусть даже самой недорогой, то ржавчина не появится. И ничего ремонтировать будет не нужно.