Ювелирная смола – свойства, порядок изготовления украшений

Дизайн

Моделисты используют ее для склеивания деталей, а для ювелиров она – самостоятельное украшение . Речь о смоле. В украшениях используется обычная эпоксидка. Она состоит из олигомеров.

Так в химии именуют немногочисленный класс веществ, молекулы которых имеют средние размеры. Олигомеры «лежат» между мономерами и высокомолекулярными соединениями, представляют собой цепи из повторяющихся звеньев. Этим, во многом, объясняются свойства ювелирной смолы.

Свойства ювелирной смолы

Ювелирная смола зовется компаундом. Соединение синтетическое. Получают героиню статьи из дефинилолпропана и эпихлоргидрина. Реакция меж ними протекает в щелочной среде.

Ее, обычно, создают гидроксидом натрия . Подробности процесса рассмотрим в отдельной главе. Пока же, учтем, что получается олигомерное, жидкое соединение. Кольца из ювелирной смолы и прочие изделия можно получить лишь с помощью отвердителей.

На фото кольцо из ювелирной смолы

В их роли выступают либо дикарбиновые кислоты , либо аминные составы. С последними ювелирная эпоксидная смола застывает в обычных условиях, без дополнительного оборудования. С кислотными же отвердителями изделие формируется при нагреве до 200-от градусов.

Процесс отвердения смолы заключается в склеивании цепей олигомеров. То есть, получается полноценный полимер. В случае работы с горячим отвердителем образуется плотная кристаллическая решетка.

Разрушить такую сложно. Поэтому, кислотные добавки используют для продукции, рассчитанной на службу в агрессивной среде. Это могут быть пониженные либо повышенные температуры, контакт с химическими реагентами, физические воздействия.

Украшения из ювелирной смолы могут контактировать с бытовой химией, царапаться. Изделия из эпоксидки с холодным отвердением менее стойкие.

Изделия из ювелирной смолы производятся из расчета 1-ой единицы основы и такого же количества отвердителя. Порой, смолы берут 2-е части. Пропорции зависят от вида олигомера. Несоблюдение «рецептуры» ухудшает параметры продукции. Получается, данные о холодном или горячем отвердении эпоксидки – не гарант качества.

Увеличивают массу отвердителя, чтобы ускорить процесс застывания смолы. Однако, переизбыток добавок не влияет на быстроту отвердения. Ускорить ее в 2-3 раза способно лишь повышение температуры реакционной смеси на 10 градусов. Нагрев еще на 10 убыстрит процесс уже в 4-6 раз. Соответственно, у ювелирной смолы высокая термопластичность.

По цвету стандартная эпоксидка желтовата. Краска обусловлена примесями. Ювелиры чаще используют прозрачную смолу высокой очистки. Плотность же высокая у любой эпоксидки.

На фото браслет из ювелирной смолы

Следовательно, материал не пропускает воду. Это делает смолу отличным сырьем для герметизации. В этом качестве эпоксидку используют с 1936-го года. Именно тогда материал впервые синтезировали.

Лавры достались химику по фамилии Кастан. Почти век назад он создал эпоксидку методом, применяемым и в современности. Приступим к обещанным нюансам производства смолы.

Получение ювелирной смолы

Для получения героини статьи требуется 1 моль дефинилолпропана, 2,3 моля эпихлоргидрина и 2 моля едкого натра. В массовых долях, соответственно берем 100 к 93-ем и к 35-ти. Опишем внешность исходных компонентов.

Дефинилолпропан – кристаллическое вещество. Эпихлоргидрин – жидкость. Она прозрачна. Основного вещества в растворе – 98-99%. В дефинилолпропане тоже могут быть примеси. На фенол отводится максимум 0,1%. Еще процент приходится на воду.

Процесс синтеза начинают с эпихлоргидрида. Его загружают в реактор. Он должен быть стальным, с пароводяной «рубашкой» и мешалкой. Последнюю включают, когда эпихлоргидрид доведен до 50-градусной температуры.

В этот момент постепенно всыпают дефинилолпропан. Его-то и нужно перемешивать с исходной жидкостью. Далее, тонкой струйкой засыпают натр. Мешалка продолжает работать.

Начинаются 1,5-2 часа конденсации. Для нее нужна 70-градусная температура. До нее температура смеси должна дойти, когда в реактор помещены все компоненты смолы.

Через 2 часа конденсации обогрев выключают. Мешалку – нет. Приходит время вливания в реактор воды. Ее тоже нужно перемешать со смесью. Смола готова. Ей дают отстояться, поддерживая 40-градусную температуру. При ней максимально быстро протекает расслаивание массы. Вода поднимается наверх. Остается слить.

Оставшаяся в резервуаре смола требует промывки. Вновь заливают воду и вновь отстаивают. Так 4-5 раз. Цель промывки – выведение из раствора поваренной соли . Она – побочный продукт реакции. О чистоте смолы судят по пробам сливаемой воды. Когда в ней не обнаруживают соль , процесс завершают. Так что, возможно и больше, чем 5 промывок.

На фото серьги из ювелирной эпоксидной смолы

После очистки в эпоксидке остается влага. Ее выпаривают. Пользуются тем же реактором. Его нагревают до 50-ти градусов, включают холодильник и сушат смолу. Процесс завершают, когда перестает образовываться конденсат. Еще один сигнал готовности эпоксидки – отсутствие ее вспенивания.

Обычно, сушка смолы осуществляется в вакууме. Но, процесс возможен и в стандартных условиях. Температуру при этом доводят до 120-ти градусов Цельсия. Должна получиться прозрачная ювелирная смола.

Ее бесцветность говорит об удавшейся реакции. Прозрачность смеси оценивают при температуре в 20-25 градусов. Остается слить смолу в алюминиевую тару. Продукт готов к реализации. Добавим конкретики в вопрос применения эпоксидки.

Применение ювелирной смолы

В ювелирном деле героиня статьи наносится на основу, или используется самостоятельно. В последнем случае нужны формы для ювелирной смолы. Их продают в магазинах для декоративно-прикладного творчества и через интернет .

Есть емкости-цветочки, лепесточки, геометрические фигуры . Интерес их заполнения часто заключается в удержании чего-то хрупкого и зыбкого. Так, в украшениях встречаются застывшие в смоле одуванчики.

Их белесые зонтики готовы улететь вместе с ветром, но ювелиры удержали момент. Так же, в шары, квадраты и листы из эпоксидки заключают засушенные цветы репейника. Встречается ювелирная смола и дерево. Тонкая ветвь в прозрачном полимере кажется парящей в воздухе.

Ювелиры пользуются текучестью эпоксидки. До затвердевания полимер принимает любые формы, как и сплавы металлов. Возможна проработка поверхности изделий. Так, на листочках делают углубления в виде жилок, на клубничках – ямки-зернышки.

Но, «поиграть» можно и с цветом смолы. В тренде, к примеру, кольца угловатой формы, на передней площадке которых застыла лазурная волна. Это напоминание о море, его свежести.

Глядя на изделие, задаешься вопросом, где купить ювелирную смолу. Ответ: в лавках с товарами для хобби и творчества. Там же торгуют красителями. Их добавляют в полимер вместе с отвердителем.

Кроме украшений для людей, из эпоксидки создают декор для домов. Смола застывает в светильниках, вазах, рамах для фотографий и зеркал. Полимером заливают столешницы.

С заключенными в слой смолы цветами, бусинами , лепестками, да хоть болтами и гайками, мебель становится произведением искусства . Работы авторские. Отсюда солидные ценники за товары, приобретаемые у сторонних мастеров. Может, начать создавать красоту самим? Ознакомимся со стоимостью исходного материала.

Цена ювелирной смолы

Купить ювелирную смолу можно в упаковках разной фасовки. Прозрачная смесь стоит в районе 800-от рублей за килограмм. В плане производства украшений – выгодный вариант, а вот на декорирование мебели придется потратиться. Если приобретать загрязненную эпоксидку, за кило отдашь всего 300-400 рублей.

На цену ювелирной смолы влияет и имя производителя. Зарубежные образцы бывают в 3 раза дороже отечественных. Самый бюджетный вариант – самостоятельное приготовление смолы.

Компоненты для нее продают химические лаборатории, в том числе и через интернет . Только вот, где взять реактор? В общем, изготовление эпоксидки дома невозможно. Зато, там можно приготовить формы для смолы.

Используют силикон . В домашних условиях он затвердевает, сохраняя объем. Заливать силикон удобно в обычный пластилин. После отделения форм их промывают и высушивают. Можно заливать эпоксидку. Формы собственного производства дают свободу фантазии. В продаже не всегда есть нужные варианты.

Чем ювелирная смола отличается от эпоксидной

Без отвердителя практическое применение эпоксидки невозможно. После смешивания этих компонентов смесь отвердевает. Получившийся материал прозрачен, прочен, долговечен, износостоек, химически устойчив, не имеет запаха.

Что такое ювелирная смола

Ювелирная смола — жидкий и вязкий состав, со временем он остывает и твердеет. Смола застывает без деформаций, ее поверхность остается прозрачной, материал можно окрасить в любой цвет и декорировать любым образом. После застывания этот материал выглядит точно как стекло, только его прочность гораздо выше: застывшая ювелирная смола практически небьющаяся. После затвердения ювелирная эпоксидка поддается обработке: ее шлифуют, обрезают, сверлят, полируют. Ювелирную смолу используют при создании подвесок, брошей и других украшений.

Чем ювелирная смола отличается от эпоксидной

Ювелирная смола — один из видов эпоксидных смол. В отличие от эпоксидки промышленного назначения, ювелирная эпоксидная смола менее токсична. При работе с составами промышленного назначения нужно использовать средства индивидуальной защиты кожи, органов дыхания и глаз. Работа с «ювелирным» составом при соблюдении техники безопасности не повредит здоровью.

Как работать с ювелирной смолой

Ювелирная смола — достаточно простой в использовании материал. Главное правило при работе с ювелирной эпоксидкой — точно соблюдать пропорции при смешивании компонентов. Если пропорции нарушить, эпоксидка не сможет приобрести нужную вязкость и твердость. Соотношение частей смолы и отвердителя у разных производителей могут отличаться.

Эпоксидки делят на два вида — горячего и холодного отверждения. Первые затвердевают только при запекании (сильном нагревании). Вторые застывают при комнатной температуре в течение 12-24 часов.

Как сделать ювелирную смолу

Для приготовления ювелирной смолы нужны два компонента — сама эпоксидная смола и отвердитель, без которого применить эпоксидку по назначению не получится. Для создания «рабочего» состава и украшений понадобятся:

  • перчатки для защиты кожи рук, респиратор;
  • инструменты для перемешивания;
  • формы для заливки смолы (есть специальные силиконовые формочки для рукоделия и творчества);
  • декоративные элементы — цветные добавки, глиттеры, различная фурнитура.

Порядок работы

Работать с ювелирной эпоксидкой следует в проветриваемом помещении, без источников открытого огня, в средствах индивидуальной защиты — в респираторе и перчатках.

  • Изучите инструкцию. Чтобы смола получилось нужной консистенции, нужно точно отмерять порции компонентов. Если пропорции нарушаются, то смола может получиться хрупкой, липкой, химически неустойчивой.
  • Подготовьте формочки. Если используете специальные силиконовые, то их готовить не требуется: готовые изделия из отвердевшей ювелирной смолы вынимаются из силиконовых форм легко. Формы из других материалов стоит смазать жидкостью бесцветных гелиевых свечей или вазелином.
  • Отмерянные порции перемешайте до однородной массы. Мешать надо относительно долго — минут 10, до момента, когда сырье станет однородным и более тягучим. Если образовываются пузырьки, убирайте их. Если нужно придать смоле цвет, на этом этапе добавьте красящие вещества.
  • Смолу формуют и оставляют застывать. Важно защитить ее от попадания пыли, так как поверхность застывающей массы липкая и ее легко может испортить любая соринка. Формы должны стоять ровно на идеально горизонтальных поверхностях, иначе состав застынет неровно.
  • Если используете эпоксидку холодного застывания, оставьте формы на сутки, прикрыв от пыли. Если работаете со смесью горячего отверждения, запекайте формы с подготовленной массой в соответствии с инструкцией производителя. Обычно для состава горячего застывания нужно 20-25 минут запекания при температуре 110-130 °С.
  • Когда масса полностью отвердела, изделие готово. На этом этапе его можно шлифовать, обрезать, полировать и подвергать другой обработке.

На каком этапе придавать форму изделию?

С момента смешивания компонентов и до затвердения ювелирная смола проходит несколько этапов.

  1. Сначала она жидкая, в это время удобно заливать ее в рельефные формы: жидкий состав заполнит все узорные части.
  2. Потом она становится вязкой и удобной для заливки в нерельефные формы.
  3. Далее состав становится тягучим, как мед, на этой стадии смолу можно использовать для склеивания.
  4. Эпоксидка становится еще гуще, ее поверхность липкая и не подходит для обработки.
  5. Липкость исчезает, смола становится упругой и пластичной. Масса легко формируется, по консистенции похожа на резину. На этом этапе ее удобно формовать, но нужна дополнительная фиксация, иначе масса примет первоначальную форму.
  6. Эпоксидка продолжает твердеть и в итоге затвердевает полностью. Готовое изделие прочное, практически небьющееся.

Как сделать ювелирную смолу цветной

Чтобы придать цвет изделию из смолы, используют специальные добавки — эпоксионы. Они бывают обычными и флуоресцентными, растворяются легко и без комков, имеют маленький расход: в смоляной состав цветные добавки вводят микродозами, буквально на кончике иглы. Еще есть добавка диффузант — это специальная белая пудра, назначение которой — придать эпоксидке непрозрачность, молочную фактуру.

Ювелирная эпоксидная смола — благодарный материал, который позволяет создавать эффектные и оригинальные украшения. При четком соблюдении пропорций и аккуратной работе она отблагодарит красотой, прочностью и долговечностью готовых украшений.

Что такое ювелирная эпоксидная смола и как с ней работать

Эпоксидная смола является достаточно популярным материалом на строительном рынке. Она представляет собой соединение олигомеров, которые после смешивания с отвердителем в результате химический реакции превращаются в связанный полимер. Уникальные качества эпоксидки расширили ее сферу применения от изготовления стеклопластика до ювелирного искусства.

Основной состав смолы, то есть, смола без отвердителя, практического применения не нашел, зато двухкомпонентный состав после отверждения дает прочный, износостойкий, химически устойчивый материал.

В литературе, описывающей мастер-классы по изготовлению украшений и бижутерии, часто встречается такой термин, как ювелирная смола. С одной стороны, под такой смолой подразумевается состав вязкой консистенции, способный затвердевать за относительно небольшое время. Его важное достоинство связано с тем, что после кристаллизации полимер не деформируется, а его поверхность остается прозрачной, что позволяет использовать различные элементы декора. Застывшая смола очень похожа на стекло, однако ее физические свойства более практичны. Она не бьется при ударах, ее можно обрабатывать, сверлить или полировать, она легче стекла в два раза. Именно эти свойства и важны при изготовлении ювелирных изделий.

С другой стороны, не совсем понятно, чем отличается ювелирная смола от эпоксидной, и зачем нужно было придумывать ей отдельное название. Оказывается, ювелирная смола – это одна из разновидностей эпоксидки, поэтому в терминологии часто встречается подмена понятий. В отличие от той эпоксидки, которую часто используют в промышленных целях, эпоксидная смола для ювелирных изделий гораздо менее токсична. Если при работе с первой требуются специальные средства индивидуальной защиты, то при создании украшений здоровью мастера ничего не вредит.

Подробнее о материале

Ювелирная смола сохранила в себе многие качества промышленной эпоксидки, поэтому в некоторых случаях она может использоваться в качестве клеевого состава. Но из названия следует, что основное назначение – строительный материал при изготовлении украшений. Из курса химии известно, что олигомеры имеют молекулярную структуру циклического характера. Они воплотили в себе свойства мономеров и высокомолекулярных соединений. Сама же структура представлена цепочкой из повторяющихся звеньев. Именно благодаря химической формуле эпоксидка обладает своими уникальными свойствами. В некоторых источниках этот материал называют компаундом.

Компаунд относится к синтетическим соединениям. Его получают из эпихлоргидрина и дефинилолпропана. Щелочная среда, в которой протекает реакция соединения двух веществ, создается с помощью гидроксида натрия. Но затвердевает смола только после взаимодействия с отвердителем. В роли отвердителя могут выступать аминные составы или дикарбиновые кислоты.

Среди ювелиров наиболее распространенными считаются марки смол, реагирующие именно с аминными составами, так как отверждение происходит в обычных «комнатных» условиях, тогда как отвердители на основе кислот для реакции требуют повышения температуры до 200°C градусов.

Полимеры, полученные при смешивании с отвердителем второго типа, более прочные и более устойчивы к агрессивным средам. Если ювелирные изделия выполнены из такой смолы, то они длительное время сохраняют глянец и не изменяют внешнего вида даже после контакта с бытовой химией.

Приготовление состава должно происходить строго в соответствии с инструкцией от изготовителя. Как правило, соотношение объема основного состава и отвердителя составляет 1 к 1, но некоторые марки требуют увеличения объема смолы до двух частей. Малейшее отклонение от рекомендуемой рецептуры может негативно сказываться на результате работы. К сожалению, проверенных данных о преимуществах холодного или горячего отверждения нет. Ускорить процесс кристаллизации можно, но только не добавлением большего количества отвердителя.

К наиболее эффективным методам относится повышение температуры смеси на 10-15°C градусов. При этом время застывания сокращается в 4-6 раз.

Отличается ювелирная эпоксидная смола и повышенной термопластичностью. Внешне тип смолы определить невозможно, однако при сравнении двух застывших слитков окажется, что цвет ювелирной эпоксидки имеет желтый оттенок. Он возникает из-за наличия некоторых специфических примесей. При необходимости получить прозрачные изделия используют более дорогие марки смолы.

Получение

Рецептура получения эпоксидной смолы приведена довольно своеобразно. Она позволяет рассчитать количество моль каждого вещества, что не совсем удобно сделать на практике. Например, необходимо взять 1 моль дефинилолпропана, 2 моля едкого натра и 2 моля эпихлоргидрина. Но в пропорциях картина будет выглядеть иначе. Перечисленные компоненты берутся в следующем соотношении: 100:35:93. Дефинилолпропан представляет собой кристаллическое вещество, а эпихлоргидрин – жидкость с примесями.

Автором приведенного рецепта считается швейцарский химик П. Кастан.

  • Согласно этому рецепту синтез материала начинается с эпихлоргидрина, который помещается в специальный реактор. Емкость оборудована мешалкой и имеет пароводяную «рубашку». Вещество доводят до температуры 50°C градусов, а затем начинают перемешивать. В это время в реактор вносится второй компонент – дефинилолпропан. После тщательного перемешивания компонентов добавляется натр.
  • На следующем этапе температура повышается до 70°C градусов, после чего начинается процесс конденсации. Состав остывает естественным образом до 40°C градусов, но мешалка при этом не выключается. Вспомогательным компонентом является вода, она повышает эффективность образования нового вещества, а затем поднимается вверх, после чего успешно сливается.
  • В резервуаре смола практически готова, но она требует промывки. Промывка проводится обыкновенной водой, которая отстаивается и впоследствии сливается. После 4-5 циклов промывки из смолы удаляется поваренная соль. После каждой промывки воду исследуют на наличие соли, поэтому в некоторых случаях может потребоваться более 5 циклов.
  • Тот факт, что вода не вся выводится на поверхность, считается нормой, поэтому остатки влаги выпаривают. Снова температура поднимается до 50°C градусов, затем включается холодильник и смола сушится. Отсутствие конденсата – показатель для завершения процедуры. При этом почти готовая эпоксидка приобретает однородную консистенцию и перестает вспениваться. Успешно проведенные реакции должны дать прозрачный состав, который сливается в специальную тару. Ювелирная смола готова.

Область применения

Ювелирная смола, как и любая эпоксидка, обладает отличной адгезией, в результате чего может использоваться в качестве заливки на предварительно подготовленную основу. Она отлично скрепляется с различными материалами, поэтому при изготовлении ювелирных изделий можно применять различные элементы декора. Но смола и самостоятельно образует устойчивые формы, поэтому заливается без основы. Жидкая консистенция требует наличия герметичных молдов. Заказать такие формочки можно в интернет-магазине или купить в специальных магазинах, специализирующихся на продаже аксессуаров для декоративно-прикладного творчества.

Ювелирная смола широко используется в изготовлении украшений, бижутерии, ювелирных изделий и подарочных сувениров. Возможности эпоксидки очень многогранны, она занимает предоставленную форму и впоследствии застывает, сохраняя эту форму. Можно отлить заготовки в виде геометрических тел, цветков, лепестков. Помимо этого, смола способна сохранять хрупкие и нежные элементы.

Например, в заготовку помещается одуванчик, цветок ромашки, лепестки растений, которые в течение длительного времени сохраняют свой первозданный вид.

Эпоксидка отлично сочетается с деревом, образуя практичные и красивые композиции. Мастер может в процессе заливки расправить веточку так, чтобы она создавала эффект парения в воздухе. Текучесть смолы – одно из ключевых свойств. Она наполняет поры древесины и заливает любые, даже самые сложные элементы декора. При обычной заливке образуется гладкая горизонтальная поверхность. С использованием молдов получают заготовки в виде листочков или ягод. После застывания на листочках делают небольшие углубления, имитируя жилки, а в ягоде клубники – ямки, в которых расположены зернышки. Таким образом, можно получать копии отличного качества.

Расширяет сферу применимости ювелирной смолы возможность колеровки. Цветовой оттенок поможет создать картины, поражающие своей реальностью. В настоящее время трендом являются украшения с имитацией водоемов. Игра красок синего оттенка создает различные эффекты, от морских глубин до лазурной волны. Красители для эпоксидки продаются в тех же магазинах, что и аксессуары. Можно встретить порошки и жидкие добавки, а также различные блестки и прочие элементы декора.

Теоретически, ювелирную смолу можно использовать для изготовления мебели, ваз или рамок под фотографии, однако чаще всего для этого применяют специальные марки эпоксидных смол.

Особенности покупки

Сделав предварительные расчеты по количеству смолы, мастер имеет возможность оптимизировать свои расходы, так как эпоксидка продается в разной фасовке. Стоимость материала зависит от его качества (прозрачности). Подходящая для изготовления украшений смола стоит около 1500 рублей за килограмм. Цена на полимер более низкий по качеству более, чем в два раза ниже.

Например, эпоксидку для заливки столешниц можно купить за 700-900 рублей. Немаловажным фактором в ценообразовании является бренд производителя. Практически все зарубежные образцы оказываются в 3-4 раза дороже, чем смолы российского производства, хотя качество при этом практически одинаковое.

Ходит такое мнение среди мастеров, что можно готовить смолу самостоятельно. Но даже если и удастся приобрести все компоненты, то изготовить реактор очень сложно. Считается, что в производстве ювелирных изделий из эпоксидки реально самому изготовить молды и производить заливку, а смолу лучше покупать в магазине. При выборе марки смолы необходимо учитывать ряд ее параметров. Если прозрачность можно оценить визуально, то остальные качества прописаны в паспорте или инструкции.

Следует обратить внимание на время жизни смолы. Многие начинающие мастера ассоциируют это время с периодом, в течение которого нужно успеть залить смолу. Это не совсем верно, так как даже при минимальном показателе произвести заливку вполне реально. Смола с коротким временем жизни активно взаимодействует с отвердителем, что приводит к повышению температуры. Это чревато вскипанием состава и образованием пузырьков воздуха. Рекомендуется выбирать варианты со средним значением.

Заливка смолы в молд происходит за один прием. При этом получается слой смолы, толщиной несколько сантиметров. Максимальная толщина слоя заливки – еще один параметр, на который нужно ориентироваться. Лучше выбрать такие модели, которые позволяют сделать отливку за один прием, так как послойное наложение эпоксидки увеличит время изготовления изделия до нескольких недель.

Наконец, особого внимания заслуживает вязкость состава. Здесь единого мнения существовать не может. Если одни мастера предпочитают более текучие материалы, то другим удобнее работать с густой смолой, чтобы без молдов формировать линзы. Обязательно рекомендуется ознакомиться с параметром вязкости и определить свое предпочтение. Для новичков есть модели со средним показателем. Их опыт не позволяет сделать выбор в ту или иную сторону, поэтому можно начать деятельность с универсальных смол.

Ювелирная смола. FAQ

Ювелирные компаунды получили широкое применение как в быту так и производственных условиях, но чтобы работать с ними нужно хорошо разбираться в особенностях работы с ними. Мы проясним 15 самых часто повторяющихся и важных вопросов, которые помогут избежать ошибок и огорчений при работе с ювелирной смолой.

1. Что такое жизнеспособность смолы? Когда наступает резиноподобная пластичная фаза, при которой эпоксидку можно гнуть и лепить?

Жизнеспособностью называют период времени, в течение которого после перемешивания компонентов эпоксидка еще остается в достаточно жидком и пригодном для использования состоянии (К примеру, для смолы ПЭО 610КЭ она составляет 250 мин.). Этого времени хватает, чтобы пузырьки воздуха вышли естественным путем как из объемных покрытий, так и из небольших по объему отливок.
Следующая стадия – гелеобразования – в течение которой консистенция становится эластичной (резиновой), внешне ее можно определить по вмятине, которая остается на поверхности при нажатии. Если требуется подзаливка, ее следует производить именно в этот период, тк из-за совместного отверждения переход будет незаметен. В «резиновой» фазе эпоксидка пластична и ее можно доработать, придав желаемую форму.

2. У вас несколько ювелирных эпоксидных смол. Какую из них нужно использовать? В чем преимущество эпоксидных смол ПЭО по сравнению с аналогами?

10К – это самая густая смола, в тоже время самая жесткая и хрупкая после полимеризации. Подходит для объёмных покрытий («линз»)
610КЭ –более текучая смола, по сравнению с предыдущей, содержит пластификатор, т.е. она не хрупкая. Подходит для заливки линз.
510КЭ – смола средней текучести, самая универсальная, ее используют в большинстве МК. Можно заливать изделия в формы, в тоже время, можно получить «линзу», если смолу после смешивания оставить для набора вязкости на несколько часов.
10КЭ – еще более жидкая смола. Больше подходит для заливки изделий в формы и имитации воды.
210КЭ – cамая жидкая смола и самая эластичная — изделия из нее слегка гнутся. Подходит для имитации воды, заливки сухоцветов.
Преимущество смол ПЭО в том, что они не уступая аналогам в оптическом качестве и УФ стойкости, охватывают более широкий диапазон по вязкости и жизнеспособности. Смолы выпускаются в соответствии с ТУ, прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу. К достоинствам также следует отнести 38 летний опыт работы сотрудников института в области создания компаундов с заданными характеристиками, подтвержденный авторскими свидетельствами, статьями и внедрением на более 200 предприятиях.

3. У меня образовался излишек компонента А, а компонент В уже был разлит. Можно ли затвердить его каким-то другим веществом?

Если у вас образовался излишек компонента А, то правильнее всего приобрести недостающее количество компонента В.

Важное замечание – для всей линейки ювелирных смол компонент В одинаковый.

4. Эпоксидка застыла, но верхняя часть линзы как будто покрыта масляной пленкой. Протерла линзу ацетоном, в результате нижняя часть гладкая и прозрачная, а верхняя стала шершавой. Как этого избежать в дальнейшем?

Причин появления масляной пленки может быть несколько: низкая температура, повышенная влажность, неправильное соотношение компонентов и их плохое перемешивание.
Для смолы ПЭО самая частая причина образования пленки – не учет обстоятельства, что плотности компонентов А и В разные и поэтому соотношение компонентов различно «по массе» и «по объёму».
Вторая по распространенности ошибка заключается заблуждением, что если взять больше отвердителя, то отверждение произойдет быстрее. На самом деле при излишке отвердителя, он останется не прореагировавшим между узлами сетки, а на поверхности будет наблюдаться его постепенное «выпотевание» (пленка).
Если пленка появилась, то с поверхности её нужно убирать не ацетоном, а теплой водой с губкой или разбавленным этиловым спиртом.

5. Я нарушила пропорции и клей застыл не полностью. Могу ли я сверху на этот не полностью застывший слой налить новый с правильной пропорцией?

Если вы еще не разлили смолу на изделие, можно добавить отвердителя, чтобы соотношение стало 3,3:1 (по объему) или 4:1 (по массе) и продолжать работать.
Если же заливка произошла, вы должны решить – смывать полимерный слой или оставлять вам, учитывая внешний вид/ «ответственность» изделия. Если изделие заказное, лучше сделать новую заливку. Допустимой погрешностью компонентов является 5%.

6. Как избежать того, чтобы ювелирный компаунд не стекал от краёв изделия и на поверхности не образовывались «проплешины»?

Чтобы компаунд не стекал, не заливайте его сразу свежеприготовленным, дайте выстояться несколько часов для набора густоты, потом заливайте.

7. Интересует, чем можно подкрашивать компаунды в бытовых условиях и сохранится ли прозрачность? Подходят ли для этого акриловые краски, чернила, акварель и тд.

Мы рекомендуем использовать специально разработанные красители и концентраты . Они позволяют получать прозрачные компаунды всех цветов спектра и их комбинации – множество промежуточных цветов и оттенков.
Также можно использовать не содержащие воды красители, но обязательно предварительно проверять совместимость красителя и смолы на тестовой заливке.

8. Как работает отбеливатель Эпоксикон-400? Он делает белые детали более белыми или увеличивает прозрачность смолы?

Сине-фиолетовый краситель Эпоксикон-400 добавляется в смолы для улучшения эстетического восприятия. Он использует свойство человеческого глаза, которое заключается в том, что «кристально чистым» нам кажется цвет с голубизной. Особенно это важно при изготовлении изделий с толщиной свыше 3-5 см. Отбеливающий концентрат можно использовать ко всей линейкой ювелирных смол ПЭО.

9. Хочу сделать значок, а в качестве основы использовать нарисованный или напечатанный на принтере рисунок. Можно ли использовать для этого смолу и не потечет ли изображение?

Красящие вещества, входящие в состав паст ручек, чернил фломастеров или катриджей принтеров могут вступить во взаимодействие с эпоксидной смолой или отвердителем.
Лучше всего сделать пробную заливку.
Также можно на рисунок нанести защитное покрытие клея типа ПВА или лака, для надежности два-три слоя – покрытие обрабатывается с лицевой стороны, затем после просушки с обратной.

10. Есть ли белый краситель для белых непрозрачных подвесок?

Рекомендации будут отличаться в зависимости от применения. Если требуется, чтобы изделия отражали свет, то используют непрозрачные белые пигменты (флуоресцентный белый, серебристый белый жемчуг, белый ослепительный атлас); если же требуется, чтобы изделия пропускали свет, то используют светорассеивающий диффузант или белый искристый мерцающий краситель.

11. Столкнулась с проблемой выбора светящихся в темноте компаундов. Не могли бы вы указать их приблизительное время свечения?

Это зависит от засветки, марки форфоресцентных люминофоров, но средняя длительность различаемого послесвечения составляет 2-3 часа.

12. Как поведут себе эпоксидные смолы на солнце? И что может произойти с ними от контакта с морской водой?

3-4 часа пребывания на солнца ювелирных смол не приводит к их пожелтению, что было подтверждено экспериментальными данными. Эпоксидные материалы инертны к морской воде, так что в подобных украшениях можно легко купаться.

13. Можно ли отполировать изделие, если случайно оставил на нем отпечаток?

Да, полировки эпоксидных компаундов можно использовать пасту 3м и мелкую наждачную бумагу для удаления глубоких царапин.

14. Как компаунды реагируют на холод при транспортировке?

За 8 лет не было ни одного случая с претензией на морозоустойчивость смолы. География поставок ювелирных смол ПЭО обширна и в пределах России и за рубежом и практический опыт показывает, что проблем с морозоустойчивостью у смол ПЭО нет.

15. Правда ли, что ювелирная эпоксидная смола безвредна по сравнению с технической?

Все эпоксидные смолы токсичны, но ювелирные смолы меньше. Покупайте у проверенных поставщиков, чтобы быть уверенными, что вам продают именно ювелирные смолы.
Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» прозрачные эпоксидные компаунды ПЭО «допускается применять в ювелирной промышленности, производстве бижутерии и сувениров, в том числе в быту.»
В отвержденном состоянии компаунды ПЭО безвредны (их даже используют в качестве пломбировочных материалов и для герметизации кардиостимуляторов).

Полный текст статьи смотрите тут. Автор — к.т.н Гейдур С.А.

Ювелирная эпоксидная смола – тонкости работы

Этот материал интересен для любителей «хенд мейда» своими свойствами: сочетанием прозрачности стекла с высокой химической и механической прочностью, возможностью получать изделия любых форм, практически полным отсутствием усадки, использование тонких слоев для глянцевого блеска, прочнейший клей, отсутствие запаха и т.д.

Особенность эпоксидной смолы (ЭС) в том, что она не продается в готовом для применения виде. Рабочую субстанцию получают в результате смешивания двух обязательных компонентов: смолы и отвердителя. Могут добавляться различные красящие добавки.

Два главных правила качественного материала: строгое соблюдение пропорций и тщательное перемешивание.

Пропорции смешиваемых компонентов

Каждый производитель обязательно указывает на упаковке требуемое соотношение. Оно варьируется для различных марок. Например, две части смолы на одну часть отвердителя – два к одному. Для ювелирного компаунда чаще всего предлагают соотношение 2:1 или 1:1, но возможны варианты. Внимательно изучите инструкцию изготовителя. Менять их произвольно не стоит. Полученное вещество придется просто выкинуть из-за непригодности.

Отмерять на глазок тоже не рекомендуется. Соотносить можно по массе или объему. Если есть точные весы, то требуемые граммы отмеряем взвешиванием. Лучше взвешивать составляющие части в разных емкостях, и смешивать их в чистой одноразовой таре.

Можно измерять объем. Для этого удобно применять одноразовые шприцы, отдельный шприц для каждой составляющей. При выдавливании на поршень нажимают плавно, чтобы жидкое содержимое не выплеснулось слишком резко.

Не стоит смешивать реагенты в той же емкости, которой отмеряли их количество – можно нарушить рекомендуемое соотношение. Лучше взять чистую посуду – например, одноразовый стакан.

Как правильно соединять компоненты

От правильности смешивания зависит качество конечного продукта. Небрежно перемешанный компаунд плохо застывает, остается тягучим и непригодным.

Перемешивание следует начинать сразу после соединения элементов, т.к. реакция полимеризации начинается с момента их контакта. Если не смешать содержимое сразу, то реакция пойдет только в месте соприкосновения реагентов, и однородность будет нарушена.

Опытные мастера советуют вливать отвердитель в основу, а не наоборот, одновременно начиная смешивать раствор. Это делается максимально тщательно и медленно. Резкие движения приведут к образованию нежелательных воздушных пузырьков. Если смесь жидкая, то пузырьки сами лопнут, выйдя из раствора. Если густая (параметр густоты зависит от марки изготовителя) они всплывают гораздо медленнее. Их ликвидируют с помощью зубочисток или коктейльных трубочек. Перемешивать следует не менее 3-5 минут, до получения полной однородности и прозрачности.

В качестве смесителя удобно использовать деревянную палочку. Некоторые производители предлагают деревянные шпатели в комплекте с сырьем. Если исходное вещество слишком плотное, что мешает движению смесителя, можно его слегка подогреть на водяной бане.

После достижения однородности можно использовать получившуюся субстанцию для работы. Для разных видов поделок требуются разные стадии густоты, которые постепенно сменяют друг друга.

Температурный режим

ЭС в процессе приготовления и использования реагирует на температуру окружающей среды. Прежде всего, необходимо учитывать, что полимеризация сопровождается выделением тепла – до 600С. Уровень выделяемого тепла прямо пропорционален массе полимера. Поэтому не нужно помещать готовящуюся смесь в закрытую тару. Это также учитывается при выборе форм-молд для заливки – они должны быть жаропрочными.

Процесс отвердевания можно ускорить температурным воздействием. Допустимо предварительно прогреть исходные компоненты до 25-300С. Чем выше температура, тем быстрее твердеет эпоксидка. Но допустимый максимум в среднем не превышает 600С, иначе возникает риск вскипания с образованием пены и множества пузырьков. Поэтому не рекомендуется греть изделие горячим воздухом из фена, но можно поместить его на батарею отопления.

Не рекомендуется работать при температуре ниже +220С, т.к. компаунд в таких условиях плохо затвердевает.

Дополнительные рекомендации

Практический опыт профессионалов позволил выработать еще несколько рекомендаций для получения качественного вещества:

  • Недопустимо попадание в состав воды, даже в малых количествах, это отрицательно скажется на свойствах итогового продукта. Поэтому не следует проводить смешивание в условиях повышенной влажности. По этой же причине для окраски применяются только сухие красящие пигменты. Они добавляются маленькими дозами, чтобы не повлиять на свойства материала, и также требуют тщательного вымешивания.
  • Приготовленная ЭС не подлежит хранению, затвердевшую субстанцию уже не размягчить никакими способами. Правильно приготовленная масса пригодна в течение 30-60 мин, после чего остаток можно только выбросить. Поэтому нужно правильно рассчитывать количество сырья.
  • Перед нанесением эпоксидки необходимо подготовить поверхность: обезжирить и отшлифовать. Это обеспечит высококачественную адгезию. Если покрытие наносится в несколько этапов, то следующий слой наносится на не полностью отвердевший, сохранивший липкость предыдущий.
  • Обрабатываемая поверхность должна быть расположена в идеально ровном положении, чтобы смесь равномерно распределилась по плоскости.
  • Пока застывающая поверхность остается липкой, на нее легко собирается пыль, соринки и прочее. Предотвратить это можно с помощью различных защитных пленок, крышек и т.п.
  • При воздействии ультрафиолетовых лучей эпоксидка может приобретать желтоватый оттенок. Для вещей, которые будут подвергаться постоянному действию солнечного света, оптимально выбирать составы, включающие УФ-фильтр. Или продумать дополнительную защиту с помощью специальных покрытий.

Где найти

Очень много приходится тратить времени на поиски подходящего сырья или есть сомнения в качестве? Загляните в наш каталог. У нас довольно широкий выбор, как самой эпоксидки, так и разнообразных красителей. Покупая у нас, вы можете реализовать все свои идеи и при этом существенно сэкономить, ведь цены у нас совершенно не кусаются!