Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах
Устройство и техническая эксплуатация судна
18.05.2015 20:33
дата обновления страницы
Технология судоремонта
1 6 / 04 /20 07
Окраска судна
Несмотря на большое число различных способов защиты от коррозии, основным до настоящего времени остается окраска судов. Для обеспечения надежной защиты окраску необходимо производить по рекомендованным схемам, не допуская их упрощения, изменения или замены материалов.
Наиболее стойкое защитное покрытие должна иметь подводная часть наружной обшивки, так как профилактический ремонт и подновление покрытия на этих участках в процессе эксплуатации судна практически невозможны. Окраску подводных поверхностей судов производят этинолевой краской или эпоксидной эмалью, а для окраски судов из легких сплавов применяется эмаль на сополимерно-винил-хлоридной основе. Эмалью красят по слою фосфатирующего грунта, а этинолевую краску наносят на корпус без грунта. Надежная защита подводной части от коррозии обеспечивается при окраске в четыре слоя, а на носовую оконечность и на сварные швы наносят два дополнительных слоя.
Для защиты от обрастания подводную часть наружной обшивки окрашивают необрастающими красками, которые наносят на антикоррозионное лакокрасочное покрытие. Эти краски содержат мышьяково-ртутные соединения, образующие отравляющую зону для микроорганизмов. Необрастающее покрытие наносят в два слоя. Исключение составляют только суда, плавающие в северных морях — их окрашивают необрастающими красками в один слой. Суда, плавающие на рейдах северных морей и в пресных водах, необрастающего покрытия не имеют.
Подводную часть малотоннажных судов можно также окрашивать термопластической краской, которую наносят на обшивку судна по слою каменноугольного лака в разогретом виде (100-120 °С). Эта краска обеспечивает защиту как от коррозии, так и от обрастания.
Для защиты от коррозии пояса переменной ватерлинии применяются эпоксидная эмаль и краски, полученные на основе сополимеров. Надводные наружные поверхности окрашивают глифталевыми и пента-фталевыми эмалями, которые наносят на грунт.
Наружные палубы покрывают эпоксиэфирной эмалью, а участки палуб, где выполняются швартовные работы,-нескользящей пентафтале-вой эмалью. Для палуб нефтеналивных судов рекомендуется применять теплоотражающую эмаль. Все эти эмали наносят на слой грунта. Стальные палубы под деревянным настилом окрашивают в два слоя смешанным грунтом.
Внутренние помещения можно окрашивать масляными и эмалевыми красками, не содержащими соединений свинца, ртути или других веществ, вредных для здоровья. Но лучше для этих целей использовать трудносгораемые краски на пентафталевом лаке. В качестве отделочных покрытий во внутренних помещениях можно применять также водоэмульсионную краску, достоинством которой являются негорючесть, безвредность и отсутствие запаха.
Грузовые трюмы можно окрашивать пентафталевой эмалью, а помещения для перевозки химически активных грузов окрашивают полиуретановой эмалью или наносят три слоя эпоксидной шпаклевки. Для грузовых танков нефтеналивных судов и топливно-балластных танков используют специальную эмаль.
Балластные цистерны и другие помещения с повышенной влажностью рекомендуется окрашивать этиленовыми красками. Цистерны для питьевой и мытьевой воды окрашивают краской на основе калиевого стекла и кремнийорганической краской.
Наряду с отечественными красками на морском флоте широко применяются импортные лакокрасочные материалы. При использовании импортных материалов для покраски необходимо подбирать такие покрытия, основа у которых близка к ранее нанесенным. На поверхности, окрашенные отечественными виниловыми эмалями, можно наносить импортные краски на виниловой основе, а на пентафталевые и глифталевые эмали следует наносить краски на алкидной основе. Подводную часть, окрашенную этино-левой краской, можно подкрашивать красками на виниловой и винилкаучуковой основах.
Краски наносят на поверхность распылением или втирают малярными кистями (рис. 153). На большие площади краску наиболее удобно наносить маховой кистью, имеющей длинную (до 2 м) ручку. В других случаях пользуются ручниками, размер которых выбирают в зависимости от площади окрашиваемой поверхности. Мелкие детали окрашивают филеночными кистями, которые также используют для выполнения различных декоративных работ. Отделку окрашенной поверхности и сглаживание неровностей производят флейцевой кистью.
В последнее время широкое распространение получили валиковые кисти, представляющие собой валик, на который натянута короткостриженая шкурка или ворсистая ткань.
Для обеспечения высокого качества окраски кисти необходимо содержать в исправном состоянии. При перерывах в работе их следует положить в бачок с растворителем, чтобы они не засыхали. При этом щетина не должна мяться и перегибаться, После окончания работ кисти следует промыть уайт-спиритом или скипидаром, а затем теплой водой с мылом. Новые кисти, имеющие длинную щетину, следует перевязывать крученым> шпагатом на-2/3 длины щетины. Перед употреблением новые кисти надо вымачивать в течение 30-40 мин в теплой воде.
Краску следует наносить широкими полосами, а затем тщательно растирать кистью в поперечном и продольном направлениях до получения тонкого равномерного слоя без пропусков и потеков. Для того чтобы получить гладкую поверхность, верхний слой флейцуют. При работе флейц необходимо держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности, а обычные кисти — под углом 45-55°. Чтобы кисть изнашивалась равномерно, в процессе работы ее надо периодически поворачивать.
Рис 153 Малярные кисти а — маховик, б — ручник, е — филеночные, г — флейц, д — валиковая
Окраска способом втирания обеспечивает высокое качество защитного слоя. Поэтому наиболее ответственный грунтовочный слой, наносимый на защищаемую поверхность, в судовых условиях нужно выполнять только вручную при помощи кисти. Каждый последующий слой следует наносить после полного высыхания предыдущего. Качество защитного покрытия с увеличением продолжительности сушки каждого слоя улучшается. При окраске этинолевыми и необрастаю-щими красками, а также каменноугольным лаком сушку надо проводить ограниченное время, так как пленки этих красок и лака под воздействием солнца и воздуха разрушаются. Поэтому этинолевые краски следует наносить, когда предыдущий слой еще дает небольшой отлип.
Качество окрасочных работ в значительной степени зависит от вязкости краски. При пониженной вязкости краски на окрашенной поверхности образуются потеки и наплывы, если же краска слишком густая, то остаются неукрытые места и штрихи от кисти, а также образуется рябь.
Значительное влияние на качество защитного покрытия оказывают влажность воздуха и наличие влаги или жира на окрашиваемой поверхности. При окраске влажных поверхностей образуются воздушные пузыри и поры. Такие же дефекты и в том случае, когда вода содержится в краске.
Все окрасочные работы необходимо производить) при температуре воздуха не ниже -50С. При отрицательной температуре (до -10°С) окраску можно производить только в случае особой необходимости.
Механизация окрасочных работ достигается применением краскораспылителей.
Наибольшее распространение получили аппараты с воздушным распылением краски. В распылителях этого типа в рабочее сопло подается сжатый воздух, который, выходя из сопла, увлекает краску и распыляет ее. В некоторых случаях краска подводится самотеком из небольшого бачка (стакана), установленного непосредственно на распылителе. Но чаще для подачи краски используется сжатый воздух, который подводится к краско-нагнетательному баку.
Воздух, используемый в краскораспылителях, не должен содержать частиц масла и воды. Для очистки сжатый воздух перед поступлением в распылитель пропускается через масло водоотделитель, имеющий необходимые фильтры.
В последнее время все более широкое применение находит способ безвоздушного распыления, который значительно повышает производительность окрасочных работ, обеспечивает высокое качество покрытия и улучшает условия труда. Аппарат для безвоздушного распыления имеет распылительный пистолет, в который краска подается поршневым или плунжерным насосом под давлением 15-30 МПа Распыление лакокрасочного материала происходит вследствие расширения выходящей из сопла струи.
Для уменьшения расхода краски можно применять окраску в электрическом поле. В этом случае используются электростатические распылители.
Качественная окраска краскораспылителем обеспечивается при выполнении следующих требований: расстояние от распылителя до окрашиваемой поверхности должно быть 250-350 мм;
перемещать распылитель следует сверху вниз и снизу вверх на весь размах руки, если этому не препятствуют размеры окрашиваемой поверхности;
каждая новая полоса должна перекрывать предыдущую на 10- 15 мм;
во всех случаях направление струи должно быть перпендикулярно окрашиваемой поверхности;
при перерывах в работе распылитель необходимо помещать в бачок с растворителем, а при длительных- промыть растворителем, который наливают в стаканчик или нагнетательный бак и продувают сжатым воздухом.
Краскораспылители можно использовать для окраски как наружных поверхностей, так и внутри помещений, оборудованных соответствующей вентиляцией. Ядовитые краски наносить способом распыления категорически запрещается. Нельзя также применять краскораспылители с воздушным распылением для нанесения грунтовочного слоя.
Наряду с подводной очисткой в настоящее время начинает применяться подводная окраска судов. Главная особенность окраски под водой заключается в том, что краска наносится на смоченную поверхность. Поэтому краска должна обладать значительно большей вязкостью, чтобы она надежно прилипала к поверхности. Производить подводную окраску можно способом втирания и распылением. В первом случае для нанесения краски используют валиковые или дисковые щетки с непрерывной подачей краски. Распыление под водой производят безвоздушным способом, подавая краску в специальный краскораспылительный пистолет под большим давлением.
Качественно выполненное лакокрасочное покрытие может быстро прийти в негодность, если за ним не налажен должный уход Поэтому на судне необходимо вести систематическое наблюдение за сохранностью окраски При осмотрах следует обращать особое внимание на состояние окрашенных поверхностей в помещениях с повышенной влажностью и в скрытых для прямого наблюдения местах Обнаруженные дефекты необходимо устранить и при первой возможности восстановить окрасочное покрытие.
В период эксплуатации судна необходимо периодически возобновлять окраску. Во внутренних помещениях окраска производится 1 раз в 2-3 года. Возобновлять наружную окраску необходимо ежегодно, а пояс переменной ватерлинии — 2 раза в год. Подводную часть окрашивают необрастающими красками при каждом доковании.
Чистка ультразвуком
Чистка ультразвуком
Чистка инжектора, форсунок
Очистка инжектора, форсунок
§ 1.1. Окрасочная гидроизоляция из мастик и красок (ч. 6)
Исследования показали, что эпоксидные покрытия отличаются хорошими гидроизоляционными и прочностными свойствами, благодаря чему их можно применять без защитного ограждения даже при интенсивных механических воздействиях; кроме того, они обладают значительной химической стойкостью при агрессии минерализованных грунтовых вод и промышленных стоков, а также достаточно высокой атмосфероустойчивостью, что позволяет принимать расчетную долговечность эпоксидных покрытий свыше 50 лет в подводной зоне и более 25 лет — в надводной. Например, эпоксидное покрытие на железобетонных лотках Братского ЛПК успешно служит уже 20 лет, свыше 10 лет — на водосливных гранях плотин Братской и Красноярской ГЭС, на вентиляторных градирнях Киришского НПЗ.
Из ныне выпускаемых эпоксидных эмалей для гидроизоляционных целей могут быть рекомендованы ЭП-72 (с каменноугольным лаком) и ЭП-43 (с олигомером ПДИ-ЗА), а для подводных зон, доступных для периодического осмотра и ремонта, — эмали ЭП-752 и ПЭП-126 (с глицидиловым эфиром), ЭП-773 и ЭП-569 (с меламиноформальдегидной смолой), а также эмали на основе смолы ЭИС-1 [24].
Наиболее существенными недостатками эпоксидной гидроизоляции являются высокая стоимость и дефицитность эпоксидных смол, вредность и огнеопасность растворителей и отвердителей, что делает весьма актуальным дальнейший поиск оптимальных полимерных красок гидроизоляционного назначения. Известно много различных лаков и красок антикоррозионного назначения, однако для гидроизоляции поверхностей долговременных сооружений, недоступных для осмотра и ремонта, большинство из них пока еще рекомендовано быть не может [10].
Наиболее перспективен этинолевый лак — дешевый и недефицитный отход производства синтетического каучука, допускающий работу на морозе и на влажных поверхностях, однако образующий жесткие и быстро стареющие на солнце покрытия; поэтому рекомендуется применять не только этинолевые краски ЭКЖС-40, но и модифицированные этинолево-эпоксидные или этинолево-битумные краски (табл. 1.12). Во ВНИИГе разработана этинолево-битумная краска, состоящая из этинолевого лака, 10 % строительного битума БН 10/90 и 30 % минеральных наполнителей [54].
Составы этинолевых гидроизоляционных красок и мастик (% массы)
Компоненты | Этинолевые краски | Этинолево-эпоксидная мастика | Этинолево-битумная мастика | |
ЭКЖС-40 | ЭКА-15 | |||
Этинолевый лак | 60 | 85 | 47,5 | 45 |
Эпоксидная смола ЭД-20 | — | — | 15,8 | — |
Пластификатор (тиокол, дибутилфталат, битум БН 70/30) | — | — | 3,2 | 15 |
Наполнитель (железный сурик, асбест, алюминиевая пудра) | 40 | 15 | 31,5 | 40 |
Отвердитель (ПЭПА) | — | — | 2,0 | — |
Этинолевые краски весьма перспективны, так как они значительно снижают стоимость гидроизоляционных покрытий, поскольку эпоксидные смолы стоят 4,5 руб/кг, эпоксидные краски — от 10 (ЭП-43) до 2,1 руб/кг (ЭП-569); этинолевый лак стоит 27,5 коп/кг, а этинолево-эпоксидные эмали — менее 1 руб/кг, что в подземных и подводных условиях позволяет достаточно эффективно заменять дорогостоящие эпоксидные покрытия этинолевыми, а при необходимости обеспечения повышенной прочности покрытий — этинолево-эпоксидными эмалями и даже этинолево-битумными [24, 54].
Существенным недостатком полимерных красок является необходимость в органических растворителях, которые делают их вредными и огнеопасными, в связи с чем все более распространенным становится использование порошковых красок и красок с небольшим содержанием растворителя, а также водно-дисперсионных красок. По мнению специалистов США и ФРГ, к 1985 г. применение водно-дисперсионных лаков и красок достигнет 30—40 %, а доля красок на основе органических растворителей снизится с 80—90 до 20—30 %; поэтому надо уделять больше внимания разработке окрасочных композиций на основе битумных и эпоксидных эмульсий (см. § 1.3).
В гидроизоляционной технике для устройства кровель и пароизоляции нашли применение битумные эмульсии типа «эмульбит» и битумно-латексные композиции типа «эластим» [19, 46, 98].
Эмульбит представляет собой битумную эмульсию, состоящую из 50 % битума БНД 60/90, 41,5 % воды и 8,5 % комбинированного эмульгатора, состоящего из 2,5 % сульфитно-спиртовой барды (ССБ) и 6 % гашеной извести. Известны разновидности эмульбита без добавок гашеной извести, но они неводоустойчивы из-за водорастворимости лигносульфоновых соединений, содержащихся в ССБ, и только в результате взаимодействия извести с ССБ получаются неводорастворимые кальциевые мыла лигносульфоновых кислот, что обеспечивает водоустойчивость покрытий.
Эластим — композиция из битумной эмульсии на основе асидолового или асидол-мылонафтового эмульгатора, хлористого кальция как коагулятора и дивинилстирольного или хлоропренового латекса (8—18 %). Этот материал наносят с помощью специального трехканального пистолета: по одному его каналу подается эмульсионно-латексная смесь, по другому — раствор коагулятора, по третьему — распыляющий сжатый воздух. Как правило, такие покрытия сочетают с набрызгом рубленого стекловолокна способом, получившим за рубежом название «флинткоте-моноформ».
Окраски эластимом и эмульбитом дешевы и благодаря водной дисперсии просты и безопасны в работе, однако получаемые покрытия малопрочны и недостаточно водоустойчивы, а потому они применяются только для временных или периодически увлажняемых гидроизоляционных покрытий.
Попченко С.Н. Гидроизоляция сооружений и зданий
Этинолевые краски
Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах
Устройство и техническая эксплуатация судна
17.05.2015 09:40
дата обновления страницы
Судовое снабжение
1 6 / 04 /20 07
Материалы по уходу за корпусом
Лакокрасочные материалы. Стальной корпус судна подвергается коррозии, основным способом защиты от которой является покрытие его лакокрасочными материалами. Такое покрытие применяется также для защиты подводной части судна от обрастания и для создания нормальных санитарно-гигиенических условий в судовых помещениях.
Защитные свойства лакокрасочных покрытий объясняются наличием упругой эластичной пленки, которая образуется при высыхании. Поэтому основным элементом покрытий являются пленкообразующие вещества — растительные масла, природные и синтетические смолы.
Наибольшее применение из растительных масел имеет олифа — продукт тепловой обработки льняного или конопляного масла.
Из природных смол как пленкообразующие используют канифоль (КФ), янтарь (ЯН) и шеллак (ШЛ), а также битумы (БТ) — продукты перегонки нефти и коксования угля.
Номенклатура синтетических смол, используемых в лакокрасочной промышленности, очень обширна. Наибольшее применение находят глифталевые (ГФ) и пентафта левые (ПФ) алкидные смолы, фенольные (ФЛ), поливинилацетатные (ВЛ), перхлорвиниловые (ХВ), эпоксидные (ЭП), полиуретановые (УР) и эпоксиэфирные (ЭФ). Для повышения качества лакокрасочных материалов используют также сополимеры (ХС) — продукты совместной обработки (полимеризации) двух смол.
Смолы в качестве пленкообразующего материала используются в виде лаков. Растворителями для приготовления лаков являются: ацетон, скипидар, уайт-спирит, этиловый спирт и др. В зависимости от растворителей лаки делят на несколько групп.
Масляные лаки — растворы смол, модифицированных растительными маслами, в органических растворителях (уайт-спирит, скипидар и др.). Эти лаки при высыхании образуют достаточно прочную защитную пленку, их применяют для покрытий по дереву и по масляным краскам. Масляные лаки используют также в качестве растворителей при изготовлении эмалевых красок.
Спиртовые лаки (раствор смолы в этиловом спирте) при высыхании образуют пленку, которую можно полировать. Эти лаки используют для декоративной отделки мебели и других изделий из дерева.
Битумные лаки — растворы черных смол (битумов) в продуктах коксования угля. Некоторые из этих лаков, например каменноугольный, применяют для окраски якорей и якорных цепей. Другие битумные лаки используют в качестве растворителей при изготовлении эмалевых красок. Этинолевый лак (раствор полимеров в ксилоле) является растворителем для этинолевых красок.
Краска образуется при введении в пленкообразующее вещество пигмента.
Пигменты — порошковые вещества, которые придают краске определенный цвет. В пленкообразующих веществах пигменты не растворяются, а образуют с ними суспензии. Из различных пигментов в судостроении наиболее часто применяют свинцовый и железный сурик, свинцовые и цинковые белила, ультрамарин, охру, сажу, пудру алюминиевую и др.
Для ускорения образований пленки в состав красок и лаков вводят в небольшом количестве сиккативы, наиболее часто — свинцово-марганцевые (светлый № 63 и темный № 64). Добавлять сиккативы в готовые краски промышленного производства нельзя, так как это ухудшает качество покрытия.
В зависимости от вида пленко-образователя краски делят на несколько групп, из которых наиболее широко применяют масляные и эмалевые краски.
Масляные краски приготовляют смешиванием сухих пигментов с олифой и последующим перетиранием замеса на краскотерке. Название масляных красок соответствует пигменту или цвету (сурик свинцовый, белила цинковые, охра, слоновая кость, бежевая и т. п.). Масляные краски на судах применяют для окраски только внутренних помещений (кроме свинцовых белил и сурика).
Эмалевые краски (эмали) представляют собой суспензию перетертых пигментов в лаке с добавлением сиккатива и растворителей. Из большого разнообразия эмалевых красок на судах в основном применяют глифталевые, пентафталевые и эпоксидные эмали. Эмалевыми красками можно окрашивать как наружные поверхности, так и внутренние судовые помещения.
Этинолевые краски получают при добавлении в этинолевый лак пигментов. Пигментирование можно производить свинцовым и железным суриком, алюминиевой пудрой. Благодаря хорошим защитным свойствам этинолевые краски нашли широкое применение на судах, главным образом для окраски подводной части корпуса, цистерн и помещений с повышенной влажностью.
Водоэмульсионные краски находят все более широкое применение в судостроении. В них органические растворители полностью или частично заменены водой. Пленкообразователями в этих красках так же, как и в эмалях, служат синтетические смолы.
Наряду с обычными лакокрасочными материалами на судах широко применяют специальные краски — негорючие и необрастающие.
Негорючие краски при нагреве выделяют инертные негорючие газы, гасящие пламя, или образуют изолирующую стекловидную пленку, которая преграждает доступ пламени к окрашенной поверхности. Наименее горючей является эмалевая краска на пентафталевом лаке ПФ-218.
Необрастающие краски, содержащие токсины (яды), предназначены для защиты подводной части корпуса судна от обрастания. Из необрастающих красок в судостроении применяют краски ХВ-5153, ХВ-750, ХВ-142, а также термопластическую краску ЯН-74.
Грунт — первый слой краски, наносимый на окрашиваемую поверхность. Для улучшения сцепления между окрашиваемой поверхностью и грунтом последний готовят по специальным рецептам с несколько пониженной вязкостью. Из масляных грунтов на судах применяют в качестве грунта сурик железный № 71, сурик свинцовый № 81 и смешанный грунт № 83. Лаковыми грунтами являются глифталевый (ГФ-020), фенольный (ФЛ-ОЗК) и эпокси-эфирный (ЭФ-065 или ЭФ-094).
Для выравнивания поверхности перед окраской применяют шпатлевку (шпаклевку) — пастообразную массу, в состав которой, кроме пленкообразователя и пигмента, входят наполнители (мел, тальк, каолин и др.). После высыхания шпатлевку шлифуют пемзой или специальной шкуркой. В судостроении наиболее часто используют лаковые шпатлевки: эпоксидную (ЭП-00-10), пентафталевую (ПФ-00-2) и перхлорвиниловую (ХВ-00-4).
Для очистки металлов, пластика, дерева и других материалов от ржавчины, водорослей, водного камня, ракушечника и других органических, неорганических отложений, днища лодки, яхты, любого водного судна, применяют моющие средства серии Фаворит-К для очистки водного транспорта.
Клеи. Для соединения многих элементов деревянных и металлических судовых конструкций и оборудования применяют различные клеи. Клеевые соединения позволяют значительно сократить сроки изготовления конструкций и в то же время обеспечивают .достаточную прочность.
Природные клеи (столярный и казеиновый) применяют для склеивания деталей мебели или других деревянных конструкций в сухих помещениях, так как они не обладают водостойкостью. Значительно более высокие свойства имеют клеи на основе синтетических смол.
Универсальный клей БФ-2 и БФ-4 можно применять для склеивания под давлением металлов, дерева, стекла, пластмассы и других материалов как между собой, так и в их различных сочетаниях. В том случае, когда соединение «работает» при повышенной температуре, применяют высокотеплостойкие клеи. Клеи на основе эпоксидной смолы (ЭПК-518 и К-153) используют для склеивания слоистых декоративных пластиков. Фенолоформальдегидным клеем (ВИАМ-Б-3) склеивают древесину и древесностружечные плиты.
Широкое распространение получили резиновые клеи на основе натуральных и синтетических каучуков. Для наклейки линолеума используется клей КН-3 и 88-Н. Теплоизоляцию склеивают клеем К-115, ЭЛ-20, ВК-9.
Палубные покрытия. Для тепловой изоляции внутренних палуб, а также для получения нескользящих палубных покрытий наряду с деревянным палубным настилом применяют различного рода мастики.
Наиболее распространенным палубным покрытием является мастика «Нева-АП», которая представляет собой смесь портландцемента с синтетическим латексом. Для ускорения процесса затвердевания и повышения прочности мастики в нее добавляют стабилизатор (кальцинированную соду и казеин), гравий и песок.
Все мастики имеют небольшую массу, огнестойки, обладают хорошей прочностью, устойчивы против истирания и не вызывают коррозии стальной палубы. Для обеспечения высокого качества покрытия мастику наносят в три слоя общей толщиной 20-40 мм на предварительно очищенную и загрунтованную палубу. В последний, декоративный слой добавляют пигмент для придания покрытию цвета.
Внутри судовых помещений палубы обычно покрывают линолеумом, который можно настилать как на стальную, так и на деревянную палубу, а также на палубы, имеющие покрытие из мастики. Покрытие из линолеума износоустойчиво, гигиенично и украшает помещение. Для очистки применяют средства Фаворит для уборки помещений.
Палубы в помещениях с повышенной влажностью (ванные, душевые, умывальные) покрывают керамическими плитками, которые укладывают на мастике, а также используют клеи ЭКП и НКП. В некоторых хозяйственных помещениях и местах общего пользования может применяться цементное покрытие, которое наносят на палубу, армированную металлическими планками и проволочной сеткой.
Парусина и парусные нитки. Наряду с синтетическими тканями на морском флоте до настоящего времени широко применяется льняная парусина водоупорной пропитки. Парусина имеет вид полотнищ шириной до 75 см различной толщины и массы. Наиболее легкая парусина идет на изготовление шлюпочных парусов. Для чехлов на палубные механизмы используют парусину № 1 и 2, а также брезентовую. Из наиболее толстой парусины № 3 и 5 делают чехлы на шлюпки и другие спасательные средства. Тенты шьют из парусины ОПВ.
Для пошива парусиновых изделий используют льняные парусные нитки. Перед шитьем нитки пропитывают специальным тиром или натирают воском. Тир предохраняет от намокания и гниения.
Чистка ультразвуком
Чистка ультразвуком
Чистка инжектора, форсунок
Очистка инжектора, форсунок
Этинолевые краски
КРАСКИ, ГОТОВЫЕ К УПОТРЕБЛЕНИЮ
Из обширного ассортимента красок, готовых к употреблению, в бытовых условиях нельзя ни наносить, ни восстанавливать краски порошкового типа. Рекомендуемые для окрашивания в бытовых условиях краски, готовые к употреблению, приведены ниже.
Титановые белила ПФ-24, готовые к употреблению, предназначены для окрашивания металлических и деревянных поверхностей внутри дачных построек, в гаражах, теплицах, а также для окрашивания дверей, окон, кухонной мебели и т. п. Краску наносят обычной или валиковой кистью, сушат при 20° С 24 ч.
Путем добавления в белила краски «Колер» можно получить краску любого требуемого цвета. Титановые белила можно также смешивать с цветными эмалями алкидного, глифталевого или пентафталевого типа. При необходимости в белила вводят 3 — 5% уайт-спирита или скипидара.
Титановые белила МА-21 и МА-25 обладают более высокими декоративными и защитными свойствами, чем белила марки ПФ-24, технология же их нанесения и области применения те же.
Краски типа АКС готовят из масляного лака и 10 — 12% алюминиевой пудры. Жизнеспособность готовой к употреблению краски — не более 6 ч. Краску наносят кистью или краскораспылителем, сушат при 20° С в течение 12 — 24 ч, после чего покрытие приобретает водостойкость и хороший декоративный вид.
Ингибированные краски ГФ-570 и ГФ-570РК коричневые или красно-коричневые служат для защиты металлических листов, заготовок, деталей, труб, полосового и уголкового металла при длительном их хранении под навесами. Наносят их кистями или краскораспылителем (один слой), сушат при 20° С не менее 24 ч.
Двухкомпонентная краска ГФ-570РК применяется внутри помещений. Перед употреблением ее смешивают с 2 ч. краски ГФ-570 и 1 ч. лака НЦ-083.
Маркировочные краски КФ-513 (синяя) и ФЛ-59 (черная) используют для нанесения быстросохнущих надписей на металл, дерево, стеклопластик. При загустении краску КФ-513 разбавляют ацетоном, краску ФЛ-59 — этиловым денатурированным спиртом. Защитные свойства этих, красок низкие.
Маслостойкая краска АБЛ-20 состоит из бакелитового лака и 15 — 20% сухой алюминиевой пудры. Краску разводят до нужной консистенции смесью из равных частей ацетона и спирта, наносят кистями, сушат при 20° С 18 — 24 ч. Эта краска пригодна для окрашивания изделий, не подвергающихся постоянному нагреванию выше 60° С. После термической обработки пленка ее приобретает высокую твердость, становится масло- и водоустойчивой. Краской окрашивают трубы (вытяжные, подающие холодную воду и отводящие горячую), радиаторы, расширительные устройства бытовых отопительных котлов типа АГВ и т. д.
Краска типа КЧ-211 служит для окрашивания деревянных, бетонных и цементных полов во вспомогательных помещениях. В жилых комнатах от применения этой краски следует воздержаться.
Масляная краска МА-15 зеленая предназначена для окрашивания фасадов дач и садовых домиков, крыш и других металлических и деревянных поверхностей, подвергающихся атмосферным влияниям. Краску наносят двумя слоями обычными или валиковыми кистями, сушат при 20° С в течение 24 ч. В загустевшую краску можно вводить 3 — 5% скипидара или растворителя РС-2.
Масляные краски МА-22КЧ используются при отделке дачных домиков и вспомогательных сооружений на садовых участках (сараев, срубов колодцев, беседок, загородок для птиц и мелких животных). Наносят их обычными или валиковыми кистями, сушат при 20° С не более 24 ч.
Масляно-лаковая краска МА-25 красно-коричневая или темно-коричневая предназначена для окрашивания полов, а также изделий, эксплуатирующихся внутри помещений. Краску наносят двумя-тремя слоями обычной или валиковой кистью, каждый слон просушивают при 20° С не менее 24 ч. При замедленном высыхании в краску вводят 1% сиккатива НФ-1, при загустении в нее добавляют уайт-спирит или скипидар (1 — 3%).
Краски ПФ-218 негорючие различных цветов характеризуются очень низкой горючестью пленок. Наиболее распространены белая и серая краски, а также краска цвета слоновой кости. Этими красками окрашивают приборы, оборудование, печи, переборки внутри помещений. При загустении краски разбавляют уайт-спиритом, наносят их обычными кистями, сушат при 20° С не более 24 ч. Перед употреблением в краски вводят 3 — 5% сиккатива.
Краска ХС-717 серебристая трехкомпонентная (состоит из лака ХС-717, алюминиевой пудры и отвердителя ДГУ) применяется в качестве покрытия, устойчивого к действию бензинов и нефтяных смазочных масел. Учитывая сложность подготовки к нанесению этой краски, и вредность отвердитёля, применять ее следует при тщательном соблюдении мер предосторожности и на открытом воздухе. Краску наносят на поверхности, покрытые грунтовкой ВЛ-02. Жизнеспособность готовой краски при 20° С — не более 10 ч. Сушка — при 20° С в течение 2 ч.
Перхлорвиниловые краски ХВ-161 бежевого, белого, желтого, зеленого, красно-коричневого, палевого, розового, серого и синего цвета обладают стойким неприятным запахом. Ими окрашивают кирпичную кладку в садовых домиках, дикий камень и т. п. Внутри помещений краски применять не следует. Разводят их ксилолом или сольвентом, наносят кистью, сушат при 20° С в течение 4 — 6 ч.
Светящиеся краски приготавливают перед употреблением, смешивая светящийся порошок с даммарным или метакриловым лаком. Краски предназначены для быстрого нанесения видимых в темноте предупредительных знаков или надписей. Учитывая вредность входящих в краски светящихся порошков, от приготовления и применения этих красок надо воздерживаться, заменяя их флюоресцентными эмалями.
Силикатные краски приготавливают из водных растворов жидкого калийного, натриевого, литиевого или аммонийного стекла и щелочеустойчивых пигментов, красителей и наполнителей. Краски не имеют запаха, безвредны, быстро высыхают, обладают широкой гаммой цветов, пленки их огнестойки, но наносить эти краски на поверхности можно лишь при температурах от 10 до 35° С. Силикатными красками окрашивают коридоры, кухни, «санитарно-гигиенические помещения, дачные и садовые домики, беседки и другие вспомогательные сооружения. Пленки правильно нанесенных красок не портятся от дождя, при низкой и высокой температуре, хорошо сохраняются в промышленных районах, где атмосфера загрязнена продуктами кислого характера. Кроме указанных областей применения эти краски пригодны для окрашивания бетона (полы балконов, ступени крылечек), кирпича, оштукатуренных поверхностей. На металле они держатся недостаточно хорошо. Окрашивание ими древесины возобновляют через один-два года.
Силикатной краске можно придать бактерицидные свойства, что очень важно для помещений, где содержатся птицы или кролики. Для этого приготавливают силикатную краску следующего состава (в частях): жидкое калиевое стекло (модуль 2,5 — 3) — 150, сухой мел — 65, пентахлорфенолят натрия — 1, тальк — 19, цинковые белила — 15.
Для нанесения во вспомогательных помещениях светящихся указателей может быть использована силикатная светящаяся краска следующего состава (в частях): жидкое высокомодульное стекло — 80, люминофор ФКП-0,ЗК или ФКП-0,5 — 94, мел — 3, сернокислый барий — 3. Сухую светящуюся краску покрывают двумя слоями метакрилового лака. Краску наносят кистями или краскораспылителем, сушат при 20° С в течение 18 — 24 ч.
Этинолевые краски состоят из дивинилацетиленового (этинолевого) лака и пигмента. Краски приготавливают перед окрашиванием на один-два дня работы. При длительном хранении качество этинолевых красок ухудшается. Пленки этих красок обладают хорошей водоустойчивостью и стойкостью к действию кислот и щелочей. Однако им присущ специфический, довольно устойчивый запах, поэтому в жилых помещениях их применять не рекомендуется. Атмосфероустойчивость красок недостаточно высокая. На дачах их применяют в качестве изолирующих покрытий для компостных и выгребных ям, емкостей, в которых ^хранят жидкие (органические) или сухие (неорганические) удобрения, дренажных (облицованных) траншей, фундаментов дач и т. д. Для пленок этинолевых красок характерна хорошая устойчивость к-нефтепродуктам, поэтому ими окрашивают полы в гаражах, особенно в местах хранения топлива и смазочных масел. Краски наносят кистью (не менее трех слоев) каждый слой сушат 4 — 8 ч, окончательная сушка 24 — 48 ч. При срочных работах краски можно наносить при температурах до минус 20° С, увеличив время сушки покрытия до 120 — 150 ч.
В табл. 1 приведены марки этинолевых красок с указанием их состава и цвета.
Таблица 1. Составы этинолевых красок, в процентах
Пастообразные краски. Промышленность выпускает краски красно-коричневого, желтого, оранжевого, черного и серебристого цвета. Отличие этих красок от обычных — отсутствие в их составе растворителя. Пастообразные краски состоят из окисленного петролатума, церезина, каучука, пигментов и ингибитора. Основное назначение этих «красок — защита от коррозии металлических конструкций, деталей и заготовок, применяемых в подполье, окраска рубероида, черных полов, нижних венцов зданий и т. д. Применение пастообразных красок менее опасно и вредно, чем красок, содержащих растворители. Наносят их в подогретом до 50 — 70° С состоянии при помощи кисти или специального краскораспылителя на сухие поверхности.
Пастообразные краски марки ПЖ (отечественные и импортные) предназначены для защиты металла от коррозии и древесины от гниения. В краску ПЖ добавляют 1 — 3% хлорфенолята или пентахлорфенолята меди. Для предохранения древесины от жуков-точильщиков в краску вводят 1 — 2% ДДТ, однако для безопасности работы древесину рекомендуется обработать раствором хлорофоса (из аэрозольного баллончика), просушить и после этого нанести на нее краску ПЖ, не содержащую ядовитых добавок. Характерная особенность пастообразной краски — сохранение пастообразной консистенции в течение 12 — 15 лет и более.
Термопластичные краски относятся к особой группе материалов, которые наносят только в разогретом виде. При обычной температуре — это твердая масса черного или темно-коричневого цвета, представляющая собой сплав битумов, синтетических смол, каучукоподобных материалов, наполнителей и пигментов.
Пленки термопластичных красок сохраняют высокую водостойкость в течение длительного времени. Этими красками можно защищать от коррозии напорные и канализационные трубы, уложенные в землю, предохранять от проникновения влаги фундаменты и наружные стены погребов. Их с успехом применяют в качестве гидроизолирующего слоя при постройке кирпичных и бетонных фундаментов, для защиты опор заборов, ворот, калиток, водоотливных бетонированных лотков и т. д. Краски наносят подогретыми до 130 — 150° С кистями из отработанных пеньковых канатов или манильского троса. Окрашиваемая поверхность должна быть чистой, сухой и теплой (температура поверхности не должна быть ниже 20° С).
Виды лакокрасочных материалов
Эмали — лакокрасочные материалы, состоящие из плёнкообразующей лаковой или другой основы, продиспергированных в ней пигментов и наполнителей, специальных добавок, растворителей и разбавителей.
Алкидные
Эмали алкидные обладают высокой атмосферостойкостью, стойкостью к моющим средствам, минеральному маслу. Покрытие, состоящее из 2-х слоев эмали, нанесенных на подготовленную загрунтованную поверхность сохраняет защитные свойства в течение 4-х лет. Пленка эмали устойчива к изменению температуры от минус 50?С до 60?С, обладают высоким блеском. Предназначена для окраски металлических, деревянных и др. поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям и для окраски внутри помещений.
Традиционные алкидные эмали имеют время высыхания 24 часа.
Выпускаются и быстросохнущие алкидные материалы с временем высыхания до 6 часов.
Пентафталевые
Это наиболее распространённый тип эмалей, широко применяющихся в быту. Они изготавливаются на основе алкидных лаков — модифицированных полиэфиров пентаэритрита и фталевой кислоты. К таким эмалям относится популярная в России ПФ-115.
Такие материалы применяются для наружных и внутренних работ, обладают хорошим блеском и сохраняют защитные свойства 4 — 6 лет.
Глифталевые
Эмали ГФ, или как их еще называют глифталевые эмали, находят самое различное применение в промышленности и в быту. Основой их изготовления служит глифталевый алкидный лак. Практически все краски, имеющие индекс ГФ, изготавливаются для специального использования.
Например, подобные краски нередко используются в текстильной промышленности, где ими покрывают важные элементы ткацких и прядильных станков. Шпули, покрытые глифталиевыми эмалями, дают возможность пропаривать хлопковые ткани около трех часов.
Другая эмаль такого типа – ГФ-92– используется для покрытия элементов различных аппаратов, станков и электрических машин, причем наносится эмаль как на движущиеся, так и на статичные части оборудования. В ряде случаев применяют разновидность этой эмали, имеющую индекс ГФ-92С, где буква указывает на то, что это эмаль горячей сушки.
Эмаль красного цвета ГФ-913 используется для нанесения на радиодетали, такие как, например, проволочные резисторы. Она имеет хорошую устойчивость к воздействию химически агрессивных веществ, таких как растворители, технические масла и щелочи.
А относящаяся к однокомпонентным ГФ-916 специально предназначена для того, чтобы окрашивать ею поверхности керамических конденсаторов. Такое покрытие не только защищает поверхности этих изделий от воздействия влаги и грязи, но и служит маркировочным обозначением для конденсаторов, так как выпускается в девяти цветовых вариантах.
Для внутренних работ используется эмаль ГФ-230. Ею можно окрашивать интерьеры помещений, в которых имеются изделия из металлических сплавов и дерева.
Алкидно-меламиновые
Все автомобили довольно долгое время окрашивали алкидными материалами, до тех пор пока их не вытеснили алкидно-меламиновые.
Алкидно-фенольные
Применяются для покраски металлических, деревянных и других поверхностям, эксплуатирующимся внутри и снаружи помещений. Эмали быстро сохнут и обладают атмосферостойкостью и маслобензостойкостью.
Основа представляет собой раствор в ксилоле глифталевой смолы, модифицированной канифолью и фенольной смолой.
Акриловые
Акриловые эмали и краски могут быть как органорастворимыми, так и водорастворимыми.
Водоразбавимые краски в последнее время находят все большее применение, постепенно вытесняя алкидные материалы. Преимуществ водных красок очень много. И, конечно же, самое главное – это экологичность, то есть пониженное содержание(до 10%) вредных летучих веществ с неприятным и резким запахом. С органоразбавимыми красками такой неприятный запах присутствует не только во время покраски, но и длительное время после нее. Кроме того, специальную водоразбавимую краску широко применяют для окрашивания мелких деталей интерьера, оконных рам, плинтусов, и даже для декорирования мебели. Отколерованные в любой цвет водоразбавимые акриловые эмали позволят обновить интерьер вашего уютного жилища и дать волю вашей бурной фантазии. Акриловые эмали, представленные в этом разделе быстро сохнут, долго не подвергаются растрескиванию и изменению цвета. Поверхность, окрашенную акриловыми эмалями можно мыть с применением моющих средств.
Полиуретановые
Большое распространение получили полиуретановые лакокрасочные материалы. Благодаря своим химическим свойствам, они удовлетворяют всем требованиям, которые предъявляют к современным качественным покрытиям. Не случайно полиуретановыми красками окрашивают приборы, оборудование, автомобили, поезда, авиационную технику, высококачественную мебель. Эти краски имеют высокую стойкость к воздействию воды, кислот, масла, бензина, расворителей и щелочей. Кроме этого они :
выдерживают резкие колебания влажности, давления и температуры;
обладают высокой твердостью. Пропитки, краски и лаки для пола на основе полиуретана очень трудно изнашиваются, их можно мыть и скоблить;
при ударах на поверхности не образуется сколов и трещин благодаря тому, что полиуретановые покрытия обладают прекрасной эластичностью;
они очень приятны на ощупь и обладают уникальной гладкостью и блеском;
устойчивы к высоким температурам;
колеруются во множество цветовых гамм и оттенков, соответствуя любому дизайну и удовлетворя самый изысканный вкус.
Двухкомпонентные полиуретановые краски
Этот тип эмалей состоит из материала основы (раствор пигмента, функциональных добавок в специальном связующем) и отверждающего компонента (отвердителя). После смешивания готовый продукт применяется как прекрасное антикоррозионное покрытие для покраски металлических изделий.
Однокомпонентные полиуретановые краски
Однокомпонентные полиуретаны представляют собой готовую к применению краску. После высыхания данные покрытия обладают высокой прочностью, гибкостью и устойчивостью к воздействию агрессивных сред: масла, бензина, воды. Благодаря особым химическим свойствам компонентов, однокомпонентные полиуретановые краски образуют покрытие с высокими эксплуатационными качествами, так называемые «жидкие пластики». Особенно хорошую устойчивость к истиранию жидкий пластик проявляет в качестве полового покрытия на участках с высокой интенсивностью движения.