Роспись по дереву — выбор краски, подготовка и нанесение

Дизайн

Издавна наши предки рисовали на деревянных поверхностях разнообразные узоры. Ведь роспись по дереву великолепно смотрится и на деревенском наличнике, и на кухонной деревянной утвари, уместна она и в интерьере жилых помещений.

Содержание:

  • Подготавливаем все для работы
  • Особенности красящих материалов
  • Гуашевые
  • Акварельные
  • Акриловые
  • Масляные
  • Анилиновые
  • Готовимся расписывать
  • Как сделать рисунок
  • Трафаретный метод
  • Точечный метод
  • По эскизам

Возможно, кто-то захотел бы сам попробовать украсить свое жилье расписными предметами обихода, но не знает, с чего начать, что для этого нужно. Для этого нужно, кроме кистей и красок, совсем немного – большинство из необходимых вещей можно обнаружить у себя дома.

Подготавливаем все для работы

Прежде чем приступить к созданию художественного шедевра, нужно заранее приготовить все, что может пригодиться в процессе работы:

  • заготовки (любой предмет из дерева, который планируется сделать красивым и уникальным);
  • мягкий карандаш;
  • ластик;
  • наждачную бумагу различной зернистости;
  • бумажные листы (для тех, кто работает по эскизам);
  • набор кисточек различной толщины;
  • палитру;
  • шаблоны (для не умеющих рисовать);
  • краску;
  • грунтовку;
  • прозрачный лак (готовый узор желательно покрыть лаком, чтобы он меньше повреждался);
  • емкость для жидкостей (для воды или растворителя, в зависимости от красящего вещества).

Грунтовка по дереву подбирается в соответствии с типом краски, а вот к выбору краски нужно отнестись серьезно.

Особенности красящих материалов

Наиболее часто домашние мастера, делая роспись по дереву, используют следующие виды красок:

  • гуашевые;
  • акварельные;
  • акриловые;
  • анилиновые;
  • масляные.

Гуашевые

По-другому эти красители еще называют плакатными. Они представляют собой густую непрозрачную массу. Работать с ними легко, но сложные рисунки с множеством оттенков создать невозможно. Для рисования гуашь должна отвечать следующим требованиям:

  • легко наноситься на поверхность;
  • после высыхания не стираться, не растрескиваться.

Чтобы узор, нарисованный гуашью, держался более прочно, для разведения краски используют не воду, а водный раствор клея ПВА в соотношении 1:1. Такое разведение краски позволяет обойтись без предварительной грунтовки.

Рисунки гуашью всегда получаются яркими, красочными, а стоит краситель дешево. Гуашь подойдет для тех, кто начинает осваивать роспись по дереву и создавать свои первые шедевры.

Акварельные

Всем знакомы простые акварельные краски, которыми рисуют школьники. По сравнению с гуашью они более прозрачны, позволяют создать сложный узор с множеством оттенков. Для того чтобы получился красивый рисунок, акварель должна:

  • ложиться на поверхность заготовки ровно, без пятен и разводов;
  • после высыхания прочно держаться.

Основным плюсом акварели является то, что, если возникли ошибки при рисовании, изделие можно помыть, просушить, прогрунтовать и расписывать снова.

Акриловые

Краски на основе акрила являются одними из лучших, и роспись ими по дереву не только красива: акриловые красители дополнительно защищают и укрепляют материал. Производители художественных красок предлагают широкую цветовую палитру для рисования, но новичкам ими пользоваться невыгодно.

Почему? Дело в том, что акриловые составы стоят довольно дорого, поэтому начинающим художникам, еще не до конца освоившим технику рисования, пользоваться ими будет накладно. Но те, кто уже достиг некоторого опыта, могут создавать ими свои шедевры для украшения интерьера.

Масляные

Расписывать заготовки маслом рекомендуется тем, кто уже хоть немного освоил, как делать роспись по дереву.

Красящее вещество разводится до рабочей консистенции рекомендованным растворителем (Уайт-спиритом, олифой), после чего можно рисовать. Но масляные краски имеют следующие особенности:

  • дают только яркие оттенки (ими можно расписать предмет под хохлому или сделать стильный золотой узор на черном фоне);
  • прочные, после высыхания их удалить невозможно.

Тем, кто имеет хоть небольшой опыт рисования, понравится работать с масляными красками, ведь ими недорого и надолго можно украсить интерьер жилых комнат.

Анилиновые

Красящие вещества на основе анилина все чаще встречаются в интерьере домов, ими разрисовывают деревянные стены или небольшие декоративные предметы, а в сельской местности умельцы украшают ими свои дома. Анилиновые красители обладают рядом положительных качеств:

  • Ими легко рисовать.
  • С ними можно получить множество красивых оттенков.
  • Стоят недорого.

    Но они быстро выцветают. Чтобы сохранить яркость рисунка, если он сделан на улице, надо покрыть его устойчивым к ультрафиолету лаком.

    Готовимся расписывать

    Прежде чем наносить красивые узоры, основу необходимо подготовить. Для этого надо выполнить следующие действия:

    • зачистить «шкуркой», постепенно меняя от более крупной к более мелкой, основу до гладкости;
    • покрыть поверхность грунтовкой по дереву, соответствующей применяемой краске;
    • дождаться высыхания грунта и нанести цветовую основу, выкрасив изделие нужным цветом.

    После высыхания цветовой основы, возможно нанесение рисунка по любой технологии.

    Как сделать рисунок

    В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:

    • точечную;
    • с использованием трафарета;
    • рисунка по эскизам.

    Трафаретный метод

    Рисунок с использованием шаблона является самым простым: для этого нужно только положить трафарет на поверхность, обвести мягким карандашом, и можно раскрашивать. Трафарет можно сделать самостоятельно, скопировав любую понравившуюся картинку или попросив сделать шаблон знакомого художника.

    Точечный метод

    Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.

    Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.

    Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.

    По эскизам

    Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать). Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество.

    Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.

    Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.

    Искусство, способное оживить дерево — художественная роспись

    Одной из старейших форм творчества и рисунка является роспись по дереву. Подобный метод декорирования получил широкое распространение на Руси. Используя краски, наши предки расписывали доски из дерева, оформляли панно, подносы и шкатулки. Каждый уезд и губерния имели характерные узоры, которые позволяли определить изготовителя из общей массы изделий. Чтобы самостоятельно украшать предметы уникальными рисунками, потребуется освоить ряд базовых техник росписи.

    Виды росписи по дереву

    Существует огромное количество методик данного искусства. В одной только хохломе их больше десятка, в зависимости от типа орнамента. Наибольшую популярность получили три техники:

    • Хохломская роспись.
    • Мезенская.
    • Городецкая.

    Хохлома считается старинным русским промыслом, который зародился в окрестностях Нижнего Новгорода в семнадцатом веке. Посуда их дерева всегда пользовалась спросом на Руси. Но если древесину не обрабатывать, её поверхность впитывает не только влагу, но и различные загрязнения.

    Чтобы избежать этого нижегородские умельцы начали покрывать изделия вареным маслом изо льна (олифа). Оно обволакивало дерево, формируя на нем непроницаемую плёнку. Характерная черта росписи – придание изделиям золотого блеска без использования драгоценного металла.

    Принцип нанесения рисунка был заимствован из старинной техники иконописи. Для экономии фона икону окрашивали серебром (позже оловом или алюминием), наносили лик святых и покрывали поверхность изделия льняным маслом в несколько слоев. Каждый слой просушивали в печи при высокой температуре. В результате пленка из олифы становилась золотистого цвета. Серебряный фон также приобретал желтый отлив.

    В хохломе в основном используют красный, чёрный и золотистый оттенки. Дополнительно в роспись вводят зеленый и желтый тона. Узор наносится вручную, без нанесения предварительной разметки. Основной орнамент – ягоды, цветки и ветви. Часто встречаются птицы и звери.

    Хохломская роспись подразделяется на верховую и под фон. В первом случае по серебристому фону наносят красный и черный рисунок. Во втором – предварительно прочерчивается контур узора, затем фон заполнят тёмной краской, орнамент при этом остается золотым.

    Городецкая роспись также зародилась в Нижнем Новгороде в девятнадцатом веке. Она отличается сложными сюжетными композициями. Рисунок так же, как и в хохломе, наносится без предварительной разметки. Узор выполняют темперными красками на ярком фоне.

    Основной художественный приём: сначала на поверхность наносится цвет фона, затем выполняются «подмалёвки» (крупные пятна разных оттенков). После этого орнамент прорабатывают тонкой кисточкой.

    Завершающим этапом росписи становится «разживка». Это дополнительные штрихи и точки, нанесенные краской белого оттенка. Они акцентируют внимание на деталях и подчеркивают контрастность изображения.

    Основные мотивы ремесла — цветочные узоры, сюжеты былин и сказок, сценки городской жизни.
    Мезенская роспись считается одним из старейших типов оформления деревянной посуды и мебели. Основная черта орнамента: дробный узор (звезды, крестики), выполненный в чёрном и красном цвете.

    Также в качестве декора использовались схематические изображения животных (коней, оленей). Все рисунки статичны, ощущение динамики возникает благодаря многократному повтору орнамента.

    Роспись осуществляется по негрунтованному дереву. Сначала используется охра, затем выполняется чёрная обводка.

    С чего начать и как делать роспись по дереву

    Декорирование деревянной поверхности настоящий творческий процесс, в котором мастер стремится отыскать собственную изюминку и подчеркнуть индивидуальный стиль. Если вы хотите попробовать свои навыки в росписи, то предварительно ознакомьтесь с существующими техниками. Возьмите из них все лучшее и попытайтесь создать уникальное изделие.

    Прежде чем работать с деревом, стоит отточить навыки на бумаге. Приноровитесь к кисти, прорисуйте базовые детали. Также важно правильно приготовить поверхность к нанесению орнамента.
    Вернуться к оглавлению

    Подготовка дерева

    Процесс состоит из нескольких этапов:

    • Главное, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков. После высыхания изделия они могут запросто отвалиться и испортить внешний вид.
    • Если не удалось подобрать заготовку без сучков, то удалите их. Отверстия необходимо тщательно зашпатлевать. Используйте средство, предназначенное специально для деревянных поверхностей.
    • Оставьте заготовку на несколько дней, чтобы она хорошо просохла. Не размещайте ее возле обогревательных приборов. От слишком высоких температур она потеряет форму.
    • Обработайте поверхность зернистой наждачной бумагой (сначала средней, затем мелкой).
    • Нанесите на заготовку грунтовку. Для этого в равных пропорциях разведите клей ПВА с водой. Покройте поверхность, используя широкую кисть. Избегайте образования подтеков и необработанных участков.
    • Высушите заготовку в течение нескольких часов.
    • Отполируйте поверхность мелкозернистой наждачкой. Если нужно пройдитесь еще раз грунтовкой.
    Оставшуюся после шлифовки пыль можно убрать мастихином. Добавьте «опилки» в ПВА и образовавшейся смесью замаскируйте незначительные изъяны на поверхности. После высыхания отполируйте изделие.

    Материалы для росписи

    Для нанесения рисунка на основу из дерева понадобится:

    • Наждачная бумага. Её используют для очищения и обработки поверхности дерева. Это позволяет добиться максимальной точности при нанесении орнамента. Запаситесь мягкой и жесткой наждачкой. Зачистка проводится вдоль волокон заготовки.
    • Морилка. Некоторые техники предусматривают нанесение рисунка сразу на дерево, но порой оттенок необработанного сырья получается слишком блеклым и невыразительным. В подобных случаях стоит воспользоваться морилкой. Она придаст древесине приятный цвет, подчеркнув фактуру сырья.
    • Для нанесения грунтовка понадобится кисть. Однако, если требуется обработать большой участок возьмите валик.
    • Для закрепления росписи подойдет акриловый лак. Но если изделие будет регулярно использоваться (подносы, подставки), лучше выбрать специальное покрытие, предназначенное для деревянной мебели.

    Кисти для росписи по дереву

    Для нанесения рисунка лучше выбирать мягкие кисточки природного происхождения. Профессионалы особо ценят беличьи и колонковые. Реже используются соболиные. Для акриловых красок вполне подойдут синтетические кисти.

    Перед началом росписи важно выбрать правильный размер художественного инструмента. Он обозначается цифрами. Новичкам понадобится: одна большая, парочка средних и тонкая малая кисть.

    Подходящие краски

    После того как основа готова, наступает момент волшебства. Чтобы добиться стойкого и насыщенного рисунка подойдут акриловые или масляные краски. Их основное отличие заключается в том, что вторые сохнут немного дольше. Красочки на основе акрила высыхают быстрей, имеют насыщенные оттенки и отличаются хорошей стойкостью.

    Также можно воспользоваться специальными красками, предназначенными для росписи. Их называют акриловая темпера. Они отличаются мягкой консистенцией, повышенной кроющей способностью. После высыхания приобретают приятную и бархатистую на ощупь поверхность.

    Те, кто только начинают осваивать азы росписи, для оттачивания навыков могут приобрести обычную гуашь.

    Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

    Для первого опыта росписи деревянного изделия стоит выбирать красочки на основе акрила. Они имеют оптимальную густоту, их легко смешивать для создания эффектного рисунка. После росписи акрилом, нет необходимости покрывать изделие лаком. Краски сами по себе формируют на поверхности защитную пленку.

    Для росписи кухонной доски потребуется:

    • кисточки;
    • трафареты;
    • краски;
    • доска с гладкой поверхностью.

    После обработки дощечки наждачкой, отшлифуйте поверхность и пропитайте ее белым акрилом. Это поможет рисунку лечь ровно на доску. Пока заготовка подсыхает, перенесите изображение на дерево.

    Характерная особенность изделий, декорированных росписью, заключается в их насыщенном и ярком цвете. Работа начинается с прорисовки крупных деталей, постепенно мастер переходит к более мелким элементам.

    Чтобы акцентировать внимание на отдельных участках, покрасьте их тонкой кисточкой чёрным или белоснежным оттенком. После нанесения рисунка тщательно просушите доску. Если в дальнейшем планируете использовать изделие в быту, то стоит покрыть поверхность лаком. В противном случае эту процедуру можно пропустить.

    Роспись дерева акварелью и ее особенности

    Подобная технология росписи подразумевает быстро нанесение краски на поверхность изделия. Некоторые специалисты уверены, что акварель вовсе не подходит для дерева. Поскольку чрезмерное намокание приводит к порче сырья. На самом деле создать шедевр акварелью на древесине можно. Главное, подобрать правильную технику.

    Для тех, кто только начинает осваивать искусство, стоит потренироваться на деревяшках-матрешках. Перенесите рисунок и один раз проведите мокрой кистью по той области, где будете раскрашивать. Делается это для достижения максимального сцепления акварели с поверхностью.

    Применение подобных красок для росписи имеет ряд нюансов:

    • Возможность создавать легкие и воздушные рисунки, оснащая их игрой теней и переходом цветов.
    • При раскрашивании дерева акрилом и масляными красками наблюдается рельефность мазка. Используя акварель, вы избежите этого недостатка.
    • Лицо, нарисованное на древесине акварельными красками, выглядит максимально достоверно.
    • Возможность смешивать разные типы красящего вещества.

    Готовое изделие покрывают лаком. Акварель часто используют для обработки фона на панно.

    Гуашь для росписи как альтернатива

    Разделочная доска является неотъемлемым атрибутом любой кухни. Чтобы она долго радовала глаз хозяйки оригинальным рисунком и яркими расцветками, для росписи можно взять гуашь. Краситель схож с акрилом, но имеет менее насыщенные оттенки.

    Роспись деревянного изделия с использованием гуаши состоит из нескольких шагов:

    • Шлифовка поверхности. Процедура проводится, если основа недостаточно ровная.
    • Защита. Если на доске нет лакового покрытия, по ней следует пройтись морилкой.
    • Грунтовка. Подойдет акрил любого оттенка. Важно, чтобы на поверхности не осталось необработанных участков. Это поможет легко и быстро раскрасить доску.
    • Нанесение орнамента. После переноса рисунка на поверхность можно приступать к раскрашиванию. Предварительно в гуашь стоит добавить немного клея ПВА. Чтобы добиться максимального сцепления с древесиной.
    • Лакировка. После завершения процесса раскрашивания, поверхность покрывают специальным составом.
    Лак наносится в несколько слоев, но только после высыхания предыдущего. Так как на кухне всегда повышенная влажность, не стоит игнорировать данный этап. В противном случае орнамент быстро «расползется».

    Методы перевода рисунка на основу

    Только опытные художники могут создавать узор сразу на поверхности изделия. Начинающим мастерам подобное не под силу. Поэтому стоит ознакомиться с методами переноса рисунка на древесину:

    • Копировальная бумага. Один из самых простых и доступных вариантов. Возьмите белую или черную копирку, положите сверху лист с орнаментом, снизу разместите заготовку. Используя ручку, обведите контур узора. В итоге на поверхности отпечатается изображение, которое можно раскрашивать.
    • Калька. Чтобы орнамент имел четкие и ровные границы наложите кальку на предварительно подготовленный рисунок и обведите по контуру. Затем переверните листок и обильно натрите графитом. После этого кальку накладывают на поверхность и острым предметом прочерчивают узор. Методика позволяет создать сложные композиции даже новичкам.
    • Мыло. Способ аналогичен предыдущему варианту. Подходит, если шаблон необходимо перенести на поверхность чёрного цвета. Проведите все операции, описанные выше. Только вместо графита лист натирают мылом.
    Для оттачивания мастерства, умельцы рекомендуют тренировать разные техники росписи. Красиво декорированные изделия станут прекрасным подарком родным и близким.

    Заключение

    Помните о том, что старинные промыслы зарождались среди крестьян. Настоящие шедевры создавали люди, чьим рукам привычней держать плуг, чем кисти. В традиционной росписи не нужно четко прорисовывать лицо, фигуру. Главное, отточить до совершенства нанесение базовых элементов. Приложите немного терпения и усилий, чтобы создать уникальное изделие с неповторимым дизайном.

    Из видеоролика вы узнаете, как выполняется роспись по дереву.

    Роспись по дереву для начинающих: виды и особенности красок

    Важное место в культурном наследии Древней Руси занимает роспись по дереву. Вазы, дощечки, шкатулки, лари, деревянную посуду, настенные панно, подносы, прялки раскрашивали яркими красками и передавали из поколения в поколение.

    Расписные предметы быта и интерьера украшают дома, квартиры и современных любителей этого старинного искусства. Сегодня широко используют декор мебели, посуды, музыкальных инструментов и различной сувенирной продукции.

    Виды росписи по дереву

    Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры — в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.

    Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.

    К ней относятся:

    • мезенская;
    • хохломская;
    • северодвинская;
    • городецкая.

    Мезенский декор

    Мезенская роспись — один из старейших видов декорирования. Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.

    Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур — ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма — черный и красный.

    Дерево перед работой не грунтуют, окрашивают красной краской, затем делают черную окантовку.

    Особенности хохломы

    Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже — зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.

    Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.

    Северодвинская роспись

    Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы — все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.

    Узнать технику можно по следующим признакам:

    • выполнение работ желтыми, красными и чёрными цветами;
    • использование в изображениях мифических существ (русалки, птицы);
    • присутствие изображений медведя и льва;
    • разделение мира на три части — земной, небесный, подземный.

    На свадьбу молодым дарили изделие с изображением дерева жизни и пары голубей.

    Городецкие узоры

    Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже — в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции — основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.

    В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.

    Подготовка к работе

    Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:

    • деревянную заготовку либо предмет для росписи;
    • карандаш и ластик;
    • мягкую и жёсткую наждачную бумагу для очистки дерева;
    • листы для эскизов или шаблоны;
    • палитру;
    • набор кистей;
    • краску;
    • посуду для жидкости;
    • морилку, чтобы подчеркнуть рельефность дерева и придать определенный оттенок;
    • грунтовку;
    • лак для защиты изображения.

    Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой. В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.

    Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные — беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.

    Виды красок

    Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски. Поскольку дерево — это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную.

    Сегодня выбор красящих средств очень широк, в зависимости от мастерства и самого изделия для творчества, можно выбрать оптимальный вариант.

    Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно.

    1. Легко растворима в воде.
    2. После высыхания ее нельзя размыть.
    3. Имеет однородную текстуру и покрывает рисунок непрозрачным слоем.
    4. Она не трескается, в отличие от аналогов.
    5. Хранится в закрытой посуде, не загустевает, не покрывается плесенью.

    Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.

    На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:

    • казеиновая — основой служит белок из молока животных;
    • яичная — состоит из яйца, масла растительного, лака;
    • гуммиарабиковая — на основе затвердевшей смолы дерева акации.

    Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами.

    Особенности росписи акрилом и маслом

    Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов — это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение — посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).

    Роспись по дереву акриловыми красками для начинающих включает: шлифовку заготовки; выравнивание поверхности; перевод рисунка; саму роспись; сушку готового изделия.

    Акварельная роспись по дереву

    Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.

    Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.

    Художественная гуашь

    Альтернативой акриловой, масляной и акварельной краске для начинающих мастеров станет гуашь. Однако она уступает акриловой краске в яркости и насыщенности цвета. Процесс росписи гуашью трудоемкий, но увлекательный. Для создания деревянного изделия необходимо:

    • отшлифовать и отполировать доску наждачной бумагой;
    • покрыть заготовку морилкой для защиты структуры дерева;
    • прогрунтовать акриловой краской, подобрав нужный цвет;
    • перевести рисунок на доску либо от руки нарисовать эскиз будущего орнамента;
    • расписать изделие, предварительно добавить в гуашь клей ПВА, чтобы лучше ложилась краска;
    • покрыть лаком после окончания работы.

    Способы перевода изображения на заготовку

    Начинающие мастера и любители в процессе работы используют разные способы и методы перевода изображения. Умение самостоятельно рисовать по дереву приходит со временем и с большим опытом. Чтобы перевести сложный орнамент или узор, используется калька. Ее накладывают на заранее выбранный рисунок, обводят его контуры, переворачивают и натирают графитом. Затем кальку необходимо приложить к деревянной поверхности и обвести изображение чем-нибудь острым.

    Если фон будет темный, можно вместо графита использовать мыло. Самый простой способ перевода — копирка. Между листом бумаги с рисунком и заготовкой кладется копирка. Изображение обводится ручкой и отпечатывается на деревянной поверхности, после чего расписывается красками.

    Мастер-класс росписи по дереву для начинающих

    Одним из самых простых предметов для творчества является разделочная доска. С нее можно начать свой путь начинающему художнику.

    Чтобы подготовить дощечку к работе и скрыть недостатки, необходимо ее прогрунтовать. Для этого используют картофельный крахмал или олифу. Выбрать простой узор (цветы, листья), чтобы отработать навыки. Перевести изображение на поверхность с помощью копирки. Для первой работы выбрать гуашь или акрил. Роспись досок начинать с крупных деталей, затем добавлять цвет и переходить к более мелким элементам. Последний этап работы — покрытие прозрачным лаком несколько раз. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. После освоения техники, можно переходить к более сложным предметам для росписи.

    Рисование акриловыми красками по дереву

    Акриловые краски для рисования по дереву нашли широкое применение в современном искусстве. Их используют для росписи деревянных изделий. Роспись по дереву является старинным народным ремеслом. Пока люди не научились обрабатывать металл, дерево являлось самым доступным материалом для изготовления бытовых предметов: кухонных принадлежностей, шкатулок для драгоценностей, сундуков для хранения вещей.

    Краски для росписи по дереву.

    1. Характеристики акриловой краски
    2. Виды художественной росписи
    3. Подготовка дерева
    4. Как сделать рисунок
    5. Трафаретный метод
    6. Точечный метод
    7. По эскизам

    Характеристики акриловой краски

    Акриловые краски – это водно-дисперсионные красители, в основе которых лежат полиакрилаты (сополимеры), формирующие защитную пленку.

    Основные компоненты смеси:

    • цветовой пигмент – предназначен для получения необходимого цвета, повышения показателя устойчивости к ультрафиолетовому воздействию;
    • полимерная акриловая эмульсия;
    • вода.
    1. Прочность, повышенная устойчивость к изнашиванию. Свежий краситель можно легко убрать с поверхности изделия. А когда покрытие полностью засохнет, оно уже не будет пропускать воду, и, в отличие от акварели, его можно мыть водой.
    2. Стойкость к атмосферным осадкам, ультрафиолетовым излучениям, температурным перепадам и механическим повреждениям. Краска не выгорает, не теряет свою первоначальную яркость после продолжительного периода эксплуатации деревянных изделий.
    3. Быстрое высыхание обработанных поверхностей. Через 2 часа после нанесения первого слоя красителя можно накладывать второй.
    4. Краска экологически безопасна для окружающей среды. Она не содержит вредных компонентов для человека, а при нагревании не выделяет токсичных веществ. Поэтому при работе с красителем не требуются дополнительные средства защиты.
    5. После застывания краски на поверхности обработанных предметов формируется защитная пленка, на которой не образуются трещины. Материал не боится высоких температур.
    6. Акриловое покрытие является паропроницаемым, поэтому не мешает выведению паров из дерева.

    При выборе цвета для изделия необходимо учитывать, что первоначальный тон краски на основе акрила после ее высыхания на деревянной поверхности становится темнее.

    Виды художественной росписи

    Вариантов росписи дерева акриловыми красками множество. Только хохломская роспись по типу орнамента имеет несколько подвидов. Широко распространены по всему миру такие техники росписи, как хохломская, владимирская, мезенская, борецкая, городецкая, волховская и пр. Но самыми знаменитыми являются мезенская, городецкая и хохломская техники.

    Мезенская роспись – старинное искусство, представляющее собой орнаментный декор, который используется для посуды из дерева и прочих бытовых предметов. Основные характеристики:

    • используемые цвета – красный и черный;
    • дробные узоры – черточки, крестики и звездочки;
    • геометрический орнамент – крестики, ромбики и солярные диски.

    Еще на деревянные изделия наносятся схематические изображения животных – оленей, коней. Роспись осуществляется по негрунтованным поверхностям. Сначала наносится рисунок красной охрой, затем выполняется обводка черной краской.

    Городецкая роспись – технология, которая появилась в XIX в. Это более сложная техника мастеров Нижегородской губернии. Роспись выполнялась без предварительной разметки поверхности. Основные композиции – это цветы, сказочные и городские сюжеты.

    Городецкая роспись.

    Мастера расписывали изделия темперными красками на ярком фоне. Поверхность предметов сначала покрывалась необходимым цветом фона, затем на него наносились большие цветные пятна.

    На следующем этапе формировался рисунок с помощью тонкой кисти. Завершающая стадия росписи – наведение контраста с помощью тонких белых точек и штрихов.

    Хохломская роспись – это старинный русский промысел, возникший в XVII в. в Нижнем Новгороде. На Руси всегда ценилась деревянная посуда. Но без предварительной обработки древесина хорошо впитывает воду и загрязняется. Поэтому предметы из дерева начали покрывать олифой – вареным льняным маслом, благодаря которому на изделии формировалась водонепроницаемая пленка.

    Особенность этой расписной технологии – золотистый блеск готового покрытия без применения золота. Принцип золочения хохломы основан на старинной иконописной технологии. Чтобы сэкономить на золоте, фон икон исполняли серебром, а впоследствии алюминием и оловом. Затем выполняли изображения святых, обрабатывали льняным маслом и просушивали в печке. Под воздействием высокой температуры масляная пленка обретала золотой оттенок.

    В хохломской росписи использовались следующие цвета: основные – это золотой, черный и красный, дополнительные – желтый и зеленый. Мастера работали без предварительной разметки поверхностей изделий, все детали наносились от руки. Основные мотивы росписи – растения, ягоды, животные.

    Хохлома есть двух видов:

    • верховая роспись – по серебряному (золотому после обжига в печи) фону выполняется рисунок черным и красным цветом;
    • роспись под фон – наносится контур орнамента и заполняется черной краской, а на нем выполняют изображение золотым цветом.

    Подготовка дерева

    Перед нанесением изображения основания предметов тщательно обрабатываются: выравниваются, шлифуются и зачищаются, покрываются грунтовкой для повышения адгезии. А чтобы продлить срок службы, изделия после покраски дополнительно покрывают лаком.

    Пошаговая инструкция подготовки деревянного предмета к покраске:

    1. Поверхность изделия обрабатывается наждачной бумагой (зернистость 140-180). Для обработки изогнутых частей предмета можно использовать шлифовальную абразивную губку. Шлифование нужно выполнять только вдоль расположения древесных волокон.
    2. После проведения шлифовки с поверхности необходимо полностью убрать пыль специальной обтирочной тканью. Приобрести такую ткань вместе с наждачной бумагой можно в любом хозяйственном магазине или в торговых точках по рукоделию. При отсутствии обтирочной ткани можно воспользоваться тканевой тряпкой, смоченной водой и хорошо отжатой. Протирать поверхность изделия рекомендуется даже в том случае, если шлифовальные работы не проводились, т. к. имеющаяся на нем пыль будет мешать закреплению грунтовочного материала и краски.
    3. На подготовленную поверхность деревянной заготовки наносится грунтовочный слой под покраску, который улучшает сцепление раствора с древесиной. Грунтовку можно распылять по поверхности с помощью специального баллончика или наносить кистью. Сначала рекомендуется обрабатывать переднюю часть изделия, затем боковые и в конце – заднюю.
    4. Прежде чем приступать к покраске предмета, грунтовке необходимо дать полностью высохнуть. А чтобы поверхность получилась максимально гладкой, рекомендуется первый грунтовочный слой после высыхания зачистить наждачной бумагой и покрыть следующим. Такую процедуру рекомендуется выполнять до полного исчезновения неровностей на изделии.

    Как сделать рисунок

    Изображения на деревянных поверхностях можно рисовать разными способами:

    • при помощи предварительно подготовленного трафарета;
    • использовать точечную технику росписи;
    • сделать рисунок по эскизу.

    Выбор расписной техники зависит от навыков и опыта мастера.

    Трафаретный метод

    Использование трафарета для нанесения изображения – это самый простой способ рисования по дереву. Готовый шаблон рисунка накладывается на основание, обводится карандашом и раскрашивается акрилом.

    Трафарет любого изображения можно изготовить самостоятельно. Для этого достаточно найти в интернете необходимый рисунок, распечатать на принтере и вырезать. А можно заказать изображение у знакомого художника.

    Точечный метод

    Эта технология росписи по дереву подойдет тем, у кого отсутствуют художественные навыки. С помощью точечного рисования можно создавать красивые узоры.

    По технологии точечного рисования на готовый эскиз наносится множество точек, которые являются ориентирами для копирования изображения на деревянную плоскость. Чем больше таких ориентиров, тем точнее можно перенести оригинал картинки на необходимый предмет.

    Воспользовавшись точечной методикой копирования, даже те, у кого нет навыков рисования, могут создавать художественные шедевры. Для этого надо скопировать мягким простым карандашом точечный эскиз на поверхность предмета из дерева и покрыть красками под оригинал или проявить собственную фантазию.

    По эскизам

    Под методикой росписи по эскизам подразумевается свободное творчество. Мастер предварительно создает эскиз изображения, затем переносит его на деревянное изделие и раскрашивает.

    Для художников эскизами выступают детали картин. А те мастера, которые не занимаются профессионально творческой деятельностью, могут использовать в качестве эскизов геометрические фигуры. При помощи эскизов можно создавать собственные узоры, используя растительные и геометрические компоненты.

    После полного высыхания декорированную поверхность рекомендуется покрыть тонким слоем лака, состав которого подбирается в зависимости от используемых красителей. Это увеличит период эксплуатации предмета.

    Декоративная роспись по дереву для начинающих

    Роспись по дереву

    Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

    Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

    Виды росписи по дереву

    Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

    Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

    Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

    Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

    Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

    Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

    Основные цвета в хохломе:

    Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

    2. Городецкая роспись.

    Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

    Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

    Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

    Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

    3. Мезенская роспись.

    Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

    Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

    Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

    Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

    Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

    С чего начать и как делать роспись по дереву

    Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.

    После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе

    Алгоритм росписи по дереву для начинающих:

    1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.

    2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.

    3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.

    4. Закрепление акриловым лаком.

    Материалы для росписи

    Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:

    • наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.

    • защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.

    • грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.

    • для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.

    Подходящие краски

    После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.

    Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.

    Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.

    Кисти для росписи по дереву

    Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.

    Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

    Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!

    И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.